Технологическая карта урока изобразительного искусства «Памятники архитектуры» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Цель урока: создание условий для формирования представлений о Памятниках архитектуры, выполнение деревенской избы из бумаги.

Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомить обучающихся с понятием «Памятники архитектуры».
2. Дать представление обучающимся о влиянии архитектуры на облик, лицо города.
3. Показать, что старинная архитектура - это памятник, который охраняется.
2.   Сконструировать избу из бумаги в технике симметричное вырезание.
Развивающие: 
1. Развивать образное мышление, индивидуальные творческие способности посредством создания избы.
2. Способствовать развитию мелкой моторики при помощи техники бумагопластика.
3. Развивать способность к эстетической оценке произведений искусств посредством анализа изб.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к художественным произведениям искусств посредством работы с иллюстрациями;
2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающим и миру.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 27.10.2022

Школа: №95

Класс:

Урок: 4

Время: 10:35-11:15  Кабинет: 114

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 43

Учитель: Давыдова Арина Владимировна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Памятники архитектуры» Изделие: Изба

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: создание условий для формирования представлений о Памятниках архитектуры, выполнение деревенской избы из бумаги.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «Памятники архитектуры».

2. Дать представление обучающимся о влиянии архитектуры на облик, лицо города.

3. Показать, что старинная архитектура - это памятник, который охраняется.
2.   Сконструировать избу из бумаги в технике симметричное вырезание.

Предметные:
1. Познакомятся с памятниками архитектуры.
2.
 Научатся создавать в виде аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм,
наполняющих сельское пространство.

Развивающие:

1. Развивать образное мышление, индивидуальные творческие способности посредством создания избы.
2. Способствовать развитию мелкой моторики при помощи техники бумагопластика.
3. Развивать способность к эстетической оценке произведений искусств посредством анализа изб.

Личностные:

1. Стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики

трудовой деятельности.

2. Позитивный опыт участия в творческой деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к художественным произведениям искусств посредством работы с иллюстрациями;
2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающим и миру.

УМК: «Школа России», автор – Неменская Л.А., под. ред. Б.М. Неменского, 3 класс

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности

30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой на урок

1. Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

1. Приветствуют учителя.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа
П:
 актуализация знаний по теме ритм, орнамент

Ф

М: практический
П:
анализ стихотворения

Ф
М:
беседа
П:
подводящий диалог

1. Организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Ребята, посмотрите на слайд, кого вы видите?

-Как называют этих мастеров?

-Что мы можем украшать? Изображать?

-Верно. Ребята, мы на этом уроке продолжим украшать. Скажите, а что нам помогает в украшении? Чем мы украшаем?

-Что такое орнамент?

-Давайте вспомним, что такое ритм?

-Абсолютно верно!

2. С помощью беседы подводит учащихся к самостоятельному определению темы.

-Ребята, сейчас я хочу прочитать вам стихотворение, а вы внимательно послушайте его.

-Торжественно звучит - "Архитектура"!

Звучит изящно и легко.

И в слове этом будто бы его структура,

Как-будто камни сложены звено в звено!

О, древняя Красавица-Архитектура!

Своих творений мастерством

Рассказываешь, как литература,

Загадочную повесть о былом!

- Как вы думаете, о чем строки?

-Отлично! Вы правы!

-Кто-то из вас знает, что такое Памятники архитектуры?

-Хорошо, ребята. Мы чуть позже узнаем с вами определения данного понятия.

-А вы знаете Памятники архитектуры, которые есть в России?

-Верно, ребята!

1. Принимают учебную задачу.

-Мастер Изображения, мастер Украшения.

Ответы детей

-Орнаментом.

-Орнамент – рисунок, основанный на чередование и повторение его элементов.

-Ритм-повторение в определенной последовательности линий, пятен, предметов, объектов.

2. Слушают и анализируют стихотворение.

-Об архитектуре, о том, что не только литература, но и архитектура могут рассказать нам истории определенной местности.

-Здания, которые построили давно, а сейчас они памятники и напоминают нам о разных событиях.

-Красная площадь, Московский кремль, Зимний дворец, Эрмитаж.

УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

УУКД:  находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности.

Презентация

Презентация

Стихотворение

Презентация

3. Постановка учебной задачи

2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: практический

П: определение целей

1. Создаёт условия для определения учащимися темы и цели урока.

-Ребята, предположите, как звучит тема нашего урока?

-Какую цель на урок мы можем поставить, опираясь на слайд (Узнать о…, создать).

-Абсолютно верно! Тема урока: «Памятники архитектуры». Цель урока: узнать о памятниках архитектуры, создать памятник архитектуры.

1. Определяют тему и цель урока.

- «Памятники архитектуры».

-Узнать о Памятниках архитектуры, создать Памятник архитектуры.

УУРД:  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Презентация

4. "Открытие" детьми нового знания

10-12 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: эвристическая беседа 

П: дискуссия

Ф
М:
наглядный
П:
иллюстрации Памятников архитектуры.

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

Ф

М: наглядный
П:
иллюстрации Памятников архитектуры

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

Ф

М: наглядный П: демонстрация этапов работы

1.Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу по открытию нового знания.

-Ребята, давайте узнаем, что такое Памятник архитектуры.

-Памятник архитектуры - постройка, хранящая в себе память об определенном периоде истории и охраняемая государством.

-Давайте вспомним, каких мастеров мы уже знаем с вами?

-Верно!

-А ещё есть мастер, который помогает всем людям, кто строит или создаёт новые вещи. Предположите, как его зовут?

-Мастер Постройки - это АРХИТЕКТОР, который представляет и придумывает каким быть дому.

-Помогать нам сегодня на уроке будут наши верные друзья и помощники Мастера Изображения, Украшения и Постройки.

-Ребята, посмотрите на слайд, это удивительный храм Василия Блаженного- Покровский собор. Как будто он пришел к нам из сказки. Небольшие постройки с куполами будто бы водят хоровод вокруг центральной постройки. Здесь столько красоты- разнообразие форм, ритм, звучание красок и узоров!

-Как вы думаете какой мастер помог в этой сложной форме?
-Верно! А какие мастера сделали храм похожим на диковинный дворец, украшенный куполами?

-Правильно!

-Посмотрите, это Дом Пашкова в Москве напротив Кремля. Это белое здание в прошлом – дворец! Посмотрите, как торжественно возвышается он на холме.

-Что вам особенно нравится в нем?

-Хорошо, мне тоже очень нравится форма Дома Пашкова и как он украшен.

-Ребята, а это Московский государственный университет, который тоже является Памятником Архитектуры. Здание смотрится гордо, величаво, торжественно, как будто царствует над всеми. Как стремительно взметнулся в небо его шпиль!

-Вы согласны со мной?

-Мы можем увидеть Памятники архитектуры даже в маленькой деревне или селе. Это крестьянские избы и деревянные церкви, поставленные на пригорке как подарок родной земле и небу.

-Посмотрите, а Памятники архитектуры нашего с вами города:

1.  театр оперы и балета имени М. И. Глинки.   Сооружение выполнено в классическом стиле с элементами советского конструктивизма.

2.  Краеведческий музей. Эта самая настоящая историко-культурная сокровищница, посмотрите, как отлично постарались архитекторы!

3. Публичная библиотека. Здание симметричное, в классическом стиле. Главный фасад украшен порталом и 8-колонным портиком. Наружные стены из розового шершнёвского гранита. Все лепные работы выполнены по авторским шаблонам.

4. Академический лицей №95. Посмотрите, а это наша школа. Здание совершенно не типовое, в отношении тех школ, к которым мы все привыкли. Я думаю, по таким проектам, просторным красивым, появится не одна школа. Светлые тона, белая мебель, широкие коридоры, современные пространства. 

-Ребята, а сейчас дадим нашим глазам немного отдохнуть, все встаем и внимательно смотрите на меня и повторяйте:
 Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,        

Чуть присела на карниз,        посмотреть на кончик носа.

А с него свалилась вниз.        посмотреть на пол.

2. Учитель проводит анализ зданий.

- Из каких основных частей состоит здание? (картинка на слайде)

-Правильно!

– Как вы думаете, легко или трудно построить здание и почему?

– Приходилось ли вам самим что-нибудь строить? Например, из снега, кубиков, конструктора?

- С помощью чего можно строить на уроке?

-Верно!

- Итак, я вижу, что вы очень много знаете о различных зданиях.

-Скажите, а мы можем сделать свой город или село из какого-нибудь материала?

-Отлично! Поэтому на уроке мы создадим с вами наше собственное село! Ранее мы говорили с вами о том, что даже в селах есть много Памятников архитектуры.

-Посмотрите на слайд, рассмотрим строение избы.

-Изба состоит из крыши, крыша может быть с дымоходом, либо содержать на верхушке различный архитектурный узор. Изба состоит из брёвен. Так же у избы есть окна и дверь.

-Наличники у окон вы можете украсить орнаментом, который видите на слайде, саму избу вы тоже можете украсить орнаментом со слайда.

3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания.

- Сегодня мы почувствуем себя в роли архитектора.

- Сейчас я буду выполнять макет избы в технике бумагопластика. Для этого мне понадобится половинка листа А4 и ножницы.

-Я складываю лист вертикально пополам. Начинаю вырезать чуть ниже верхней линии, сначала вырезаю крышу, для нее я сделаю узор, посмотрите внимательно, затем я веду крышу вниз, придавая форму треугольника, далее перехожу к брёвнам, моя изба состоит из 4 бревен, вырезаю 4 полукруга, затем делаю фундамент избы, вырезаю прямую линию.

-Но для начала давайте вспомним правила работы с ножницами.

-Отлично!

-Но перед началом работы немного разомнемся, а то я вижу, что вы немного засиделись.

-Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

 Ветерок все тише, тише,

Деревце всё выше, выше.

-Молодцы! Продолжаем работу.

1.Отвечают на вопросы, поддерживают диалог с учителем, в процессе изучая новый материал.

-Мастер Изображения и Мастер Украшения.

Предположения детей.

-Мастер Постройки.

-Мастер Изображения и Мастер Украшения.

-Как украшен Дом, его форма.

-Да!

