Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Пейзаж в графике. Русская зима"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Мингазова Алия Вадитовна

Цели деятельности:  расширение представлений о графике как об одном из видов изобразительного творчества; знакомство с графическим пейзажем, с творчеством художников-графиков с хроматическими и ахроматическими цветами; создание условий  для овладения техникой штриха

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: возможности графических средств в изображении красоты и ее состояний природы зимой.

Уметь: владеть графическими и композиционными навыками; передавать графическими средствами зимние образы

Личностные: осознавать социальную роль обучающегося; проявлять эмоционально-ценностное отношение к природе; овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh_v_grafike._russkaya_zima.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.11.18                                                                                ФИО учителя: Расчектаева С.В._________________

Школа: 104                                                                                 ФИО студента: Мингазова А.В

Класс: 3 «В»                                                                                ФИО методиста: Мотовилова Н.В.________________

Кабинет: 212

КОНСПЕКТ УРОКА (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Тема: «Пейзаж в графике. Русская зима»

Цели деятельности:  расширение представлений о графике как об одном из видов изобразительного творчества; знакомство с графическим пейзажем, с творчеством художников-графиков с хроматическими и ахроматическими цветами; создание условий  для овладения техникой штриха

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: возможности графических средств в изображении красоты и ее состояний природы зимой.

Уметь: владеть графическими и композиционными навыками; передавать графическими средствами зимние образы

Личностные: осознавать социальную роль обучающегося; проявлять эмоционально-ценностное отношение к природе; овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование: бумага,  черная тушь, палочки

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок!

Перестанем мы лениться,

Будем радостно учиться!

- Доброе утро, дорогие ребята! Меня зовут Алия Вадитовна. Сегодня я проведу у Вас урок изобразительного искусства. Я очень рада видеть Вас, и хочу поскорее  начать работу с Вами. Пожалуйста, присаживайтесь.

Приветствовать учителя

- Здравствуйте!

К.: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: презентация

2 мин

-Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Этот не совсем так, это «эпиграф». Кто знает, что такое эпиграф?

-Верно, ребята. Давайте с вами ее прочтем. Кто желает?

Как барыня седая,

К людям шествует Зима,

Лютой стужей расцвечая

Опущенные дома

К.Бальмонт

стихотворение

цитата

читать

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

1 мин

-Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

-Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.

зимний пейзаж в графике

научиться рисовать пейзаж в технике графика

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока

IV. Открытие нового знания

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

8 мин

- Какой вам представляется зима? Опишите.

-Давайте еще раз прочитаем эпиграф на слайде. Как поэт называет нашу зиму?

-Да, ребята, как только не называют люди нашу русскую зиму! Она и барыня, и чародейка, и красавица, и царица! Как вы думаете, почему?

-Хорошо, ребята, давайте рассмотрим произведения художников и народных мастеров в учебнике на страницах 70-71. Они запечатлели красоту родной природы в зимнюю пору.

-Как называется этот художественный жанр?

-Чем написаны эти пейзажи?

-Как называется этот вид изобразительного искусства?

-Верно, мы рассмотрели живописные пейзажи. Для их изображения художник использовал цвет.

-А еще с помощью, каких материалов можно изобразить нашу зиму?

-Верно, во втором классе вы уже познакомились с видом изобразительного искусства  графикой  и ее выразительными средствами.

-Кто помнит с какими?

-Да, ребята, вы правы.

-Каждый художник, любуясь зимними пейзажами, выбирает свои художественные приемы для передачи красоты зимы. Один работает цветом и его работы получаются живописные, а другой – использует краски, которые не содержат цвет и тогда работы называют графические. Какие краски использует художник график?

- Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но они, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

-Есть две группы цветов – хроматические и ахроматические. Названия их образованы от греч слова «хроматос»- «цвет». Следовательно, ХРОМАТИЧЕСКИЕ все цветные краски, АХРОМАТИЧЕСКИЕ не содержащие цвет.

-Каких цветов больше в зимнее время?

-Какие краски мы можем отнести к ахроматическим?

-Рассмотрите графические работы. В них торжество и красота зимы переданы лишь с помощью черного и белого цветов.

