Разработки уроков по изобразительному искусству для 3 и 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3, 4 класс) на тему

Гималетдинова Маргарита Васильевна

Предлагаемые разработки уроков по изобразительному искусству для 3 и  4 класса  составлены по программе «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 4 класс требованиями ФГОС ООО

учителя Гималетдиновой Маргариты Васильевны.

Раздел: «Художественный образ Древней Греции»

Тема урока: «В гости к Древним гончарам»

Цель: формирование и развитие ценностного отношения  учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с  искусством древних греков, новыми понятиями: «Керамика», «Гидрия», «Лекиф», «Амфора», «Меандр», «Пальметта», «Краснофигурные» и «Чернофигурные» вазы.

Познакомить с именами знаменитых мастеров по изготовлению посуды:  Клитий, Эксекий, Евфроний.  

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

- помочь детям усвоить новое понятия.

- научить использовать полученные знания и умения теоретически и практически.

Развивающие задачи:

- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

- развивать умение работать с художественным материалом.

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 

- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в своей системе знаний;
  • - извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
  • - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД: 

  • - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

-   уметь объяснять значение терминов меандр, пальметта

- работать с готовыми моделями –шаблонами ваз;

- находить композиционный центр композиции

Уметь смешивать и получать дополнительные цвета

Технологии обучения: технология  деятельностного  метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  1. Рабочие программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского-:М., Просвещение 2011.
  2. Л.А. Неменская «Каждый народ художник» - :М., Просвещение 2013.
  3. Журнал «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012 г.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку

С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.

Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»

Цель: создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость  общения друг с другом.

Позвольте начать наш урок с притчи. ИТАК, Восточная притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

  • Прочитайте слова, написанные на слайде «Гидрия
  • «Лекиф»
  • «Амфора»

Что это за предметы?

В какой стране их изготавливали? Как вы считаете?

Как вы догадались, что именно в этой стране?

Затем учитель озвучивает название темы

Читают слова.

Некоторые дети говоря. Что это

 вазы.

Наверное в древней Греции.

На прошлом уроке мы начали изучать искусство Древней Греции.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Введение в тему урока

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока

Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке?  Сформулируйте тему нашего урока. Затем учитель озвучивает название темы

Что же будет нашей целью?  

Давайте составим план урока.

Что мы сейчас сделали?

Какое умение формировали?

Ребята, хотелось бы вам хоть ненадолго перенестись на несколько тысячелетий назад и посмотреть, как жили наши предки?

Представьте, что мы находимся не в шумной столице в Древней Греции, а в предместье города Афин, где работали особенно искусные мастера гончары.

Это предместье  называлось «Керамик»

Значит слово «керамика», т.е. глиняная посуда, происходит от названия Афинского предместья «Керамик».

Давайте постучимся в мастерскую и попросим войти в гости к древним мастерам.

И вот перед нами изделия древних гончаров. Еще ничего не зная об этих  совершенных по форме и удивительно интересных по росписи изделиях, мы все-таки не ошибемся, если скажем, что люди, которые их выполняли, стояли на очень высокой ступени развития. Об этом свидетельствует хорошо продуманная, изящная форма и тщательное исполнение посуды.

И теперь нам становится понятно, что такие замечательные вещи не мог создать человек грубый и невежественный; напротив, чувствуется умелая и опытная рука и тонкий вкус человека.

 Как вы считаете, имеют ли названия и  назначение каждый из этих керамических сосудов, которое непосредственно отразилось в его форме?

Давайте познакомимся с имена знаменитых мастеров по изготовлению посуды:

На доске записаны имена:  

  • Клитий,
  • Эксекий,  
  • Евфроний.

Как вы считаете, чьи это имена, почему мы о них говорим?

Выслушиваются ответы детей.

 Назвали тему урока, наметили цель, составили план урока.

Умение организовывать свою работу на уроке.

( Заранее ученику дается задание,  

подобрать подходящее стихотворение):

  • Я к гончару зашел.