Выполняют упражнения.

2.Обучающиеся структурируют этапы выполнения задания, запоминают необходимые действия.

-Фундамент, стены, окна, двери, крыша.

-Легко, потому что архитекторы- профессионалы; трудно, потому что архитектор должен все четко продумать и не допустить ошибку.

-Да/Нет.

-Краски, карандаши, цветная бумага.

-Да!

3. Принимают учебную задачу.

4. Принимают учебную задачу.

Ножницы:

1.Использовать ножницы строго по назначению.

2. Не оставлять ножницы раскрытыми.

3. Работать ножницами только на своем рабочем месте.

4.Передавать ножницы кому-либо кольцами вперед.

Выполняют упражнения.

УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем.

УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

УУПД: Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения.

УУПД: Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.

УУПД: Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных

жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных

художников детской книги, развивая фантазию и внимание к

архитектурным постройкам.

УУПД: Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.

Презентация

Презентация

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

5.Первичное закрепление

0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа

П: выявление критериев работы

1. Учитель предлагает обучающимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания

-Какова же ваша задача на уроке?

-Сейчас вы будете самостоятельно выполнять творческую работу. Ваша задача - выполнить макет избы из белой бумаги формата А5 (половинка от А4). Предлагаю закрыть глаза и подумать, какой будет ваша изба - где будут располагаться окна, сколько брёвен в основе у вас будет, какие узоры будут присутствовать в вашем изделии.

-Итак, ваша задача вырезать избу, затем раскрасить ее карандашами и украсить орнаментом. Время на вырезание избы 7 минут. Время на то чтобы раскрасить избу 10 минут. Приступайте к работе. Желаю вам успехов!

- Ознакомьтесь с критериями оценки качества выполнения задания:

1. Аккуратность.

2. Проявление творчества.

3. Самостоятельность.

1. Обучающиеся формулируют практическое задание и знакомятся с критериями оценки.

-Создать избу.

2. Ознакомление с критериями работы.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25  мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: практический
П:
самостоятельное создание здания по шаблону

1. Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество.

2. Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания

3. Помогает обучающимся по мере необходимости.

4. Включает музыку.

-Вы большие молодцы! У каждого получаются красивые здания!

1. Принимают учебную задачу.

2. Выполняют практическое задание.

УУПД: построение из бумаги пространственного макета города.

УУРД: умение внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

УУРД: умение соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

Презентация

Аудио- сопровождение

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: практический
П: запись домашнего задания в дневник

1. Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

-Ребята, наше занятие подходит к концу.

-Сейчас отложите все на край стола. Какую тему мы сегодня изучали?

-С каким новым Мастером мы сегодня познакомились?

-А какие Мастера помогали нам на протяжении всего урока?

-Ребята, запишите ваше домашнее задание. Вы должны дома внимательно рассмотреть и проанализировать детские работы на странице 51.

1. Закрепляют знания, полученный на уроке.

- «Памятники архитектуры».

- с Мастером Постройки.

-Мастер Постройки, Мастер Изображения, Мастер Украшения.

УУРД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Презентация

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: практический

П: анализ работ

1. Учитель организует выставку всех работ обучающихся.

-А сейчас давайте оценим ваши работы. Первый ряд поставьте свои здания на первую парту, это будет первое село.

2. Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.

-Кто сегодня должен оценивать работы. Выйдите к доске. Опираясь на критерии на слайде выберите самую удачную на ваш взгляд работу. Расскажите, почему вы выбрали именно эту работу.

2. Организует анализ работ 1 ряда.

Критерии:

1. Аккуратность.

2.  Проявление творчества.

3. Самостоятельность.

-Сейчас я приглашаю 2 ряд к доске. Это второе село.

3. Организует анализ работ 2 ряда.

Критерии:

1. Аккуратность.

2. Проявление творчества.

3. Самостоятельность.

-Выходит 3 ряд, это наше 3 село.

4. Организует анализ работ 3 ряда.

5. Организует самоанализ работ отдельных учащихся.

-Те ребята, кто не успел закончить работу обязательно доделают ее дома и принесут на следующий урок.

- Вы отлично постарались, у вас получились прекрасные работы.

-Мне было очень приятно с вами поработать. Спасибо за урок!

1. Оценивают, анализируют работы.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

УУКД: умение демонстрировать и объяснять результаты своего художественного опыта.

Презентация

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древнерусский храм" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о конструкции и символике древнерусского храма; обучение выполнению эскиза храма в технике «симметричное вырезание».Задачи урока...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урокаДидактические:познакомить с особенностями построения ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Картина - натюрморт»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения натюрморта; развитие способностей понимания, ч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Рисование пейзажа" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Рисование пейзажа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения пейзажа; развитие способностей понимания, чувства и во...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм линий» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке.Задачи урокаДидактические:Знать понятие «ритм линий»;Уметь применять полученные знан...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм пятен» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом  пятен как  со средством художественной выразительности, использование этого средства в изображении летящих птиц.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм линий» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление с обучающимися  средство художественной выразительности - ритм; формирование умения  выполнять композицию  «Ритм птиц» в технике аппликация.Задачи ур...