Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Учебник Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса.  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 - 4 классы. Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Рабочая программа

по  изобразительному искусству

Учитель   Лаптева С. В. 

Класс        1

Общее количество часов в год   33

Учебник Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса.  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 - 4 классы. Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2013.

с. Виткулово

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе программы по изобразительному искусству начального общего образования, авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство», утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа Т. А. Копцевой входит в УМК «Гармония».

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 33 часа. Из расчёта 1 час  в неделю.

Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония»:

1. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 - 4 классы. Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2013.

2. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса.  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

3. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

Программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного,

неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально

ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств».  

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который

предполагает реализацию определённых методических принципов.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа,

форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности. Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию. Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);

– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств,

участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная,

передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.).

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры. Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли творца, первооткрывателя, изобретателя и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я – зритель – критик – ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития

изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических»

и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить

педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития

творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей. Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного

селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный

процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я – художник», «я – зритель», «я – слушатель», «я – эксперт», «я – экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это формула положительного эмоционального фона обучения. Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения. Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость – диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности

к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привёл к необходимости отказа от признания того, что умения, навыки, приобретённые знания – основные итоги образования.

Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на

активное решение проблем с целью выработки определённых действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я – автор», «я – зритель», «я – ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации.

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:

формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей

доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При

этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной

бабушки» или «раненого солдата» и т. п. Таким образом он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для

формирования чуткой и заботливой личности;

– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;

– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности – созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;

– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных

социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов

обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет

следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать

художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки);

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ

1. Художник и мир природы (7 часов). Творческая папка художника. Художественные материалы. Многообразие цветов. Мир природы дарит нам материалы для творчества. Небесные переливы цвета. «Есть у солнца друг…». Капризы природы.

2. Художник и мир животных (8 часов). Художник рисует диких животных. Художник рисует домашних животных. «В аквариуме есть кусочек моря…». Художник рисует птиц. Букашки-таракашки. У зверей тоже бывают мамы и папы. «Если б только мы умели понимать язык зверей…». Животные – наши соседи.

3. Художник и мир человека (11 часов). Ты – художник. Художник рисует родной край. «Какие бывают девочки…». «Какие бывают мальчики…». Мужской портрет. Былинные богатыри. Рисуем маму. Моя семья. Знаменитые скульптуры. Транспорт на улицах твоего селения. Фантастический транспорт.

4. Художник и мир искусства (8 часов). В мире книг. Музыка цвета. Театр теней. Цирковое представление. Планетарий. В мире музея. Народные промыслы. Москва – город-музей. Государственная Третьяковская галерея.

         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Календарно – тематическое планирование

Название курса        

Изобразительное искусство

Класс  

1

Программа    

Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 - 4 классы. Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2013.

Учебник 

Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса.  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Количество часов    

33  (1  час в неделю)

Планируется   

 

Учитель

Лаптева С. В.

                 

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с графиком промежуточной аттестации,

утверждаемым приказом руководителя образовательного учреждения

МБОУ Виткуловская СОШ Прониным А. А.


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Планируемые

предметные и личностные результаты

Формируемые универсальные учебные

действия

Дата проведения

План

Факт

Художник и мир природы (7 ч)

1

Введение. Твор-ческая папка ху-дожника.

1

Знакомятся с художест-венными материалами (гу-ашь, цветные и простой ка-рандаши, фломастеры, ак-варель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хра-нения результатов детского

изобразительного творчест-ва (папка, альбом, коробка).

Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника.

Творческое задание

Создают рисунок на свобо-дную тему любимым худо-жественным цветным мате-риалом, отражающим сфе-ру интересов ученика.

Различать изобразитель-ные возможности разных художественных материа-лов.

Выполнять рисунок по со-бственному замыслу.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной осно-ве папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать ориги-нальную творческую рабо-ту.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения.

4.09

2

Художественные материалы.

1

Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-жи-вописца, графика, скульп-тора, архитектора, дизай-нера.

Исследуют изобразитель-ные возможности цветных художественных материа-лов (фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина) при создании образа цветика-многоцвети-ка, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цве-тов.

Творческое задание

Создают образ цветика-многоцветика, используя цветной пластилин или другой материал.

