Программа кружка изобразительного творчества «Акварелька»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Бурова Анна Владимировна

Данная программа позволяет расширить рамки образовательной среды детей во внеурочное время. Способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Особенно ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon burova_programma_akvarelka.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №80»

                                                                         

Программа кружка

изобразительного творчества

«Акварелька»

для обучающихся 7-11 лет

                                                           Автор: Бурова А.В.

  учитель ИЗО и черчения

Северск - 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Особенно ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое.

     Данная программа позволяет расширить рамки образовательной среды детей во внеурочное время, создать условия для развития творческой личности. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Занятия рисованием способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения».

     Программа «Акварелька» является художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков для младших школьников, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года обучения).

     Актуальность программы 

    Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более  глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, находить подход к каждому ребёнку, разбудить в нем стремление к художественному самовыражению и творчеству.

     Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, увеличено количество практических часов, в связи с этим изменен тематический план, включена проектно-исследовательская деятельность обучаемых, на каждом этапе обучения использован личностно-ориентированный подход.

     Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы:

  • занятия организованы во внеурочное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Цель:

- развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

- овладеть навыками художественной грамоты и работы с различными художественными материалами;

- развивать творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности;

- воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

     Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 11 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-15 человек. Занятия - один раз в неделю. Срок реализации 3 года, 102 часа, из них теоретических занятий – 26 ч, практических занятий – 76 ч, экскурсий – 5ч. Первый год обучения – 34 ч., второй -34 ч., третий – 34 ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

     Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства формирует  у них умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. 

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы:

  •  ознакомительный – первый год обучения для обучающихся 7 – 8 лет;
  •  развивающий – второй год обучения для обучающихся 9 –10 лет;
  •  исследовательский – третий год обучения для обучающихся 10–11 лет.

     Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

     Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

     Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

     Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Приемы

     Программа построена на широком использовании  игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

     Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

Основные принципы проведения занятий

  • Доступность, последовательность и логичность содержания.
  • Разнообразие художественных приемов.
  • Создание атмосферы гармонии, психологического комфорта.

   Решению задач помогают также следующие принципы: не торопить, не навредить, принцип свободного выбора, спонтанного творчества, добровольности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Акварелька»:

• воспитание чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, ответственными за сохранение народных художественных традиций;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения данного курса:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;
  • овладение основами практической творческой работы различными  художественными материалами и инструментами, в разных техниках для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности.

Познавательные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности;  
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера;

Регулятивные результаты:

  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
  • умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
  • умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии.

Коммуникативные результаты:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё мнение.

Первый год обучения.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 - 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Задачи 1 года обучения:

- формировать художественные умения и навыки;

- приобщать к миру искусства через практическую деятельность;

- развивать воображение и навыки сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. Вводное занятие.

Урок-игра. Знакомство с родом деятельности объединения. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения для воспитанников. Тестирование (выявление художественно – творческих способностей).

2. Знакомство с королевой Кисточкой.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».

3. Что могут краски?

Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Отработка приёма рисования кругов акварелью в разных направлениях. Плавное движение.

4. Осень. Листопад.

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

5. Грустный дождик

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

6. Красоту нужно уметь замечать.        

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

7. Узоры снежинок.        

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

8. Рисуем дерево тампованием.        

Создание творческой работы на основе собственного замысла с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски,

9. Портрет Снегурочки.

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

10. Снежная птица зимы.

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

11. Кто живёт под снегом.         

Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

12. Красивые рыбы.

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

13. Моя мама.

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

14. Жар-птица.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм, как способ детского рисования: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.

15. Мы в цирке.        

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

16. Фантастические цветы.

Аппликация на картоне с помощью цветных нитей. Освоение техники заполнения круга и угла. Составление композиции.

17. Чудо-бабочка.

Использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. Гуашь.

18. Я мечтаю. 

Свободная композиция. Образ из пятна,  одновременное рисование двумя руками сразу.

19. Экскурсия в музей.

 Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

20. Заключительное занятие. Выставка работ, награждение активных кружковцев. Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний.

Второй год обучения.

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка в возрасте 9-10 лет. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Задачи 2 года обучения:

- совершенствовать полученные умения и навыки;

- организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума;

- обогащать нравственный опыт детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

1. Вводное занятие.

Условия безопасной работы и правила личной гигиены при работе. Знакомство с планом работы.

2. Орнаментальная композиция.

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии, зигзаг. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты)

3. Изображать можно пятном.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. Превратить пятно в зверушку.

4. Осеннее дерево.

Живопись. Цветом обозначается и заливается пятно кроны дерева, плотно расположенное в листе. Затем кистью прорисовывается ствол, ветки и плоды. Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе. Контрастная заливка фона.

5. Паук и паутина

Пластика линий. Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами).

6. Сказочная птица.

Декоративная композиция на освоение различных способов художественного выражения. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

7. Зимний лес.

Характер деревьев. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник)

8. К нам едет Дед Мороз.

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

9. Ёлочка – красавица.

Творческая работа. Свободный выбор материала.

10. Русская сказка с животными в костюмах.

Живопись. Декоративный и реалистический подход к композиции (решение костюма, передача окружения). Роль декоративного пятна.

11. Кактусы.

Цветная графика. Натюрморт по наблюдению. Составить на листе композицию из кактусов, используя всё, или некоторые из наблюдаемых растений. Цветная акварельная подготовка и прорисовка тушью или фломастерами.

12. Сувенирные открытки.

Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание). Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.

13. Цветы весны.

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

14. Город.

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

15. Весна на другой планете        .

Живопись. Развитие фантазии, воображения, свобода эксперимента в технике. «Весна на голубой планете», «Розовый сад», «Планета золотых деревьев».

16. Экскурсия в музей.

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

17. Заключительное занятие. Выставка работ, награждение активных кружковцев. Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний.

Третий год обучения.

     Занятия проводятся для обучающихся 10-11 лет. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Задачи 3 года обучения:

- учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности;

- способствовать проявлению творческой индивидуальности;

- раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Третий год обучения

1. Вводной занятие. Фрукты на скатерти.

Условия безопасной работы и правила личной гигиены при работе. Декоративное рисование. Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия  в композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст.

2. Сказочная рыба.

Живопись. Плотная компоновка в листе, проработка рыбы орнаментом.

3. Подводный мир.

Живопись. Ритмическое построение композиции, взаимосвязь составляющих её крупных и мелких элементов. Развитие фантазии, чувства колорита, цвета, ритма.

4. Осенний цветок.

Живопись. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме. Возможна компоновка двух-трёх цветков. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна.

5.Осеннее настроение.

Живопись. Передать в цвете различные настроения осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная).

6. Портрет животного.

Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст.

7. Первый снег.

Графическая композиция с включением городского или деревенского пейзажа, персонажей (людей, детей, собак и т.д.)

8. Портрет сказочного героя        .

Живопись. Подчинение колорита образному решению. Отразить в работе характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску. Выбор сказочного героя: Снежная королева, Бармалей, Колдун, Морской царь, Баба-Яга, Царевна-Лебедь и др.

9. Цветные сны.

Живопись. Движение масс, линий в листе, как способ передачи настроений, эмоций, напряжения.

10. Коллективная работа «Новогодняя елка».        

Задание - игра: коллективное  размещение игрушек на треугольнике елки и заполнение оставшихся пространств нарисованными бусами, свечками, конфетками.

11. Зима-кружевница.

Освоение понятий ритма, пятна, линии как основных элементов графической выразительности.

12. Коллективная работа «Сказочный город».

Развитие пространственно-объемного изображения, соблюдение соразмерности элементов и подчинения их общему замыслу.

13. Портрет мамы.

Развитие навыков работы по наблюдению, по памяти. Создание характера в портрете.

14. Цирк.

Задача создания атмосферы цирка с использованием портрета циркового артиста (клоун, акробат, жонглер, дрессировщик, фокусник). Передача характера и движения основной фигуры.

15. Весенний пейзаж.

Живопись. Передать в цвете различные состояния и весенние настроения в природе (весна в городе, в горах, весенняя пашня, поздняя цветущая весна)

16. Цветы с натуры.

 Живопись. Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".

17. Коллективная работа «Цветочная сказка».

Цветная графика. Сюжеты из сказок с Дюймовочкой, гномами, эльфами, муравьями и другими  маленькими существами.

18. Экскурсия в музей.

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

17. Заключительное занятие.        Выставка работ, защита проектов, награждение активных кружковцев.

Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы.

Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах,  выставках различного уровня,  начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами. Результаты заносятся в таблицу.

Таблица

учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за 3 года

Фамилия, имя ребёнка

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.

        Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение:

  • видеотека (материалы по творчеству российских,  советских и зарубежных художников);
  • дидактические материалы на различных носителях,
  • методические материалы, наглядные пособия:

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

- слайды и книги с изображением различных птиц и животных (Чарушин, Бианки);

- иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок;

- дизайнерские проекты;

-репродукции произведений: И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова, скульптур В.Ватагина, В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;

- фотографии произведений известных народных художественных промыслов;

- фотографии деревянных ансамблей этнографических музеев;

- деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи;

- видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;

- репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

Музыкальные произведения:

   «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

Дополнительная литература

   1. Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001

   2. Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

   3. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

   4. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.

   5. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград; Изд.»Учитель», 2008.

   6. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвещение , 1982.

Оборудование кабинета:

   Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода, освещение, оснащение техническими средствами (ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала)

   Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание уделяется рабочему месту воспитанника.

Художественные материалы:

   Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель и восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349.
  5.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
  6. Гаптилл А.Л. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  7. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  8. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
  9. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.
  10.  Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  11.  Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  12.  Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  13.  Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  14.  Претте М.К. Творчество и выражение. Т.1,2. – М., 1981, 1985.
  15.  Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Программа кружка «Художественное творчество: станем волшебниками», 3 класс

Программа  кружка «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Ко...

программа кружка "Радуга творчества"

программа кружка "Радуга творчества"...

Приложение к авторской программе кружка "Литературное творчество"

Программа утверждена на уровне Республики Башкортостан, к ней  разработки занятий, рекомендовано для внеурочной деятельности...

Программа кружка по ИЗО "Акварелька"

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Программа кружка изобразительного творчества «Волшебная кисть»

Программа кружкаизобразительного творчества«Волшебная кисть»...