Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации
статья (4 класс) на тему

Безручка Оксана Юрьевна

 Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.

Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация целенаправленного процесса формирования межличностных отношений учащихся начальных классов. Современное рассмотрение данного вопроса - это развитие социально- психологической компетентности учителя, способного решать проблемы адаптации и социализации детей. Формирование межличностных отношений предполагает профессиональную деятельность педагога, направленную на оказание ребёнку помощи в процессе его социализации, освоения социокультурного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezruchka_opyt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Безручка Оксана Юрьевна

Муниципальное  казённое  общеобразовательное учреждение «Еремеевская средняя школа» Омской области, Полтавского района

Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации

Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.

Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация целенаправленного процесса формирования межличностных отношений учащихся начальных классов. Современное рассмотрение данного вопроса - это развитие социально- психологической компетентности учителя, способного решать проблемы адаптации и социализации детей. Формирование межличностных отношений предполагает профессиональную деятельность педагога, направленную на оказание ребёнку помощи в процессе его социализации, освоения социокультурного опыта.

Одним из педагогических условий осуществления этого процесса является целенаправленное оказание учителем различных видов социально- психологической помощи, которая направлена главным образом на:

- создание благоприятного микроклимата и микросоциума, в которых развивается ученик;

- устранение, уменьшение негативных воздействий в школьном коллективе.

Умение учителя оперативно оказывать такую помощь способствует преодолению разного рода педагогических ошибок, связанных с разнообразными конфликтными ситуациями во взаимоотношениях учащихся со сверстниками и учителями.

Такой подход позволяет создать условия как для реализации личностно- ориентированного обучения, так и для успешной социализации младшего школьника, поскольку «выводит» учителя  начальных классов на позицию учитель- воспитатель, учитель- психолог, учитель- психотерапевт. Сегодня  ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа:

« Не навреди!» и « Ребёнок, ты - ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды.

Проблема формирования межличностных отношений актуальна для всех учителей, которые связывают школьную успешность ребёнка не только с его способностями к изучению учебных предметов, с интеллектуальным развитием, но и с положительным эмоциональным развитием, готовностью к конструктивному взаимодействию с коллективом сверстников. Поэтому перед педагогом стоят непростые задачи: изучать межличностные отношения учащихся ; применять методы  и формы организации их совместной деятельности  как на уроке, так  и во внеучебное время ; целенаправленно обучать младших школьников общению и сотрудничеству.

Определить эмоционально- психологический климат в коллективе, а также насколько комфортно ученику в классе, школе можно с  помощью несложной методики « Я и мой класс». Я её использую в работе с учащимися 2-4 классов. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой учитель (изучение общей картины класса или индивидуальных особенностей каждого школьника), бланки методики подписываются или заполняются анонимно.

Перед выполнением задания необходимо создать положительный психологический настрой класса на работу.

- Ребята! Сегодня нам предстоит выяснить, какой у нас класс, что нас больше всего волнует. На бланках выразите, пожалуйста, свои желания, эмоции, чувства. Напишите всё, что считаете нужным. После обработки полученной информации ответы каждого из вас оглашаться не будут, я расскажу о нашем классе в целом. Если у вас возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду и отвечу.

Последнее предложение необходимо сказать обязательно, чтобы избежать лишних установок. Как правило, в классе есть ученики, по разным причинам неохотно отвечающие на вопросы. Если они скажут: « А меня всё устраивает, чего тут писать?»- то велика вероятность, что и другие учащиеся напишут, что их всё устраивает. Тогда педагог упустит возможность полноценно изучить свой класс. Чтобы избежать такой ситуации, лучше подойти к ученику, шёпотом ответить на его вопрос, что- либо уточнить.

Бланк методики «Я и мой класс»

  1. Я хотел (а), чтобы в классе ________________________.
  2. Мой класс ______________________________________.
  3. В школе у меня _______________настроение, потому что ______________.

 Как показывает практика, в независимости от возраста, чаще всего (от 24 до 89%) школьники пишут о характере межличностных отношений в классе.

Потребность в положительных отношениях, в конструктивном диалоге друг с другом, в уважительном общении товарищей характерна для большинства учеников. Её реализация в школьной жизни означает благополучное развитие личности школьника, коллектива. Приведу типичные предложения первой фразы: « Я хотел, чтобы: наш класс был дружный; никто не обзывался;

 все друг другу помогали;  мальчики не толкали девочек; мы не ссорились наш класс стал самым дружным в школе; меня не доставали; меня уважали хоть чуть- чуть» и другие.