Определять художествен-ный материал по его изо-бразительным свойствам.

Различать основные виды художественной деятель-ности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

Оценивать выразительные свойства разных материа-лов при оформлении деко-ративной композиции цвет-ка.

Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения. Осуще-ствлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

11.09

3

Многообразие цветов.

1

18.09

4

Мир природы да-рит нам материа-лы для творчест-ва.

1

Узнают, что в древние вре-мена рука была первым ин-струментом для получения изображения.

Делают вывод о том, что природа дарит художнику материалы для творчества:

краски, уголь, цветную гли-ну, ветки, камни.

Анализируют выразитель-

ность наскальных изобра-

жений человеческой ладони

(тёмное – на светлом, свет-

лое – на тёмном).

Составляют цветовой круг из осенних листьев.

Знакомятся с выразитель-ными свойствами цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; хо-лодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные

просторы. 

Творческое задание

Создают (индивидуально или коллективно) компо-зицию «Осеннее дерево», используя метод отпеча-тывания своей ладони.

Выполнять элементарные оттиски ладони, используя гуашевые краски.

Обводить карандашом ко-нтур ладони и украшать его декоративным узором с ис-пользованием тёплых и хо-лодных цветов.

Оценивать выразитель-ность тёплых и холодных оттенков в цветовом круге.

Участвовать в индивиду-альных и коллективных ви-дах творческой деятель-ности.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения; осу-ществлять анализ, сравне-ние, группировку матери-ала по заданным критери-ям; работать в паре или коллективно.

25.09

5

Небесные пере-ливы цвета.

1

Узнают, что природа-худо-жница создаёт выразите-льные небесные картины.

Анализируют краски вос-хода, заката, северного сия-ния, грозовых облаков: тём-ные и светлые краски неба.

Знакомятся с выразите-льными возможностями ак-варельной техники «по-сы-рому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу.

Знакомятся с пейзажем как жанром изобразитель-ного искусства.

Творческое задание

Создают рисунки, исполь-зуя технику «по сырому» или пейзаж.

Придумывают ему образ-ное название.

Высказывать эмоциональ-ные суждения о красоте не-бесных переливов цвета.

Выполнять смешение ак-варельных красок по мок-рому листу бумаги.

Отражать состояние при-роды (грусть, радость, тре-вога), используя переливы тёмных и светлых акваре-льных красок.

Оценивать выразительные качества рисунков, выпол-ненных в технике «по-сы-рому», придумывать им названия.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным кри-териям.

2.10

6

«Есть у солнца друг…».

1

Узнают, что дары осени – это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами с чело-веком.

Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсол-нуха (солнца и других цве-тов).

Знакомятся с выразитель-ными возможностями тех-ники обрывной апплика-ции: бархатистость обрыв-ных краёв, неточность фор-мы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги.

Узнают о приёмах выделе-

ния композиционного цен-

тра на рисунке (крупное изображение в центре, мел-кие и маленькие – по бо-кам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бо-кам).

Творческое задание

Создают аппликативную композицию «Солнце и подсолнух – друзья».

Выполнять элементарные операции, используя техни-ку обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бу-маги, приклеивание).

Составлять целостную ко-мпозицию, используя части (обрывные кусочки цветной бумаги).

Сравнивать выразитель-ность форм разных пред-метов и явлений. Прово-дить образные аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).

Оценивать выразительные качества композиций, вы-полненных в технике об-рывной аппликации.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения; осущест-влять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

9.10

7

Капризы приро-ды.

1

Знакомятся с литератур-ными зарисовками приро-ды, с умением человека одухотворять природные явления: дождь капризный, ветер могучий, снег ковар-ный, пушистый и т. п.

Анализируют выразитель-ные картины природы: ве-тер, дождь, снег; вырази-тельные свойства графичес-ких материалов: линия, точ-ка, штрих, пятно.

Знакомятся с искусством графики как с искусством чёрно-белого изображения, с выразительностью конт-раста светлого и тёмного.

Анализируют книжные ил-люстрации, вычленяют вы-разительность графичес-кого изображения, выпол-ненного тушью (пером, па-лочкой), гелевой ручкой.

Творческое задание

Создают иллюстрацию к стихотворению А. Плещее-ва «Скучная картина…».

