Конспект урока изобразительного искусства "Изображение характера человека: мужской образ"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Желтышева Гузель Рамилевна

Конспект урока изобразительного искусства "Изображение характера человека: мужской образ" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzhskoy_obraz.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: Изображение характера человека: мужской образ.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: Создать мужской образ сказочных героев в портрете.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1. Освоение основных правил создания портрета.

2. Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы.

3. Отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

Личностные УУД: 

1. Позиция к учебной деятельности.

2. Положительная мотивация к изучению различных приемов.

3. Воспитание любви к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героям сказки. 

4. Формирование потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом  отношении к окружающему миру.

5. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

  • Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Коммуникативные УУД: 

1. Умение слушать и понимать высказывание собеседников.

2. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании.

Регулятивные УУД: 

1. Выстраивание последовательности практических действий.

2. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

3. Умение определять и формулировать цель и тему на уроке

4. Умение договариваться и находить общее решение.

3. Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные УУД: 

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: грунтованный лист, стеки, зубочистки,   аудиозапись (фрагмент музыкального произведения А. Бородина. «Богатырская симфония»), иллюстрации с изображением сказочных персонажей, репродукции картин Виктора Васнецова «Бой с Качубеем», «Три богатыря», «Садко».

Основные этапы организации учебной деятельности.

Время

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

(УУД)

I.      Самоопределение к деятельности.  

5 мин.

 Включение в учебную

деятельность на личностно

значимом уровне.

- Здравствуйте. Садитесь.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране сказок.

Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка художественных материалов к работе. 

Приветствие учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

1. Желание приобретать новые знания,

2. Положительная мотивация к изучению различных приемов .

Коммуникативные:

1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании.

Предметные:

1. Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы.

2. Отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

II.

Актуализация знаний и мотивация учащихся.

Постановка учебной задачи.

5 мин.

Актуализиро-вать

знания. Сформулировать цель урока, тему, место и причину затруднения.

- Давайте вспомним, тему прошлого урока. Чему мы учились на прошлом уроке?

что такое портрет?

- Что такое портрет?

- При изображении человека, что старается раскрыть художник?

- В чем проявляется настоящая красота человека?

- Посмотрите на доску, вы видите работу вашего сверстника. Какие оттенки в работе мальчика, нарисовавшего Доброго молодца вы увидели? Какой фон у этого портрета?

- По вашему мнению, этот сказочный персонаж положительный или отрицательный? Объясните почему. Какие черты характера старался передать нам ваш сверстник?

Учитель вывешивает на доску изображение Карабаса-Барабаса.

- А в следующей работе какие оттенки вы увидели? Кто это? Из какой сказки? Какой цвет лица у этого сказочного персонажа?

- Какой мы можем сделать вывод? Этот персонаж положительный?

- Какие художественные приемы ваш сверстник использовал, чтобы передать этот образ? Какими черты характера передал нам художник?

- Да, верно, темные цвета говорят о жестоком характере Карабаса-Барабаса. Изломанные линии больше подчеркивают характер.

Также обратите внимание на черты лица: насупленные брови, большие ноздри, на губах, то ли некрасивая улыбка, толи насмешка.

- Ребята, кто сформулирует тему урока?

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

- Тема нашего урока «женский образ», сегодня мы попытаемся изобразить портрет сказочных персонажей в технике «Граттаж».

- Тема урока «Женский образ».

- Учились изображать портрет сказочных персонажей.

- Портрет – это изображение лица человека 

- Художник старается раскрыть характер того человека, которого рисует.

- В его поступках и душе.

- Синий голубой, желтый, коричневый. 

- Положительный, потому что используемые цвета светлые, радостные, показывают чистоту и красоту, доброту этого сказочного персонажа; добрый, отзывчивый, радостный.

- Это отрицательный сказочный персонаж – Карабас-Барабас из произведения «Буратино. Тайна золотого ключика» А. Толстой;  лицо коричневое, щеки серые.

