Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс. УМК "Школа России". К учебнику Б.М.Неменского.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Кизилова Наталья Федоровна

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс. УМК "Школа России". К учебнику Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx913.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                         

Содержание учебного предмета

        Тема 3 класса  - «Искусство вокруг нас». Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

          Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров  Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

           В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

             В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.

        Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

        Основные формы художественной деятельности учащихся: изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, по представлению);декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;  обсуждение работ  товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изученным темам; прослушивание музыкальный и литературных произведений.

Искусство в твоем доме (9ч.) Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги.  Образное содержание конструкции и украшения предмета. Создание выразительной  пластической формы  игрушки. Эстетическая оценка разных видов игрушек, материалов, из которых они сделаны. Единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).  Связь между формой, декором посуды  (ее художественным образом) и ее назначением. Конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения. Создание выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке.  Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Роль художника и  этапах  его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора(растительный, геометрический).  Постройка (композиция), украшение (характер декора), изображение (стилизация) в процессе создания образа платка.  Создание эскиза росписи платка (фрагмента), выражение его назначения (для  мамы, бабушки, платка позиций задуманного образа).  Роль художника и Братьев- Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и  т.д.).  Проект детской книжки- игрушки. Роль художника и Братьев-

Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создание открытки к определенному событию или декоративной закладки (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Лаконичное выразительное изображение. Важная роль художника, его труда в создании  среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Искусство на улицах твоего города (7ч.) Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. Архитектурный образ, образ городской среды. Эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Особенности архитектурного образа города. Памятники архитектуры —  достояние народа. Изображение  архитектуры своих родных мест, выстраивание композиции листа, передача в рисунке неповторимого своеобразия и ритмической упорядоченности архитектурных форм. Парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, пар к- мемориал и др.).Парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создание образа парка в технике коллажа, гуаши или выстраивание объемно- пространственной композиции из бумаги.

Эстетическая оценка чугунных оград в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе,  их роль в украшении города. Сравнение  ажурных оград и других объектов (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.),Проект (эскиз) ажурной решетки. Использование ажурной решетки в общей композиции с изображением парка или сквера,  их роль в украшении города. Создание нарядных обликов фонарей. Изображение необычных фонарей, используя графические средства, создание необычных конструктивных формы фонарей, работа с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Витрина как украшение улицы города и своеобразная реклама товара. Связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Творческий проект оформления витрины магазина. Композиционные и оформительские навыки в процессе создания образа витрины.   Образ в облике машины, их разные  украшение. Связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Создание образов фантастических машин. Конструирование   из  бумаги.  Важная и нужная работа художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Художник и зрелище (10 ч.) Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. Важная роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Создание красочных  выразительных рисунков или аппликаций на тему циркового представления, передача в них движения, характеров, взаимоотношений между персонажами. Изображение яркого, веселого, подвижного. Объекты, элементы театрально- сценического мира. Интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Роль театрального художника в создании спектакля.  «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.  Разные виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Создание выразительной куклы (характерная головка  куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу). Работа с  пластилином, бумагой, нитками, кусками ткани. Кукла для игры в кукольный спектакль. Характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Роль маски в театре и на празднике. Конструирование выразительных и острохарактерных маски к театральному представлению или празднику. Назначение театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). определение в афишах- плакатах изображение, украшение и постройки. Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Образное единство изображения и текста. Лаконичное, декоративно- обобщенное изображение (в процессе создания афиши или плаката). Работа художника по созданию облика праздничного города.  Украшение города  к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создание в рисунке проекта оформления праздника.

Художник и музей (9 ч.) Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России  и мира. Роль художественного музея. Великие произведения искусства -  национальное достояние. Самые значительные музеи искусств России — Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.  Разные виды музеев и роль художника в создании их экспозиций.  Картина —  особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Творческая работа зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Картины -  пейзажи.  Настроение и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).  Имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Выражение настроения в пейзаже цветом. Изобразительный жанр — портрет и нескольких известных картина-портретов. Изображенный на портрете человек (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.  Картина-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Важная роль в натюрморте   настроения, которое художник передает цветом. Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).  Имена художников, работавших в жанре натюрморта.  Картины исторического и бытового жанра. Наиболее понравившиеся (любимые) картины,  их сюжет и настроение. Изображение сцены  из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивание сюжетной композиции.  Изображение в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). Эстетическое отношение к произведению скульптуры, объяснение значения окружающего пространства для восприятия скульптуры.  Роль скульптурных памятников. Знакомые памятники и их авторы ,  Рассуждение о созданных образах.  Виды скульптуры (скульптура в музеях,  скульптурные памятники, парковая скульптура. Материалы, которыми работает скульптор. Лепка фигуры человека или животного, передача выразительной пластики движения. Выставка детского художественного творчества.  Роль художника в жизни каждого человека.