Высказывать элементар-ные эмоциональные сужде-ния о природных явлениях (ветер, дождь, снег).

Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации как к виду графического искусства.

Передавать в рисунке сос-тояние грусти, радости или тревоги, используя выра-зительные возможности ли-нии, пятна, точки, штриха.

Выполнять иллюстрацию стихотворения c помощью туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изо-бражений.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения.

16.10

Художник и мир животных (8 ч)

8

Художник рисует диких животных.

1

Узнают, что наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы худо-жественной деятельности человека, что белый мел, цветная глина и уголь – первые художественные материалы человека.

Анализируют выразитель-

ность наскальных рисун-ков.

Знакомятся с графически-ми материалами (уголь, мел, сангина, соусы), с при-ёмами нанесения изобра-жения (плашмя, торцом, растиркой), с методами изо-бражения дикого живот-ного одной линией и от пят-на.

Творческое задание

Создают образ дикого жи-вотного в движении, испо-льзуя графические матери-алы.

Различать изобразитель-ные возможности разных графических материалов.

Выполнять рисунок дико-го животного, используя приёмы нанесения изобра-жения плашмя, торцом и растиркой.

Выделять композицион-ный центр изображения (главный герой в центре и крупно): «Мама-олениха и сын», «Папа-зубр и дочка».

Оценивать эстетическую выразительность наскаль-ных рисунков и детских ри-сунков с животными.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: уча-ствовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, сра-внение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

23.10

9

Художник рисует домашних живо-тных.

1

Анализируют рисунки жи-

вотных, выполненных раз-ными художественными материалами.

Узнают, что название ри-сунка отражает замысел автора: «Напуганный котё-нок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот».

Используют выразитель-ные свойства материалов для передачи характера домашнего животного (гру-стный, весёлый, испуган-ный, хитрый и т. п.).

Творческое задание

Создают образ домашнего

животного, придумывают рисунку оригинальное на-звание.

Определять художествен-ный материал по его изо-бразительным свойствам.

Различать основные виды художественной деятель-ности (графика, живопись).

Использовать выразитель-ные свойства разных мате-риалов с целью достижения замысла (ласковый, шуст-рый, взъерошенный или др.).

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: уча-ствовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

30.10

10

«В аквариуме есть кусочек мо-ря…».

1

Знакомятся с богатством природных форм подвод-ного мира, с образами не-обычных рыб: рыба-бабо-чка, рыба-ёж, рыба-попугай и др.

Анализируют разнообра-зие форм и окраски аква-риумных рыб.

Изучают приёмы работы в

смешанной технике: воско-вые мелки (масляная пас-тель или парафиновая све-ча) и акварель в технике «по-сырому».

Творческое задание

Создают образ подводного царства с использованием

смешанной техники – аква-

рель и восковой мелок.

Оценивать выразитель-ность форм и цветового ок-раса обитателей подводного мира.

Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тё-мных цветов.

Использовать выразитель-ные возможности смешан-ной техники (восковые мел-ки и акварель) для дости-жения своего замысла: «Яр-кая рыба», «Золотая рыба и серебряная», «Рыба-бабоч-ка со своими детками».

Выделять особенное в изо-бражении рыб через их ха-рактерную форму.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: уча-ствовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблю- дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

13.11

11

Художник рисует птиц.

1

Узнают, что в природе су-ществует большое много-образие птиц.

Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способст-вовали созданию сказок, стихов, пословиц, погово-рок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова – мудрость, лебедь – преданность и др.

Разгадывают и придумы-вают загадки про птиц.

Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией, от пятна и поэле-ментно.

Анализируют рисунки птиц художников В. Вата-гина, Е. Чарушина.

Творческое задание

Создают иллюстрацию к загадке про птиц, изобра-жают птицу в характерной позе или др.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель-ных средств художествен-ных произведений.

Высказывать эмоциональ-ные суждения о выразите-льности формы и окраса птиц.

Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т. п.), используя выразитель-ные возможности художе-ственных материалов.

Оценивать выразитель-ность иллюстраций с изо-бражением птиц.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

20.11

12

Букашки-тарака-шки.

1

Анализируют иллюстра-ции разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Му-ха-Цокотуха» или мульт-фильмы с участием насе-комых.

