Конспект открытого урока по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Приемы гжельской росписи» (3 КЛАСС)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Симкина Татьяна Алексеевна

Конспект открытого урока по  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Приемы гжельской росписи» (3 КЛАСС) Цели:

- Продолжить знакомство учащихся с  традиционным народным художественным промыслом – гжель, с его основными принципами.

- Ознакомить с техникой выполнения: особенностями в гжельском мазке, особенностями изображения гжельского орнамента.

- Научить применять технику выполнения  гжели.

- Развивать  умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.

- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.

- Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Южи Ивановской области

Конспект открытого урока по

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Приемы гжельской росписи»

(3 КЛАСС)  

Выполнила Симкина Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов.

МБОУСОШ №1 г. Южа Ивановской области

                                                      г. Южа 2021

Цели:

- Продолжить знакомство учащихся с  традиционным народным художественным промыслом – гжель, с его основными принципами.

- Ознакомить с техникой выполнения: особенностями в гжельском мазке, особенностями изображения гжельского орнамента.

- Научить применять технику выполнения  гжели.

- Развивать  умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.

- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.

- Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с музыкой.

Планируемые результаты:

личностные:

      - понимание социальной роли обучающегося;

      - стремление воспринимать новую информацию;

  метапредметные:

      - умение понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

      - умение вступать в речевое общение;

предметные:

     - развитие творческих способностей обучающихся;

    - знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами и техникой выполнения.

Оборудование: ПК (вкл. презентацию –«Русская керамика. Гжельская майолика»), образцы технологии работы, кисти, стаканчики с водой, гуашь, палитры, образцы рисунков «Гжель», трафареты.

Оформление доски: образцы технологии работы, образцы рисунков «Гжель».

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку.

В) Повторение пройденного:

3 слайд. 

–Здравствуйте, ребята, у нас сейчас будет урок изобразительное искусство.

- Давайте проверим все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала королева-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком, который утешает королеву, если она сильно вымокнет в воде.

4 слайд.

- Давайте вспомним, о каком народном промысле мы уже говорили на уроках? (Хохломская роспись , Городецкая роспись)

-Какие цвета здесь применяют?

-Отлично, молодцы ребята.

         2.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе.

2.1. Постановка проблемы

Сейчас Залетова Валерия нам расскажет одно стихотворение и из этого стихотворения мы узнаем тему нашего урока.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка.

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

Тема нашего урока какая ? «Приемы гжельской росписи». Давайте я и Толкачев Аким вам немного расскажем историю, а вы внимательно послушаете.

3. Работа над темой урока

5 слайд

- С давних времен недалеко от Москвы среди высоких хвойных лесов, заболоченных лугов и перелесков, расположилось несколько небольших деревушек. (Толкачев Аким) - Каждая из них имела свое название, но вместе они обычно именовались Гжелью, а иногда Огжелью или Акжелью. Происходящее название промысла «Гжель» до сих пор вызывает немало толкований, но наиболее правдоподобным кажется созвучие этого слова с глаголом «жечь», то есть обжигать глину, делать керамику. Гжельские умельцы испокон веков жгли глиняные горшки, игрушки, поэтому и название промысла отражает основной вид деятельности людей. Свои секреты гжельские гончары передавали от дедушек к внукам.

-Эти изделия они по особому расписывали.

-А знаете ли вы какие цвета используются? (белый, синий)

6 слайд

- Верно, но Гжель не всегда была сине-белой. Сначала изделия Гжели были многоцветны. Примерно 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлось это майоликой. Каких только форм и росписей не было в гжельском промысле. Были жёлтые, зелёные и голубые тона. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету.

7 слайд

- А сейчас  вам Гурылева Александра расскажет интересную «Легенду о происхождение Гжели»

Гурылева  Александра:

- В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.

Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал.

Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. 

Так появилась гжель.

8 слайд. Учитель:

-После этого стали использовать синие, белые, краски.

-Ребята, а хотите попасть в мастерскую Гжельских мастеров?

Тогда закроем глазки. И так раз, два, три откройте глазки. Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастером.

- В чем же секрет сказочной гжельской посуды? Как же ее делают?

9 слайд.

Сегодня на нашем уроке вы узнаете и научитесь:

 Из какого материала создаются изделия,
Какие основные цвета в росписи,
И какие бывают виды орнаментов в Гжели.
Так же научитесь изображать элементы росписи .

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. Посмотрим сначала  на интерактивную доску, а затем посмотрите у меня в руках  и на выставочном столе находятся изделия, настоящие изделия . (Доску Выключаем)

Из какого материала создаются изделия?( глины).

Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.  Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами.

- Какие основные цвета в росписи? (белый и синий). 

-А почему именно эти цвета?

-Так великие мастера, а вы знаете, что такое орнамент? Орнамент- это узор, который повторяется и чередуется.-Молодцы.

