нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей младших школьников
статья по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Надежда Владимировна

Статья опубликована в Сборнике научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, 25 января 2023 г., г.-к. Анапа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netraditsionnye_hudozh_tehniki.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Алексеева

Студент 5 курса направление «Психология образования»

Email: nadyna1983@mail.ru

Науч.рук.: Чикова И.В.

К.пс.н.,доц.,

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал) «Оренбургский государственный университет»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: данная статья посвящена изучению проблеме нетрадиционных художественных техник как средства развития творческих способностей младших школьников. В работе изучен феномен способностей, выделены художественно-творческие способности личности как один из видов способностей, определяющих успешность выполнения ею любой познавательной и профессиональной деятельности. Описаны результаты проверки эффективности программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Ключевые слова: способности, творческие способности, нетрадиционные художественные техники, творческая деятельность, творческая личность.

В социуме возрастает значимость творческой личности. Воспитать такую личность, значит сформировать условия и отношение к творчеству, а также побуждение к нему. А это невозможно осуществить без особых усилий со стороны системы образования и общества. Проблема развития творческих способностей младших школьников представляет собой каркас современного образовательного процесса, является «вечной» педагогической проблемой, которая не теряет своей злободневности с течением времени, и требует повышенного внимания и дополнительного изучения педагогическим сообществом. Согласно Б. М. Теплову [6] и др., имеет место прямой зависимости между уровнем развития художественно-творческих способностей человека и эффективностью выполнения ею любой познавательной и профессиональной деятельности. Личностные проявления художественно-творческих способностей распространяются не только на сферу искусства, но и на другие области деятельности человека.

Анализ содержания понятия «художественно-творческие способности» в научной литературе позволяет установить, что оно является довольно сложным и многогранным.

Специфику изучаемого понятия раскрывали в своих работах многие ученые психолого-педагогической науки: Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера
В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьева, Ф. Майла, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других.

Рассматривая способности, М. Н. Баринова утверждает, что изучаемое понятие следует рассматривать с точки зрения индивидуально-психологических особенностей личности, поскольку они выступают необходимыми условиями, в которых реализуется конкретный вид деятельности. Речь идет об определенных знаниях, умениях, навыках, а также о готовности к обучению приемам и способам деятельности [1].

Способность по своему существу является динамическим понятием, как справедливо подчеркивает А. В. Брушлинский. Существование той или иной способности рассматривается только в контексте развития и движения [2].

Одним из видов способностей являются художественно-творческие способности. Под данным видом способностей понимается единство природных задатков или приобретение опыта ребенка в результате выполнения деятельности художественной направленности.

Художественно-творческие способности, по мнению И. Н. Палагиной являются одной из подсистем динамической структуры личности, где происходит появление врожденных задатков, и где присутствует индивидуально преломленное отражение общественного сознания [4].

Итак, под понятием художественно-творческие способности следует понимать готовность человека к мышлению конструктивного и нестандартного вида при решении задач в рамках динамики социальных и культурных условий в интересах личности и общества, которые способствуют изменению предметов и явлений, позволяющих открыть что-то новое, и найти правильные решения.

Основные компоненты художественно-творческих способностей были выделены философом и психологом Д. Н. Узнадзе:

1. Когнитивно-эмоциональный компонент включает в себя дивергентное мышление, особенности темперамента, чувствительность эмоционального характера.

2. Личностно-креативный компонент означает критичность, независимость и активность в интеллектуальном плане.

3. Мотивационно-ценностный компонент – наличие потребности в творческой деятельности, и признание ценности творческого.

4. Деятельностно-процессуальный компонент включает в себя способность оптимизации своего поведения и проявление самостоятельности в творчестве.

5. Рефлексивный компонент состоит в самооценке творческой деятельности и наличия желания личности к саморазвитию [7].

Доступность к таким способностям есть абсолютно у каждого человека, но чаще всего это зависит от влияния факторов внешнего воздействия, которые применяются на этапе дошкольного и младшего школьного детства для их развития и дальнейшего совершенствования.

Возраст младшего школьника является сензитивным для развития творческих способностей. Развитие психических процессов, мышления и воображения, а также совершенствование при этом регуляционной сферы, делают для детей доступными не только изучение и знакомство с ключевыми сюжетами изобразительного творчества, но также разрабатывают те мыслительные механизмы, которые в дальнейшем эффективно скажутся на развитии абстрактного и пространственного мышления, логики ребенка.

Как указывалось, выше, формирование и развитие творческих способностей происходит в деятельности. Следовательно, необходимым условием для развития способностей выступает включение ребенка в деятельность в соответствии с его возрастными особенностями. На момент поступления в школу у ребенка происходит расширение возможностей включения ребенка в какую-либо творческую деятельность. Проявление способностей у детей младшего школьного возраста выступает предпосылкой развития большого таланта, но, если способности, которые появились не развивать и не воспитывать, то они угаснут.