Делают вывод о том, что оригинальность замысла – основа выразительной ком-позиции, что каждому ху-дожнику присущ индиви-дуальный изобразительный стиль.

Знакомятся с приёмами получения рельефного изо-бражения из цветного плас-тилина.

Творческое задание

Создают рельефное изобра-

жение насекомого, приду-мывают ему оригинальное название.

Сравнивать выразитель-ность форм разных насеко-мых.

Выполнять элементарные операции, используя техни-ку лепки из цветного плас-тилина (скручивание, сми-нание, размазывание).

Составлять целостную ко-мпозицию, используя час-ти.

Оценивать выразительные качества рельефных компо-зиций, выполненных из цветного пластилина.

Уметь через название твор-ческой работы выражать замысел.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

27.11

13

У зверей тоже бывают мамы и папы.

1

Анализируют образы зве-

рей в творчестве художни-ка-графика Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина.

Узнают, что объём – выра-зительное средство скульп-туры.

Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из це-лого куска деталей и по-элементное соединение час-тей в целое.

Творческое задание

Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстра-цию к стихотворению про животных.

Участвовать в обсуждении содержания художествен-ных произведений.

Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения.

Овладевать основами язы-ка скульптуры, использо-вать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, малень-кий зверь).

Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную компози-цию, применяя разные при-ёмы лепки: «Звериное се-мейство на прогулке», «Зве-ри играют» или др.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

4.12

14

«Если б только мы умели пони-мать язык зве-рей…».

1

Знакомятся с содержанием

Красной книги, с животны-ми родного края, занесён-ными в Красную книгу.

Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения.

Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам.

Узнают о животных – сим-волах Нового года.

Творческое задание

Создают кормушку для птиц, используя пакет из-под молока, или создают маску любого животного из бумаги.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в собственной художест-венно-творческой деятель-ности.

Выражать своё отношение к исчезающим видам живо-тных.

Различать основные виды изобразительного искусст-ва: живопись, графика, ску-льптура и декоративно-при-кладное искусство.

Выбирать и использовать способы работы различны-ми художественными мате-риалами для передачи за-мысла (раненый зверь, ра-достный зверь).

Отражать в маске основ-ные признаки животного (длинные уши – у зайца, нос пятачком – у свиньи, длинные усы – у кота).

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

11.12

15

Животные – на-ши соседи.

1

Анализируют детские ри-сунки на экологическую те-му, помещённые в учебни-ке.

Узнают о задачах экологии – науки о сохранении всего живого на Земле.

Знакомятся с цветом как средством художественного

выражения, с возможно-стью тёплой и холодной гаммы цветов.

Творческое задание

Создают рисунок на эколо-

гическую тему или выпол-няют иллюстрацию к сти-хотворению Н. А. Некрасо-ва «Дед Мазай и зайцы».

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель-ных средств иллюстрации.

Высказывать эмоциональ-ные суждения о выразите-льности цветового оформ-ления.

Оценивать выразитель-ность работ.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

18.12

Художник и мир человека (11 ч)

16

Ты – художник.

1

Анализируют содержание

детских рисунков и их наз-вания, делают вывод о том, что название рисунка отра-жает основную идею авто-ра, его замысел.

Знакомятся с оформлени-ем этикетки к рисунку, не-обходимостью указать ва-жные сведения об авторе рисунка: имя автора, воз-раст, класс, название рисун-ка.

Анализируют содержание рисунков на тему «Я – ху-дожник», помещённые в учебнике атрибуты изобра-зительного искусства.

Знакомятся с выразитель-ными свойствами линии: плавная, корявая, непре-рывная, прерывная.

Творческое задание

Создают рисунок на тему «Я люблю рисовать (ле-пить, конструировать)», подписывают свою работу.

Участвовать в обсуждении содержания художествен-ных произведений.

Видеть и отражать в рису-нке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т. п.).

Использовать выразитель-ные возможности линей-ного рисунка (линия плав-ная, корявая).

Оценивать выразитель-ность графического изоб-ражения человека в детском рисунке.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

25.12

17

Художник рисует родной край.

1

Узнают, что каждый народ – художник, который стре-мится выразить природное и национальное своеобра-зие в произведениях изо-бразительного и декора-тивно-прикладного искус-ства.

