Конспект урока "Декоративное рисование «Русская матрешка»"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Конспект + презентаци к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc66.5 КБ
Office presentation icon russkie_matryoshki.ppt371 КБ
Office presentation icon igra_fonariki_zazhglis.ppt832 КБ

Предварительный просмотр:

Вид деятельности: Рисование русской матрешки по представлению.

Тема урока: Декоративное рисование « Русская матрешка».

Цель урока: Формирование навыков декоративного рисования.

Задачи  урока: 1. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана. Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях семеновских мастеров.

                           2. Развивать эстетическое восприятие  и  умение сочетать в декоративном рисунке несколько цветов.

                           3. Воспитывать внимание и аккуратность; любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Оборудование для учителя: шаблоны(раздаточный материал); презентация.

Оборудование для детей: бумага(альбомный лист); простой карандаш; кисть; краски (гуашь); баночки для воды. вырезанный силуэт матрешки

Ход урока

Этап урока

Содержание

Метод и прием

1.Организационный момент

1.Приветствие:

Прозвенел  и смолк звонок,

Начинается урок!

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать!

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку и подготовка красок к работе.

2.Сообщение темы урока

-Отгадайте загадку:

Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир ...
(Матрёшка)

-И так, как вы думаете ,какая тема нашего урока?

-Правильно! Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России – матрешке. Презентация «Русская матрешка»(слайд 1).Поэтому наша работа называется «Русская матрешка».

Загадка.

Презентация.

3. Актуализация знаний учащихся

  • У кого из вас дома есть народные  декоративные игрушки?
  • Почему они вам нравятся?

Беседа с детьми.

4. Работа над новым материалом.

Презентация «Русская матрёшка»(2-3слайд).  

Замечательная  игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам  из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.

    Первым расписал  русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859-1937). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. Видимо,  от  русского имени  Матрена и возникло ласковое  название «матрешка». Условны форма игрушки, изображение  ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках .

    Интересно отметить, что кроме матрешек- девочек и женщин  традиционно в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке.

    Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают  форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца.

Презентация «Русская матрёшка»(4-9слайд).

Перед вами матрешки из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.

Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых  при росписи  этих матрешек.

  • Как изображены платки?
  • Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще?
  • Что общего в оформлении этих матрешек?
  • Найдите отличительные декоративные приемы в росписи этих изделий?
  • Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек?

Учитель рассказывает.

Презентация.

5.Физкультминутка

ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа. Повторить 2–3 раза).

Разминка.

6. Объяснение.

Рассмотрим последовательность работы. Лист располагаем вертикально.

1. Обвожу по контуру матрешку. 
2. Рисую лицо (вам поможет круг). 
3. Рисую платок. 
4. Провожу вертикальную линию от макушки до самого низа. 
5. Осторожно наношу карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком). 
6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки(рисую руки) 
7. Заполняю передний фон сарафана матрешки букетом цветов. 
8. Раскрашиваю матрешку.

Посмотрите, как я выполню рисунок матрешки в цвете:  

1. Начинаем с раскраски больших  цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала выполню красным цветом платок.

2. Теперь аккуратно, чтобы не было видно мазков от кисти, заливаю всю поверхность туловища – центральную часть – желтым цветом.

3. Необходимо создать впечатление  - иллюзию, что матрешка настоящая. Для этого  по всему краю игрушки прохожу коричневой краской. Плавными движениями  аккуратно  вливаю  один цвет в другой.

4. Теперь выполняю завершающую стадию. Для этого раскрашиваю волосы и узор на передней части матрешки. Для волос я выбрала черный цвет. А узор выполняю красным и зеленым цветом. Учтите, что прежде чем выполнять цветы и листья, надо убедиться ,что  желтый фон высох. Красный беру того же цвета, что и платок. Рисунок закончен.

Учитель объясняет  и показывает, рисуя сам на доске матрёшку,

как надо правильно рисовать и раскрашивать.

7. Самостоятельная работа учащихся

А сейчас создайте свой образ русской  матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

Проводится игра на узнавание цветов: «фонарики зажглись». Презентация «Фонарики зажглись».

Дети рисуют, учитель ходит, смотрит, помогает, если нужно.

Презентация «Фонарики зажглись».

8. Итог урока

1. В ы с т а в к а   р а б о т   учащихся.

Рисунки учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские матрёшки

Слайд 2

Биография матрёшки Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.

Слайд 3

Биография матрёшки Первым расписал русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859-1937). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках . Интересно отметить, что кроме матрешек- девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке. Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца.

Слайд 4

Сергиевопосадская игрушка Сочетание красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; добивались красочности, нарядности и декоративности.

Слайд 5

Сергиевопосадская игрушка

Слайд 6

Семёново Основной цвет сарафана-красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Слайд 7

Семёново

Слайд 8

Полхово-Майдан Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложиться тёмно-зелёный цвет, а синий- с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРА «Фонарики зажглись».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование пластилином. "Матрешка"

Цель занятия: интегрирование трудовой и художественной деятельности для развития творческих способностей учащихся....

Конспект открытого урока "Русская матрешка"

Конспект открытого урока трудового обучения. Аппликация "Русская матрешка"Цель:на примере истории создания матрёшки познакомиться с традиционными народными промыслами Россиипродолжить формирован...

Конспект занятия на тему:" История русской матрешки".

Задачи:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие ...

Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрешка"

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой  и Полхов - Майданской матрешкой.Воспитание э...

Конспект урока ИЗО "Русская матрешка"

Конспект урока "Русская матрешка" 3 кл. ИЗО...

Урок по рисованию "Русские матрешки"

открытый урок по рисованию...