Использование цветоведения на уроках
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Использование цветоведения на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tsvetovedeniya_na_urokah.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цветоведения на уроках

 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Лопашева  Лариса Анатольевна

учитель ИЗО МАОУ «Гимназия №9»

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных истории искусства,  философии, эстетики, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Физика изучает природу цвета
Физиология – процесс восприятия цвета человеком
Психология – воздействие цвета на психику человека
Медицина – фармакологию света (цвета)
В теории живописи – художественные и эстетические свойства цвета

В начальных классах изучают:

  1. Основные цвета
  2. Прием смешения красок и получения новых цветов
  3. Добавление белой и черной краски
  4. Несобственные качества цвета

В пятых классах изучается роль цвета в декоративно-прикладном искусстве

С шестых классов начинается изучение научного цветоведения:

  1. Физическая природа цвета
  2. Счастье видеть мир цветным
  3. Почему небо голубое, а закат красный
  4. Оптическое смешение цветов
  5. Пространственное смешение цветов
  6. Фармакология света (цвета)
  7. Психофизиологическое воздействие цвета на организм человека
  8. Колорит в натюрморте
  9. Роль света в пейзаже
  10. Выражение эмоций и чувств человека через цвет
  11. Помощь цвета в изображении человека

__________________________________________________________________

Примерный план урока (2-й класс, IV четверть)

Тема четверти: «Как говорит искусство»

Тема урока: «Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета»

Ход урока:  

Рассмотрите внимательно все оттенки цветового круга и попытайтесь их назвать.

Дети называют цвета входящие в цветовой круг: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Что напоминают теплые цвета?

Возможные ответы детей: солнце, восход, закат, огнь, то, что дает тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, сине-фиолетовые, сине-зеленые. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным.

Дети приводят примеры– льдом, снегом, водой, лунным светом…

Теплые цвета воспринимаются как более радостные, веселые, солнечные, в то время как холодные навивают грусть, печаль, тревогу, возможно загадочность и таинственность.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период – с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни художники могут писать красками теплого оттенка, другие отдают предпочтение холодным цветам.

Проводится игра.

Класс делится на 2 команды. На доске вывешены силуэты, из липкого двустороннего скотча на больших листах, замка Снежной Королевы и Жар- птицы. На горизонтальной плоскости разложены кусочки бумаги «теплых» и «холодных» цветов.

Одна команда оформляет этими кусочками цветной бумаги Жар-птицу, а другая замок Снежной Королевы.

Подводится результат выполненного коллективного задания.

Индивидуальная практическая работа.

Изображение Жар-птицы или замка Снежной Королевы по выбору. Работа выполняется гуашью крупными мазками (большой кистью).

__________________________________________________________________

Примерный план урока (6-й класс, IV четверть)

Тема урока: «Пейзаж-настроение. Природа и художник»

Ход урока:

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, создающий зрительное ощущение.

Многоцветие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных летних, ярких осенних и приглушенных зимних тонах. В творческой работе придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки получатся действительно красивыми.

Весна

Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, сиреневого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени, маково- красный и ярко-желтый.

Лето

Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, желтые цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.

Осень

Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.

Зима

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.

Индивидуальная практическая работа.

Составить палитру времен года.

Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гёте, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

И. Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

Принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение.

А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Игра «Цвет и чувства».

 Выберите из столбца какое-нибудь слово и нарисуйте цветовое пятно, которая возникнет в вашем воображении. Особое внимание обратите на цветовое решение вашего замысла, постарайтесь, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал слову, которое вы выберете. Используйте разнообразные художественные материалы (акварель, пастель, гуашь и др.).

ЧУВСТВА

радостный

счастливый

печальный

дружелюбный

сердитый

озабоченный

испуганный

таинственный

спокойный

завистливый

героический

удивленный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фоторепортаж с уроков «Использование кластеров на уроках»

Одним из приёмов, активно используемых на уроках, является «Кластер» Показаны приёмы  технологии. Работа  сучебником. Наблюдение за различными способами выражения подлеж...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

Конспекту урока по математике 1 класс с использованием ЦОР. Тема урока: Число 10. Состав числа 10.

Тезисы к конспекту урока по математике  1 класс с  использованием   ЦОР. Тема урока: Число 10. Состав числа 10. Тема уВИД учебного занятия: урок - путешествие. На уроке д...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop.Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/...

Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка».Урок по технологии «Спасение символа года»

Цели:Развитие у детей интереса к лепке Формирование умения лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части, соблюдая пропорции. Развитие умения использовать в работе стеку...