Узнают о приёмах выде-ления в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше; первый, второй план.

Анализируют композиции

произведений художников и детских рисунков в уче-бнике: «Как я провёл зим-ние каникулы», «У бабу-шки в деревне» или др.

Творческое задание

Создают рисунок на тему

«Масленица», «Школьный

праздник» или др.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творче-ской деятельности.

Понимать общее и особен-ное в произведении изобра-зительного искусства и в художественной фотогра-фии.

Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, наро-дным и государственным праздникам или др.

Выбирать и использовать способы работы различ-ными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник и т. д.).

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

15.01

18

«Какие бывают девочки…».

1

Знакомятся с жанром пор-трета (автопортрета). Вы-сказывают своё мнение об изречении: «Глаза – зеркало души».

Анализируют произведе-ния художников, изобра-жающих портреты девочек.

Делают вывод, что отно-шение к портретируемому художники выражают по-разному.

Анализируют цвет как сре-дство художественного вы-ражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный.

Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей чело-веческого лица.

Творческое задание

Создают портрет девочки или автопортрет.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творче-ской деятельности.

Понимать общее и особен-ное в произведении изобра-зительного искусства и в художественной фотогра-фии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изо-бражена девочка.

Выбирать и использовать способы работы различ-ными цветными художест-венными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в наряд-ной шляпе, девочка с вес-нушками, девочка грустная и др.).

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

22.01

19

«Какие бывают мальчики…».

1

Вспоминают, что портрет –

это жанр изобразительного

искусства, а автопортрет – это картина, на которой ху-дожник рисует себя, глаза – это зеркало души. Отмеча-ют, что отношение к порт-ретируемому является важ-ным условием изображения портрета (автопортрета).

Знакомятся с выразитель-

ными средствами графики (точкой, линией, пятном,

штрихом), с приёмами изо-

бражения портрета маль-чика, с основными пропор-циями частей человечес-кого лица.

Творческое задание

Создают изобразительный

образ мальчика или авто-портрет.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творче-ской деятельности.

Понимать общее и особен-ное в произведении изобра-зительного искусства и в художественной фотогра-фии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изо-бражен мальчик.

Выбирать и использовать способы работы графичес-кими художественными ма-териалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (ве-сёлый мальчик, мальчик с

книгой, футбольным мя-чом, на фоне компьютера и др.).

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

29.01

20

Мужской порт-рет.

1

Анализируют детские ри-сунки, помещённые в учеб-нике.

Размышляют над высказы-

ванием «Все профессии ва-жны…».

Выражают отношение к портретируемому через ко-мпозицию: добрый, суро-вый, серьёзный или уста-вший взгляд и др.

Используют выразитель-ные средства графики (точ-ку, линию, пятно, штрих), учитывают основные про-порции в изображении час-тей человеческого лица для достижения замысла.

Творческое задание

Создают изобразительный

образ папы (дедушки) или

портрет мужчины мужест-венной профессии.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изо-бражён мужественный че-ловек (пожарный, космо-навт или др.).

Выбирать и использовать способы работы графиче-скими художественными материалами (фломастера-ми, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, смелый космо-навт, футболист-чемпион).

Передавать в самом общем виде пропорции человечес-кого лица.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

5.02

21

Былинные бога-тыри.

1

Знакомятся с произведени-

ями изобразительного ис-кусства в учебнике: герои-ческим и парадным порт-ретами, с былинными геро-ями.

Высказывают своё мнение о ветеранах – участниках Великой Отечественной во-йны, о современных солда-тах, моряках, пехотинцах, танкистах – защитниках Отечества.

Анализируют детские ри-сунки, помещённые в уче-бнике.

Знакомятся с этапами вы-полнения рисунка.

В рисунке выражают своё отношение к портретиру-емым через добрый, суро-вый или уставший взгляд, широкие плечи, через воен-ные атрибуты: оружие, дос-пехи, награды, знамёна.

Используют выразитель-ные средства графики (точ-ку, линию, пятно, штрих) и приёмы изображения чело-века во весь рост, учиты-вают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица.

Творческое задание

Создают портрет былинно-

го героя или современного защитника Отечества.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности.

