Рабочая программа дополнительного образования "МИР УВЛЕЧЕНИЙ"
рабочая программа

Малышева Ирина Арнгольдтовна

Рабочая программа дополнительного образования и развития  обучающихся имеет художественную направленность, нацелена на раскрытие творческого потенциала личности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mir_uvlecheniy.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА

***********************************************************

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Партизанский Центр внешкольной работы»

_____________________________________________________________________________

663540  ул. Гагарина, д.53, с Партизанское, Партизанский район, Красноярский край,

Тел.8(39140) 21-1-59

                               

«ПРИНЯТО»                                                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

на методическом                                                                                            Директор МБОУ ДО

совете МБОУ ДО                                                                                           «Партизанский ЦВР»

« Партизанский ЦВР»                                                                                  «__»_________ 20__ г.

от «__»_________ 20__ г.

протокол №_____                                                                                           ___________/________________/

Дополнительная общеразвивающая

 (общеобразовательная)

программа

«  Мир увлечений»

Направленность: художественная                                              

Срок реализации – один год;

Возраст обучающихся – 7 - 12 лет

Уровень программы: базовый

Статус  программы: модифицированная                                                      

                                                                                              Автор: Малышева Ирина Арнгольдтовна,

                                                                                              педагог МБОУ ДО «Партизанский ЦВР»,

с. Партизанское

2017 год

ВВЕДЕНИЕ

      Мы живём в период кризисов – политических, социальных, экономических, экологических – и смены ориентиров. Однако самый страшный кризис – нравственный. В качестве основы устойчивости воспринимаются лишь ценности культуры, её достижения, ставшие символом взлёта человеческой мысли, творчества.

О. И. Сгибнева.

             Человечество в конце ХХ столетия исчерпало все свои надежды изменить мир с помощью войн, экономических успехов, соперничества, науки и эти надежды привели к международному тупику.

             Известные слова о том, что красота спасёт мир, многим кажутся утопией, но остаётся одна нереализованная возможность построить мир на сознании красоты: красоты природы, красоты человека и человеческих отношений, красоты искусства.

             В нашем новом веке ещё не осуществлён идеал полного слияния искусства с жизненными потребностями, как это было в Китае, Египте, Древней Греции, в Западной Европе в Средние века, но мы должны стремиться приблизить это время, чтобы искусство, а значит, и красота вошли в наши дома.

             Тематическая направленность дополнительной общеразвивающей программы  разнообразна, поскольку определяется современным многообразием видов декоративно-прикладного искусства.

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Мир увлечений» разработана для обучающихся 7 – 12 лет на основе Программы кружка «Мир увлечений», автор Малышева И. А., МКОУ «Солонечно-Талинская ООШ», 2015 год.

В рамках реализации  президентской инициативы по модернизации школьного образования – «Наша новая школа» академическая успешность ребёнка остаётся основным показателем качества образования, но она важна не сама по себе, а применительно к способностям ребёнка, его конкретному будущему. В школе, где проходит основная жизнь ребят, их социализация в среде сверстников, должны быть востребованы и все их таланты. «Золотые руки мастеров»  нужны в реальной жизни.

              Одна из задач образования – помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: травинке, бисере, кусочке ткани, нитках, листе бумаги…

             Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.

             Творческая деятельность формирует УУД, преобразующее мышление, навыки исследовательской и изобретательской работы.

             Учащихся нужно вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Цель работы объединения «Мир увлечений»: 

трудовое и эстетическое воспитание учащихся, подготовка их к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Задачи:

  • привитие учащимся интереса и любви к декоративно-прикладному искусству;
  • научить детей полезному виду проведения свободного времени;
  • развивать общетрудовые умения и навыки;
  • содействие в профессиональной ориентации;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • использование в качестве объектов труда потребительских и декоративных изделий, оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
  • развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка;
  • формирование умений самостоятельно добывать необходимые знания, работать с литературой, применять знания в решении возникающих практических задач, пользоваться различными инструментами, приспособлениями и приборами.

