Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК "Начальная школа XXI век"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 1 «Б» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс изобразительного искусства представлен в предметной области «Искусство». Назначение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить разностороннее художественно-творческое развитие обучающихся:
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
- активизация самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
- заложить основу формирования функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-целостного отношения к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._izo.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«30» августа 2017 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
1 «Б» класс
Составитель: Шаронова Надежда Борисовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2017 - 2018 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2».
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 1 «Б» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс изобразительного искусства представлен в предметной области «Искусство». Назначение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить разностороннее художественно-творческое развитие обучающихся:
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
- активизация самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
- заложить основу формирования функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-целостного отношения к миру.
Для обучения изобразительному искусству обучающихся 1 «Б» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия Л.Г. Савенкова. Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс. Главные особенности учебно-методического комплекта по изобразительному искусству состоят в том, что они обеспечивают:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика
Обучающийся научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Развитие фантазии и воображения
Обучающийся научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Обучающийся научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
3.Содержание учебного предмета
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдения за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
- Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки изучения | |||
по плану | факти чески | по плану | факти чески | |||
I четверть (9 часов) | ||||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов). | ||||||
1/1 | Кто такой художник? Чем работает художник? | 1 | ||||
2/2 | Чем и как рисовали люди. | 1 | ||||
3/3 | Как появилось изобразительное искусство? Знакомство с палитрой. | 1 | ||||
4/4 | Создание своих цветов | 1 | ||||
5/5 | Художник-живописец. Первые представления о композиции. | 1 | ||||
6/6 | Художник-график. Знакомство с разными художественными материалами. | 1 | ||||
7/7 | Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим. | 1 | ||||
8/8 | Художник-скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас. | 1 | ||||
9/9 | Пластилин и глина. Лепка рельефа на свободную тему. | 1 | ||||
II четверть (7 часов) | ||||||
10/10 | Пластилин и глина. Времена года. Теплые и холодные цвета. | 1 | ||||
11/11 | Времена года. Основные и | 1 | ||||
12/12 | Аппликация. Освоение техники бумажной пластики. | 1 | ||||
13/13 | Аппликация. Мастерская художника. | 1 | ||||
14/14 | Художник-архитектор. Конструирование замкнутого пространства. | 1 | ||||
15/15 | Художник-архитектор. Идем в музей. | 1 | ||||
16/16 | Художник-прикладник. | 1 | ||||
III четверть (9 часов) | ||||||
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | ||||||
17/1 | Делаем игрушки сами. | |||||
18/2 | Кляксография. Освоение техники работы «от пятна». | 1 | ||||
19/3 | Пейзаж. | 1 | ||||
20/4 | Портрет. | 1 | ||||
21/5 | Сюжет. | 1 | ||||
22/6 | Натюрморт. | 1 | ||||
23/7 | Натюрморт. Идем в музей. | 1 | ||||
24/8 | Иллюстрация: рисунок в книге. | 1 | ||||
25/9 | Природа – великий художник | 1 | ||||
IV четверть (8 часов) | ||||||
26/10 | Времена года | 1 | ||||
27/11 | Акварель. | 1 | ||||
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) | ||||||
28/1 | Сказка с помощью линии | 1 | ||||
29/2 | Рисуем животных из кляксы. | 1 | ||||
30/3 | Лепим животных. | 1 | ||||
31/4 | Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения. | 1 | ||||
32/5 | Разноцветный мир природы | 1 | ||||
33/6 | Времена года. Идем в музей. | 1 |
5. Список используемой литературы
Учебники:
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с. : ил.
Методические пособия:
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство : интегрированная программа : 1-4 классы / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф. 2014. – 112 с.
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство : 1 – 4 классы : методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. – 2-е изд. Доп. – М. ; Вентана-Граф, 2015. – 208 с.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № ___ «_30__»_августа___2017 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О.Е. Соколова «30» августа_ 2017 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М....
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....
рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) "Начальная школа 21 века"
Тематическре планирование по изобразительному искусству. Система учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2...
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"
Методическая разработка...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"...