Урок Изоискусства по теме:"Русская изба"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Урок изоискусства  с инструкционными картами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок с инструкционными картами509 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект     урока    по    изобразительному      искусству.

 Подготовила: Черноярова Н.С.

 учитель  начальных  классов

Тема: «Русская изба».

Цель: развитие личности ребенка на основах национальной культуры и народного искусства.

Задачи:

  • сообщить названия частей и  элементов декора русской избы,  
  • продолжить формирование умения работы с акварелью,  развитие воображения, творческих способностей детей, развитие  двигательной моторики рук, развитие умения работать в паре и самостоятельно.
  • формирование эмоционального отклика ребят на воспринятое ими творчество народных мастеров,  воспитание аккуратности, трудолюбия и внимательности

Оборудование:  бумага, краски, кисти, схема строения русской избы, мультимедийная презентация с фотографиями  домов, карточки  с названиями частей избы и элементами  её декора, инструкционные карты, кроссворд.

Оформление доски:

 « У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо…»

 ( А. Дюма) 

Словарь:  изба, плотник, сруб (стопа), кровля,  конёк, фасад, щипец, наличники, ставни, причелина, полотенце, подпол, орнамент.

Ход занятия:  

Этап занятия

Номер слайда

Деятельность учителя и учащихся

I. Организационный момент

1

2

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствует много гостей. Тема нашего занятия: «Русская изба». Вы узнаете, какие части есть у  русской избы, как украшают избу и сами будете строить  свой маленький дом.

Эпиграф нашего занятия звучит так: « У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо,на котором отражается их внутренняя сущность» ( А. Дюма)

ІΙ. Беседа

3

5

6

7

8

9

10

11,12

13

14

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Прослушайте стихотворение.

Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень

По прозванью охлупень
Словно конь аль птица
К солнышку стремится.

Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и
красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с
причелины  свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают   чудо -
полотенца.

О чём идёт речь? Все ли слова вам понятны?    Что вы должны узнать на занятии?

\ Чтобы лучше понять это стихотворение мы  должны  узнать, что такое изба и как называются её части.\

Посмотрите: вот слова,  которые встретятся нам на занятии. \ Словарь\

Изба -  слово древнее. Оно встречалось во многих славянских языках и звучало как истьба, истобка, истопить. Оно обозначало деревянную постройку, которая отапливается, жилая комната с печью.

В  древности строить или  «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие: мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков.   Не каждый мог построить избу, для этого нужны особый талант и мастерство.

 Место для дома выбирали высокое и сухое. Для строительства использовали сосну или ель: стволы крепкие, прямые, древесина надежная.

  Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы.

Венец – четыре бревна, связанные в квадрат. Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. От  слова плотно – образовано слово плотник.  На венцах ставили зарубки – порядковые номера.  Как вы думаете для чего? \ чтобы  можно было  его перенести в другое место и собрать \

Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

Русские избы изумляют плотницким искусством – ни одного гвоздя нет, а стоят – не сдвинуть.

 Итак, плотники возводили  большую коробку сруб или  по-нашему стопу.

Затем с большим терпением делали кровлю. Доски для неё тесали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши. Верхняя треугольная  часть фасада, образованная скатами крыши –  щипец или , фронтон. 

Сруб и щипец образуют фасад дома. Самая красивая часть избы – фасад –лицо дома – выходила на улицу. По нему судили о хозяине.

 По окантовке крыши размещали резные доски – причелины, а в месте их соединения – полотенце. 

Два ската крыши соединялись бревном – охлупень –на конце которого выстругивали голову коня – конёк. 

Там, где соединяются фронтон-  щипец   и сруб прикреплялась лобовая доска.

В центре сруба прорубали окна – их называли красные окна ( от слова красивые).

Окна были с косяками и перекладинами и  поэтому говорили: «Косящатое окно». На них натягивали кожу, бычий пузырь, чтобы сохранить тепло.

 Окна защищали от дождя и снега с помощью наличников , позже появились ставни.

      В представлениях древних славян  изба  делилась  на три части: крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля; подпол, — подземный мир.

Все элементы избы украшали резным орнаментом. Слово «орнамент»   в переводе с  латинского языка  «украшение». Орнаментом называют украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании элементов. Орнамент может быть растительным, геометрическим, зооморфным (изображение животных).

 Резьбой украшали причелины. Например орнамент  в виде  зигзаговой линии символизировал небо «небесные хляби» , знак дождя, небесной  воды, недосягаемых дождевых запасов; круглые отверстия – капли дождя.

На полотенцах изображали  символы  солнца -  круг с 6 радиусами ("колесо юпитера") Встречается круг с крестом внутри него, а иногда и с восемью лучами;  восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом (дугой вверх) с тремя лучами. Или "бегущее" солнце: внутри круга вырезают несколько дугообразных линий, они создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами.