Специальной задачей «Мир увлечений» является проведение коррекционно - развивающей работы посредством организации работы по декоративно - прикладному искусству: развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки, глазомера, способности концентрировать свое внимание, работать сосредоточенно, аккуратно, доводить начатую работу до конца; воспитание эмоционально - эстетического восприятия изделий народных умельцев, своих работ, окружающего мира.
         В основу программы заложен метод проектов. Учитель объясняет различные технологии, ученики выбирают понравившиеся  им и работают над ними, создавая различные изделия. Этим самым формируется у учеников интерес и любовь к труду и людям труда. Выявляются склонности, дарования личности, способной к предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, учащиеся готовятся  к самостоятельной жизни.
            
Информационная карта:

1.    Направление: художественное.

2.    Ф.И.О. педагога: Малышева Ирина Арнгольдтовна.

3.    Название программы: «Мир увлечений».

4.    Вид программы:  авторская.

5.    Продолжительность усвоения программы: 1 год.

6.   Возрастной диапазон начала освоения программы: 7 – 12 лет (границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей).

7.    Наполняемость групп: 5 – 10 человек.

8.    Образовательная область: технология, изобразительное искусство.

9.    Уровень усвоения: ознакомительный.

10.    Форма организации образовательного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная.

11.  Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г .№189.

В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «Партизанский ЦВР» на 2017-2018 учебный год на проведение курса дополнительного образования «Мир увлечений» отводится 144 часа.

Ценностные ориентиры:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Универсальные учебные действия,

 метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностные УУД: 

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях трудовой деятельности, общения и сотрудничества, опираться на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные результаты: целеполагание, планирование, контроль и оценка учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с образцом,  иллюстрацией изделия.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно выполненное изделие от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в различных источниках информации (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать; 

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские  модели.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-читать и пересказывать рекомендации и пояснения к работе;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Предметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать материалы по их признакам и узнавать изделия по их признакам;

-выделять существенное;

-сравнивать между собой изделия;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать;

-определять последовательность работы;

-судить о противоположных мнениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «материалы» - «инструменты»;

-выявлять функциональные отношения между изделиями и материалами;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Тяжёлое положение на производстве и на рынке труда побуждает человека получать несколько профессий и иметь такое качество труда, чтобы на него был спрос.

             Одним из важнейших путей решения задачи высокого профессионализма (мастерства) является приобщение учащихся к изучению основ конструкторско-изобретательской, художественной и декоративно-прикладной деятельности через внеурочную деятельность.

              Внеурочная работа расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, заставляет изучать историю техники и традиции декоративно-прикладного творчества, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду, воспитывает трудолюбие, усидчивость, аккуратность, развивает мышление, память, воображение.

             Не талантливых людей нет, есть просто неправильно избравшие профессию и непривычные к работе, нетрудолюбивые люди.

             «…Талант – это не только дар Божий и не только прирождённая способность человека к той или иной деятельности, это, прежде всего труд, труд и ещё раз труд, умноженный на терпение.

          Организационно-педагогическая работа по развитию художественного и декоративно-прикладного творчества должна способствовать осознанию значимости личных достижений учащихся от участия их в творчестве коллектива.

             Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показала, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна.

          Основным условием успешной организации дополнительного образования по программе «Мир увлечений» является планирование, организационная чёткость и материальная база.

          Рекомендуется создать совет по творчеству – коллектив единомышленников, который позволяет сделать творческие процессы более плодородными.

             В совет могут входить: - администрация школы;

                                                 - преподаватель технологии, ИЗО;

                                                 - педагог ДО;

                                                 - учащиеся-активисты.

             Совет решает вопросы организационного характера, пропагандирует художественное и декоративно-прикладное творчество, передовой опыт и новинки информации, традиции народного творчества, связь семьи и школы.

             Он координирует практическую деятельность занятий, намечает пути развития  и совершенствования творчества, планирует создание материальной базы.

             Заседания совета рекомендуется проводить не реже 1 раза в учебной четверти.

             Для воплощения творческих замыслов учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью декоративно-прикладной направленности, требует большого количества различных материалов. Руководителю нужно подключать к заготовке материалов учащихся и их родителей.

             Следует составлять программы, планы занятий по наименее материалоёмким видам творчества. Использовать бытовые отходы, затрагивая экологические аспекты, которые не всегда учитывается.