          Он за комком, комок

          Клал глину влажную

          На круглый свой станок:

          Лепил он горлышки

          и ручки для сосудов…

                  Омар Хайям,

персидско-таджикский поэт, ученый, математик, астроном и философ.

Мы считаем, что любая посуда должна иметь свое название и предназначение

  • «Гидрия» (ученик дает характеристику сосуду)
  • «Лекиф»
  • «Амфора»

Мы считаем, что это имена знаменитых мастеров по изготовлению  древнегреческой посуды.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»; «могу».

Постановка учебной проблемы

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

Подчинялись ли древнегреческие мастера строгим правилам  при изготовлении посуды ?

Действительно и форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Какую особенность вы еще наблюдаете в древнегреческих вазах?

Какая часть вазы украшается орнаментом?

Орнамент имел свое название:(ученики подготовили сообщение)

В какой части сосуда расположена картина?

У древних греков все должно было быть пропорционально и соразмеренно, поэтому мы считаем, что  они подчинялись строгим правилам.

На вазах мы наблюдаем изображение картины, а также изображение орнамента.

Орнаментом украшали ножку и горлышко вазы

Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Свое название он получил от названия извилистой реки в Малой Азии – Меандр.

  • Пальметта – узор из тонких перистых листьв, напоминающих пальмовые.

Главную часть сосуда тулова – занимает картина.

Обозначается проблема урока.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Физкультминутка для глаз «Морская»

Цель: предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушений зрения

Можем ли мы  по этим картинам  представить, как жили и выглядели древние греки?

Что изображали древние греки на вазах?

В свою очередь вазы делились на определенные стили, которые имели свой внешний цвет.

Постарайтесь назвать стили древнегреческих ваз, ссылаясь на их внешний цвет?

Почему древние греки изображали картины на вазах?

Где можно проверить свои предположения?

Глазки устали? Давайте отдохнем.

По этим картинам можно представить, как жили и выглядели древние греки.

Мифологические сцены, бытовые и батальные жанры.

Краснофигурные

Чернофигурные

Потому что станковой живописи в то время не существовало. Древние греки использовали опыт предшествующих цивилизаций, которые также изображали картины на вазах, например крито-микенская  культура.

В учебнике или в энциклопедии по мировой художественной культуре.

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

Дети учатся расслабляться и дают отдых глазам с пользой для организма.

Первичное применение нового знания

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Из исторического далекого времени доходят до нас старинные вещи.

Как мы узнаем о старинных вещах?

Где хранятся старинные предметы найденные археологами?

Еще раз совершим экскурсию по музеям Эрмитажа.

Какой еще музей вы знаете, где хранятся древнегреческие вазы?

В этом нам помогают археологи.

Старинные предметы,  найденные археологами хранятся в музеях.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Москве.

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Физкультминутка

«Морские жители»

Цель: восстановление физических и духовных сил,   снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.

1.Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

Движения руками выполнять соответственно тексту.

2 . Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Морская фигура замри.

Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны.

Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.

3.Кто это? Что это?

Как угадать?

Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.

Это рыбацкая лодка.

Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.

Это морская звезда.

Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполняем круговые движения.

Всех разгадаю вас я. Руки разводим в стороны.

Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.

Первичное применение нового знания (продолжение)

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Физкультминутка  помогла восстановить нам силы,  продолжаем путешествие.

Давайте рассмотрим вазы и сравним их.

Сколько всего ваз?

Найдите самую большую вазу?

Найдите самую маленькую вазу?

Значит, мы с большой уверенностью  можем сказать, что мастера очень серьезно относились к изготовлению посуды.

Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина.

О чем просили мастера в своих молитвах богиню?

Одни очень большие, другие очень маленькие.

Много

Гидрия

Лекиф

 Внемли молитвам Афина

Десницею печь охраняя

       Дай, чтобы вышли на славу

        Горшки и бутылки, и миски!

        Чтоб обожглись хорошенько

     И прибыли дали довольно

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Первичное закрепление нового материала

Цель: организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности.

У детей шаблоны ваз из черного и красного картона.

Как вы считаете, что мы будем делать с шаблонами?

