Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК "Начальная школа XXI век"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Шаронова Надежда Борисовна

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 1 «Б» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.

В системе предметов общеобразовательной школы курс изобразительного искусства представлен в предметной области «Искусство». Назначение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить разностороннее художественно-творческое развитие обучающихся:

формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

- активизация самостоятельной творческой деятельности;

- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

формирование духовных начал личностивоспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

- заложить основу формирования функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-целостного отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._izo.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

      _________________ Е.А. Голева

         «30»     августа           2017 г.

Рабочая программа

 по изобразительному искусству

1 «Б» класс

Составитель: Шаронова Надежда Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 - 2018 учебный год


  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2».

     Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 1 «Б» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.

    В системе предметов общеобразовательной школы курс изобразительного искусства представлен в предметной области «Искусство». Назначение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить разностороннее художественно-творческое развитие обучающихся:

- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

- активизация самостоятельной творческой деятельности;

- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

 - формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

- заложить основу формирования функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-целостного отношения к миру.

    Для обучения изобразительному искусству обучающихся 1 «Б» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия Л.Г. Савенкова. Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс. Главные особенности учебно-методического комплекта по изобразительному искусству состоят в том, что они обеспечивают:

- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика

Обучающийся  научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Обучающийся получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Развитие фантазии и воображения

Обучающийся научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Обучающийся  получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

Обучающийся научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

3.Содержание учебного предмета

        Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

        Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

        Развитие фантазии и воображения.

        Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдения за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

        Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).   

        Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

                                                                               

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

факти

чески

по плану

факти

чески

I четверть (9 часов)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов).

1/1

Кто такой художник? Чем работает художник?

1

2/2

Чем и как рисовали люди.

1

3/3

Как появилось изобразительное искусство? Знакомство с палитрой.

1

4/4

Создание своих цветов
и оттенков.

1

5/5

Художник-живописец. Первые представления о композиции.

1

6/6

Художник-график. Знакомство с разными художественными материалами.

1

7/7

Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

1

8/8

Художник-скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.

1

9/9

Пластилин и глина. Лепка рельефа на свободную тему.

1

II четверть (7 часов)

10/10

Пластилин и глина. Времена года. Теплые и холодные цвета.

1

11/11

Времена года. Основные и
составные цвета. Понятие
оттенка.

1

12/12

Аппликация. Освоение техники бумажной пластики.

1

13/13

Аппликация. Мастерская художника.

1

14/14

Художник-архитектор. Конструирование замкнутого пространства.

1

15/15

Художник-архитектор. Идем в музей.

1

16/16

Художник-прикладник.

1

III четверть (9 часов)

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

17/1

Делаем игрушки сами.

18/2

Кляксография. Освоение техники работы «от пятна».

1

19/3

Пейзаж.

1

20/4

Портрет.

1

21/5

Сюжет.

1

22/6

Натюрморт.

1

23/7

Натюрморт. Идем в музей.

1

24/8

Иллюстрация: рисунок в книге.

1

25/9

Природа – великий художник

1

IV четверть (8 часов)

26/10

Времена года

1

27/11

Акварель.

1

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)  

28/1

Сказка с помощью линии

1

29/2

Рисуем животных из кляксы.

1

30/3

Лепим животных.

1

31/4

Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.

1

32/5

Разноцветный мир природы

1

33/6

Времена года. Идем в музей.

1

5. Список используемой литературы

Учебники:

    Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 2-е изд., испр. И доп. -  М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с. : ил.

Методические пособия:

    Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство : интегрированная программа : 1-4 классы  / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3-е изд., перераб.  – М.: Вентана-Граф. 2014. – 112 с.

    Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство : 1 – 4 классы : методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. – 2-е изд. Доп. – М. ; Вентана-Граф, 2015. – 208 с.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № ___

«_30__»_августа___2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О.Е. Соколова

«30»  августа_  2017 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....

рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) "Начальная школа 21 века"

Тематическре планирование по изобразительному искусству. Система учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2...

ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  изобразительному искусству    2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"...