Выделим условия, способствующие развитию художественно-творческих способностей у младших школьников:

1) создание творческой среды;

2) деятельность должна вызывать положительные эмоции;

3) от процесса деятельности дети должны испытывать чувство радостного удовлетворения, только в этом случае у них возникнет желание заниматься такой деятельностью [3].

Л. В. Савостиной были сформулированы правила для эффективной организации творческой деятельности. Рассмотрим их:

- осознание индивидуальности ребенка, безоговорочное признание его таким, какой он есть;

- бережная и деликатная позиция к проявлениям творческой активности детей;

- обеспечение ребенку психологической свободы, которая заключается в свободе выбора, свободе выражения чувств и переживаний, принятии самостоятельного решения;

- повышение уровня самооценки;

- создание образовательной среды;

- позиция педагога в творческом аспекте [5].

Реализация всех вышерассмотренных педагогических условий развития творческих способностей младших школьников как нельзя лучше достигается средствами нетрадиционных художественных техник. Эффективность данных средств бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями. Раскрытию ребенком своих чувств и способностей способствуют нестандартные и нетрадиционные приемы творчества, при использовании которых ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, поскольку не призывают ребенка к стандарту и не ограничивают его определенными рамками. Также, нетрадиционные художественные техники способствуют развитию таких свойств ребенка, как внимание, мышление, наблюдательность и уверенность в себе.

В ходе опытно-экспериментального исследования нами были изучены педагогические ресурсы нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству. Это обусловлено тем, что самым интересным и любимым занятием для ребенка, как правило, является рисование, где находят свое проявление фантазия, воображение, любознательность и трудолюбие.

О необходимости реализации педагогических условий по развитию творческих способностей у младших школьников свидетельствуют результаты диагностических мероприятий, в ходе которых было выявлено, что у большинства детей возникают трудности с продуцированием оригинальных идей. Они не проявляют инициативу, пассивно воспринимают задания, работу выполняют по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид.

Разработка и внедрение комплекса мероприятий с применением нетрадиционных художественных техник осуществлялась по двум направлениям:

1) художественно-творческий проект «Волшебные мазки», предполагающий знакомство и освоение младшими школьниками нетрадиционных техник рисования;

2) педагогическое просвещение родителей и педагогов по теме проблемы исследования.

В программе были использованы следующие формы и виды работы: совместная деятельность взрослого и ребенка, свободная продуктивная деятельность детей, беседа, практическое занятие, творческие игры и упражнения на развитие творческого воображения.

В ходе реализации проекта «Волшебные мазки» дети были ознакомлены и обучены следующим техникам рисования: монотипия, рисование свечой, оттиски штампов, рисование акварельными красками с солью, рисование с использованием отпечатка губки, рисование по мокрой бумаге, рисование ватными палочками, граттаж, рисование жесткой кистью (тычок), ниткография, рисование путем разбрызгивания краски, грифонаж, мозаичное рисование.

Педагогическое просвещение родителей и педагогов по проблеме исследования осуществлялось посредством консультирования, бесед, проведения мастер-классов.

Результаты опытно-экспериментального исследования указывают на то, что использование нетрадиционных художественных техник способствует: появлению у школьников склонности к творческим поискам и решениям; развитию умения удерживать устойчивый интерес на протяжении длительного времени; развитию настойчивости, инициативности и самостоятельности в деятельности; формированию чувства свободы в выражении своего замысла; формированию эстетического вкуса, творческого мышления, фантазии; переходу обучающихся на более высокий уровень сформированности творческих способностей.

Таким образом, развитие творческих способностей у младших школьников будет проходить эффективно, если целенаправленно использовать нетрадиционные художественные техники на специальных уроках, в индивидуальной работе со школьниками, во внеурочной деятельности детей.

Литература

[1] Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей / М. Н. Баринова. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 347 с.

[2] Брушлинский, А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский // Научное творчество. – Москва: Наука, 1969. – 423 с.

[3] Клемешова, Н. С. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова // Молодой ученый. – 2020. – № 26 (316). – С. 295-298.

[4] Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.

[5] Савостина, Г.А. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 161 с.

[6] Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Избранные работы. – Москва: Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1961. – 536 с.

[7] Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. – Москва: Наука, 1966. – 314 с.

© Алексеева Надежда Владимировна 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Потенциал игровых и художественно-зрелищных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

Рассмотрим потенциальные возможности средств игровых и художественно-зрелищных технологий, дадим определение понятию "Педагогическая технология"....

Доклад на тему "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей младших школьников"

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можн...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...