Различать основные жан-ры изобразительного искус-ства: портрет, пейзаж, на-тюрморт, былинный жанр.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изо-бражены русские богатыри – защитники Отечества.

Выбирать и использовать способы работы графичес-кими художественными ма-териалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла: «Храбрый Илья Муромец», «Весёлый Добрыня Ники-

тич», «Задумчивый Алёша Попович», «Полководец Александр Невский» и др.

Передавать в самом общем виде пропорции человечес-кой фигуры и лица.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям. Выражать своё отно-шение к результатам твор-ческой деятельности.

12.02

22

Рисуем маму.

1

Анализируют детские ри-сунки учебника и содер-жание стихотворения М. Родиной «Мамины руки».

Стремятся выразить отно-

шение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важ-ных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др.

Используют цвет как сред-ство выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост, учитывают осно-вные пропорции человечес-кой фигуры.

Творческое задание

Создают изобразительный образ мамы, у которой «ру-ки трудовые».

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности.

Выражать своё отношение к маме или бабушке в суж-дениях и средствами изо-бразительного искусства.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материа-лами (пастель, краски, цве-тные фломастеры или др.) для передачи замысла (ма-ма читает книгу, мамин до-брый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человечес-кой фигуры и лица.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

26.02

23

Моя семья.

1

Анализируют произведе-ния художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике.

Стремятся к выражению своего отношения к портре-тируемым через изображе-ние совместных дел семьи, улыбку, добрый взгляд.

Анализируют цвет как сре-дство выражения: тёплый и холодный колорит.

Используют приёмы изо-бражения человека в дви-жении во весь рост.

Учитывают основные про-

порции при изображении фигуры человека и лица.

Творческое задание

Изображают портрет своей

семьи.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности.

Выражать отношение к членам своей семьи, испо-льзуя цвет как средство пе-редачи идеи благополучия, дружбы, любви.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материа-лами (пастель, краски, цвет-ные фломастеры или др.) для передачи замысла (дру-жная семья на даче, семья на море, семья на кухне, се-

мья смотрит телевизор).

Передавать в самом общем виде пропорции человечес-кой фигуры и лица.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

5.03

24

Знаменитые ску-льптуры.

1

Знакомятся со скульптур-ной группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приё-мами лепки человека во весь рост, с основными про-порциями фигуры человека.

Знакомятся с этапами вы-

полнения индивидуальной

или коллективной объём-ной скульптурной группы.

Творческое задание

Создают объёмный образ человека в движении.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в процессе лепки.

Выражать основную мысль через движение фи-гур.

Выбирать и использовать способы работы пластили-ном (глиной или др.) для передачи замысла (мы по-ливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

12.03

25

Транспорт на улицах твоего се-ления.

1

Знакомятся с видами пас-сажирского транспорта: ав-тобусом, легковыми маши-нами разных марок, трамва-ем, троллейбусом, маршру-тным такси, с городским спецтранспортом: машиной скорой помощи, пожарной машиной, полицейской ма-шиной и др.

Вспоминают правила до-рожного движения.

Знакомятся с особенностя-

ми построения композиции,

с выделением в рисунке главного: ближе – больше, дальше – меньше; приё-мами изображения первого и второго плана при выпол-нении композиции «Маши-ны и пешеходы у светофо-ра» или др.

Творческое задание

Создают тематический ри-сунок с изображением горо-дского транспорта.

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на даль-нем плане).

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» и др.).

Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

19.03

26

Фантастический транспорт.

1

Знакомятся с видами пас-сажирского транспорта: на-земным, воздушным, вод-ным и т. п.

Знакомятся с профессией

художника-дизайнера.

Сравнивают форму насе-комых, птиц и рыб с транс-портными средствами пере-движения.

Вспоминают литературные

произведения и фильмы с участием чудо-машин, на-рисованных в фантастичес-ком жанре.

Знакомятся с особеннос-тями изображения чудо-ма-шины, которая умеет и ле-тать, и плавать, и передви-гаться по земле.

Анализируют детские ри-сунки, помещённые в уче-бнике.

Творческое задание

Создают образ оригиналь-ной чудо-машины, исполь-зуя фломастеры или другие материалы, придумывают фантастическому транспо-рту название.