мы считаем, их нужно расписать под древнегреческую вазу  применяя строгие правила, которыми пользовались греки.

  • горлышко – узор меандр или пальметта
  • тулово – жанр (мифологические сцены, бытовые и батальные) на выбор
  • низ узор меандр или пальметта

итог  - выставка детских работ.

Успешное применение новых знаний.

Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Проектная работа по составлению карты полушарий.

Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.

Поэтому предлагаю сделать маленький проект  «Изобразить эскиз вазы».

 Но прежде давайте повторим правила работы в группе.

Каждая группа получает задание изобразить вазу:

Молодцы, все справились!

Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?

Правила работы в группе:

перед работой нужно договориться, кто  и что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса;

не спорить зря, а доказывать, объяснять.

Умение работать в группе.

Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Итог работы. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

итог  - выставка детских работ

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

- Что нового узнали?        

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Для чего надо знать о искусстве древних греков?,

Давайте дадим оценку своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке.  На столе лежат магниты  разных цветов.

Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось,  прикрепите красный магнит  на доску; если ПОКА не все удалось, то -желтый  магнит;  если трудных моментов было много, тогда прикрепите зеленый магнит. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали.

Выслушиваются ответы детей.

Искусство древних греков считается классическим, т.е.образцовым.

Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.

Делаем анализ выполненных работ

Кто красотой гордится, кто негой, кто именьем…

      Да здравствует художник

Гордящийся уменьем.

Н. Матвеева

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.



Предварительный просмотр:

Учитель изобразительного искусства

Гималетдинова Маргарита Васильевна,

МБОУ  «Гимназия №3 ЗМР РТ»

Предлагаема разработка урока по изобразительному искусству, в 3 классе  составлена по программе «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2011.

Раздел 4 «Художник  и музей»

Тема урока: Картина- особый мир. Картина пейзаж.

Цели: Повторить знания о крупнейших музеях;

знакомство с жанром «пейзаж»;

поиск композиции пейзажа;

решение колористических задач;

повторить термин «колорит»;

познакомить с терминами «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия».

Виды деятельности:  изображение пейзажа

Планируемые результаты:  Школьники научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников; научатся рисовать пейзаж.

Оборудование: репродукции пейзажей разных видов, принадлежности для рисования.

Компьютерная презентация с изображением пейзажей великих русских художников.

На доске запись ключевых слов и понятий: жанр, шедевр, интенсивность, теплота.

Ход урока:

  1. Организационный момент, актуализация знаний

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

1.Повторение пройденного материала

-Какую тему проходили на прошлом уроке?

-Какие самые крупные музеи нашей страны вы знаете?

-Картины каких художников хранятся в музеях?

-Приходилось ли вам или вашим близким бывать в этих музеях?

-Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

-Что такое оригинал?

-Что такое репродукция?

-Что находится в музеях – оригиналы картин или репродукции?

-Вспомните, о каких музеях шла речь на прошлом уроке?

-Откройте учебник на стр. 112-113, прочитайте текст и рассмотрите репродукции.

-Повторите названия самых знаменитых музеев нашей страны.

2. Беседа по теме урока

-Как называется  человек, который рисует картины? (Художник)

-Что может изображено на картинах художников?

-Послушайте стихотворение – загадку и отгадайте ее. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник

«Взял ты кисти и тетрадь, Начинаешь рисовать.

Лес, березу, подорожник – Нарисует все художник.

Море, луг и виноград, И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом, Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино. И получится…. (картина). ( М. Давыдова).

-Вы сказали, что на картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы деревья и речка, на других – красавица или полководец, а на третьих вообще ваза с ананасом. Такие картины  и называются по-разному.

Все картины в зависимости от того, что на низ изображено,  подразделяются на особые направления – жанры.

-Сегодня мы познакомимся с разными жанрами изобразительного искусства.

3. Работа в тетради

-Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картина-пейзаж».

-Запишите также определение слова «жанры».

Жанры – это особые направления в изобразительном искусстве, они зависят от того, что изображено на картине.