- Художник использовал черную и коричневую краски.

- Художник использовал жесткие линии и резкие цвета; черты характера: корыстный, безжалостный, злой.

- «Изображение характера человека: Мужской  образ».

Научиться изображать портрет сказочных персонажей.

Личностные:

1. Положительная мотивация и познавательный интерес к искусству.

2. Формирование потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом  отношении к окружающему миру.

Регулятивные: 

1. Уметь определять и формулировать цель и тему на уроке

2. Договариваться и находить общее решение. 

IV. Открытие и применение  новых знаний

10 мин.

Выстраивание последователь-ности практических действий. Подбор материалов.

Выполнение творческой работы.

Познакомить детей с репродукциями знаменитых художников, с музыкальным произведением.

В жизни мы встречаемся с добрыми и злыми людьми, с сильными и слабыми, со спокойными и капризными. И в сказках, былинах вы встречались с такими же персонажами.

Прослушивание музыкального произведения

Сейчас мы прослушаем фрагмент музыкального произведения А. Бородина. «Богатырская симфония».

после вы скажете, какой по характеру образ у них сложился.
- Ребята, мы прослушали фрагмент оперы, что вы себе представили, какой у вас образ сложился? Образ злого или, наоборот доброго героя?

- Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая?

- Мелодичная, плавная или быстрая?

Работа с репродукциями художников

- Сейчас мы рассмотрим репродукции картин Виктора Васнецова «Бой с Качубеем», «Три богатыря», «Садко».

- А какие образы создали художники? Охарактеризуйте образы.

- Как художник передает положительный образ героев?  

-Что впечатляет вас в работах художника?

На что художник обратил наше внимание и как?

- Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный мужской образ положительный или отрицательный.  

- Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение мужских сказочных  персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых  или злых (по выбору учащихся). 

Давайте вспомним, алгоритм рисования портрета. 
Вывешивает алгоритм.

- Работу мы выполняем в технике чёрно-белый  граттаж (грунтованный лист). 

Учитель вывешивает образцы портретов.

- Какие цвета используются в этой технике?

А чем отличаются цветные краски от чёрной, белой?

- Граттаж -  в переводе с французского обозначает – скрести, царапать.

 Такой способ    работы относится к графике и считается его подвидом.

- Ребята,  перед тем как мы начнём с вами я хочу напомнить вам о технике безопасности при работе с острыми предметами. Будьте очень аккуратны. 

- Чаще всего белым цветом обозначают всё чистое,  светлое, торжественное, а чёрным печальное, тревожное, злое.

Живописцы, например пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Художники  графики своё любование природой часто передают с помощью чёрного и белого цветов.

Графика – это искусство рисования тоном, пятном, линией. Вывешивает гравюры, рисунки, сделанные карандашом.

- Скажите, какие изображения можно отнести к графике?

- Посмотрите, что являются выразительными средствами графики?

- Какими бывают линии? Давайте рассмотрим таблицу. Линии бывают толстые и тонкие, кривые и прямые, сплошные и прерывистые, в виде зигзага и волны, как спираль и завиток. Линия образует контур предметов на бумаге. Линия всегда длинее штриха.

А штрих – это короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными.

- Ребята в ходе работы, какие правила (критерии) мы будем учитывать, чтобы нарисовать портрет?

Описывают любого героя из сказок.

Дети слушают фрагмент музыкального произведения.

Высказывают свое мнение

Выслушивают мнение других.

- Музыка передает могучую силу богатыря, блеск доспехов.
Анализируют, какое настроение, эмоции  передаёт композитор в своём произведении.

Выслушивают мнение других.

Аргументируют свою точку зрения.

Высказывают свое мнение

Аргументируют свое мнение.


- Могучий, сильный, жестокий, отважный.

- Характер, силуэт, детали лица и их пропорции, мимика,

одежда и принадлежности.