Выражать основную мысль через название чудо-машины.

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла.

Передавать в рисунке вы-разительность формы и де-талей изображаемых машин с целью передачи их функ-ций и сверхвозможностей.

Анализировать результаты своей изобразительной де-ятельности и рисунки свер-стников.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

2.04

Художник и мир искусства (8 ч)

27

В мире книг.

1

Знакомятся с книгой как источником знаний и муд-рости.

Узнают, что буквица – пер-

вая буква на странице, кра-сная буква, красивая буква.

Анализируют образное ре-

шение буквиц, помещённых

в учебнике, раскрывающих

замысел автора.

Учатся использовать тёп-лые и холодные цвета, кон-траст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы.

Творческое задание

Создают оригинальный изобразительный образ бук-

вы.

Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.

Различать основные виды изобразительного искус-ства: живопись, книжную графику, скульптуру и де-коративно-прикладное ис-кусство.

Высказывать эмоциональ-ные суждения о цветовом оформлении буквицы.

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.).

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

9.04

28

Музыка цвета. Театр теней.

1

Вычленяют весёлые и гру-стные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музы-кой.

Знакомятся с некоторыми

особенностями искусства мультипликации, техникой

монотипии, с приёмами по-

лучения цветных «музыка-льных» пятен.

Творческое задание

Создают оригинальный изобразительный образ «музыкальных пятен» в технике монотипии.

Узнают, что театр – синтез

слова, музыки и изображе-

ния.

Знакомятся с выразитель-ностью теневого силуэта, с техникой кляксографии, приёмами нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, со способами по-лучения симметричных от-тисков.

Творческое задание

Создают оригинальный изобразительный образ кля-ксы и дорисовывают его, придумывают получивше-муся изображению назва-ние.

Участвовать в обсуждении выразительных средств тех-ники монотипии.

Выбирать и использовать способы работы в технике монотипии для оформления замысла: нежная музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т. п.

Выражать отношение к объекту изображения через цвет.

Участвовать в обсуждении выразительных средств тех-ники кляксографии.

Выбирать и использовать способы работы в технике кляксографии для оформле-ния замысла.

Выражать отношение к объекту изображения через силуэт и название рисунка.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

16.04

29

Цирковое пред-ставление.

1

Вспоминают, что цирковое

представление – это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на ци-рковой арене, – это вирту-озные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики.

Анализируют выразитель-

ность детских рисунков в учебнике, умение детьми использовать цвет как сред-ство выражения, помогаю-щее художникам передать настроение таинственности, настороженности, празд-ничности.

Знакомятся с приёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения замысла.

Знакомятся с элементар-ными приёмами изображе-

ния животных в движении

(поднятая лапа, повёрнутая

голова и др.).

Повторяют основы компо-зиционного построения изображений: ближе – бо-льше, дальше – меньше; первый и второй изобра-зительный план.

Творческое задание

Создают оригинальную ко-мпозицию на тему «Цирк».

Высказывать эмоциональ-ные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей.

Выражать своё отношение к пластичности животных, их ловкости и умению вы-полнять трюки.

Передавать в рисунке со-стояние радости, праздни-ка, загадочности, используя выразительные возможнос-ти цветового контраста.

Выполнять изображение животного или человека в

движении, используя эле-ментарные законы компо-зиции: загораживание, вы-деление первого плана.

Оценивать выразитель-ность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

23.04

30

Планетарий.

1

Знакомятся с первым пла-

нетарием в России — в Мо-

скве.

Узнают о том, что в плане-

тариях читаются лекции по

астрономии и космонавти-

ке, сопровождающиеся по-

казом искусственного звё-здного неба на полусфе-рическом экране-куполе.

Вспоминают планеты Сол-

нечной системы (Мерку-рий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Знакомятся с героями кос-

моса, с собаками-космонав-тами Белкой, Стрелкой.

Вспоминают первого кос-монавта планеты – Ю. А. Гагарина.

Творческое задание

Изображают собак-космо-

навтов или здание планета-

рия.

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительном творче-стве.

Знать первого космонавта Земли, животных- космона-втов, основные планеты Со-лнечной системы.

Выбирать и использовать способы работы художест-венными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на трениров-

ке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т. п.).