Иначе говоря, жанр – это тема картины, на которую она создана, ее сюжет.

-Посмотрите на знакомые вам картины, расскажите, что на них изображено, что является их темой, сюжетом. (Демонстрация репродукций известных картин, которые школьники обсуждают.)

-Сегодня урок будет посвящен картинам с изображением разных видов природы.

-Познакомимся с первым жанром изобразительного искусства. Который называется «пейзаж.

-Запишите    определение пейзажа .

Пейзаж – это изображение на картине природы. Пейзажем называется картина, которая изображает природные ландшафты – лес, поле, деревья, речку, озеро.

Бывают пейзажи фантастические, где нарисована природа невиданных стран или планет, скажем, марсианские пейзажи.

-На немецком языке слово «ландшафт» переводится словом «пейзаж»

-Повторите его. Этот  термин тоже  часто используется  при описании пейзажных картин.

-В разговорах о картинах, сделанных известными художниками, будет часто встречаться слово «шедевр». Повторите его все вместе. Запишите, что означает это слово.

-Шедевр – художественное произведение, которое стало высшим достижением художника.

-Откройте учебник на стр.116, там размещена репродукция картины художника А. Саврасова «Грачи прилетели». Это настоящий шедевр. Потому что никто до этого художника не мог так точно, так трогательно передать первое дыхание весны. Вероятнее всего на картине  изображен март. Кругом лежит снег, но уже появились первые перелетные птицы, и от этого в душах людей возникает надежда на жизнь, на будущее. В нижней части картины еще наполовину бело, а наполовину раскрылась черная земля, еще сумрачно, тяжело. Валяются обломанные с берез ветки, оставшиеся с зимы. Зато вверху, кажется, мы слышим веселые крики грачей, которые прилетели на свою родину и принимаются вить гнезда. И ветви берез – живые, не обломанные – раздвигают небо, где уже видна природная синева. Вот это – изображение радости жизни, утешение, вселение надежды – мы и любим картины великих художников, которые оставили в дар всему человечеству свои шедевры.

-Итак еще раз. Что такое шедевр?

-Шедевр – художественное произведение, которое стало высшим достижением художника.

  1. Пояснение темы урока

-Откройте учебник на стр.114-117, рассмотрите репродукции картин, прочитайте текст. Здесь есть шедевры, оригиналы которых находятся в Третьяковской галерее. Вы сейчас познакомитесь с репродукциями картин, которые уже несколько веков не перестают восхищать зрителей. (Демонстрация репродукций известных пейзажей.)

-Что объединяет все эти картины?  (На них изображена природа)

-Как называются картины, на которых изображена природа?

-Какая из картин вам понравилась больше остальных и почему?

-Давайте познакомимся с тем, как может выглядеть самый простой пейзаж.

-Вот у меня в руках две полоски разных цветов – синяя и коричневая. Я совмещаю эти две полоски, прикладываю их друг к другу длинной стороной. Можно себе представить, что перед вами – пейзаж, где его верхняя часть обозначена синей полоской, а нижняя -коричневой.

-Что может передавать такой элементарный пейзаж?  (Небо и землю.)

-Как еще можно скомпоновать пейзаж всего с помощью двух красок? (Голубая и синяя – небо и море; голубая и белая –небо и снег; голубая и зеленая – небо и луг; голубая и желтая – небо и солнце; голубая и фиолетовая – небо и туча.)

-Вот, оказывается, как мало красок необходимо для создания самого простейшего пейзажа.

-Но вы, конечно же, постарайтесь в работе использовать более богатую гамму цветов. Так рисунок получится значительно интереснее и выразительнее.

  1. Расширение знаний о пейзаже

-Один из самых знаменитых художников-пейзажистов в нашей стране – Иван Иванович Шишкин. Посмотрите подборку репродукций с картин этого художника. (Демонстрация репродукций с картин «Рожь», «Лесные дали», «На севере диком», «Утро в сосновом бору».)

-Какая из этих картин вам знакома с самого раннего детства? (Утро в сосновом бору).