-А как вы думаете какой орнамент используют  художники? (геометрический, растительный и сюжетный.) Если не знаете, то как раз

-Цель нашего урока – познакомиться с видами орнаментов Гжельской росписи.

-Ребята запоминайте сейчас какие бывают орнаменты.

-Бывает: растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза, вот так она выглядит, посмотрите на  доску (картинка гжельской розы), но она в исполнении очень сложная.

-А еще есть геометрический орнамент. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»). 

-Кстати бывают и сюжетные орнаменты. У вас на столе лежат картинки такого орнамента, рассмотрите и давайте найдем какие элементы вы там видите, какие орнаменты? Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.

Физминутка

 -Встанем отдохнуть. Послушайте:

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),
Прилетели к нам из Гжели 
(опустить руки).
На ветвях они присели 
(присели),
Вдруг вспорхнули, улетели 
(встать и улететь).

4. Подготовка к росписи.

-Сейчас, мы попробуем их изобразить основные элементы гжельской росписи. И. На столе у вас лежит листочек, на нем вы попробуете выполнить вместе со мной, только я буду выполнять на большом листочке, чтобы вам всем было хорошо видно.

-Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи  и линии. (на доске примеры) 
Давайте попробуем их изобразить. -Линии и штрихи –они должны быть тоненькими, рисуем кончиком кисти сразу синей гуашью. ТРИ ЛИНИИ рисуем до середины листа, с лево на право. Штрихи рисуем сбоку сверху вниз.
(
За учителем дети рисуют.)

Получилось? –Хорошо. Приступаем к следующим орнаментам:

-Бордюры - простейшие орнаменты.
Пробуем. Можно смешать белую и синюю краски, получим новые оттенки. Чтобы дужки получились красивые и аккуратные, мы также рисуем кончиком кисти, не давим на нее. (
Повторяют за учителем.)

Получилось? –Отлично. А теперь

-Капельки, и составные из них узоры. Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Делаем капельки - примакиванием кисти. Примакнули и отпустили.

(Каждый элемент представлен на доске, рассказывая про него, я одновременно рисую на листе, который прикреплен к доске. Вместе со мной рисуют ученики).

5. Практическая работа.

 А теперь за работу. В сопровождении с музыкой связанной с «Гжелью».  Работаем мы в группе. Напомню вам правила работы в группе: Слушай друга, не перебивая, говори спокойно и ясно, говори только по делу, говори по очереди, реагируй жестами и знаками, убедись, что в разговоре участвует каждый, обращайся к другу по имени.

Итак. На столе лежит у каждой группы конвертик, в нем задание. Капитан группы достает задание и показывает своей группе. Вот ребят у вас у каждой группы разные сервизные наборы, но только они непривлекательные и вы их сейчас украсите таким орнаментом ,которым написано в задании , ваш сервиз в группе должен быть максимально похожим друг на друга.

У первой группы какой сервиз? И какими элементами будете украшать сервиз?

1 группа – обрамляют Кофейный сервиз геометрическим стилем: сеточкой или бордюрами.

2 группа- чайный сервиз. Украшают точечками, капельками и мазками.

3 группа- Столовый сервиз, украшают линиями, штрихами, точками, бордюрами.

Приступаем к работе, выполняем тонкой кистью, этап за этапом.

Во время практической работы учитель делает обходы:

- контролирует организацию рабочего места;

- контролирует правильность выполнения задания;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Теперь ребят, чья группа закончила, у вас на столах лежат Ватманы, на нах приклеиваем свои сервизы, и по очереди от каждой группы капитан  продемонстрирует результат всей группы и немного расскажет какое у вас было задание и как ваша группа справилась с заданием. –Прошу от первой группы выйти капитану и  показать и рассказать , что получилось.

-Молодцы ребята справились с заданием. Спасибо, присаживайтесь,

-Теперь  второй капитан от  группы нам скажет какое у вас было задание и как вы справились.

Спасибо, присаживайтесь.

-И третья группа пожалуйста покажите нам свою работу. Присаживайтесь.

(По окончанию работы ребят, на ватман каждая группа приклеивает свой сервиз и по очереди каждая группа выходит и демонстрирует свои работы. И учитель сразу оценивает результат работы.)

6. Рефлексия

7. Итог урока.

-Итак, подведем итог нашей работы.

- Что нового узнали? Чему научились?

-Продолжи фразу : сегодня на уроке я узнал….

- Как работал ты?

- Какие чувства вызывают у тебя работы твоих одноклассников?

У вас рядом лежат три прямоугольника : Синий, белый и черный.

-Если вы довольны своей работой покажите мне синий кружочек.

-Если у вас что-то не получилось в вашей работе, но вы поработали хорошо, покажите белый кружок.

-Если совсем не получилось, покажите черный кружок.

Хорошо, вы ребята сегодня, как настоящие мастера, отлично потрудились, но урок подошел к концу. Спасибо всем за работу урок закончен!

Литература и интернет ресурсы.

