Класс: 3 «А». Учебный предмет: ИЗО Тема: Лепка. Посуда у тебя дома. Тип урока: открытие новых знаний
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Нехлюдова Дарья Анатольевна

Класс: 3 «А». Учебный предмет: ИЗО Тема: Лепка. Посуда у тебя дома. Тип урока: открытие новых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_u_tebya_doma._nehlyudova_41n._1.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.09.2021г.

Класс: 3 «А».

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1.

Учитель: Булохова Н.Н.

Студент: Нехлюдова Дарья Анатольевна.

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Лепка. Посуда у тебя дома.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: создать условия для расширения знаний и представлений учащихся о декоративных возможностях пластического материала и видах продуктивной деятельности, познакомить с понятиями «гармония», «колорит».

Деятельностная: выполнение декоративной работы "Чайная пара"

Задачи:

Образовательные:

1. Систематизировать и расширить знания и представления учащихся об изобразительных возможностях пластических материалов.

2. Учить выполнять объект, используя известные приемы лепки: смешивание, сглаживание,

сплющивание в новой учебной ситуации.

 Развивающие: 

1. Развивать индивидуальные творческие способности, образное восприятие.

2. Развивать художественное видение окружающего мира

Воспитательные:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение к объектам окружающей действительности.

2. Воспитывать уважительное отношение к результатам преобразовательной деятельности

Планируемые результаты:

      Предметные:

1. Умение находить простейшие способы достижения прочности конструкций.

2. Умение выполнять конструирование и моделирование изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно – художественным условиям;

3. Умение выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

Метапредметные

Регулятивные:

  1. Умение формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
  2. Умение анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного.
  3. Умение выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные:

  1. Умение открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  2. Умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, рисунка, ИКТ.

Коммуникативные:

1.Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.

2. Развивать умение слушать других, принимать другую точку зрения, соподчинять интересы, пытаться договариваться.

Личностные:

1.Формирование умения отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

2. Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско – технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Оборудование:        
Для учителя: презентационный материал, иллюстративный материал.

Для учащихся: пластилин, дощечка.

План урока

  1. Этап мотивации
  1.  Приветствие.
  2.  Эмоциональный настрой на работу.
  3. Проверка готовности к уроку
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия(3 мин)
  2. Этап выявления места и причины затруднения(2 мин)
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения(1 мин)
  4. Этап реализация построенного проекта(3 мин)
  5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи(5 мин)
  6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (25 мин)
  7. Этап рефлексии учебной деятельности(3 мин)

8.1. Выставка работ.  

8.2. Уборка рабочих мест.

Сценарий урока:

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД.

  1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Анатольевна, и сегодня урок математики проведу у вас я.

1.2 Эмоциональный настрой на работу.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

На уроке не  молчать.

Всем работать, отвечать!

1.3. Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя.

Дети садятся на свои места.

Фронтальная.

2. Этап актуализации Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Чем вы занимались на прошлом занятии?

- В чем заключается необычность кляксографии?

(Работа с кляксой. Клякса – это след, пятно, оставленные краской).

- Как можно использовать технику "кляксография"?

Слушают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль.

П1

К1

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Посмотрите на представленные образцы работ. (Слайд 1).

- Из какого материала выполнены эти работы?

 (Деревянная посуда имеет свои особенности: например, в нее нельзя часто наливать воду, она может потрескаться, с нее быстро сходит рисунок, она расслаивается, и деревянная щепочка, отломившись от нее, может поранить кожу человека.)

- Для чего же тогда предназначена такая посуда?

(Слайд 2).

- Кто знает название этой посуды?

Хохломскую посуду часто использовали для других целей, помимо пищевых, например, вазочки - как подставки для искусственных цветов, флажков, карандашей; особые бочонки - для хранения меда.

Какие предметы хохломской посуды использовали в качестве музыкальных инструментов? (Ложки.)

(Слайд 3).

- Из какого материала выполнены эти работы?

- Для чего предназначены сервизы, фотографии которых представлены?

- Что входит в состав чайных сервизов?

(Чайники, чашки, блюдца, сахарница, сливочник, вазочка-конфетница.)

(по 6 чашек и блюдец; заварочный чайник; сахарница;

молочник).

  • - Сколько чашек чаще всего входит в чайные сервизы? (по 6 чашек и блюдец).

- А вы можете выполнить такую работу?

- С какими трудностями мы можем столкнуться?

- А вы видели где-нибудь такие работы?

- Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Самоконтроль

Р2

К1

К2

Л2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

(Посуда у тебя дома).

- Какова цель нашей работы?

- Какую задачу вы перед собой поставите?

Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнение из пластилина предметов сервиза. Необходимо, чтобы сразу было видно, что все эти вещи из одного набора, или, как принято называть, из одного целого сервиза.

— Как вы думаете, что для этого требуется? (Выполнение всех вещей сервиза в едином стиле по форме и оформлению.)

Вы уже рассматривали образцы сервизов. Расскажите, по каким приметам сразу видно, что эти предметы из одного комплекта, почему их нельзя спутать с другими сервизами.

- Как отличаются сервизы по форме? (У одного сервиза все предметы округлые, у другого — волнистые края изделий.)

-  Как отличаются сервизы по своему оформлению? (Одни раскрашены узорами в виде цветов, другие оформлены простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой.)

