Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"
рабочая программа на тему

Валантырь Марина Александровна

Программа расчитана для детей 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай»

Согласовано                                                                               «Утверждаю»

на Педагогическом совете                                                        Директор МКОУ  

______________2012г.                                                             «Начальной школы – д/сад № 16    

Заместитель директора по УВР:                                              г.Алзамай

_____________ О.А.Викулова                                                 ______________О.С.Стадник

                                                                                                    _______________2012г.

Рабочая программа кружка

«Театр – творчество – дети»

 для учащихся начальных классов, рассчитана на 68 часов 

Разработана на основе авторской программы Е.С.Чечиной

«Театр – творчество - дети»

                                                                  Разработчик программы

                                                                  учитель начальных классов

                                                                 Валантырь М.А.

                                                                  педстаж 14 лет

                                                                 

2012г.

Пояснительная записка

 Актуальность

Рабочая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Разработана на основе авторской программы Е.С.Чечиной  «Театр – творчество - дети»

 Новизна

В рабочей программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

 Гипотеза

Рабочая программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

 Основные задачи

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 Структура программы

В программе выделено два типа задач.

Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

 Организация театральной деятельности в начальных классах школы.

 Занятия проводятся два раза в неделю.

 

 

 Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

 Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

 

Программные задачи

 

  1. Развивать чуткость к сценическому искусству.
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  5. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  6. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
  7. Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
  8. Учить действовать на сценической площадке естественно.
  9. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
  10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
  11. Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
  12. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
  13. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
  14. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
  15. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
  16. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
  17. Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  18. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
  19. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения.
  20. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта.
  21. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  22. Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  23. Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
  24. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  25. Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  26. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  27. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
  28. Воспитывать зрительскую культуру.

 

Предполагаемые умения и навыки детей

  1. Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  2. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  3. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
  4. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  5. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
  6. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  7. Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
  8. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  9. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  10. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  11. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  12. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  13. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  14. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  15. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  16. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  17. Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  18. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  19. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Тематический план кружка

«Театр – творчество - дети»

Наименование темы

Кол-во часов

1

Ритмопластика

13

2

Культура и техника речи

14

3

Основы театральной культуры

1

4

Работа над спектаклем

34

5

Экскурсии

6

Итого  

68

 

 

Тематическое планирование по театральной деятельности.

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! Знакомство с понятием «театр»

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений

Игра «Назови свое

имя ласково»

1

2

Работа над спектаклем «Спор овощей»

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

4

3

4

5

6

Представление «Мы любим учителей»

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

4

7

8

9

10

Изображение героев. Попробуем измениться.

Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов.

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения

1

11

Игра жестов, мимики лица. Управление голосом.

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей.

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса

1

12

Сказка – миниатюра.

Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Пантомимическая игра.

Творческая игра

«Что это за сказка?»

1

13

14

Экскурсия в кинотеатр «Сибиряк» Просмотр спектакля местных артистов.

2

15

Игра в рифмы.

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму»

1

16

Пантомима. Узнай героя.

Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Игра «Угадай героя»

Драматизация сказки

1

17

Наши эмоции. Творческий пересказ сказки

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

1

18

Играем пальчиками.

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Закрепить понятие «пантомима».

Игровые упражнения с помощью пальчиков.

Игра-инсценировка с помощью пальчиков

1

19

Давайте поиграем. Моя любимая игра.

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка»

1

20

 Постучимся в теремок.

Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

Игра-загадка «Узнай, кто это?»

Знакомство со сказкой «Теремок»

Этюд на расслабление «Разговор с лесом»

1

21

Характеристика героев сказки.

Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность.

Характеристика персонажей сказки.

Интонационные упражнения

1

22

Работа над сценкой «Три мамы»

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

3

23

24

25

Наши эмоции. Творческий пересказ сказки.

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

1

26

 Замена интонации. Учимся говорить по - разному

Развивать интонационный строй речи у детей.

Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

1

27

Учимся четко говорить.

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

1

28

Игра в рифмы.

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму»

1

29

Работа над театрализованным музыкальным представлением «НОВОГОДНИЙ БАЛ В ИЗУМРУДНОЙ СТРАНЕ»

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито

5

30

31

32

33

34

Рассказываем про любимые игры и сказки.

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Рассказы детей по ассоциациям

 

1

35

Характеристика персонажей. Сказочные рисунки.

Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности

Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам

Игра «Узнай сказку»

Игра «Узнай героя»

1

36

Изобрази героя.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Пантомимические упражнения

Интонационные упражнения

1

37

Сочиняем новую сказку.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

Драматизация сказки

1

38

Играем в сказку. Постановка в группе.

Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

Погружение в сказку, придуманную детьми

Пантомимическая игра «Узнай героя»

1

39

Экскурсия в кинотеатр «Сибиряк» Просмотр спектакля местных артистов.

2

40

41

Работа над представлением к 23 февраля.

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито

4

42

43

44

45

Работа над представлением к

8 Марта

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

3

46

47

48

Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса

Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса.

Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

Работа по графическим карточкам

Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

1

49

Настроение героев.

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Беседа о настроении героев сказки

Игра-загадка «Изобрази настроение». Актёрский этюд.

1

50

Разыгрывание сценок.

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации.

Упражнение на изображение разных эмоций

1

51

 Изобразим страх и его преодолеем.

Закрепить умение детей изображать страх.

Учить преодолевать это состояние.

Изображение различных степеней страха

Игра «Преодолеем страх». Актёрский этюд.

1

52

Если ты поссорился с другом  подружись!

Показать детям как легко могут возникнуть конфликты.

Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

Игра «Найди и покажи эмоцию»

Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов

1

53

Игры в интонировании диалогов.

Развивать способность у детей понимать друг друга.

Упражнение в интонировании диалогов. Актёрский этюд.

1

54

Работа над представлением «Берегите Землю»

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

4

55

56

57

58

Работа над спектаклем ко Дню победы

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

4

59

60

61

62

Правильное дыхание в речи.

Развивать правильное речевое дыхание

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри»

1

63

Театральная миниатюра.

Развивать речь и воображение

Творческие игры со словами

2

64

65

Изображение различных эмоций

Совершенствовать умение

Изображать ту или иную эмоцию.

 

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх.

Этюды на изображение различных эмоций.

1

66

Наши эмоции.

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

1

67

Давайте поиграем. Моя любимая игра.

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка»

1

68

Итоговое занятие

«Мы любим сказки»

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Проведение викторины

Драматизация сказки

Награждения

1

Литература:

Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...