Сохраняют доброжелательное отношение друг к другу.

- Алгоритм:

1. Проводим вертикальную линию. Отмечаем высоту лица, верхняя линия немного длиннее нижней, так как верхняя часть лица шире, чем подбородок. Проводим вспомогательные линии для прорисовки щек, к низу линии заужены, так как подбородок уже лба. Рисуем карандашом овал лица.
2. Вертикальную линию делим пополам на 2 равных части. Каждую полученную часть делим пополам (верхнюю и нижнюю). должно получится 4 одинаковые полоски: линия волос, следующую полоску делим пополам – это линия глаз. 

3. Намечаем, расположение глаз, прорисовываем глаза и брови.

4. Рисуем крылья носа и ноздри. 

5. Рисуем губы. Сначала рисуем верхнюю губу там, где вы наметили. Краешки губ прорисуйте, в соответствии с характером персонажа. Верхняя губа всегда темнее нижней. 
6. Волосы. Обязательно сделать блики на волосах. 

 

- Белый и черный.

- Выразительными средствами графики являются: линия, штрих, пятно, тон, контур.

- Графикой называют рисунки сделанные карандашом, гравюры,  наброски, книжная графика.

Критерии:

- соблюдение пропорции лица;

-  правильная разметка (расположения изображения);

- следовать по этапам алгоритма;
- аккуратность выполнения.

Личностные:

1. Воспитание любви к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героям сказки.

Регулятивные:

1. Выстраивание последовательности практических действий.

2. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Познавательные:

2. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.

3.  Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

1. Умение слушать и понимать высказывание собеседников.

2. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании.

V. Самостоятельная работа

25 мин.

Применение полученных знаний на уроке в практической работе.

- Подумайте, какого героя вы хотите нарисовать – положительного или отрицательного. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите.

- Придерживайтесь алгоритма, который мы с вами составили и критерий. Если у кого то будут вопросы или понадобиться помощь, поднимите руку, и я подойду к вам. Учитель наблюдает, исправляет ошибки детей при работе и даёт методические рекомендации:

- Не забывайте выполнять работу поэтапно, алгоритм на доске.

- Выполняйте работу аккуратно.
- Соблюдайте правильные размеры.

Самостоятельная работа. Дети, придерживаясь алгоритма и критерий выполняют работу.

Если возникают вопросы, трудности, поднимают руку и учитель помогает детям в проблеме.

Познавательные:

1.  Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные:

1. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные: Выстраивание последовательности практических действий. Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

VI.Рефлексия.

5 мин.

Просмотр работ.
Самооценка результатов деятельности.

- Заканчиваем выполнять работы. Вывешиваются работы.

Рассмотрим и проанализируем каждую работу.

- Какими средствами удалось передать характер персонажа?

- Ребята достигли ли мы цели нашего урока?

- Какие трудности у вас возникали?
- Скажите ребята, что вам больше всего понравилось при выполнении работы? Что вас порадовало? Что вам было интересно?

- Все сегодня отлично поработали Молодцы. Урок закончен. Всем спасибо. Не забудьте привести в порядок своё рабочие места и подготовится к следующему  уроку.

Анализируют процесс и результат деятельности.

 

- С помощью линий, штрихов, контура, черт лица, мимики.

Судят о причинах своего успеха и неудачи.

Личностные:

1. Позиция к учебной деятельности.

Регулятивные:

1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

2. Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные: 1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Характер линий" (Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...

«Изображение характера человека. Мужской образ.»

- Где чаще всего мы встречаем изображение образов с ярким характером?- Сегодня мы обратимся к работам художников, чтобы понять секрет передачи характера человека через художественные средства. Посмотр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока изобразительного искусства :«Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель ур...

Конспект урока изобразительного искусства «Характер линий» (УМК "Школа России", 2 класс)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Характер линий»Цели деятельности учителя:  знакомство с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисункеПланируемые ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема урока: «Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создать условия для ознаком...