Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Масс Марина Григорьевна

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном процессе учителями начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradits_tehniki_risovaniya-_mass_m.g.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

май 2022

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит, создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, он усиливает интерес школьников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний.

Занятия изобразительной деятельностью - это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.

Занятия изобразительным искусством играет значимую роль в системе образования. Они решают специфические задачи, путем формирования ее творческого потенциала личности.

В связи с этим изобразительное творчество учащихся является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

В образовательном процессе изобразительное искусство отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др.

Основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

  1.  На занятиях  с учащимися должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание.
  2. Системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано и системно даёт возможность ребенку увидеть определенную группу знаний.

3. Системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника.

Младший школьный возраст - самый плодотворный период для выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к обучению изобразительному искусству. Развитие художественных способностей в этот период происходит лишь при определённых условиях, главное из которых - единство учения и творчества. Для выполнения этого условия программа развивающего обучения предусматривает определённые виды работ на занятиях изобразительным искусством: обсуждение рисунков, решение учебных задач и заданий, самодеятельность детей.

На одних занятиях могут осуществляться все три вида, на других два, и не обязательно в указанной последовательности. Важно, чтобы все они проводились при освоении каждого нового способа или средства изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник рисования для младших школьников на уроке ИЗО, на занятиях в группе продленного дня, во внеурочной деятельности дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а также создает условия для творческого самовыражении ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.

Виды нетрадиционных техник рисования:

Монотипия - (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.

Варианты монотипии:

- Монотипия с простым оттиском: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат.  

- Монотипия с симметричным оттиском: лист бумаги складывают пополам, наносят цветные пятна с последующим отпечатыванием на чистый формат.

- Монотипия с дорисованными элементами: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат и дорисовкой различными элементами, переходящими в фантазийный образ.

- Монотипия штампами: нанесение на штамп (листок дерева, кружево, губка и т. д.) краски с последующим печатанием на чистую поверхность.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белый или цветной картон, может быть ткань, дерево, пластик

- гуашь, акварель, может быть темпера, акрил

- кисти различного диаметра

- банка с водой

Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.

Варианты аэрографии:

- аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т. д.)  предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белая или цветная бумага

- гуашь, акварель

- кисти различного диаметра, может быть: пульверизатор, зубная щетка, щетка для одежды, малярная кисть

- банка с водой

Пуантилизм - (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белая или цветная бумага

- кисти различного диаметра

- банка с водой, палитра, тряпочка

Граттаж - буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Граттаж – это фактически вид гравюры. Техника выполнения: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Виды граттажа:

- с помощью восковых мелков: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

- с помощью восковой свечи: готовый цветной рисунок на картоне обработать свечой. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага, можно использовать готовый рисунок на картоне

- восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след), можно использовать восковую свечку

- гуашь, лучше темных тонов;

- широкая кисть; деревянная зубочистка (или пустой автоматический карандаш, палочки от чупа-чупсов и т.д.).

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Заключается в выполнении различных упражнений с помощью рисовании клякс на поверхности, затем из полученных изображений получить фантазийный рисунок

Виды кляксографии:

- с помощью нитки: на чистую поверхность положить нитку различными узорами, предварительно смоченную в воде и гуаши, затем приложить лист бумаги и примять оба листа. Аккуратно, но резко вытащить нитку не открывая листов. Полученное изображение откорректировать недостающими линиями.

- клякса закрытыми глазами: предварительно закрыв глаза, нарисовать на листе различные узоры. Затем из полученных клякс создать образ при помощи раскрашивания и добавления, подходящих по смыслу линий.

- ладошка: приложить ладонь ребенка к листу бумаги и обвести. Ученик должен из ладошки создать свой неповторимый образ, желательно из мира фауны.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- гуашь, акварель, цветные карандаши и ручки, фломастеры

- кисти различного диаметра, нитки, коктельная трубочка

- банка с водой, палитра, тряпочка, клеенка или газета

Смешанная техника – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, что дает возможность вариативно и творчески подходить к детским работам.

Виды смешанной техники:

- акварель или гуашь в сочетании с фломастерами, черной гелиевой ручкой или черной тушью, цветными карандашами и ручками.