- Когда в лесу остается меньше цвета?

-А почему?

-Верно, ребята.

Как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Почему?

А вот, что о черном и белом цветах можно узнать из фольклора.

Отгадайте загадки:

-Белые мухи на поле сели.

-Скатерть бела, всю землю одела.

-На деревья, на кусты с неба падают цветы,

Белые пушистые, только не душистые.

отвечать на вопросы учителя

барыня

отвечать на вопросы учителя

пейзаж

карандашами, гуашью, тушью

графика

линией, штрихом, пятном

черные и белые

черных и белых

черные, серые, белые

зимой

деревья почти черные на фоне белого снега

да, потому что, в основном, зимой преобладают эти цвета

снег, снежинки

снег

снег

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

8 мин

-Верно, ребята, а теперь давайте вернемся к произведениям графиков и вспомним, с помощью каких выразительных средств художник изображает красоту зимнего леса, деревьев.

-В каких композициях выразительность зимней природы достигается с помощью ахроматических линий (белых и черных), а в каких главным средством выступает силуэт?

-Подберите прилагательные к графическим пейзажам. Какие они?

-Ребята, посмотрите еще раз на картины из вашего учебника и ответьте мне на вопрос: как график создает впечатление сказочности?

-Какую роль играют линии?

-Перечислите все элементы, которыми художник пользуется, создавая образ зимы, зимних деревьев

линия, штрих, пятно

причудливые, таинственные, сказочные

с помощью узоров и линий

прямые, волнистые, пунктирные линии, «пружинки», большие и маленькие зигзаги, сеточка из волнистых линий, лучики, кружочки, штрихи, завитки, запутанные кривые линии

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Динамическая пауза

1 мин

-Ребята, пришло время немного отдохнуть.. Вы, наверное, устали?

 Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

выполняют движения

Р: действовать с учетом выделенных ориентиров 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: пед.показ

15  мин

-А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выполнить зимний пейзаж в технике графика.

Пед.показ

-Сейчас, я буду вам показывать, как выполняется данная работа, а вы внимательно смотрите за мной.

-На белом листе тонким кончиком палочки рисую линию горизонта.

-На дальнем плане изображаем лес. Я его изобразила вот так. Так как у нас зимний пейзаж изобразим сугробы. Посмотрите, я их изобразила вот так.

- Так, ребята, а сейчас, изобразим облака. Чем больше облако, тем оно ближе, и соответственно чем оно меньше, тем дальше оно должно быть.

-Теперь изображаем дерево. Толстым кончиком палочки рисуем ствол дерева. Чем выше дерево, тем тоньше его ствол. Нарисовали ствол нашего дерева и приступаем к веткам.

-Теперь наш пейзаж практически готов. Для его завершения мы можем нарисовать еще птиц, лыжню, торчащие из-под снега кусты или же каких-то животных или их следы.

- Итак, ребята, зимний пейзаж готов. Я желаю вам творческих успехов. Вы можете приступать к работе.

выполнять действия, заданные учителем

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VII.Включение в систему знаний

2 мин

-Итак, ребята, кто все уже сделал, может принести свой рисунок к доске.

выставка рисунков

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: анализ

2 мин

-Ребята, посмотрите, какие красивые работы у нас с вами получились.

-Мы с вами хорошо трудились. Вы большие молодцы!

-Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.

оценивать работы

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс. Тема: Учимся видеть. Русский музей.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти. «Прекрасное лето». Акварель."

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти.  «Прекрасное лето». Акварель."...

Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс

Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству «Архитектура старинная и современная (графика, фломастеры)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование умения видеть красоту своего города; ознакомление учащихся с архитектурой города.Планируемые результаты:Предметные:-формирование нравственно-эстетических и эмоц...

Конспект урока по изобразительному искусству "Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия" УМК "Перспектива"

Цель: формирование понятия «симметрия», «графика», умения выражать в творческой работе свое отношение к выразительности белого и черного цветов в искусстве графики; развит...

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе «Картина-натюрморт «Русская старина», УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о композиции натюрморта, о старинных русских  предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов.Планируемые ре...