Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Гладышева Марина Владимировна

 Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству

Количество часов в неделю по учебному плану                        1

Количество часов в год                                                                 35

Пояснительная записка

            Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;
  • Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2016 г.
  • Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2015 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2012 г.).

 Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю (35 ч).

 Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

                        

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 3 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Результаты изучения курса

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся

Содержание курса

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)

                      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.

                                  Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
      с 
цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге;
      
с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
      
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
      
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.

                                                                                                                 

Опыт художественно-творческой деятельности:
      
изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
      
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
      
изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
      
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА (17 часов)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
      
Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
      
Опыт художественно-творческой деятельности:
      
ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
      
ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда;
      
ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
      
ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
      
ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
      
продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
      
знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);
      
ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
      
ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.

Планируемые результаты

– формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

– применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;

– полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
      знать/понимать:

      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
      • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров

  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
      • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
      • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
            • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);                                  

        уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;    

 выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани     

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других

народов мира;

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник  «Изобразительное искусство» 3 класс Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Величкина. М.: Просвещение, 2016
  2. Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 3 класс"
  3. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 3 класс», Москва,

                     «Просвещение», 2016 г.

  1. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство 3 класс. Творческая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2016 г.
  2. Б. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2016

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству – 3 класс

уро

ка

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Учебная деятельность учащихся

УУД

Форма контроля

Дом. задание

Дата проведения

По плану

Факт.

  1. 1

Земля одна, а цветы на ней разные 

Урок-образ

1

Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности
Умение работать в заданном темпе

 К концу урока учащиеся смогут:

Создать композицию «Чужие цветы краснее, а свои милее». Знать понятия «цвет, нюанс и контраст». Уметь создавать собственную композицию

Викторина

Повторить изученный материал

06.09

  1. 2

В жостовском подносе все цветы России

Урок-повтор

1

Умение работать индивидуально

Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания

К концу урока учащиеся смогут:

Познакомиться с секретом послойного Жолтовского письма. Нарисовать веточку с листьями и цветок лилии, как показал мастер. Знать понятие «русские лаки». Уметь создавать собственную композицию

Кроссворд

Повторить основные термины и понятия

13.09

  1. 3

О чем может рассказать русский расписной поднос

Урок-вариация

1

Умение работать в заданном темпе. Умение  воспринимать  информацию Находить сходство и различие в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца
Украсить цветочным узором поднос

-Знать этапы послойного Жолтовского письма

-Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи

Устное

оценивание

Выполнить рисунок

20.09

  1. 4

Каждый художник урожай своей земли хвалит

Урок-образ

1

- Нарисовать с натуры натюрморт «Славный урожай»

- Выбрать правильные тона для создания композиции

-Знать понятия «натюрморт», «свет и форма»
-Уметь экспериментировать с цветом
-Уметь читать композиционные схемы

Выставка творческих  работ

Повторить изученный материал

27.09

  1. 5

Лети, лети, бумажный змей

Урок-повтор и импровизация

1

Умение  воспринимать  информацию

 -Завершить композиционную схему зеркально-симметричного орнамента бумажного змея

- Смоделировать форму и яркое украшение для своего воздушного змея

-Выполнить эскиз бумажного змея

-Знать понятия «орнамент» и «форма»

-Уметь выполнять эскиз бумажного змея

Тест

Лети, лети, бумажный змей

04.10

  1. 6

Чуден свет — мудры люди, дивны дела их

Урок-вариация и импровизация

1

формирование приёмов мыслительной деятельности

-Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием предметов быта

-Понимать знаково-символический

язык декоративно-прикладного искусства

-Выполнить эскиз орнамента для своего лоскутного коврика

Знать понятие «лоскутная мозаика»

-Уметь читать композиционные схемы орнаментов лоскутных ковриков с пояснением названия композиции

-Уметь создавать эскиз орнамента для своего лоскутного коврика

Викторина

Повторить основные термины и понятия

11.10

  1. 7

Живописные просторы Родины

Урок-образ

1

Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности
Умение работать в заданном темпе Видеть и воспринимать красоту

пейзажей разных географических

широт

-Нарисовать картину «Родные просторы»

