Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 4 класса с ЗПР на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Воробьёва Елена Алексеевна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya/;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями);

- авторской  программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»);

- примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» https://fgosreestr.ru/oop/221;

- примерной программы воспитания https://fgosreestr.ru/uploads/files/a0d2e31e787cd8ff467d708e963e2477.docx.

 

Количество часов:

Всего: 34 часа  (в неделю 1 час)

Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник /под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2022 г.

Учебно-методическое обеспечение: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. Неменский Б. М., Коротеева Е. И. – М.: Просвещение, 2018.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_ktp_izo_4_klass.docx405.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьёва Е. А                РУССКИЙ ЯЗЫК                                                                

Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол  №1

от «16» августа 2022г.

Руководитель методического совета  

______________ Н. В. Осипова

Согласовано:

зам. директора по УВР

______________ Е. А. Щукина

«17» августа 2022 г.

Утверждено:

директор школы-интерната №2

_____________ Т. В. Шутилова

приказ № 61/1

по школе-интернату №2

от «31» августа 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №2»

Рабочая программа по предмету:

«Изобразительное искусство»

для обучающихся  4  класса

на 2022 – 2023 учебный год

(срок реализации программы)

Адаптирована учителем Воробьёвой Еленой Алексеевной 

г. Вышний Волочек

2022 год

Аннотация к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya/;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями);

- авторской  программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»);

- примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» https://fgosreestr.ru/oop/221;

- примерной программы воспитания https://fgosreestr.ru/uploads/files/a0d2e31e787cd8ff467d708e963e2477.docx.

Количество часов:

Всего: 34 часа  (в неделю 1 час)

Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник /под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2022 г.

Учебно-методическое обеспечение: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. Неменский Б. М., Коротеева Е. И. – М.: Просвещение, 2018.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.

Содержание образования по предмету предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения обучающегося с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» является реализация деятельностного подхода, что позволяет для обучающихся с ЗПР:

  • придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
  • прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.

Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.  

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;  
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по предмету «Изобразительное искусство»

Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с ЗПР 1-4-х классов и адаптировано для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. В этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают наблюдаться некоторые особенности в развитии двигательной сферы, нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это приводит к затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем педагогу необходимо снижать требования при оценивании качества выполнения самостоятельных работ, предлагать ученикам больше времени на выполнение практической работы. Познавательная деятельность характеризуется сниженным уровнем активности и замедлением переработки информации, обеднен и узок кругозор представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе произведений искусства, с которыми знакомятся ученики с ЗПР, следует отдавать предпочтение предметам и явлениям из их повседневного окружения, избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт ученика. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Изобразительное искусство»

При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам обучения: показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно сопровождаться речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать развитию речи, умению составлять связное речевое высказывание. Возможно использовать в ходе урока алгоритмы, картинные и письменные планы выполнения работы, перед выполнением практической работы желательным является проведение подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее реализации. С целью формирования личностных компетенций у обучающихся с ЗПР следует предусматривать чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит обучающихся договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 168 часов. В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. Реализация изучения предмета осуществляется все 5 лет обучения. На его реализацию в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Модуль «Графика»

Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и тонального контрастов.

Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигуры.

Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов.

Изображение города — тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника).

Модуль «Живопись»

Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).

Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи).

Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам.

Модуль «Скульптура»

Знакомство со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами.

Создание эскиза памятника народному герою. Работа с пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной силы.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и назначению предмета, в художественной обработке которого он применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др.

Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и др.

Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.

Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.

Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.

Своеобразие одежды разных эпох и культур.

Модуль «Архитектура»

Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ.

Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы, функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек.

Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта.

Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода.

Освоение образа и структуры архитектурного пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.

Понимание значения для современных людей сохранения культурного наследия.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, А. М. Васнецова, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры.

Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя).

Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи.

Художественная культура разных эпох и народов. Представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире.

Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя).

Модуль «Азбука цифровой графики»

Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.

Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства. Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных традиций).

Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть.

Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение различных фаз движения. Создание анимации схематического движения человека (при соответствующих технических условиях).

Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка.

Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи или национальной культуры.

Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты

В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:

уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.

Метапредметные результаты

  1. Овладение универсальными познавательными действиями

Пространственные представления и сенсорные способности:

характеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;

находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;

сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;

обобщать форму составной конструкции;

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;

абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;

соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;

выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

Базовые логические и исследовательские действия:

проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;

проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;

использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Работа с информацией:

использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;

анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;

соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;

признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Предметные результаты

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением №8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Модуль «Графика»

Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках.

Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах; применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур.

Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры.

Модуль «Живопись»

Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы).

Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме.

Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета, портрета персонажа (по представлению из выбранной культурной эпохи).

Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка).

Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город».

Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ национальной культуры.

Модуль «Скульптура»

Лепка из пластилина эскиза памятника выбранному герою или участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса (работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране).

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов); показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи.

Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта).

Получить представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе.

Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных народов, со своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи.

Модуль «Архитектура»

Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой.

Познакомиться с конструкцией избы — традиционного деревянного жилого дома — и надворных построек; уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы; понимать и уметь объяснять тесную связь декора (украшений) избы с функциональным значением тех же деталей: единство красоты и пользы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища — юрты.

Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма; знать примеры наиболее значительных древнерусских соборов и где они находятся; иметь представление о красоте и конструктивных особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма, уметь его изобразить; иметь общее, целостное образное представление о древнегреческой культуре.

Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь изображать их.

Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для современных людей сохранения архитектурных памятников и исторического образа своей и мировой культуры.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской отечественной культуры (произведения В. М. Васнецова, А. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина и других по выбору учителя).

Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи).

Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде, храм Покрова на Нерли.

Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве.

Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и уметь объяснять их особое значение в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане; «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке; Пискарёвский мемориал в Санкт-Петербурге и другие по выбору учителя); знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников.

Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока; уметь обсуждать эти произведения.

Узнавать, различать общий вид и представлять основные компоненты конструкции готических (романских) соборов; знать особенности архитектурного устройства мусульманских мечетей; иметь представление об архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды.

Приводить примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя).

Модуль «Азбука цифровой графики»

Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических изображений и их варьирования в компьютерной программе Paint: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.

Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства.

Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений.

Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты.

Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть).

Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе; изобразить различные фазы движения, двигая части фигуры (при соответствующих технических условиях создать анимацию схематического движения человека).

Освоить анимацию простого повторяющегося движения изображения в виртуальном редакторе GIF-анимации.

Освоить и проводить компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать.

Совершать виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Данную рабочую программу реализует  УМК «Школа России» для 1-4 классов:

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник /под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2022 г.
  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2020.
  3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. Неменский Б. М., Коротеева Е. И. – М.: Просвещение, 2018.

4.        Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2022.

5.        Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018.

Информационные ресурсы:        

  • Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии. Библиотека. (http://smallbay.ru/)
  • «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» История. Коллекции и проч.   (http://www.museum.ru/)
  • «Государственный Русский музей» Санкт-Петербург  История. Выставки. Коллекции. Реставрация. (http://www.rusmuseum.ru/)
  • Интернет-галерея живописи – картины, живопись, репродукции. (http://gallerix.ru/)
  • Лучшие музеи Европы и мира(http://www.kontorakuka.ru)
  • Преподавание МХК и ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/subjects/28)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Классная доска с креплениями для таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Краски  акварельные, краски гуашевые, бумага  А4, бумага цветная, фломастеры, восковые мелки, кисти беличьи  № 5, 10, 20, кисти щетина № 3, 10, 13, ёмкости для воды, стеки (набор), пластилин, клей, ножницы.

Особенности реализации программы

На изучение изобразительного искусства в 4 классе выделяется 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели). Программа составлена в соответствии с учебным планом школы. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Раздел программного материала

Количество часов по авторской программе

Количество часов по адаптированной программе

1

Истоки родного искусства

8

8

2

Древние города нашей земли

7

7

3

Каждый народ – художник

11

11

4

Искусство объединяет народы

8

8

ИТОГО

34 часа

34 часа

        

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата

Раздел 1. Истоки родного искусства (8 часов)  

1/1

Пейзаж родной земли.

Учебник с. 6-13, 14-19

Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж).

Практическая работа: выполнение деревенского пейзажа по представлению.

01.09

2/2

Пейзаж родной земли.

Учебник с. 14-19

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж).

Практическая работа: изображение деревни в природной среде, завершение работы в цвете.

08.09

3/3

Деревня – деревянный мир.

Учебник с. 20 – 33

Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей. Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.

Практическая работа: конструирование из бумаги избы.

15.09

4/4

Деревня -  деревянный мир.

Учебник с. 20-33

Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей).

Практическая работа: создание образа традиционной деревни.

22.09

5/5

Красота человека.