Анализируя  продолжение фразы «Мой класс», можно выявить, по крайней мере, три группы школьников.

Первая группа выражает эмоционально- положительное отношение к своему коллективу: «Супер!!!», «Самый лучший», «В нём хорошие ребята», «Как одна семья» и другие.

Вторая группа в целом положительно относится к коллективу, однако критически оценивает и его недостатки: «Хороший, но иногда громко ссоримся», «Некоторые ведут себя не по- товарищески: грубят, толкаются», «Иногда кто-то совершает плохие поступки, а так класс нормальный».

Третья группа резко отрицательно отзывается о классе: «Плохие…», Темно и скучно в нём».

Межличностные отношения играют одну из первостепенных ролей и в эмоциональном самочувствии учащихся в школе. Заполняя пропуски во фразе «В школе у меня… настроение, потому что …», на первом месте стоят ответы, как правило, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками: «Прекрасное, потому что здесь мои друзья», «Радостное, потому что мы общаемся на переменах», «Весёлое, мы с ребятами бегаем по коридорам», «Великолепное, ведь дома скучно одному».

Рассказ учащимся о классе (в целом, без называния фамилий) по результатам проведённого анкетирования вызывает у них большой интерес: они задают много вопросов, делятся впечатлениями друг с другом и т.д. предъявляя школьникам отрицательные данные, чрезвычайно важно сохранять  позитивный настрой и создать у учеников перспективу «выравнивания» ситуации. Можно организовать работу в парах, задав вопрос, почему могло возникнуть то или иное отношение учеников к классу и как можно изменить возникшее положение.

Полученные данные можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, на родительских собраниях, выступлениях на педагогических советах, методобъединениях учителей, «круглых столах» и т.д.   Анализируя ответы школьников, можно не только выявить трудности межличностных отношений в классе, но и начать активно их преодолевать: включать учащихся в совместную деятельность

( работу в парах, группе, коллективе), использовать тренинговые задания на уроках и во внеклассной работе; приглашать школьного педагога- психолога для проведения  углубленной диагностики коллектива, социально- психологических тренингов учеников и родителей.

Групповое занятие «Эмоции»  

Задачи занятия:

- развитие у младших школьников умений: различать эмоциональные состояния человека; работать в паре (рассказывать о себе, слушать собеседника, задавать ему вопросы), коллективе; выражать свои чувства;

- выявление эмоционального состояния каждого школьника в классе; создание эмоционально-положительного климата в коллективе, формирование сплочённости класса.

Форма проведения: парная и коллективная

Время проведения:20 минут

Оборудование: к классной доске прикрепляются картинки (фотографии, пиктограммы) с изображением  различных эмоциональных состояний  человека: радость, грусть, страх, гнев, удивление, интерес.

Ход занятия.

-   Сегодня вы будете изучать эмоции (выражение на лице чувств и мыслей человека).

Учитель показывает их изображения на доске.

- Определение, как называются эти эмоции.

Учитель пишет под каждой картинкой название соответствующей эмоции.

- Распределитесь по парам: сядьте за парты кто с кем захочет. Расскажите  своему товарищу, какие эмоции вы чаще всего испытываете в классе (когда, в каких ситуациях) и почему. Затем поменяйтесь ролями.

После того как учащиеся закончат общение в парах, они выходят (по желанию)  к доске и рассказывают о том, что узнали о своём соседе.

Учитель раздаёт листы бумаги и предлагает каждому  ученику выразить своё отношение к занятию: что именно понравилось (не понравилось). На листе могут быть записаны незаконченные предложения.

  1. Мне понравилось на занятии________, потому что________________
  2. Мне не  понравилось на занятии_______потому что_______________
  3. Моё настроение на занятии____________, потому что___________
  4. Я хотел бы работать в паре с ___________, потому что___________

 В конце занятия педагог благодарит учеников за участие, делится с ним своими чувствами и размышлениями. Учителю важно проанализировать  и зафиксировать свои эмоции, размышления от проведённого занятия.

Ответы детей расскажут педагогу об отношении учеников к совместной деятельности; об их умении выражать свои мысли, чувства; о положении каждого ученика в системе деловых межличностных отношений.

Таким образом, изучение характера    эмоционального состояния младших школьников, развитие у них навыков общения со сверстниками позволяют, но только создать положительный социально- психологический климат в классе, но и обеспечивают успешную социализацию младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...

Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования

При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общени...

Статья "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений"

Статья "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений"...