(Если ложка выполнена из металла, то она не входит в сервиз.)

(Если ложка того же раскраса, можно считать частью сервиза).

Отвечают на вопросы учителя

Самопроверка, взаимопроверка.

П1

Пр1

Пр2

К2

5. Этап реализации построенного проекта и пробного учебного действия

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Ребята, давайте повторим правила культуры труда при работе с пластилином.

1. Не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот.

2. Засучивать рукава перед работой.

3. Хранить пластилин в специальных коробках, в строго отведенном месте.

Изготовление формового задела. Подготовка к практической работе.

        Вы уже убедились в том, как много предметов входит в состав чайного сервиза. Поэтому договоримся сначала сделать лишь несколько вещей. Зато в них вы должны сразу же четко обозначить две самых важных особенности — общую форму всех предметов, их цветовое решение. А когда первые предметы будут вылеплены, то надо будет придумать и общие детали для их декоративного оформления.

        Заданием на начало урока станет лепка самого крупного предмета — чайника и чашки с блюдцем. Обычно чашек в сервизе бывает много - от 6 до 12.

Вы сделаете чайную пару.

        Первая задача - выбор формы изделий. Придумаете свою форму для чайной пары. Подумайте и решите этот вопрос каждый самостоятельно.

        Все предметы придется лепить из пластилина одного цвета. Поэтому посмотрите на ваши запасы и определите, пластилина какого цвета у вас больше всего. Хватит ли этого цвета для выполнения работы? Если одного какого-то цвета мало, то вам придется лепить посуду, скомбинированную из двух цветов. Допустим, нижняя часть каждой вещи будет одного цвета, а верхняя - другого. Важно, чтобы цвета сочетались между собой и находились и гармонии.

Гармония – это созвучие, согласие, соразмерность частей целого.

Колорит – это гармоничное сочетание цветов в картине, настроение произведения. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным, радостным и грустным.

Физминутка.

Дети слушают учителя, наблюдают за выполнением

Самоконтроль

П2

Пр2

Пр1

Пр3

К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Начало практической работы. «Чайная пара».

С лепки какого предмета можно начать эту работу? Поможет нам такая подсказка. Когда накрывают стол к чаю, то первые предметы, которые на нем расставляют, это чашки.

Итак, вы уже определились с главными моментами — выяснили, какого цвета (или цветов) пластилин вам понадобится и какой формы будут ваши поделки. И еще нужен третий параметр - величина предмета.

Демонстрация приемов работы

-Возьмите кусочек пластилина, подходящий по объему вашей будущей чашке, слегка разомните его в руках и скатайте в комок. Из такой заготовки надо смастерить чашку. Придайте пластилину выбранную форму. При этом чашку можно поставить на картонку для лепки. После того как ваша чашка внешне приобрела ту форму, которая нам нужна, сверху в ней надо проделать углубление. Его можно просто продавить пальцем. После этого еще раз проверьте форму чашки - возможно, что она немного изменилась из-за появления углубления. Выровняйте ее края.

- Какой будет ручка у вашей чашки?

Подумайте, ведь ее можно сделать не только простой полубараночкой, а украсить какими-нибудь завитушками. Только учтите, что тогда подобные ручки надо будет сделать и для всех остальных принадлежностей сервиза.

- Будет ли у вашей чашки блюдечко?

Ведь бывают сервизы, в которых блюдца отсутствуют. Договоримся, чтобы у ваших чашек блюдца будут. Для того чтобы изготовить блюдце, скатайте кусочек пластилина в шарик, расплющьте его в тонкую лепешку и поднимите у нее края вверх. Посмотрите, нельзя ли сделать так, чтобы даже блюдце по своей форме гармонировало с чашкой. Например, если у чашки волнистые края, то и у блюдечка тоже можно краешки сделать слегка волнистыми.

Чашка и блюдце носят в обиходе название «чайная пара». Можно ее пока установить на краю вашей картонки для лепки или на время вообще переставить в другое место. Теперь займемся другой поделкой, а потом вернемся к чайной паре вновь.

        Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям.

Слушают учителя.

Самоконтроль

Пр1

Пр2

Пр3

К1

К2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Целевые обходы учителя:

- Контроль организации рабочего места.

- Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы.

- Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

- Оказание инструктивной, дозированной  помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Самоконтроль

Р3

Л2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Выставка работ.

- Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.)

- Я бы хотела увидеть ваши гармоничные работы.

- Как называется комплект посуды, оформленный в едином стиле? (Сервиз.)

- С каким материалом мы работали?

- Как мы можем использовать полученный результат? (Выставка).

 - Довольны ли вы результатом?

- А сможете повторить эту работу самостоятельно?

8.2. Уборка рабочих мест.

Ваш пластилин, который пока не нужен, надо убрать обратно в коробку. А уже готовые слепленные предметы осторожно положите в специальную упаковку — пакетик или коробочку.

Отвечают на вопросы учителя

Самоанализ, взаимоанализ.

К1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.

Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Тема урока:«Раннецветущие растения. Первоцветы» Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива») Класс:2. Тип урока:урок открытия нового знания

.Цель:  достижение образовательных результатов  посредством технологии  развития критического мышления....

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Предмет: русский язык Тип урока: открытие новых знаний. Тема: «Звуки [н, н’]. Буквы Н,н».

Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [н, н,], буквами Н,н. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой. Продолжить ознакомление детей с морфемами сл...