Учебник с. 34 – 39

Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.)

Практическая работа: изображение русских женских образов, красоты, мягкости, силы, нежности, русских женщин.

29.09

6/6

Красота человека.

Учебник с. 34 – 39

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека-труженика в произведениях  художников (А. Венецианов), И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Практическая работа: изображение мужских образов (пахаря, богатыря, их силы и мужества).

06.10

7/7

Народные праздники.

Учебник с. 40 – 41

Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ).

Практическая работа: выполнение предварительного рисунка для панно «Ярмарка в русском городе» (коллективная работа).

13.10

8/8

Народные праздники (обобщение темы).

Учебник с. 42 –43

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника.

Практическая работа: создание панно на тему народного праздника «Ярмарка в русском городе».

20.10

Раздел 2. Древние города нашей земли (7 часов)

9/1

Родной угол.

Учебник с. 46 – 55

Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.). Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы.

Практическая работа: создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания: изобразительный образ города-крепости).

27.10

10/2

Древние соборы.

Учебник с. 54 – 55

Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города. Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма. Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу. Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу.

Практическая работа: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города).(Вариант задания: изображение древнерусского храма).

10.11

11/3

Города Русской земли.

Учебник с. 56 – 59

Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли "в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.

Практическая работа: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).

17.11

12/4

Древнерусские воины-защитники.

Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов. Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу.

Практическая работа: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

24.11

13/5

Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Учебник с. 60 – 70

Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Рассказывать о храмах-памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки.

Практическая работа: живописное или графическое изображение древнерусского города.

01.12

14/6

Узорочье теремов.

Учебник с. 71 – 73

Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Использовать материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Практическая работа: изображение интерьера теремных палат.

08.12

15/7

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Учебник с. 74 –77

Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.

Практическая работа: создание панно «Пир в теремных палатах» (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация).

15.12

Раздел 3. Каждый народ - художник (11 часов)

16/1

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Учебник с. 80 – 91

Рассказывать о художественной культуре Японии, как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.

Практическая работа: изображение природы через характерные детали.

22.12

17/2

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Учебник с. 80 –91

Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры.

Практическая работа: изображение японок в кимоно. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу-объёме бумажной куклы в кимоно).

12.01

18/3

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Учебник с. 80-91

Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др. Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Практическая работа: создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры».

19.01

19/4

Народы гор и степей.

Учебник с. 92 – 101

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.

Практическая работа: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

26.01

20/5

Народы гор и степей.

Учебник с. 92 – 101

Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.

Практическая работа: завершение работы.

02.02

21/6

Города в пустыне.

Учебник с. 103-109

Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей.

Практическая работа: создание образа древнего среднеазиатского города.

09.02

22/7

Древняя Эллада.

Учебник с.110 – 125

Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полу-объёмные или плоские аппликации для панно или объёмное моделирование из бумаги: изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти.

Практическая работа: изображение греческих храмов (полу-объемные или плоские аппликации) для панно.

16.02

23/8

Древняя Эллада.

Учебник с. 110-125

Рассказывать о повседневной жизни. Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти.

Практическая работа: изображение олимпийских фигур; создание коллективного панно «Древнегреческий праздник».

23.02

24/9

Европейские города средневековья.

Учебник с. 126-135

Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление. Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.

Практическая работа: подготовительный этап: изучение архитектуры, одежды человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья.

02.03

25/10

Европейские города средневековья.

Учебник с.126-125

Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.

Практическая работа: панно «Площадь средневекового города».

09.03

26/11

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Понимать разности творческой работы в разных культурах.

Практическая работа: участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».

16.03

Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 часов)

27/1

Материнство.

Учебник с.139 –143

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.

Практическая работа: изображение матери и дитя (по представлению).

30.03

28/2

Материнство.

Учебник с.139-143

Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.

Практическая работа: изображение матери и дитя, завершение работы.

06.04

29/3

Мудрость старости.

Учебник с.144 – 147

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Практическая работа: изображение любимого пожилого человека.

13.04

30/4

Сопереживание.

Учебник с.148 – 151

Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве. Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Практическая работа: создание рисунка с драматическим сюжетом.

20.04

31/5

Герои-защитники.

Учебник с.152 – 153

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою. Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Практическая работа: лепка эскиза памятника герою.

27.04

32/6

Юность и надежды.

Учебник с.154 – 155

Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.

Практическая работа: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях и открытиях.

04.05

33/7

Искусство народов мира (обобщение темы).

Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

11.05

34/8

Искусство народов мира (обобщение темы).

