«Дорогие, любимые, родные. Женский портрет»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Белова Наталия Ивановна

Урок изобразительного искусства в 3 классе  по УМК «Перспектива».

 

 Формирование у детей целостного представления о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседневной жизнью людей.                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_izo.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Базевский филиал

                                    МБОУ Большекуликовская СОШ

                «Дорогие, любимые, родные. Женский портрет»

                                                                                   

                                                                           

                                                                               Подготовила: Белова Наталия Ивановна,

                                                                                                                         учитель начальных классов.

                                                                                                 

Тема урока:  «Дорогие, любимые, родные. Женский портрет».

Урок изобразительного искусства в 3 классе  по УМК «Перспектива».

Цель: Формирование у детей целостного представления о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседневной жизнью людей.                        

 Задачи урока:

  • активизировать познавательный интерес к искусству;
  • учить осознанно изображать лицо человека, закрепить знания о строении и пропорциях человеческой головы.
  • научить при работе с рисунком анализировать и подчеркивать отдельные детали, добиваться большей выразительности в портрете, развивать глазомер, твердость руки.
  • способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
  • формировать эмоциональную отзывчивость; 
  • воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа; чувство прекрасного;  любовь к семье, родным;  бережное отношение к окружающим.
  • развивать память, внимание, кругозор учащихся, творческое и художественное мышление, воображение и фантазии;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • сформировать потребность в общении с искусством и художественным творчеством,
  • сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,  способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

метапредметные:

  • регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении рисунка; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;
  • познавательные УУД:  подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»);
  • коммуникативные УУД:  вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче.

личностные:

  • сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,  осознание своей ответственности за общее дело;
  • сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,  готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

     Тип занятия: комбинированный

ФОРМА УРОКА: индивидуально-коллективная.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый.

(Учитель создаёт проблемную ситуацию, ученики решают её самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением.)

Оборудование для педагога: Репродукции работ художников: Серова, Репина, компьютер, проектор.

Оборудование для учащихся: бумага для рисования, простые карандаши, толковые словари.

Целевая группа:  3 класс

                                       План занятия: 

  1. Этап мотивации. Проверка готовности детей к занятию.
  2. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.
  3. Формулирование учебной проблемы, планирование действий.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Итог занятия. Рефлексия.

                                             

                                                                        Ход занятия:

  1. Организационная часть. 

Проверка готовности к уроку: перечисление необходимых для него предметов и принадлежностей, лежащих на парте.

II. Этап мотивации.

Друзья мои, я очень рада                                

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.  

III. Актуализация мыслительной деятельности.

- А сейчас разгадаем кроссворд и узнаем тему урока.  (Слайд)                  

 (Приложение 1).

Какие  главные слова получились? (Портрет и кокошник).

Сегодня тема урока:  «Образ русской женщины». Вы познакомитесь с жанром портрета в живописи. И сами будете художниками-портретистами, поэтому постарайтесь не только правильно нарисовать лицо человека,  но и передать его настроение и характер.

Работа со словарём и активная беседа.

- Что обозначает слово портрет? Найдем это в толковом словаре.

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.

- Молодцы ребята. А что такое кокошник? Вы знакомы с этим словом? (Разные ответы детей).

- Кокошник – это  старинный головной убор женщины.

- Спасибо за ответ.

- На данном уроке мы поговорим с вами об образе русской женщины.

Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали знаменитые художники. Всмотритесь и попробуйте отнести их к следующим категориям характеристик: (дан ряд слов, из которых нужно выбрать верное слово к подходящей картине - показ слайдов).  (Загадочность, таинственность, нежность, холодность, беспечность, задумчивость).

1. Загадочность («Джаконда» Леонардо да Винчи)

2. Таинственность («Портрет камеристки» П. П. Рубенса)

3. Нежность («Девочка в голубом» А. Модильяни)

4. Холодность («Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля)

5. Беспечность («Стрекоза» В.И. Репина)

6. Задумчивость («Девочка с персиками» В. А. Серова)

(Ответы детей) 

 Мы видим, что художники могут передавать не только внешнее сходство человека, но и его настроение и характер. Ведь важно, чтобы портрет не только был похож внешне, но и передавал дух человека, изображённого на нём, отражал бы его внутренний мир. Во Франции 100 лет назад жил художник Амадео Модильяни, он писал портреты не совсем похожие на людей, которых он рисовал, но все знакомые этих людей безошибочно узнавали их на этих портретах. Ведь он умел добиваться внутреннего, духовного сходства с человеком на своих картинах.

  IV. Постановка учебной цели.

- Интересно, а чей портрет мы будем рисовать сегодня? Послушайте стихотворение (читает подготовленный ученик).

 В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты ,

В доме столько доброты?                                                                                                                                                                          Приживаются  цветы,                                                                                                                                                                                          Рыбки, ежики, птенцы?                                                                                                                                                                                                Я тебе отвечу прямо:                                                                                                                                                                                                 Это мама, мама, мама!

-А какая она, ваша мама? (ответы детей-2-3 предложения).

 - Моя мама добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая, красивая, самая лучшая на свете.

          Все вы очень любите своих мам, и каждый из вас наверное считает, что его мама самая лучшая, самая добрая и самая красивая. Может быть даже кто- то уже пытался нарисовать свою маму, я не удивлюсь если вы мне скажете, что получилось не очень хорошо, потому что нарисовать портрет человека, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. 
Сложность рисунка портрета человека заключается в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д. Для этого нужно правильно нарисовать глаза, точно повторить форму губ человека и другие черты его лица.

   -А теперь давайте немного отдохнём.

V. Физкультминутка

Мы в снежки играем смело. (движения на выбор под музыку)

Ах какое это дело!

Любим все морозный день.

Нам в снежки играть не лень.

Хлоп! Хлоп! Не зевай!

Ты от нас не убегай!

Хлоп! Хлоп! Не зевай!

А теперь в меня бросай!

Пусть зима морозит нас.

Мы погреемся сейчас.

Ручками похлопаем.

Ножками потопаем.

Хлоп! Хлоп! Не зевай!

Ты от нас не убегай!

Хлоп! Хлоп! Не зевай!

А теперь в меня бросай!

VI. Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

- А теперь ребята я предлагаю вам побыть настоящими художниками портретистами, помня все то, о чем мы сегодня говорили, нарисовать портрет своих мам.

 Несколько рекомендаций:  (Слайд )
- Соблюдайте пропорции.
- Не стирайте линии наброска, пока не будет чётко виден нужный результат.
- Учтите, что лицо имеет снизу заостренную форму, а сверху более округленную.

-  Постарайтесь передать не только  внешнюю красоту лица, но и настроение человека.

  VII.  Применение новых знаний.

Дети берут карандаши и начинают рисовать портрет поэтапно (Слайд )                                                                                                      Необходимо  продумать примерное расположение всех элементов.                                                                                                         Сначала сделайте овал и разделите его линиями. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. А также добавьте линии для рта.  

Описание: как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-1.jpgОписание: как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-2.jpg

Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. 

Расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. Дорисуем брови.

Проведите мысленно две линии от внутренних краешков глаз вниз. Добавим рот (следующий слайд).

Описание: как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-3.jpgОписание: как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-4.jpg

Стираем вспомогательные линии, эскиз готов.

Простым карандашом добавляем тени, чтобы придать рисунку объема и сделать его более реалистичным (следующий слайд).

Описание: как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-5.jpgОписание: как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-7.jpg

В результате, дети выполняют задание, учатся рисовать портрет мамы.

VIII. Физминутка. 

Быстро поморгать , закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами   в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить  1-2 раза.

- Молодцы, какие красивые и разные мамы у вас получились, сразу видно, что вы любите своих мам.

 VIII. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка. (Слайд )

        - Ребята, оцените свои работы. Какое из данных предложений вы выберете для себя?  

        Я молодец!

        Есть над чем подумать…

        Мне грустно.

- Вы просто молодцы! Каждый смог оценить себя.

       IX. Итог урока.                                                                                                                                                                                                                  - Что рисовали на уроке?  (Портрет). Чей портрет у вас получился? (Портрет мамы)                                                                           Посмотрите, какие они получились разные. Портрет мамы – это образ русской женщины. Давайте попробуем угадать, какое настроение хотел передать каждый из вас. Мы поставили портреты в ряд, и у нас получилась небольшая портретная галерея – выставка портретов. А портрет, на котором художник изображает сам себя, называется автопортретом. Дома вы можете попробовать нарисовать себя, сидя перед зеркалом. Интересно, какими вы себя увидите?                                                                                                                                                                                                                      Но вот и всё, урок к концу подходит,                                                                                                                                                                                   Мы славно потрудились все сейчас,                                                                                                                                                                    Спасибо вам, ребята за работу,                                                                                                                                                                                     Не подвели меня и в этот раз,                                                                                                                                                                                С великим удовольствием, конечно,                                                                                                                                                           Поставлю вам оценки я сейчас!  (Учитель ставит оценки детям).        

X. Домашнее задание.  Нарисовать  автопортрет.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                             Литература

1.Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. -М. : Просвещение, 2014.

2.Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2014.

3.Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. - М. : Просвещение, 2014.

4.Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс]

                                                                                                                                                                                 

                                                                       Источники:

     Приложение 1

По вертикали.

  1. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы.

(Скульптура)

2. Головной убор для дачников и для тех, кто любит загорать на пляже.  (Панама)

3. Приспособление для смешивания красок.  (Палитра)

4. Украшение–зажим для волос.  (Заколка)

5. Водяные краски, используемые для живописи.  (Акварель)

6. Его надевают на голову, чтобы чёлка на лоб не падала.  (Ободок)

7. Головной убор с пером, который носили мушкетёры, а также «Кот в сапогах».  (Шляпа)

8. Для полной безопасности его надевают на голову мотоциклисты.  (Шлем)

9. Картина или рельеф, украшающий какой-нибудь участок стены или потолка.  (Панно)

10. Головной убор невесты. (Фата)

11. Этот головной убор носят такие сказочные герои, как гномы, Буратино

и Петрушка.  (Колпак)

12. Этот  аксессуар, являющийся элементом наряда, может быть носовым, шейным,  головным.  (Платок)

13. Головной убор короля, королевы и монарха.  (Корона)

14. Изображение кого - либо или чего - либо.  (Рисунок)

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                   

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                     Приложение 2                              

 По горизонтали.  

4

14

12

9

3

2

1

7

5

11

6

13

8

10

Кокошник и портрет – главные слова в кроссворде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

Концепция ФГОС начального общего образования ставит новую цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение у...

Сценарий воспитательного мероприятия "Милые, дорогие, любимые...", посвященного Международному женскому дню 8 Марта.

В канун 8 Марта всегда хочется поздравить мам, бабушек, девочек с праздником. Дети с удовольствием готовятся к этому празднику, активно принимают участие в подготовке  концертных номеров....

ДОРОГИЕ, ЛЮБИМЫЕ, РОДНЫЕ. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ: ВЫРАЖЕНИЕ И ПРОПОРЦИИ ЛИЦА

Поурочный план по изобразительному искусству для 3 класса. УМК "Перспектива"...

Учебно - методический комплект. ИЗО. Дорогие, любимые, родные. 3 класс

Конспект и презентация к уроку ИЗО. Дорогие, любимые, родные. Портрет мамы. 3 класс...

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Женский портрет. УМК Перспектива

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Женский портрет. Дорогие, любимые, родные. Гуашь....