1.Маленькие чудеса : сб. очерков о русском народном искусстве / сост. Н. 2.Тарановская ; рис. А. Аземши. - Л. : Детская литература, 1981

3.Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г.

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/urok-izo-v-3-klasse-tema-gzhelskaya-maiolika

5.Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное  искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. 5.Неменского. Москва, «Просвещение», 2015 г.

6.Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. 7.Декоративно -прикладное  искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. Неменского.

8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/golubaya-gzhel

9 . http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-isksstva-po-teme-gzhelskaya-mayolika

10. https://www.google.com/search?q=гжельская+роспись+цветочки+капельки&tbm=isch&ved=2ahUKEwim6t-p_e_zAhUaBhAIHZKeCqsQ2-cCegQIABAA&oq=гжельская+роспись+цветочки+капельки&gs_lcp=CgNpbWcQDFDVCFifQWDeSGgAcAB4AIAB2QGIAd0IkgEFMy42LjGYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=DBl8Yaa0IpqMwPAPkr2q2Ao&bih=627&biw=1366&client=opera&hs=FdC#imgrc=rpORE7PA2pJX0M

11. https://multiurok.ru/files/legendy-i-stikhi-pro-gzhel.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О ткрытый урок ИЗО в 3-м классе. Тема : "Приемы гжельской росписи " Выполнила Симкина Татьяна Алексеевна Учитель начальных классов. МБОУСОШ №1 г. Южа Ивановской области г. Южа 2021 М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Южи Ивановской области

Слайд 2

"Приемы гжельской росписи " "

Слайд 4

Хохломская роспись Городецкая роспись

Слайд 5

С давних времен недалеко от Москвы вдоль пролегавшего когда-то Большого Касимовского тракта, тянувшегося среди высоких хвойных лесов, заболоченных лугов и перелесков, расположилось несколько небольших деревушек. Каждая из них имела свое название, но вместе они обычно именовались Гжелью, а иногда Огжелью или Акжелью .

Слайд 6

Гжель не всегда была сине-белой. Сначала изделия Гжели были многоцветны. Примерно 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлось это майоликой . Каких только форм и росписей не было в гжельском промысле. Были жёлтые, зелёные и голубые тона. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету. «Гжельская майолика»

Слайд 9

Сегодня на нашем уроке вы узнаете и научитесь: Из какого материала создаются изделия, Какие основные цвета в росписи, И какие бывают виды орнаментов в Гжели. Так же научитесь изображать элементы росписи Цели:

Слайд 16

1.Маленькие чудеса : сб. очерков о русском народном искусстве / сост. Н. 2.Тарановская ; рис. А. Аземши . - Л. : Детская литература, 1981 3.Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г. 4.http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola / izo /urok-izo-v-3-klasse-tema-gzhelskaya-maiolika 5.Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. 5.Неменского. Москва, «Просвещение», 2015 г. 6.Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. 7.Декоративно -прикладное искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. Неменского . 8.http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola / izo / golubaya-gzhel 9.http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola / izo /konspekt-uroka-izobrazitelnogo-isksstva-po-teme-gzhelskaya-mayolika 10. https://www.google.com/search?q=гжельская+роспись+цветочки+капельки&tbm=isch&ved=2ahUKEwim6t-p_e_zAhUaBhAIHZKeCqsQ2-cCegQIABAA&oq=гжельская+роспись+цветочки+капельки&gs_lcp=CgNpbWcQDFDVCFifQWDeSGgAcAB4AIAB2QGIAd0IkgEFMy42LjGYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=DBl8Yaa0IpqMwPAPkr2q2Ao&bih=627&biw=1366&client=opera&hs=FdC#imgrc=rpORE7PA2pJX0M Литература и интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 1,2,3 классах по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Конспект урока русского языка в классе -комплекте. Работа в таких комплектах вызывает определённые трудности....

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

КОНСПЕКТ открытого урока изобразительного искусства. Тема "ДРЕВНИЕ СОБОРЫ".

Конспект урока изобразительного искусство по программе Б.М. Неменского в 4 классе. В конспекте рассматриваются древние соборы на примерах архитектурных сооружений города Смоленска....

Конспект открытого урока изобразительного искусства во 2 классе по теме «Новогодняя ёлка»

Цель: формировать у учащихся навыки  рисования на заданную тему.Задачи:повторение и закрепление названий цветов и их оттенков;обогащение, уточнение словарного запаса  учащихся;коррекция и ра...

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: "Насекомые" 1 класс, ПНШ.

Цель: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о насекомых. Планируемые результаты:Личностные:- учебно-познавательный интерес к новому учебному ...

Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...

Конспект открытый урок по предмету «Математика» во 2 «А» классе на тему: «Повторение письменных приемов сложения и вычитания».

Тема урока: "Повторение письменных приемов сложения и вычитания."Цели урока: образовательные:закрепление умений писать и находить значение суммы и разности в столбик (без перехода через деся...