КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Патриотическая тема в искусстве.»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Анна Павловна Чернова

Цели деятельности учителя: 

  • Формирование условий для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
  • Формирование развития эстетического восприятия детей, понимания торжественности, величия победного праздника в реальной жизни

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать историю своей Родины
  • Уметь понимать торжественность, величия победного праздника в реальной жизни
  • Уметь использовать в собственных художественных работах различные средства художественной выразительности для раскрытия замысла

Личностные:

  • Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;
  • Развивать внимательность и любознательность;
  • Формирование патриотического воспитания.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: бумага, различные художественные материалы, видеофрагмент, учебная презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        16.04.2020 год.                                                                                                ФИО учителя: Темченкова С.В.

Школа: № 1                                                                                                        ФИ студента: Чернова А.П.

Класс: 3 «А»                                                                                                        ФИО методиста: Подгорская Т.А.

Кабинет: 34              

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема: «Патриотическая тема в искусстве

Цели деятельности учителя:

  • Формирование условий для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
  • Формирование развития эстетического восприятия детей, понимания торжественности, величия победного праздника в реальной жизни

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать историю своей Родины
  • Уметь понимать торжественность, величия победного праздника в реальной жизни
  • Уметь использовать в собственных художественных работах различные средства художественной выразительности для раскрытия замысла

Личностные:

  • Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;
  • Развивать внимательность и любознательность;
  • Формирование патриотического воспитания.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: бумага, различные художественные материалы, видеофрагмент, учебная презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

- Добрый день, ребята!

- Сегодня у нас с вами очень серьёзная тема.

- Давайте скорее к ней приступим, чтобы не терять времени зря.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2

мин.

- Попробуйте ответить на вопросы:

- Кому принадлежит фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

- Какое событие положило конец татаро-монгольскому игу?

- Как в искусстве отражён образ русского воина?

- Что такое батальный жанр?

- Что такое исторический жанр?

- Как тема патриотизма передана в искусстве?

- Как в произведениях живописи и графики отражён подвиг русского защитника?

- Что такое плакат?

- Плакат- цветной настенный рисунок с агитационным или иным текстом.

- Какие известные битвы вы знаете?

- Когда отмечается День Победы в нашей стране? В какой войне одержана эта победа?

- Как отражены в живописи великие подвиги в Великой Отечественной войне?

- Как искусство помогает сохранить память о важных исторических событиях?

- Отлично!

- Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) – война между СССР и Германией в рамках Второй Мировой войны, закончившаяся победой Советского Союза над фашистами и взятием Берлина. Великая Отечественная Война стала одним из финальных этапов Второй Мировой.

- Кто знает, какого числа началась война?

Князю Александру Невскому

Отказ Москвой платить Орде ежегодную дань.

Величествен и прекрасен

Он посвящён темам войны и военной жизни

Он посвящён историческим событиям и деталям

Плакат- цветной настенный рисунок с агитационным или иным текстом.

Куликовская битва, Невская битва, Ледовое побоище…

9-ого мая

В Великой Отечественной войне

Своими замечательными картинами и рисунками

Слушают учителя

22 июня 1941 года

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

 Разгадайте ребус:

- Исходя из всего этого подумайте и скажите, какая у нас свами будет тема урока?

- Верно!

- Тема нашего урока: «Патриотическая тема в искусстве»

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Правильно!

- Цели: вспомнить историю своей Родины, нарисовать рисунки ко дню 75-ти летия войны.

- Молодцы!

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - Материалы

ПОБЕДА

Тема нашего урока: «Патриотическая тема в искусстве»

- Какие цели мы перед собой поставим?

Цели: вспомнить историю своей Родины, нарисовать рисунки ко дню 75-ти летия войны.

Смотрят на слайд

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

10-12

мин.

 - Долгие века отражала Русь бесконечные нападения врагов со всех сторон света. Символом священной освободительной борьбы и побед является имя Александра Невского.

- Александр Невский художника П. Корина – характерный пример исторического портрета. Взятая в полный рост могучая фигура Александра Невского представлена у священного знамени, на фоне широкого новгородского пейзажа. Князь энергично опирается на огромный меч, который напоминает нам о его крылатой фразе: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Невский облачен в стальные доспехи и боевой шлем. На плечах короткий плащ. Образ проникнут суровой решительностью и волевым напором, представлен «в ярости мужества своего».

- Биография Александра Невского знаменательна большим количеством побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский». Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу. Знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере. За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения.

- Рассмотрим работу Н. Присекина «Куликовская битва». Сражение русских войск под предводительством великого князя Дмитрия Донского с монголо-татарами. Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Решающая победа русских войск стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и свержению Золотой Орды.

Совсем иначе прославляется подвиг русского солдата в плакате. - Рассмотрим плакат «Освободим земли Новгородские от врага!». Активно эксплуатировался персонаж Александра Невского как образ, тесно связанный со свободой Новгорода и Пскова. В рамках пропаганды преемственности героической славы предков СССР были учреждены ордена имени знаменитых героев прошлого, в частности, Александра Невского.

- Немалую роль в достижении Победы сыграли художники, которые создавали плакаты, например: И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», «Клянусь победить Врага!».

- Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.

Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки, В. Пузырькова, К. Юона и многих других художников.

- Историческое полотно «Оборона Севастополя» А.А. Дейнека создал в военные годы. Здесь обобщена героика Великой Отечественной войны. На полотне он запечатлел героизм солдат, что при обороне Севастополя отдали свою жизнь. На набережной шёл тяжелый бой. Моряки Советской армии перерезают путь вражеским войскам. На заднем плане показано, как рушатся здания, всё в огне. На переднем плане раненый матрос. В его руках – связка гранат. Стоя в полный рост, моряк пытается ее бросить. Мускулы лица напряглись, солдат широко расставил ноги и отвел руки в стороны. Всё здесь свидетельствует о самоотверженности воина.

- Глядя на картину «Парад на Красной площади», зритель сразу видит небо – низкое, серое и облачное. Оно навевает чувство тревоги, страха. Красная площадь заснежена и пустынна. Только войска ровными рядами идут через площадь. Солдаты уверены в своих силах и победе, они шагают четко, чеканя шаг и зная, что с парада они вступят сразу в настоящий смертельный бой.

- Все изображенное на картине строго, четко и спокойно. Страна готова к войне и бою, никто не страшится поражения. К. Юон хотел показать, насколько торжественен этот момент, как он говорит о силе русского народа.

- Военная тема нашла выражение в произведениях многих других художников, но в литературном творчестве случился небывалый подъём. Публиковалось множество произведений военной тематики: рассказы, повести, романы и, конечно, стихи. - Стихи военной тематики поднимали и без того сильный дух русского народа, вдохновляли на подвиги, придавали сил и лишали страха.

- Так в стихотворении Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь» солдат просит не забывать его ни в коем случае, даже когда не осталось надежды, он просит продолжать верить и ждать.

видеофрагмент

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

- Картина «Победа» – знаменитейшая батальная работа советского художника. Что мы видим на холсте? Победа над фашизмом сопровождается у художника радостными выкриками советских солдат – многократным «Ура!». Несчетное число мужчин в военной форме торжественно и самозабвенно ликует. - Чувство освобождения от нацистских захватчиков заставляет бойцов поднимать руки вверх, протягивая ввысь оружие, каски и алые флаги.

- Сегодня мы просмотрели лишь малую часть художественных произведений, посвященных защитникам Отечества.                                - Существует ещё огромное количество произведений, которые заслуживают отдельного изучения. Надеюсь, что те картины, которые вы сегодня увидели, запомнятся вам как яркий пример патриотизма в искусстве.

- Давайте мы с вами немного отдохнём

Динамическая пауза

Дружба

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

- Отлично! Молодцы!

- Посмотрите видеофрагмент на сайте для ознакомления

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5009/main/

Слушают учителя

Вспоминают биографию Александра Невского

Рассматривают работу Н. Присекина «Куликовская битва».

Рассматривают плакаты И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», «Клянусь победить Врага!».

Слушают учителя

Смотрят на картину «Парад на Красной площади»

Слушают учителя

Смотрят видеофрагмент с чтением стихотворения

Слушают выразительное чтение

Смотрят картину «Победа»

Слушают учителя

Повторяют движения

Смотрят видео

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

V.Первичное закрепление во внешней речи

1

мин.

Педагогический показ

- Я расположу лист вертикально.

- Нарисую линию горизонта.

- Теперь рисую плашмя очертания города: здания, дома и многое другое.

- для этого использую не яркие цвета.

- изображение салюта займёт главное место в моей работе.

– Яркими мелками начинаю рисовать салют.

Наблюдают

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

- Итак, начинаем нашу работу.

- Тема работы: «75 лет Великой Отечественной войне» или

«Война глазами детей»

- Рисунки могут быть и мирного послевоенного времени.

Обратите внимание, что рисунок отличается от плаката!

На рисунке не должно быть никаких надписей!

- Рисовать можно разными художественными материалами

Рисуют рисунки

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

VII. Включение в систему знаний

1

мин.

- Используем самые яркие цвета.

- Чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение.

Аудиофрагмент с военными песнями

Рисуют рисунки

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

 - Итак, ребята вы все большие молодцы у всех получилось всё очень хорошо.

Ребята о чём мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Итак, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Достигли ли мы их?

- Что особенно заинтересовало вас в уроке?

- Работы приносим после карантина.

- Подписывать рисунок с обратной стороны:

ФИО, класс, сколько лет, каким художественным материалом рисовали.

- Рисунки сфотографировать, отправить мне в личные сообщения!

- Дети на фото должны присутствовать!

- После карантина мы сделаем выставку ваших работ!

- Желаю вам творческих успехов!

- Урок окончен!

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина-пейзаж». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина-пейзаж»Цели деятельности учителя: развитие умений выполнять композицию «Картина-пейзаж»;Планируемые результаты:...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина - натюрморт» (композиция). 3 класс.

Конспект урока по изобразительному искусствуТема урока: «Картина - натюрморт» (композиция) Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о многообразии форм изображ...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина-натюрморт «Русская старина» Неменский 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов Планир...

КОНСПЕКТ УРОКА по изобразительному искусству Тема: «Школьный карнавал. Обобщение темы» (коллективное панно)

Цели деятельности учителя: обобщить знания о зрелищах, карнавалах,  подготовить учеников к выполнению коллективного панно, подчеркнуть  роль каждого  в общей работе.Планируемые результа...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме Тема: Мудрость старости. (Портрет пожилого человека). (УМК Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: развитие и углубление знаний о технике выполнения портрета; выполнение изображения любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир.Планируемые результатыП...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: Украшение и фантазия. «Кружевные узоры».

Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия для формирования умения рисовать кружевные узоры.Предметные задачи: содействовать формированию представления об отражении элементов природы ...