-Овладеть графическими, живописными и композиционными навыками, расширению диапазона приемов работы с красками в передаче пространственных планов пейзажа

-Знать понятия «пейзаж», «пространство» и « цвет»

-Уметь экспериментировать с красками и цветными карандашами

-Уметь читать композиционные схемы пейзажей

Кроссворд

Повторить изученный материал

18.10

  1. 8

Родные края в росписи гжельской майолики

Урок-повтор

1

 понимать учебную задачу

-учиться работать в заданном  темпе

Нарисовать деревья, как гжельские мастера

- Рисовать кистью, получая растяжение цвета в сюжетах по мотивам гжельской майолики

  Знать понятия «керамика, майолика, квасник, кумган»

-Уметь рисовать кистью, получая

растяжение цвета в сюжетах по мотивам гжельской майолики

Устное

оценивание

Выполнить рисунок

25.10

  1. 9

Двор, что город, изба, что терем

Урок-вариация

1

владение способами объединения по общему признаку   -Углубить представление о знаках-символах в народном орнаменте на примере знаков-оберегов в украшении крестьянской избы

- Нарисовать резное полотенце причелины со знаками солнца, воды, земли

Знать понятия «причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупен»

 -Уметь выполнять эскиз полотенца

Выставка творческих  работ

Повторить основные термины и понятия

08.11

  1. 10

То ли терем, то ли царев дворец

Урок-образ

1

Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности
 -Углубить представление о внешнем убранстве жилища городского типа зажиточных людей — терема    

- Овладеть графическими, живописными и композиционными навыками

 -Познакомятся с контрастами архитектурных объемов и форм

-Уметь создавать свой терем для сказочных героев

Тест

Работа по карточке

15.11

  1. 11

Каждая птица своим пером красуется

Урок-образ

1

Умение работать в заданном темп-Нарисовать по памяти быстрые наброски птиц

- Изобразить зимующих птиц в разных поворотах с передачей их характерной формы, цветовой окраски оперения

-Освоить технику работы «по сырому»

-Знать понятия «форма и цвет»

-Уметь видеть характерные особенности пернатых

 -Уметь выполнять технику работы «по сырому»

Викторина

Повторить изученный материал

22.11

  1. 12

Каждая изба удивительных вещей полна

Урок-эксперимент

1

 умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. Поэкспериментировать в подборе оттенков цвета для передачи, освещенной и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении.

-Расширить представления о натюрморте как жанре изобразительного искусства, раскрывающем зрителю страницы истории, культуры, традиций народов, открывающем красоту предметного мира

К концу урока учащиеся смогут:

-Углубить знания в области цветоведения

-Познакомиться  с особенностями влияния искусственного освещения на цвет предметов -Знать понятия «натюрморт», «свет и тень»

-Завершить в цвете натюрморт из предметов крестьянского быта

Кроссворд

Выполнить рисунок

29.11

  1. 13

Русская зима

Урок-эксперимент

1

формирование приёмов мыслительной деятельности

-владение способами объединения по общему признаку

- Расширить представления о графике как одном из видов изобразительного творчества

- Раскрыть возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой

-Развить графические и композиционные навыки: в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов.

-Знать понятие «пейзаж в графике»

-Уметь передавать образ заиндевелых растений

-Знать правила работы с белой краской

Устное

оценивание

Повторить основные термины и понятия

06.12

  1. 14

Зима не лето, в шубу одета
Урок-вариация и импровизация

1

Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности
-Познакомиться  с разнообразием орнаментальных мотивов в украшении зимней одежды у разных народов

 -Получат представление об особенностях построения сетчатых орнаментов.