Для  украшения наличников и ставень  мастера использовали изображения  оленей, коней, птиц. Они считались священными животными, добрыми божествами.

Птица – приход весны, тепло,возрождение к жизни, богатый урожай.

Конь – символ силы, красоты. Лев – охранник.

Одним из наиболее интересных и самых распространенных изображений  домовой резьбы является образ берегини,  русалки, который не встречается ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сомнения в том, что когда-то это существо должно было оберегать от злых духов стихии.

Разные орнаменты в украшении избы исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: они оберегали от злых сил, духов, природных стихий.

Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот
Смотрит лев на вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы

Лев, с листом узорным схожий, примостился у окна.

Птица Сирин в травах тоже  рядом изображена.

Вьются стройные колонны, и изящны, и легки,

и на стебле розан тонкий   распускает лепестки.

Над колоннами витыми   львы другие, словно псы:

дом хранят, а перед ними   шумно зыблются овсы

Дом воспринимался  древними людьми как живое существо, похожее на человека.

Поэтому названия элементов русской избы и названия частей человеческого тела очень близки по своему звучанию и по смыслу. Давайте их сравним.

Наличники - лицо, лик  

причелины,  лобная доска - чело, лоб,  

окно  - око, глаз  

Самая красивая часть избы – фасад – лицо дома  и у каждого дома своё лицо.

ІI. Первичное закрепление

26-34

Итак, вы теперь знаете части избы и её декоративные элементы., поэтому вам легко будет назвать их  на  этих фотографиях   ( или на схеме)

ІIІ. Практическая  работа  

35

А теперь мы предлагаем вам стать мастеровыми. Как бывало  деревню  всем  миром ставили, так и вам предстоит всем вместе «построить» деревенскую улицу. А «что миром положено, тому и быть так», говаривали в народе. Только в руках у вас  вместо дерева — бумага , а вместо топора и гвоздей— кисти да  краски. Да и «срубите» вы только самую красивую часть избы—фасад.

Посмотрите, все ли готово к работе?

В каждом деле нужно быть внимательным и аккуратным.  

Вы разбились на пары. Один декорирует сруб, а другой – щипец. Используйте инструкционные карты. Можете  обсудить план своей работы по строительству дома и приступать к делу. По окончании работы вы должны будете объяснить, почему вы так украсили дом, т.е. защитить свою работу.

           Можете  обсудить план своей работы по строительству дома и приступать к делу.

\ Дети конструируют деревенскую улицу.  Одни ученики  рисуют сруб избы, окна ,  другие ученики  наводят  крышу наличники, лобовые доски, причелины \

ΙV. Рефлексия.

 Вот  и готовы  наши домики. Весело смотрят на нас окошки.

V. Итог занятия

35

 Молодцы, ребята! Вы славно поработали сегодня, приложили много сил и старанья. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие. Перед вами на столах лежат карточки с условными значками: солнышко, тучка дождик. Если занятие вам понравилось, поднимите карточку со значком «солнышко», если не очень понравилось—со значком «тучка», а если не понравилось—со значком «дождик». Немножко подумайте и поднимите карточки.  Спасибо за участие!  На этом наше занятие закончилось.


Инструкционная карта

для декорирования щипца

№ шага

Содержание работы

Элементы декора

1

Нанести орнамент

на причелины

                       

                       

2

Нанести орнамент

 на полотенце

3

Нанести орнамент

 на лобовую доску

4

Использовать яркие цвета

Красный, жёлтый – цвета солнца, силы.

 Зелёный – цвет весны, травы.

 Синий – цвет неба.

 Белый – символ чистоты, святости.

Инструкционная карта    для декорирования сруба

№ шага

Содержание работы

Элементы декора

1

Нарисовать  ставни и наличники

2

Нанести орнамент на ставни и наличники:

  • Птица – приход весны, тепло, богатый урожай.
  • Конь- символ силы, добра, красоты; символ солнца, движущегося по небу.
  • Львы – охранники от  потусторонних злых сил.
  • Цветочный орнамент
  • Геометрический орнамент

3

Задекорировать сруб по бокам

4

Использовать яркие цвета

Красный, жёлтый – цвета солнца, силы.

 Зелёный – цвет весны, травы.

 Синий – цвет неба.

 Белый – символ чистоты, святости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме"Русская изба"

Данная презентация знакомит учащихся с  архитектурными особенностями русской избы,  связи мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.К презентации прилагается текстовый конспект...

Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме "Русская изба"

Данная презентация поможет закрепить знания  учащихся об особенностях крестьянского жилища. В презентации представлены цифровые диктанты, кроссворды, тесты....

Конспект урока изоискусство по теме «Школьный карнавал»

Цели деятельности учителя: ознакомление с изображениями школьного карнавала; создание условий для развития творческих способностей в практической деятельности....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс

Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Старинная русская изба" 4 класс УМК Школа России

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зодчества; выполнение ставень и наличников.Задачи урока:Дидактические: 1. Формировать навык...