- цветные карандаши в сочетании с черной ручкой или фломастером

Рисование подручными средствами – сочетание в рисунках основ живописи и декоративно прикладного искусства

Виды рисования подручными средствами:

- рисование пластилином: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем обработка пластилином поверх рисунка. Образ завершается в процарапывании пластилина, для достижения максимального эффекта новизны.

- рисование на клей: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем поверх образа тонким слоем по контуру наливается клей, поверх насыпают различные сыпучие вещества. Встряхнуть работу и дать высохнуть.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белый или цветной картон

- пластилин

- клей ПВА, кисточка, газета, тряпочка

- сыпучие вещества (песок, кофе, чай, манка) подручные средства (вата, кусочки ниток или материала, бисер и т. д.)

Рисование на различных поверхностях - заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования

Виды рисования на различных поверхностях:

- рисование на цветном фоне

- на сыром листе

- на жатой, зернистой, наждачной бумагах

- на фактурных обоях, материале, деревянной и пластиковой поверхностях.

Разнообразие нетрадиционных техник рисования поможет улучшить занятия рисованием, разовьёт воображение и фантазию, и повысит интерес мотивацию к знаниям.  

Применение нетрадиционных техник рисования в учащихся способствует развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, обогащению их художественной практики, проявлению художественной одаренности.

 

Список литературы

1. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст]: / В.Г. Березина,  И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: издательство Буковского, 2011г. -  60с.

2. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст]: / Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 2014 г. - 93 с.

3. Выготский, Л.Н. / Воображение и творчество в младшем школьном возрасте [Текст]: / Л.Н. Выготский. - СПб.: Союз, 2011 г. - 92с.

4. Гаврилова, А.С. Нетрадиционные техники рисования [Текст]: / А.С. Гаврилова. - М.: Рипол, 2010 г. -  249 с.

5. Григорьева, Г.Г. Развитие младшего школьника в изобразительной деятельности [Текст]: / Г.Г. Григорьева. - М., 2012 г. - 15 с.

6. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 1 [Текст]: / Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство Скрипторий, 2014 г. - 3-9 с.

15. Рождественская, Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. [Текст]:  Сборник / Н.В. Рождественская. - Л., 2013 г. - 215 с.

18. Спиридонова Н.С. Эмоциональное воздействие нетрадиционных техник рисования на формирование творческих способностей младшего школьника [электронный ресурс] / Рубрика: Преподавание изобразительного искусства [web-сайт] https://www.scienceforum.ru/2017/2577/26271 .

Фрагменты занятий с применением нетрадиционных техник рисования.

1. «Подводный мир»

Цель: знакомить с нетрадиционными техниками рисования - восковыми мелками и гуашью. 

Задачи:

• Воспитывать чувство к прекрасному и эстетическое отношение к окружающей природе;

• Учить понимать выразительные средства живописи (цвет, линия, колорит, ритм) в передаче состояния моря, использовать цвет, линию, ритм в творческих работах;

• Развивать воображения, фантазию, творческий потенциал; способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих явлений.

Ход занятия:

- Посмотрите какой сундучок у меня есть, а там лежат, что же это? (гуашь, восковые карандаши). Как вы думаете для чего они здесь лежат? (мы сегодня будем их использовать при рисовании). Совершенно верно! Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте какая же тема сегоднешнего нашего занятия:

Подводный мир такой красивый,

Что глаз не оторвать и там,

Какие рыбы и растенья,

Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,

Негласный, но он есть такой,

Все соблюдают непременно.

Там мир особенный, другой!

- Какая же тема нашего занятия? (Подводный мир) Правильно, молодцы! Для начала давайте продумаем, что мы будем изображать. (Ответы детей).  Итак, хорошо! А теперь приступаем к работе. Мелками обводим всех рыбок и водоросли, а затем гуашью голубого или синего цвета делаем фон нашему подводному миру. Даем высохнуть рисункам. Здорово, а теперь посмотрите, что у вас получилось. Предлагаю сделать выставку.

2. «Цветущая сирень»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками.