             Народное творчество показывает множество примеров применения «природных» материалов, которые легкодоступны, экологически безвредны и не несут материальных затрат. Ограничения иной раз стимулируют изобретательность. Возможно, столкновение с трудностями, запретами побуждает к действию, заставляет искать решения, позволяющие высказать определённые мысли на особый лад.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.        

  Борис Пастернак

Занятия объединения при правильной их организации имеют огромное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную. С течением времени постоянно разрабатываются новые технологии по декоративно-прикладному искусству, усовершенствуются уже известные всем приёмы работы с различными инструментами и материалами.

             Со многими видами рукоделия учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в том числе и с художественным конструированием из бумаги, вышивкой и другими технологиями. Многие задачи, определенные программой, по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. Это прежде всего относится к развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, зарисовке эскизов изделий, глазомера (необходимость выполнять изделие соблюдая пропорции, укладывать стежки в нужном направлении и т. д.), развитие эстетического вкуса учащихся. У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она может рассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения  досуга.  В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, так как они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой, украшению интерьера своего дома, изготовление подарочных сувениров. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, бисероплетение, вязание, художественное конструирование из бумаги и др. у детей воспитываются нравственно - волевые качества личности: усидчивость, терпение, аккуратность, умение довести начатую работу до конца.
            Разнообразие мира детских увлечений, желание попробовать и научиться творить чудеса своими руками способствуют развитию творческого мышления и воображения, привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда своими руками вышьют носовой платок, сплетут из бисера изделие, свяжут носок или рукавичку, украсят узором подушечку, как удивляются и восхищаются, рассматривая образцы учителя и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально - эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что занятия рукоделием дают большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера класса, школы, дома.

             Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность: овладение общетрудовыми умениями и навыками, приобретение творческого опыта работы с разными материалами.

             Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий раз личной степени сложности);

культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

сотрудничества и ответственности;

сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Кроме того, обучение построено по принципу «от простого — к сложному»: от вырезания простых и симметричных форм — к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости — к обработке объемных форм.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

             Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой и коллективной работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания, позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации такой работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы.

             В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра. С обучающимися проводится «творческий день», в ходе которого педагог знакомит учеников с творчеством мастеров своего района, края.

             Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;

рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках, тестирование.

             С первого занятия вводится самообслуживание по уборке рабочего места, ремонта имущества. Одним из важнейших требований к работе является полное соблюдение правил безопасности.

Нормативно – правовые основания

организации работы в объединении:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Каждый ребенок независимо от степени инвалидности и социальных ограничений имеет право на развитие среди сверстников, на выбор формы занятий и видов творчества. Программа «Творческая мастерская» предусматривает «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров».

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо от 18.11.2015 г.№ 09-3242 Министерств образования и науки РФ «О направлении рекомендаций»).

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и тд). Для воспитательного пространства характерно:

-наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

-построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом воспитательной работы.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

-родительские собрания;

-индивидуальные беседы и консультации;

-профилактические беседы;

-анкетирование, социологический опрос родителей;

-тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;

-совместные воспитательные мероприятия;

-совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: информационные часы, викторины, совместная деятельность в рамках проекта.

Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.

Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение выставок.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  КУРСА  «МИР  УВЛЕЧЕНИЙ»

  1. Вводное занятие. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, материалами и инструментами. Выявление интересов и способностей учащихся. Знакомство с планом работы на год и его корректировка по интересам учащихся. Вводный инструктаж по технике безопасности при проведении занятий «Мир увлечений».
  2. Художественная вышивка. Особенности русской национальной вышивки. Материалы и инструменты, рабочее место вышивальщицы. Подготовка к вышивке. Технология выполнения простейших ручных швов.  Перевод рисунка на ткань. Цветовое решение в вышивании. Виды вышивки и технология  выполнения. Отделка одежды вышивкой. Вышивание бисером. Декоративная вышивка.

Практические работы. Отделка одежды вышивкой. Вышивание бисером. Декоративная вышивка. Работа с журналами мод.