Передавать в самом общем виде пропорции животных.

Оценивать выразитель-ность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

30.04

31

В мире музея.

1

Знакомятся с музеем деко-ративно-прикладного ис-кусства и с некоторыми его экспонатами.

Узнают о строении мира в

древние времена через об-раз трёх царств: небесное, земное и подземно-подвод-ное.

Вспоминают о празднике

Пасхи и о его символе – па-схальном яйце.

Анализируют элементы декоративного узора, знако-

мятся с символическим зна-

чением некоторых элемен-

тов (линия, круг, спираль, звезда и др.).

Творческое задание

Создают оригинальный об-

раз пасхального яйца.

Осознавать роль музеев в жизни общества.

Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного  искусства.

Выражать основную мысль через сочетание де-коративных элементов и цветового оформления пре-дмета.

Учитывать символическое значение элементов деко-ративного узора и исполь-зовать его в своей работе.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

7.05

32

Народные про-мыслы.

1

Знакомятся с народными промыслами региона.

Выявляют влияние клима-тических и геологических факторов на развитие наро-дных промыслов.

Узнают особенности сим-метричного изображения предметов.

Повторяют элементы деко-

ративного узора и их сим-волическое значение: ли-ния, круг, спираль, звезда.

Творческое задание

Украшают декоративную

тарелку или любой другой

шаблон (валенки, варежки,

поднос, вазу или др.), при-

думывают своей работе на-

звание.

Участвовать в обсуждении образного смысла произве-дений декоративно-прикла-дного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание де-коративных элементов и цветового оформления пре-дмета.

Уметь получать симметри-чное изображение.

Учитывать символическое значение элементов деко-ративного узора для укра-шения предметов симмет-ричной формы.

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

14.05

33

Москва – город-музей.

1

Вспоминают название сто-

лицы Российской Федера-ции, размышляют над тем,

почему Москву называют

городом-музеем.

Анализируют памятники архитектуры Красной пло-

щади, репродукции кото-рых помещены в учебнике.

Знакомятся с основными вехами истории Московско-

го Кремля (деревянный, бе-

локаменный, кирпичный).

Повторяют особенности выделения главного в ком-

позиции: ближе – больше, дальше – меньше.

Творческое задание

Создают тематическую ко-мпозицию «Что я хочу по-смотреть в Москве?» или «Что интересного я видел в Москве?».

Знакомятся с деятельнос-тью Павла Третьякова – коллекционера произведе-

ний изобразительного ис-

кусства.

Анализируют выдающие-ся произведения живописи,

графики и скульптуры, хра-

нящиеся в Третьяковской галерее: А. Иванов «Явле-ние Христа народу», О. Ки-пренский «Портрет А. С. Пушкина», М. Антоколь-ский «Царь Иоанн Василь-евич Грозный» и др.

Творческое задание

Выполняют наброски с по-нравившегося произведе-ния, репродукция которого

помещена в учебнике, или

изображают рисунок на свободную тему или на те-му «Моя персональная вы-ставка дома» (в классе, в школьной рекреации, вы-ставочном зале).

Осознавать значимые те-мы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности.

Выражать своё отношение к красоте столицы, её исто-рическим архитектурным памятникам.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материа-лами (пастель, краски, цвет-ные фломастеры или др.) для передачи замысла: «Я любуюсь Царь-колоколом», «Громадная Царь-пушка», «Бьют часы на Спасской башне Московского Крем-ля» или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции изобража-емых объектов.

Различать основные виды и жанры изобразительного искусства.

Выражать своё отношение к произведениям изобрази-тельного искусства, храня-щимся в Государственной Третьяковской галерее.

Выбирать и использовать способы работы художест-венными материалами для передачи замысла (я в залах музея, я учусь в первом классе, я иду в школу, мы на перемене, на уроке или др.).

Познавательные: прояв-лять учебно-познаватель-ный интерес к проблеме урока: как создать оригина-льную творческую работу, высказывать свои пути ре-шения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-вать и воплощать оригина-льный замысел предстоя-щей работы.

Коммуникативные: учас-твовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблю-дать правила общения. Осуществлять анализ, срав-нение, группировку мате-риала по заданным крите-риям.

21.05

34

Государственная Третьяковская галерея.

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...