            Учебно-тематический план

Распределение учебного материала по четвертям.

I ч

II ч

III ч

IV ч

Год

Кол-во часов

8

8

10

8

34

                                                                                         


                                                                                            Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока, раздела

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемая дата

Фактическая дата

                                                                                                       Искусство в твоём доме .(9 ч)

1.

Вводное занятие. Твои игрушки.

Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

07.09

2.

Входная контрольная работа.

14.09

3.

Посуда у тебя дома.

Рисуют свою любимую повседневную и праздничную посуду.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

21.09

4.

Обои и шторы у тебя дома.

Создают орнамент для обоев.  Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы

28.09

5.

Мамин платок.

Создают эскиз росписи платка. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

05.10

6

Твои книжки.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

Выбирают сказку и делают по ней свою книжку традиционной

или необычной формы.

12.10

7.

Твои книжки (продолжение работы).

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

Выбирают сказку и делают по ней свою книжку традиционной

или необычной формы.

19.10

8.

Открытки.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

Делают поздравительную открытку- образ.

26.10

9.

Труд художника для твоего дома.

Экскурсия по выставке детских работ. Участвуют  в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Повторяют  пройденные понятия.

09.11

                                                                                 Искусство на улицах твоего города (7ч)

10.

 Памятники архитектуры.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

Работают с бумагой, красками, ножницами. Составление

облика зданий из бумажных заготовок.

16.11

11.

Парки, скверы, бульвары.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы

Работают в смешанной технике,  рисование, аппликация.

23.11

12.

Ажурные ограды.

Работают в смешанной технике,  рисование, объёмная

аппликация. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

30.11

13.

Волшебные фонари.Витрины.

Выполняют объёмную поделку из бумаги. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

07.12

14.

Контрольная работа за 1 полугодие.

14.12

15.

Удивительный транспорт.

Конструируют из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение создания проекта.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

21.12

16.

Искусство на улицах твоего города.(Обобщающий урок).

Беседа о роли художника в создании облика города.

Создают коллективную работу.

28.12

                                                                                                 Художник и зрелище (10 ч)

17.

Художник в цирке.

Отражают фрагмент циркового представления  в аппликации. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы

11.01

18.

Художник в цирке (продолжение работы).

Отражают искусство цирка в детском рисунке.

18.01

19.

Художник в театре.

Работают в смешанной технике. Создание объёмного макета

театральной  постановки. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы

25.01

20.

Художник в театре. (продолжение работы).

Работают в смешанной технике. Создание объёмного макета

театральной  постановки. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы

01.02

21.

Театр кукол.

Изготавливают  кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

15.02

22.

Театр кукол (продолжение работы).

Работают с тканью  (шитьё). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

22.02

23.

Театральные  маски.

Искусство масок  разных характеров. Создают маски (бумажные  и комбинированные). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

01.03

24.

Театральные  маски (продолжение работы).

09.03

25.

Афиша и плакат.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

Рисуют на бумаге красками и карандашами.

15.03

26.

Праздник в городе.

Передают в рисунке впечатление праздника, его атмосферу. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

22.03

                                                                                          Художник и музей (9часов)

27.

Музей в жизни города.

Рисуют на свободную тему. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

05.04

28.

Картина — особый мир. Картина- пейзаж.

Рисуют картину - портрет (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

12.04

29.

Картина - портрет.

Рисуют картину - портрет (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

19.04

30.

Картина-портрет (продолжение работы).

Рисуют картину - портрет (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

26.04

31.

Картина-натюрморт.

Рисуют картину - натюрморт (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

04.05

32.

Итоговая контрольная работа.

10.05

33.

Картины исторические и бытовые.Скульптура в музее и на улице.

Рисуют картину на жанровую тему. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы  на поставленные  вопросы.

Лепят из пластилина фигуры человека в движении.

17.05

34.

Художник и музей.

Выставка лучших работ.  Рассказывать о  роли художника в жизни каждого человека.

24.05

Учебно-методическое обеспечение:

 Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2017.

РАССМОТРЕНО                                                                                                                         СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением                                                                                 Заместитель директора по УВР

Руководитель МО__________________                                                            

___________/_____________________/                                                                              ___________/__________________/

Протокол № 1 от «29» августа 2017 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тан...