-Запишем фамилию художника и название его картины И . Шишкин. «Утро в сосновом бору».

-Где вам доводилось видеть репродукцию этой картины: Конечно ее репродукции встречаются в магазинах, в кафе, в фойе концертных залов и кинотеатров. Но чаще всего ее, можно увидеть на обертках знаменитых конфет «Мишка косолапый».

-И. Шишкин так любил изображать на своих картинах русские просторы, природу средней полосы России, что, когда его отправили от Академии художеств в Италию, вскоре возвратился домой. Он пояснил это так: «В России можно найти места намного лучше итальянских». И он доказал это своей жизнью, своей работой. Целыми днями художник проводил за работой – выходил с красками в поля и леса, находил интересный уголок и переносил его красоту на полотно.

-Глядя на картины И. Шишкина, испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша Родина. Кажется, как будто картины этого художника исполняют гимн природе, настолько торжественно, возвышенно она изображена.

«Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо сторона родная,

За твой врачующий простор!» (Н. Некрасов).

-На картинах Шишкина чаще показаны летние пейзажи или зимние?

-Как вы думаете, почему у него летних пейзажей – сотни, а зимних – считанные единицы? (Зимой нельзя долго рисовать на воздухе – замерзали руки).

-Еще раз. Назовите фамилию художника который изобразил эти пейзажи?

-Вот как говорили об И. Шишкине его современники.

«И. Шишкин  художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный» (В. Стасов).

«Шишкин рисует такие виды, какие до него еще никто не рисовал, просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как швейцарские виды. (А. Комарова).

  1. Задание для самостоятельной работы

-Вы должны  нарисовать пейзаж.

-Что вы можете изобразить на своей картине? (Небо, поле, лес, одно дерево, растущий цветок, реку, море, озеро.)

-Изображая пейзаж не забывайте о правилах передачи явления природы на рисунках.

Например, если у вас несколько планов – ближний и дальний планы: интенсивность – Ближнее изображение светлее.

            - Дальнее – темнее.

-Более насыщенный фон создает впечатление того, что задний план расположен глубже, т.е. дальше от зрителя.

-Кроме того на первом плане должны использоваться цвета более теплые.

-А чем рисунок уходит дальше, в глубину, тем цвета становятся холоднее.

            -Ближний и дальний планы: теплота.

            -Ближнее изображение – теплые тона.

            -Дальнее изображение – более холодные тона.

-Какие тона принято относить к теплым?

-Какие тона являются холодными?

-При передаче изображения неба в сочетании с землей и водой надо соблюдать следующие условия:

            -Небо светлее воды;

            -Небо светлее земли;

            -Вода светлее земли.

-Подумайте над тем, какое время года вы будете изображать на рисунке.

-Помните о выборе колорита – главных красок для передачи картины леса в разные времена года.

-Какой колорит будет главным на рисунке летнего леса?  (Зеленый.)

-Какой колорит будет главным на рисунке осеннего леса?  (Желтый).

-Точно также будет различаться колорит при передаче разного времени суток. Поэтому решите, в какой час вы будете передавать состояние природы в момент заката солнце, восхода солнца или в полдень.

-Каким будет колорит на рисунке леса в жаркий полдень, когда раскаленное солнце освещает все вокруг? (Желтым.)

-Каким будет колорит на рисунке леса в пасмурный день, когда солнце еле-еле светит? (Серо-зеленый, сине-зеленый.)

-(Обучающиеся приступают к подготовительной работе над пейзажем.)

  1. Физкультминутка

Для того чтобы отдохнуть от занятий, выполним веселую физкультминутку.

  1. Завершение самостоятельной работы

(Обучающиеся завершают самостоятельную работу.)

  1. Знакомство с новым материалом

-Если  вы пришли в музей и вам хочется как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят о картинах экскурсоводы.

-Экскурсоводы – это работники музея, которые помогают посетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специальный обзор – экскурсию.

-Экскурсоводы должны много знать о творчестве того художника, о картинах которого они говорят, о том, в какое время он жил, где учился, в каких жанрах рисовал свои полотна. Наконец, о самой картине экскурсовод должен рассказать так, чтобы у посетителей галереи появился интерес к живописи, к творчеству того или иного художника.