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки.

18.05

Критерии оценивания

Текущий контроль:

Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):

Адекватность действий:

Оценка «5» – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом;

Оценка «4» – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать;

Оценка «3» – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания;

Оценка «2» – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.

Правильность действий:

Оценка «5» – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь;

Оценка «4» – выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь;

Оценка «3» – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь;

Оценка «2» – задание не выполняет, помощь не принимает.

Вербальное оформление ответов:

Оценка «5» – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами;

Оценка «4» – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание;

Оценка «3» – неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника;

Оценка «2» – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.

Качество выполнения работы:

Оценка «5»– работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования, соответствующие общему замыслу;

Оценка «4» – работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческих эстетических преобразований;

Оценка «3» – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами;

Оценка «2» – работа не выполнена.

Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:

18-20 баллов – «отлично»;

13-17 баллов – «хорошо»;

10-12 баллов - «удовлетворительно»;

8-9 баллов – «неудовлетворительно».

Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.

Тест

Оценка «5» –  верно выполнено все задания.

Оценка «4» – верно выполнено более 60% заданий.

Оценка «3» – верно выполнено от 30% до 60% заданий.

Оценка «2» – верно выполнено менее 30% заданий.

Контрольно-измерительные материалы по изобразительному искусству

Иметь  понятие  о некоторых  видах 

изобразительного искусства:

 

 живопись (натюрморт,  пейзаж, картины 

о 

жизни 

людей)

;

 

 графика 

(иллюстрация)

;

 

 

  знать

о  

живописных  произведениях 

с  

использованием

уже   

изученных понятий.

 

2.

Эмоционально воспринимать 

и оценивать  

произведения

искусства

:

 

 чувствовать 

и  уметь  

описать, 

в  чём  

состоит образный 

характер

 

различных произведений;

 

 

уметь     

рассказывать  

о    том,    

какие   изобразительные 

средства

используются 

в 

различных картинах 

и 

как 

они  

влияют 

на  

настро

 

ние,  

переданное 

в 

картине.

 

3.

Различать

и знать,  в чём 

особенности различных 

видов 

изобразительной  

деятельности. 

Развитие умений:

 

4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  

изобраз

ительного  искусства:

 

 знать семь цветов радуги,знать русских художников.

 

  народные  промыслы  (филимоновские 

и   

дымковские  игрушки,

Иметь  понятие  о некоторых  видах 

изобразительного искусства:

 

 живопись (натюрморт,  пейзаж, картины 

о 

жизни 

людей)

;

 

 графика 

(иллюстрация)

;

 

 

  знать

о  

живописных  произведениях 

с  

использованием

уже   

изученных понятий.

 

2.

Эмоционально воспринимать 

и оценивать  

произведения

искусства

:

 

 чувствовать 

и  уметь  

описать, 

в  чём  

состоит образный 

характер

 

различных произведений;

 

 

уметь     

рассказывать  

о    том,    

какие   изобразительные 

средства

используются 

в 

различных картинах 

и 

как 

они  

влияют 

на  

настро

 

ние,  

переданное 

в 

картине.

 

3.

Различать

и знать,  в чём 

особенности различных 

видов 

изобразительной  

деятельности. 

Развитие умений:

 

4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  

изобраз

ительного  искусства:

 

 знать семь цветов радуги,знать русских художников.

 

  народные  промыслы  (филимоновские 

и   

дымковские  игрушки,

Тест №1

1. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских   мастеров:
А - красный и золотой        Б - желтый и черный
В - белый и синий               Г - оттенки зеленого

2. Какой жанр является изображением картин природы:

А - пейзаж                           Б -  портрет

В - натюрморт                     Г - бытовой

3. Назови 3 основных  цвета в живописи:
А - красный, желтый, синий                

Б - черный, белый, серый
В - оранжевый, фиолетовый, зеленый  

Г - красный, желтый, зеленый

4. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:

А - штрих                          Б - горизонт

В - тень                              Г - граница

5. Какой цвет является тёплым:

А - серый                          Б - фиолетовый

В - синий                          Г - жёлтый

6. Какой жанр является изображением человека:

А - пейзаж                        Б - портрет

В - натюрморт                 Г – бытовой

7. Соедини линией вид картины с её описанием:

пейзаж                                лица людей

портрет                               несколько разнообразных  предметов

натюрморт                         природа

историческая картина      ежедневная жизнь людей

бытовая картина               прошлая жизнь людей

Тест №2

1. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских   мастеров:
А - оттенки зеленого           Б - желтый и черный
В - белый и синий                Г - красный и золотой  