  1. Вязание (крючком и на спицах). Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы для вязания крючком и на спицах. Правильное положение рук. Выбор крючка и спиц в зависимости от толщины ниток. Набор петель, схемы и основные виды вязок крючком, спицами. Технология выполнения различных петель. Плотное и ажурное вязание крючком. Техника  вывязывания плотных узоров и орнамента на спицах. Современная мода и изделия, связанные своими руками. Практические работы. Вязание различных образцов по схемам, носок, рукавиц, салфеток и других изделий по выбору учащихся.

  1. Бисероплетение. История бисероплетения. Материалы и техника его исполнения. Различные технологии плетения бисером. Украшения из бисера.

Практические работы. Плетение фенечек, колье, подвесок, колец и другой бижутерии, украшений для интерьера дома.

  1. Витраж, декупаж, коллаж. Витраж, декупаж, коллаж – современные технологии  ДПИ и их виды. Материалы, инструменты, технологии их выполнения. «Творческий день». Народные умельцы нашего села, района, региона и их творчество.

Практические работы. Украшение предметов домашнего интерьера в технике декупажа, коллажа. Создание витражных картин.

  1. Художественное конструирование из бумаги. Бумага как художественный и конструктивный материал её виды и использование. Необычные пластические свойства бумаги и их применение в художественном конструировании. Общие принципы формообразования, создание различных видов рельефных элементов из бумаги и их художественная разработка. Гофрировка и её декоративные формы. Орнамент и его многообразие. Ленточные формы и элементы. Игровые фигуры и фантастические композиции. Крепированная бумага и её декоративное использование.

Практические работы. Поделки и картины из различных видов бумаги. Бумажный рельеф и декоративные композиции.

  1. Выжигание. Выжигание как разновидность декоративного искусства. Материалы и инструменты, применяемые для выжигания. Безопасность труда при работе с электроприбором. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учётом особенностей рисунка. Перенос рисунка для выжигания на деревянную поверхность. Отделка готового изделия.

 Практические работы. Подготовка основы для выжигания. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка, настенных картин, разделочных досок. Приёмы покрытия готового изделия лаками.

  1. Заключительное занятие. Конкурс творческих работ учащихся, выполненных на кружке «Мир увлечений». Организация выставки в школе. Итоговое тестирование (или зачёт) учащихся по основным темам модулей.
  2. Выставки, встречи, экскурсии, участие в конкурсах. Организация выставок работ учащихся. Знакомство с народными умельцами деревни, района. Проведение экскурсий в музеи района, виртуальных экскурсий по родному краю, стране. Активное участие в различных творческих конкурсах.

Творческие проекты реализуются в течение учебного года по желанию учащихся. Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта. Правила защиты творческих проектов.

Практические работы. Выбор темы творческого проекта и его реализация. Защита творческих проектов учащимися.

Ожидаемые результаты:

К концу года учащиеся должны уметь:

* Владеть техникой вышивания швами - стебельчатым, тамбурным, вперед иголку.

*Владеть навыками вязания крючком и на спицах – набор петель и основные виды вязок.

* Владеть техникой бисероплетения и современных технологий декоративно-прикладного искусства по выбору учащихся.

* Владеть навыками художественного конструирования из бумаги, выжигания.
*Организовать рабочее место.
* Соблюдать технику безопасной работы.

*Владеть навыками поиска, сбора и хранения информации по ДПИ.
* Владеть навыками работы с иглой, ножницами, выжигателем и другими инструментами декоративно-прикладного творчества.

Знать:
*Особенности русской национальной вышивки, технику выполнения швов, названия основных швов, применяемых в вышивании.

*Традиции одного из старинных и интересных видов ДПИ – вязания,  технику  вывязывания плотных узоров и орнамента.

*Приёмы бисероплетения, материалы и технику его исполнения.

*Технологию выполнения современного витража, декупажа, коллажа и других видов ДПИ по выбору учащихся.

*Пластические свойства бумаги и основные способы её применения.

*Способы  выжигания и безопасной работы с выжигателем.

Предполагаемые результаты курса «Мир увлечений»:

  • занятость учащихся в свободное от занятий время с целью уменьшения детской беспризорности и творческого самовыражения каждого ребёнка;
  • изготовление подарочных изделий по изученным технологиям для родных и друзей, знакомых;
  • эстетическое оформление интерьера своего дома;
  • организация выставок детского творчества;
  • участие в творческих выставках, конкурсах и фестивалях;
  • реализация готовой продукции с целью пополнения семейного бюджета.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИР УВЛЕЧЕНИЙ»

Вводное занятие - 2 ч.