-Я хочу вам предложить сейчас представить себя в роли экскурсовода.

-Выберите картину, которая вам интереснее других, внимательно ее рассмотрите и постарайтесь подробно описать так, чтобы все, кому вы рассказываете о ней, посмотрели на нее другими глазами.

(Проводится игра экскурсоводов.)

  1. Информация о художнике

-Еще один известный русский художник-пейзажист – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите на картины И. Левитана. (Демонстрация репродукций картин «Золотая осень»; «Март»; «Над вечным покоем».)

По своей специальности Левитан как и Шишкин, - художник- пейзажист.

-Можете ли вы отличить картину, выполненную Левитаном, от картин, которые рисовал Шишкин?

-Как называется присущее только одному художнику умение рисовать, его собственный почерк?» (Стиль.)Говоря по-другому,  стиль – это индивидуальность мастера. Именно по стилю – разным приемам создания произведения искусства – мы можем отличить работы художников.

-Обратите внимание на стиль, художественный почерк художника И. Левитана. Он выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Но при этом сами картины дышат простотой, трогательностью. Художник словно хочет показать красоту Родины в простых стогах на лугу, золотой осени, озере.

-Если картины Шишкина мы сравнили с торжественными песнями, то с чем можно сравнить картины И. Левитана? (С негромкой лирической песней.)

-Вот как один из художников говорил о картинах  И. Левитана.

«Левитан – это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе… и трудно даже, встретить  зрителей, которые   подходя к его произведениям…. останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, уникальную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу» (Б. Иогансон).

  1. Рефлексия

-Какие картины называются  пейзажами?

-Что такое шедевр?

-Чем занимается экскурсовод?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

-Назовите картину по описанию.

-(Ученики читают четверостишие, по которому обучающиеся определяют название картины и художника. Автор стихов М. Давыдова).

«Широта и просторы полей

Над Россией любимой моей

Стоит картину лишь раз посмотреть –

В небо хочется птицей взлететь».

(«Рожь.», И. Шишкин.)

«Море, обломки плывут корабля,

За горизонтом осталась земля.

Верим, что люди в борьбе со стихией

Одержат победу несломленной силой».

(«Девятый вал»,  И. Айвазовский.)

«Снова в Россию вернулась весна,

Птиц перелетных она привела.

Радостен щебет пернатых гостей,

Радостно люди встречают грачей».

(«Грачи прилетели»,  А. Саврасов.)

-Что может быть изображено на картине-пейзаже?

-Какие картины в жанре пейзажа вы хотели бы показать посетителям экскурсии?

-Какова роль Братьев – Мастеров при создании пейзажа?

-А теперь сочиним синквейн на тему «Пейзаж».

-( Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки).

  1. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.

-Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Я - художник" (в технике исполнения - монотипия)

Муниципальное  образовательное  учреждение  «Гимназия №3»         «Я – художник!»(конспект открытого  занятия  по  предмету« ...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия

Министерство образования и наукиСамарской областиНегосударственное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани      Методическая раз...

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для четвёртого класса (в соответствии с ФГОС учебник Т.Я.Шпикаловой Л.В.Ершовой"Изобразительное искусство")

Изучение изобразительного искусства имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые ими знания, первоначальное овладение эстетическим сознанием и жхудожественным вкусом, станут фунд...

Технологическая карта образовательного курса «Уроки милосердия» (УМК «Перспектива») во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая  карта образовательного курса «Уроки милосердия» (УМК «Перспектива») во 2 классе  в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока английского языка для 2-х классов в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Мой день рождения»

Данная методическая разработка предназначена для учителей английского языка,ведущих обучение во 2-х классах общеобразовательных школ по УМК «Английский в фокусе-2»( «Spotlight 2» )авторов В.Эванс, Дж....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...

Разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе на тему: «Открытка к 1 мая»

В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: интерактивный урок с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием. На уроке применяются актив...