Задачи:

  • Воспитывать культуру труда (организация рабочего места), доброжелательность, стремление понимать друг друга, уважительное отношение к своему творчеству, так и к творчеству одноклассников
  • Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, продолжать формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развивать творческого мышления, внимания; использовать грамотную связную речь при ответах; развивать мышление, память, мелкую моторику, тактильные ощущения;
  • Совершенствовать навыки рисования ватными палочками.

Ход занятия:

- Что мы сегодня будем рисовать вы узнаете, отгадав загадку:

Она кустиком растёт

И сиренево цветёт,

Правда, иногда бывает,

Белым цветом расцветает.

Её цветки душистые

И четырёхлучистые,

Все собраны в соцветья

И смотрятся в букете.

Она в мае расцветает.

Как кустарник называют? (Сирень)

- Правильно, сегодня мы будем рисовать сирень, но необычным способом, а используя ватную палочку.  Сначало рисуем сирень простым карандашом, а затем берем ватную палочку макаем в краску светло-фиолетового цвета и методом тычка раскрашиваем цветы сирени. После берем чистую ватную палочку и макаем в зеленый цвет, тем же способом раскрашиваем листочки. Даем рисункам высохнуть. Сегодня мы научились еще одной новой техники рисования.

3. «Пушистая белка»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - тычок жесткой полусухой кистью.

Задачи: 

1. Учить понимать выразительные средства живописи (цвет, линия, колорит, ритм) в передаче шерсти белки, использовать цвет, линию, ритм в творческих работах;

2. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развивать интерес к окружающему миру;

3. Вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (тычок жесткой полусухой кистью). Вызвать интерес к обитателям леса.

Ход занятия:

- Сегодня на занятии мы познакомимся ещё с одной техникой рисования жесткой полусухой кистью. Эта техника часто используется при изображении чего-то пушистого. Мы с вами нарисуем белку. Эта техника поможет нам более реалистичней изобразить её шерсть. Берем жесткую кисть макаем в краску и методом тычка рисуем шерть белке. Затем токой кистью прорисовываем мордочку и лапки. Даем рисунку высохнуть.

4. «Животное, которое я сам себе придумал».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - кляксография.

Задачи:

  1. Развивать умение вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание, располагать их по своему усмотрению;
  2. Продолжить развивать творчество, фантазию, воображение детей, координацию и силу движений;
  3. Воспитывать аккуратность, сочувствие, желание помогать другим.

Ход занятия:

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Пальцем влезть.

В этой кляксе -

Кот с хвостом,

Под хвостом -

Река с мостом.

- В стихотворение говорится о кляксе, которую можно привратить во что угодно. Сегодня мы попробуем в наших кляксах увидить какое-либо животное: существующее или вымышленное. Для это возьмем жесткую кисть, хорошо намочем ее, макнем в краску и капнем краской на лист. Теперь посмотрим на то, что у нас получилось и попытаемся увидеть элементы животного.  А чего не хватает этому животному дорисовать. После даем рисунку высохнуть

5. «Путешествие в космос»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - смешивание красок.

Задачи: 

  • Учить пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании;
  • Развивать творчество, фантазию, воображение детей, координацию и силу движений;
  • Формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.

        Ход занятия:        

- Я предлагаю вам отправиться в загадочный мир космоса.

Я хотел бы слетать на луну,

В неразгаданный мир окунуться.

И подобно красивому сну

К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,

Неизвестных всем нам измерений,

Где загадочный космос хранит

Много тайн необъятной вселенной.

- Мы с вами там не были и не видели всю красоту и загадочность космоса. Но мы попробуем с вами представить как он выглядит, у каждого  из нас он будет своим. Давайте закроем глаза и представим из каких красок состоит космос. А теперь приступаем к работе. Берем кисть  и чистой водой мочим лист,  затем эту же кисть макаем в любую краску и капаем этой акварелью на лист. И так делаем несколько раз разными оттенками красок. Не пугайтесь, что ваша краска попадает друг на друга и смешивается. Это происходит очень плавно и красиво, такая техника называется смешивание красок. Теперь, после высыхания рисунка мы посмотрим, кто и как представляет себе мир космоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....

Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».

         Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование к...

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей....

нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей младших школьников

Статья опубликована в Сборнике научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, 25 января 2023 г., г.-к. Анапа...