Художественная вышивка - 15 ч.

Вязание крючком - 25 ч.

Вязание на спицах - 25 ч.

Бисероплетение - 10 ч.

Витраж, декупаж, коллаж  - 12 ч.

Художественное конструирование из бумаги - 20 ч.

Выжигание - 14 ч.

Заключительное занятие - 2 ч.

Выставки, встречи, экскурсии, участие в конкурсах -19 ч.

Календарно – тематическое планирование

п\п

Темы модулей, занятий

Количество

учебных

часов

Дата

проведения

Теория

Практика

план

факт

Вводное занятие 2 ч.

1

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства, материалами и инструментами. Инструктаж техники безопасности.

1

1

Художественная вышивка 15 ч.

2

Особенности русской национальной вышивки. Материалы и инструменты, рабочее место.

Технология выполнения простейших ручных швов.

1,5

3

Виды вышивки, технология  выполнения.

1,5

2

4

Декоративная вышивка.

2

5

Творческий проект.

8

Вязание крючком 25 ч.

6

Традиции вязания крючком, его виды. Материалы и инструменты, рабочее место вязальщицы.

1,5

7

Набор петель, схемы и основные виды вязания.

3

8

Плотное и ажурное вязание.

3

9

Техника  вывязывания плотных узоров и орнамента.

3

10

Творческий проект.

1,5

13

Вязание на спицах 25 ч.

11

Традиции вязания спицами, его виды. Материалы и инструменты, рабочее место вязальщицы.

1,5

12

Набор петель, схемы и основные виды вязания.

3

13

Плотное и ажурное вязание.

3

14

Техника  вывязывания плотных узоров и орнамента.

3

15

Творческий проект.

Промежуточная аттестация.

1,5

13

Бисероплетение 10 ч.

16

Бисероплетение. Материалы и техника его исполнения.

1,5

1,5

17

Плетение фенечек, колье, подвесок, колец.

3

18

Украшения из бисера.

4

Витраж, декупаж, коллаж 12 ч.

19

Витраж, декупаж, коллаж. Материалы, инструменты, технология выполнения.

Технология коллажа.

1,5

3

20

Технология витража.

3

21

Технология декупажа.

3

22

«Творческий день». Народные умельцы и их творчество.

1,5

Художественное конструирование из бумаги 20 ч.

23

Пластические свойства бумаги и основные способы её применения.

1,5

1,5

24

Игровые и фантастические композиции из бумаги.

9

25

Рельефные декоративные композиции.

8

Выжигание 14 ч.

26

Технология выжигания. Материалы, инструменты, техника безопасной работы выжигателем.

Виды выжигания и способы его выполнения.

1,5

1,5

27

Контурное выжигание.

3

28

Декоративные картины в технике выжигания.

1

7

Заключительное занятие 2 ч.

29

Итоговая аттестация.

1

1

Выставки, встречи, экскурсии, участие в конкурсах - 19 ч.

30

Итоговая выставка творческих работ, награждение активных участников конкурсов и выставок. Рефлексия творческой деятельности.

1,5

1,5

31

Экскурсия в музей.

3

32

Встреча с народными умельцами.

1,5

1,5

33

Участие в конкурсах.

3

7

ИТОГО:

27

117

Материально-техническое обеспечение:

  1. Технология народных ремёсел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1 – 4 классы \ авт.-сост. В. А. Мураева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5 – 7 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Воропаева Н. В., Гришин В. К.,Голубова М. Б., Ерёменко Т. И. и другие. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Лубовская К., Згрыхова И.. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя дет. сада \ Пер. с пол. О. А. Павлович. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объёмного конструирования \ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – (Ребёнок и путь к творчеству)
  7. Деньченкова Л. В. Вышивка ленточками \ Людмила Деньченкова. – М.: Эскимо, 2009. – (Азбука рукоделия)
  8. Рябинина Г. В. Объёмное макраме. – М.: издатель И. В. Балабанов, 1997.
  9. Быстрицкая М. М. Цветы от коллажа к декупажу \ Марина Быстрицкая. – М.: Эскимо, 2008. – (Азбука рукоделия)
  10. Гликина Н. А. Цветы из ткани для украшения одежды и интерьера \ Н. А. Гликина. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – (В подарок)
  11. Л. А. Андронова. Лоскутная мозаика. М.: «Школа – Пресс», 1993.
  12. Кузьмина М., Максимова М.. Азбука лоскутного шитья. Пэчворк, квилт, аппликация \ Марина Кузьмина, Маргарита Максимова. – М.: Эскимо, 2008. – (Большие энциклопедии по рукоделию).
  13. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины: Кн. для учащихся 5 – 8 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1988.
  14. Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. Швейное дело. Учебное пособие для учащихся 7 – 8 классов вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1986.
  15. Л. В. Мельникова, М. Е. Короткова, Н. П. Земганно. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9 – 10 классов средней общеобразоваиельной школы. – М.: Просвещение, 1986.
  16. Р. И. Егорова, В. П. Монастырная. Учись шить. Книга для учащихся среднего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1988.
  17. Чижикова Л. П. Кружок конструирования и моделирования одежды. Пособие для руководителей кружков шк. И внешк. Учреждений. –М.: Просвещение, 1990.
  18. Воротилова Т. Е. Шейте сами. –Издательство: Красноярец, 1992.
  19. София Ханус. Как шить? –М.: легпромбытиздат с участием фонда им. И. Д. Сытина, 1991.
  20. Перевертень Г. И. Фантазии из корней. \ Г. И. Перевертень. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – (Поделки своими руками).
  21. Огурцова Л. С. Вязание. Альбом моделей. – М.: Легпромбытиздат, 1987.
  22. Ильина Г. С. Вязание. Альбом моделей. – М.: Легпромбытиздат, 1988.
  23. Мартыненко И. П. Для тех, кто любит вязать. Альбом. М., «Лёгкая индустрия», 1976.
  24. Кондратюк Л. С. Учусь вязать. Пособие для начинающих. Чеховский полиграфический комбинат Министерства печати и информации РФ, 1992.
  25. И. Ю. Карельская, А. А. Власова, Т. П. Лепина. Для тех, кто вяжет. Социально-коммерческая фирма «Человек», 1992.
  26. Каверина В. И..Вязание для всех. На машине, на спицах, крючком.-Красноярск: АО «АУРА», «Волгоград», Нижн.-Волж. КН. изд-во, 1993.
  27. Тазова Н. А.. Кружок филейно-гипюрной вышивки: Пособие для руководителей кружков. –М.: Просвещение, 1981.
  28. Смирнова И. П.. Художественная вышивка на машине. Методическое пособие. Москва -1989.
  29. В. Гуляева, Т. Геронимус. Волшебная паутинка. Москва.1991.
  30. Сорокина Л. М.. Вышивка. Альбом с игровыми заданиями. Киев: «Весёлка», 1986.
  31. А Семячкина. Узоры. Альбом для вышивания. Москва: «Малыш», 1987.
  32. Л. В. Сычёва. Вышивка. Горно-Алтайск. МП «Альтернатива», 1991.
  33. Ю. Соколов. Художественное выпиливание. Альбом. Москва: «Лесная промышленность», 1987.
  34. Раиса Баландина. Вяжем новинки к каждому сезону. Москва: Эскимо, 2008.
  35. Пер. с анг. М. Н. Галкиной. 100 оригинальных узоров. Руководство по вязанию. Москва: «Мир книги», 2007.
  36. Журналы: «Пуговка», «Валя Валентина», «Маруся», «Бурда», вырезки из газет и журналов.
  37. Интернет- ресурсы. Сайты ДПИ и художественного творчества.
  38. СД диск по Технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа "Чтение с увлечением"

Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на  основе Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Чтение с увлечением. Мир природы» (общеинтеллектуальное направление) для 2 класса

Рабочая программа интегрированного курса «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 4 класс

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения ...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 1 класс

Данный курс способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию творческих способностей и интереса к ...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 2 класс

Данная рабочая программа является опорой при изучении смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах. Новизна курса "Математика с увлечением" состоит в том, что он является интегр...