 -Знать значение знаков-символов в орнаменте народов Севера

-Уметь создавать свой эскиз украшения из бисера как памятного подарка родителям, друзьям и близким

-Уметь читать композиционные схемы орнамента вязаных изделий

Выставка творческих  работ

Подобрать загадки о зиме

13.12

  1. 15

Зима за морозы, а мы за праздники

Урок-образ

1

понимать учебную задачу

-Завершить картину карнавального шествия

-Изобразить красками яркий, сверкающий праздник с новогодней елкой и наряженными участниками веселья

-Знать правила работы с акварельными красками

-Уметь использовать прием растяжения цвета, прием цветного мазка

Тест

Повторить изученный материал

20.12

  1. 16

Всякая красота фантазии да уменья требует

Урок-импровизация

1

Умение работать в заданном темп

- Нарисовать эскиз карнавальной маски

 -Передать в ней образ матушки-зимы

-Уметь выполнять эскиз карнавальной маски

-Уметь выбирать материалы и приемы художественного изображения

Викторина

Выполнить рисунок

27.12

  1. 17

В каждом посаде в своем наряде Узоры-обереги в русском народном костюме

Урок-повтор

1

Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания -Познакомиться с названиями главных частей севернорусского и южнорусского костюма (работа со словарем)
-Углубить представление о значении знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма

-Уметь читать композиционные схемы -Сформировать графические навыки: в построении композиции народного орнамента

- Завершить орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм

Кроссворд

Работа по карточке

17.01

  1. 18

Жизнь костюма в театре
Сценический костюм героя

Урок-импровизация

1

 понимать учебную задачу,

-учиться работать в заданном  темпе

  -Познакомиться с театральными костюмами героев русской оперы

-Углубить представление о пропорциях фигуры человека

- Создать  эскиз исторического костюма (мужского или женского)

 -Уметь создавать эскиз исторического костюма

-Знать элементы народной одежды

Устное

оценивание

Работа по карточке

24.01

  1. 19

Россия державная

Урок-путешествие

1

- Расширить представление о старинном каменном зодчестве — архитектуре крепостей      

-Сформировать живописные навыки гармоничного подбора цветосочетаний: в колористическом решении архитектурного ансамбля

     

-Знать изображение отдельных архитектурных объемов

-Уметь подбирать цветосочетания, в колористическом решении архитектурного ансамбля

Выставка творческих  работ

Повторить изученный материал

31.01

  1. 20

«Город чудный, город славный…»
Урок-образ

1

Умение  осмысливать  учебный  материал,  выделять  в  нем  главное
-Сформировать композиционное видение на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества

- Выполнить рисунок «Старинный русский город-крепость»

-Уметь читать композиционные схемы изображения старинного русского города-крепости

-Уметь выполнять свой рисунок по заданной теме

Тест

Выполнить рисунок

07.02

  1. 21

Защитники земли Русской
Сюжетная композиция

Урок-образ

1

понимать учебную задачу,

-учиться работать в заданном  темп

-Расширить представления о тематической композиции на ярких примерах изобразительного искусства
-Развить живописно-графические и композиционные навыки в создании тематической картины с изображением человека в движении

-Уметь создавать образ воина

 - Создать свой образ воина

Викторина

Повторить основные термины и понятия

14.02

  1. 22

Дорогие, любимые, родные
Урок-образ

1

-Расширить представления о портрете как одном из жанров изобразительного искусства
-Расширить знания о пропорциональных отношениях головы человека
- Создать портрет самого любимого и близкого человека

-Уметь читать композиционные схемы

-Уметь работать в любой технике (акварель, гуашь, фломастеры, мелки)

-Уметь использовать линию симметрии в построении рисунка

Кроссворд

Повторить изученный материал

21.02

  1. 23

Широкая Масленица

Урок-импровизация

1

 -Развить образное видение цветовосприятие

-Расширить представления об особенностях проводов зимы в разных регионах России
- Создать образ праздника проводов зимы

-Уметь создавать образ праздника проводов зимы

-Знать, как отмечают Масленицу в разных районах нашей страны

-Уметь подбирать теплые и холодные цвета

-Уметь использовать основные и составные цвета

Устное

оценивание

Работа по карточке

28.02

  1. 24

Красота и мудрость народной игрушки

Урок-повтор

1

Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания

-Углубить и систематизировать представления о народной деревянной игрушке
 - Развить навыки в изображении пропорций, цвета, образа игрушки - Выполнить зарисовки народных деревянных игрушек

-Уметь выполнять зарисовки народных деревянных игрушек

Выставка творческих  работ

Принести книги со сказками

07.03

  1. 25

Герои сказки глазами художника

Урок-эксперимент

1

- Развить композиционные навыки, уметь выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы
-Сформировать способность к обобщению в создании сюжетной композиции, условно- декоративному решению замысла

-Уметь выполнять иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному произведению)

Тест

Подготовить вопросы викторины по сказкам

14.03

  1. 26

Иллюстрация  к любимой сказке

 Урок-эксперимент

1

- Выполнить иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному произведению)

Уметь выполнять иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному произведению)

Викторина

Повторить изученный материал

21.03

27

Водные просторы России

Урок-эксперимент и импровизация

1

-Развить образное видение и цветовосприятие на примерах наблюдаемых морских и речных пейзажей, произведений живописцев.
 - Создать картину весенней навигации     

     

-Уметь создавать картину весенней навигации

-Знать теплые и холодные цвета

-Уметь смешивать цвета

-Знать понятие «художники-маринисты»

Кроссворд

Выполнить рисунок

04.04

28

Цветы России на Павловских платках и шалях

Урок-повтор и вариация

1

Умение  осмысливать  учебный  материал,  выделять  в  нем  главное
-Углубить представление о связи декора с поверхностью украшаемого предмета, о значении шали или платка в ансамбле русского костюма
-Сформировать навыки в передаче декоративного, выразительного силуэта цветочного мотива

- Завершить фрагмент рисунка мелкими узорами

 

-Уметь выполнять свой рисунок по заданной теме

Устное

оценивание

Повторить основные термины и понятия

11.04

29

«Всяк на свой манер»
Русская набойка Урок-импровизация

1

понимать учебную задачу,

-учиться работать в заданном  темпе;

-Расширить представления об искусстве ручной набойки.

 -Углубить представление об особенностях композиции узорного Павловского платка на примерах вариантов композиционных схем

- Создать вариант музыкально-ритмической композиции для шали

-Уметь читать композиционные схемы

-Уметь создавать вариант музыкально-ритмической композиции для шали

Выставка творческих  работ

Работа по карточке

18.04

30

В весеннем небе — салют Победы 

Урок-образ

1

Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности

- Расширить представления о возможностях цвета, о декоративности контрастных цветосочетаний

-Уметь создать композицию на заданную тему

-  Создать композицию «Салют Победы»

Тест

Подобрать стихи о весне

25.04

31

Гербы городов Золотого Кольца России

Урок-импровизация

1

Умение работать индивидуально, в паре, группе.

-Познакомиться с геральдическими символами на примерах гербов городов Золотого кольца России

-Углубить представление о выразительных средствах декоративного образа: силуэт, цвет, линия, символическое значение изображений на гербе

-Уметь создать композицию на заданную тему

 - Придумать герб того места (села, города), где родились твои родители

Викторина

Повторить изученный материал

16.05

32

Сиреневые перезвоны
Урок-образ

1

Умение  воспринимать  информацию 

 -Расширить представления о натюрморте, о роли света в формировании колористической гаммы в произведениях живописи
   -Углубить представление об    образном видении, цветовидении, живописно-декоративных и композиционных навыках в исполнении натюрморта-образа

- Нарисовать сирень с натуры или по представлению, под впечатлением увиденных произведений

-Знать понятия «натюрморт, цвет и свет»

-Уметь рисовать сирень с натуры или по представлению, под впечатлением увиденных произведений

Кроссворд

Работа по карточке

23.05

33

У всякого мастера свои затеи

Урок-повтор,импровизация

1

Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания Углубить представление о связи материала, формы и техники исполнения в украшении художественной вещи, предмета; о связи красоты и функционального предназначения предмета

-Уметь использовать линию симметрии в построении рисунка

-Знать правила работы с акварельными красками

Устное

оценивание

Повторить основные термины и понятия

30.05

34-35

Изображение  зверя в разных техниках

Урок-образ

2

Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания

 -  Придумать орнамент, в котором изображение животного станет мотивом

-Выполнить изображение зверя в разных техниках

-Уметь выполнять изображение зверя в разных техниках

Выставка творческих  работ

Повторить изученный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...