2. Какой жанр является изображением картин природы:

А - пейзаж                            Б - натюрморт

В - портрет                           Г - бытовой

3. Назови 3 основных  цвета в живописи:
А - красный, желтый, синий                

Б - черный, белый, серый
В - оранжевый, фиолетовый, зеленый  

Г - красный, желтый, зеленый

4. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:

А - штрих                           Б - горизонт

В - тень                               Г - граница

5. Какой цвет является тёплым:

А - серый                           Б - жёлтый

В - синий                           Г - фиолетовый

6. Какой жанр является изображением человека:

А - пейзаж                        Б - портрет

В - натюрморт                  Г - бытовой

7. Соедини линией вид картины с её описанием:

пейзаж                                лица людей

портрет                              несколько разнообразных  предметов

натюрморт                         природа

историческая картина      ежедневная жизнь людей

бытовая картина                прошлая жизнь людей

1 вариант

в

а

а

б

г

б

1 - 3, 2 - 1, 3 – 2, 4 – 5, 5 - 4

2 вариант

в

а

а

б

б

б

1 - 3, 2- 1, 3 – 2, 4 – 5, 5 -4

Тест №3

1. Какие краски, цвета называют тёплыми, а какие – холодными? (Укажи стрелками)

тёплые                холодные

красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный

2. Какие жанры живописи ты знаешь? (Напиши 2-3названия)

_____________________________________________________________________________________

3. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:

Натюрморт – это…

а) изображение какой-либо местности, картин природы;

б) изображение человека или группы людей;

в) изображение предметов обихода, цветов, плодов

4. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:

Очертание предмета, подобное его тени – это…

а) композиция;

б) силуэт;

в) штрих

5.Расставь цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования шара:

hello_html_m2bc674e1.pnghello_html_52154c7f.pnghello_html_1c8031cd.pnghello_html_m355554d5.png

6. Назовите 1-2 знаменитых художников-портретистов

________________________________________________________________________

7. Соедини карточки с элементами народного искусства и их названия:

Павловопосадские платки Богородские игрушки Жостовские подносы Резьба по дереву

hello_html_m5cae1030.jpghello_html_4f192228.jpghello_html_m4b10b55.jpghello_html_m6c254c45.jpg

Контрольный тест по ИЗО за год для учащихся 4 классов.

1.Что такое пейзаж?

а) изображение животных б) изображение природы

в) изображение человека г) изображение цветов

2. Какие бывают пейзажи?

а) морские б) деревенские

в) лесные г) музыкальные

3.Из чего строили дома в старину?

а) из глины б) соломы

в) из дерева г) из кирпича

4.Что стояло на самом видном месте в деревне?

а) изба б) амбар

в) церковь г) баня

5. От какого слова произошло слово «город»?

а) огород б) городить

в) отгораживаться г) горожане

6.Где строились древние города?

а) на высоких холмах б) в глухом лесу

в) в широком поле г) на островах.

7.Какая страна называется Страной восходящего солнца?

а) Китай б) Индия;

в) Россия г) Япония.

8.Как называется японский храм?

а) собор б) церковь;

в) пагода г) минарет.

9.Отметь названия жилищ народов Севера.

а) иглу б) хата в) яранга

г) дом д) чум е)изба

10.Отметь черты присущие готическому собору:

а) высота б) полумрак

в) витражи г) арки

11. Какая великая тема объединяет художников всех времен и народов?

а) материнство б) отцовство в) природа.

12.Когда к человеку приходит мудрость души?

а) в детстве б) в юношестве в) в старости

13.В чём заключена самая высокая цель искусства?

а) помочь людям понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания

б) передать красоту природы во всём её многообразии

в) показать историю разных народов

14. Какие цвета преобладают в картинах, на которых изображены праздники?

а) холодные б) красочные

Ключи к ответам.

1. б) изображение природы

2. а) морские

3. в) из дерева

4. в) церковь

5. б) городить

6. а) на высоких холмах

7. г) Япония.

8. в) пагода

9. а) иглу ; в) яранга; д) чум

10. в) витражи

11. а) материнство

12. в) в старости

13. в) показать историю разных народов

14. б) красочные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК Школа России 2016-17 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК Школа России 2016-17 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс (УМК "Школа России, 2021/2022 учебный год)

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России, 2021/2022 учебный год)

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы....