Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо)

Габдуллина Эльза Талгатовна

При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общение и взаимодействие, особенно детей «непринятых» (показать их лучшие стороны, помочь остальным увидеть их с позиции активного ученика, с позиции творца).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников  в процессе образования

При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общение и взаимодействие, особенно детей «непринятых» (показать их лучшие стороны, помочь остальным увидеть их с позиции активного ученика, с позиции творца).

Намеченная работа велась поэтапно. В силу того что нам необходимо было более отчетливо выделить на фоне общего учебно-воспитательного процесса коллективные работы, направленные на формирование межличностных отношений, мы позволили себе уйти от той последовательности уроков, которая предусмотрена в программе, и построили уроки в другом порядке, но постарались сохранить главные цели и задачи четверти. Выбранные нами программы (Б.М. Неменского и Н.М. Конышевой) очень хорошо сочетаются между собой, что и позволило нам продолжать тему, начатую на уроке изобразительного искусства, на уроке труда[10, c. 17].

Вся работа строилась с учетом тех данных, которые были получены в результате этапа эксперимента. Поскольку было установлено, что в классе есть учащиеся с проблемами в общении, мы включили в уроки проведение коллективных работ, чтобы дать детям возможность дополнительно пообщаться.

В первом блоке мы провели несколько уроков с использованием коллективных работ. Первые работы выполняли двоякую роль: с одной стороны, они позволяли получать дополнительную информацию об особенностях межличностных отношений учеников непосредственно в ходе выполнения коллективной работы на интересующих нас уроках; с другой — они носили обучающий характер.

На первом уроке была предложена наиболее простая форма работы (с фронтальной организацией учебной деятельности). В начале урока учитель показал живописное изображение луга с озером и предложил воспроизвести его в технике аппликации.

Основные элементы композиции ученики должны были выполнить в технике оригами (цветы, бабочки, жуки и лягушки). Фон для композиции был заготовлен нами заранее. Дети дома сделали по четыре белых «тренировочных» квадрата. В начале урока мы рассмотрели рисунок, обсудили формы необходимых нам элементов и на четырех квадратах попробовали сложить каждый из элементов (все четыре формы были достаточно легкими по выполнению). Таким образом, на первых этапах урока мы отработали необходимые приемы.

Далее было предложено подумать, как из этих деталей можно составить интересную коллективную композицию. Чтобы хватило времени на ее выполнение, учитель распределил, кто какие Элементы для общей композиции будет делать. Предварительно на доске была начерчена таблица, где было обозначено необходимое количество каждого из четырех элементов (цветов больше всего, бабочек 4-5, лягушек 2-3, жуков 2-3). Учитель заметил, что если кто-то не согласен делать тот элемент, который ему достался, то он об этом может сказать, и, возможно, задание будет изменено.

Нам было очень важно понаблюдать за поведением детей в этой ситуации. Кто больше думает о совместной работе и согласен выполнить то, что ему досталось, а кто думает только о себе и будет задерживать процесс работы.

На втором уроке ведущая роль также принадлежала педагогу, но сама работа усложнилась.

Совместная деятельность заключалась в работе по парам. Пары составлял учитель, но у учащихся была возможность поменять партнера .

На уроке мы «делали открытие»: роспись тканей — это тоже искусство. Рассказ учителя ярко иллюстрировался наглядностью. Дети узнали о симметричных и асимметричных узорах на платках, растительном и геометрическом орнаменте, цветовой гамме платков, предназначении платков и о том, что платок — это замкнутая композиция, ограниченная кантом. Далее каждой паре был дан «бумажный» платок (заранее заготовленные листы формата A3, нарезанные квадратами) и предложено совместно разработать эскиз своего платка.

Дети приступили к выполнению задания, а учитель вел наблюдение, как происходит взаимодействие.

Результат приятно удивил. Большинство пар смогли быстро обсудить детали композиции и совместно приступить к работе (платки получились очень интересные). Но некоторые пары поразили своей несовместимостью'.

Третий урок был проведен в рамках топ же темы «Искусство в твоем доме» — «Обои в твоем доме».

Опять же роль организатора полностью была у педагога. В этот раз им были созданы группы по 4-5 человек. У детей снова была возможность перейти в другую группу, но несогласных не было.

Основное внимание на этом уроке обращалось на эмоциональную среду, создаваемую цветом, гаммой красок и рисунком обоев: для какой комнаты, какого помещения, какого человека художник делает обои; тепло и уют в жилой комнате или деловая атмосфера в рабочем кабинете...

Каждому члену группы были розданы листы бумаги (10x15) — фрагменты будущих обоев. Необходимо было разработать обои для определенной комнаты (детская, кухня, гостиная, рабочий кабинет) так, чтобы получилась стена этой комнаты. Стена получится при согласовании цвета и орнамента.

Учитель обратил внимание на то, что для успешного выполнения задания дети должны суметь договориться между собой, прийти к общему решению. В группе это сделать сложнее, чем в паре, поэтому он назначает старшего. Старший при обсуждении выступает от группы и может высказать кому-то замечания.

Задание, конечно, было достаточно сложным, и полностью справились только две группы.

На этом же этапе были проведены еще два урока. Урок изобразительного искусства в рамках той же темы был организован как групповая работа (продолжение): оформить стену комнаты с окном. На уроке учащиеся должны были приклеить обои, сделать украшение для окна — шторы. После этого был проведен урок трудового обучения, на котором учащиеся выполняли чайный сервиз, подходящий к созданным ими комнатам (лепка из пластилина). На этих уроках состав группы несколько менялся в зависимости от видов деятельности.

Мы заметили, что результаты были лучше, конфликтов практически не было, взаимодействие проходило достаточно успешно, даже «рабочий шум» стал тише.

В результате этих уроков мы смогли выделить часть детей с осложненными межличностными отношениями.

Второй блок направлен в большей степени на формирование межличностных отношений и на закрепление полученных результатов.

Уроки изобразительного искусства и художественного труда были объединены темой «Искусство на улицах нашего города».

Мы создавали город. Основной тип работы — бумагопластика.

Первый урок — «Дома в нашем городе» (фронтальная форма организации коллективной работы). Каждый ученик делал свой дом, но в итоге все должны были достичь стилевого единства.

Второй урок — «Улицы в нашем городе» (групповая форма организации). Каждая группа делает свою улицу. Необходимо было соединить дома в общую композицию, дополнить улицу нужными деталями (детские площадки, деревья, кустарники, скамейки и т.п.). В данном случае некоторые дети (с осложненным общением) заранее получили домашнее задание. И на уроке, на этапе объяснения, эти дети представляли свои маленькие самостоятельные проекты. Этот прием мы использовали, чтобы активизировать пассивных, стеснительных детей.

Третий урок — «Парки, скверы, бульвары» (групповая форма организации). Работа велась по аналогии c предыдущим уроком. Состав группы несколько изменился. Произошла замена старших (в этой роли на сей раз были дети, не принадлежащие к лидерам). Надо отметить, что старших в группу предлагал не только учитель, но и сами дети выдвигали лучшие, по их мнению, кандидатуры. Состав группы контролировался нами, но не так явно, как в первом блоке. Например, если кого-то необходимо было перевести в другую группу, его об этом просили сделать под тем предлогом, что именно там его работа сейчас нужнее всего.

Отказа перейти в другую группу во втором блоке не было, и это свидетельствовало, на наш взгляд, о том, что дети стали задумываться о выполнении задания коллективом.

Четвертый урок — «Ажурные ограды» (коллективная работа с фронтальной формой организации). Каждый ученик выполнял часть ограды для сквера. Предварительно было проведено совместное обсуждение формы, узора, размера, цвета и принципов работы. На уроке учителю помогали несколько консультантов, которые были заранее подготовлены по некоторым вопросам.

На предыдущих уроках мы также использовали помощь консультантов, но заранее их не готовили. Консультантом становился один из учеников, который хорошо и быстро справлялся с заданием.

Пятый урок — «Фонари на улицах и в парках» (работа велась по парам).

Еще на первом этапе мы заметили, что некоторым детям работать в паре сложнее, чем в группе. Что такое пара? Два человека должны сделать одну работу, прийти к общему решению. Многим взрослым это кажется пустяком, многих детей это ставит в тупик. В группе все в какой-то мере слушают старшего, так как его назначили (учитель, например). В паре оба человека имеют одинаковые права.

В работе мы столкнулись с тем, что есть дети, которым очень трудно договориться друг с другом, что дети «лидеры», но спокойные, добродушные, успешно работают в паре даже с «отверженными», а «лидеры» с гиперактивностью, некоторой долей агрессивности — только с уверенным в себе ребенком из группы «принятых».

Шестой урок — «Витрины магазинов» (групповая, самостоятельная работа). Учитель лишь показал некоторые образцы-аналоги и кратко охарактеризовал этапы работы. Учащиеся должны самостоятельно продумать витрину магазина, распределить между собой обязанности и в конце урока представить свой проект на обсуждение.

Седьмой урок — «Транспорт в нашем городе» (групповая форма организации). Состав групп 3-4 человека. Предварительно перед уроком было дано домашнее задание: собрать коробочки и сделать рисунок и «чертеж» той машины, которую каждый хотел. На уроке дети представляли свои «чертежи» и изготовляли поделку.

В результате у нас получился достаточно большой проект города, с домами, улицами, скверами, фонарями, дорогами и автомобилями. Это — наша гордость — великолепное украшение изостудии. Никто из детей не остался безучастным. И у них уже возникают свои замыслы: «Давайте еще вот это сделаем вместе...»[23, c. 56]

С точки зрения развития практических умений и навыков можно сказать, что они заметно улучшились. Так как мы выбрали белый цвет для нашего города, внимание больше уделялось пластике бумаги (цветная бумага отвлекает от формы). Совершенствовались навыки работы с ножницами, с чертежными инструментами. В некоторых случаях детям необходимо было использовать развертку, составлять небольшие чертежи, что способствовало развитию глазомера, логического мышления. Однако главным итогом своей работы мы считаем улучшение межличностных отношений детей.

После завершения серии уроков мы провели контрольную социометрию. Картина межличностных отношений заметно улучшилась, хотя в другом классе, работавшем по той же программе, но без специальной организации взаимодействия детей, осталась практически без изменений.

Детям с затрудненным общением мы уделяли особенное внимание.

После серии коллективных работ мы провели их тщательный анализ и пришли к выводу, что коллективные работы — очень интересный вид деятельности. В детском исполнении они очень красочны и эмоциональны. Результат коллективной деятельности детей зачастую служит прекрасным украшением школьного интерьера. Это показывает детям, что их труд не напрасный.

К тому же именно коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда позволяют детям общаться, обсуждать интересные решения, критиковать.

Условия, необходимые для успешного использования коллективных работ как средства формирования межличностных отношений:

-        последовательность в использовании коллективных работ;

-        учет возрастных и психологических особенностей младших школьников;

-        учет реальных возможностей детей в коллективной деятельности, их умение договариваться;

-        рационально подобранные темы, соответствующие целям обучения, интересные и отвечающие потребностям школьного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации

Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация це...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...

Курсовая работа на тему "Формирование межличностных отношений младших школьников средствами внеурочной деятельности"

формирование межличностных отношений младших школьников – одна из важных задач нынешнего образования. Потому что в современном мире условия жизни ставят высокие требования к межличностным отноше...