Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Баранова Александра Владимировна

 

Тема урока «Картина - натюрморт»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование практических умений изображения натюрморта; развитие способностей понимания, чувства и восприятия произведения искусства

Задачи урока

Дидактические:

  1. способствовать желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  2. формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации

Развивающие:

  1. способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;
  2. совершенствовать умение работать кистью и красками.

Воспитательные:

  1. воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;
  2. воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 19.04.2022

Школа: МКОУ «Новобуринская СОШ»

Класс: 3

Урок: 5

Время: 11:55-12:35

Кабинет: 11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А. ________________________

Методист: Буторина В.В. ________________________

Тема урока «Картина - натюрморт»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование практических умений изображения натюрморта; развитие способностей понимания, чувства и восприятия произведения искусства

Задачи урока

Дидактические:

  1. способствовать желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  2. формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации

Развивающие:

  1. способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;
  2. совершенствовать умение работать кистью и красками.

Воспитательные:

  1. воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;
  2. воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Приветствуют учителя.

М:личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: побуждающий диалог

Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи вопросов.

-Кто вспомнит, над какой темой мы работаем в этой четверти?

-Кто может сказать, что такое музей?

- Как одним словом называют художественное произведение?

-А где сейчас живут картины?  

-Какие художественные музеи вы знаете в нашей стране?

- С картинами, каких жанров вы познакомились на прошлых уроках?

Показывают знания, полученные на уроке изо:

- «Художник и музей»

- Музей - особое учреждение, в котором занимаются собиранием, хранением,  экспонированием  произведений искусств, памятников археологии, истории и др.

- Картины, живопись

- В художественных музеях

- Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей

- Картина-пейзаж, картина- портрет

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная

Словесный: проблемный вопрос

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока.

-Чтобы узнать, с каким жанром  картин мы сегодня познакомимся, прослушайте стихотворение.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или груши  или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это …

-  Предположите, какую тему мы будем изучать?

- Какие цели мы поставим? 

Отвечают на вопросы:

- натюрморт

- Картина- натюрморт

- Познакомиться с жанром натюрморта    

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Проектор. Слайд «Тема и цель урока»

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация способа действий

Объясняет новый материал:

- Кто знает, что означает слово «натюрморт»?

 

- Итак, что же может быть изображено на натюрмортах?  

- Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве.

- Среди мастеров натюрморта можно назвать имена Петра Петро́вича Кончало́вского «Сирень», Машкова Ильи Ивановича «Ягоды на фоне красного подноса», Алекса́ндра Васи́льевича Купри́на «Натюрморт с синим подносом».                                                                  

- Посмотрите на слайд, что изобразили художники в этих натюрмортах?

А какие эмоции они передают?

В этих натюрмортах художники показали щедрость природы, спелость и сочность фруктов, прелесть цветов.

Анализ композиций

- Посмотрите на доску.

- Эти композиции подготовлены мной

- Показ 2-3 образцов  (иллюстраций)

- Что вы видите? Где стоят все предметы в натюрморте?

-Как стоят предметы по отношению друг к другу? Есть предмет самый большой, а вокруг него - предметы расставлены то ближе. То дальше.

-Обратите внимание, что фрукты загораживают вазу.

Рассматривают образец изделия:

Посмотрите на натюрморт. Какие цвета были использованы?

-Обращаю Ваше внимание, что лист можно выбрать как хотите -  либо вертикально, либо горизонтально. Объясните, почему?

- Правильно, если сосуд высокий и узкий, то лист следует взять вертикально. Расскажите, в каком случае надо лист расположить горизонтально.

Педагогический показ приёмов выполнения задания:

Сейчас я покажу, как нарисовать натюрморт:

1 этап

Отделяем горизонтальную плоскость - плоскость стены от плоскости стола горизонтальной линией. Пишем фон стены и стола. Берем самую большую кисточку.

2 этап

Затем намечаю место, где будет располагаться кувшин. Кладу белила, затем добавляю цвет. Теперь движениями кисти придаю вазе задуманную форму. Более темным оттенком цвета отделяю горлышко и дно кувшина.

3 этап

Начинаю рисовать яблоки на переднем плане, то есть перед кувшином.

Затем рисую цветы приёмом от пятна и сирень

4 этап

Далее, изображаем мелкие детали, такие, как веточки, лепестки на столе и т.д.

Не забываем добавлять тени слегка черным цветом, которые исходят от яблока, лепестков и кувшина. А также блики на кувшине и яблоке белым цветом.

Отвечают на вопросы:

- Натюрморт – это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода

 - цветы, посуда, старинные предметы и тд.

 

- Мы видим край стола. Предметы стоят на столе.

- если сосуд низкий и широкий, то лист следует взять горизонтально

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Наглядное пособие «Картина - натюрморт»

Проектор.

V.Первичное закрепление (1мин.)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная

Словесный метод: диалог

Формулирует вопросы, для закрепления знаний:

-Какова ваша задача?

- Сегодня вы на уроке должны сочинить свою композицию натюрморта.

- Прежде чем нарисовать наш натюрморт, я предлагаю вам, определится, что вы будете рисовать. Не забывайте, что предметы должны быть крупные.

Перед выполнением проведем физкультминутку:

Этот пальчик вымыл ручки,

Этот пальчик сел за стол,

Этот пальчик съел весь супчик,

Этот-выпил весь компот,

А вот этот не поел-

Потому и похудел.

Отвечают на вопросы:

- нарисовать натюрморт

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации

Формы: индивидуальная

Словесный метод: формулировка задачи

Формулирует творческую задачу для учащихся:

Ваша задача изобразить натюрморт.

Работа должна соответствовать критериям оценивания:

1)аккуратность;

2)оригинальность;

3)завершенность.

Желаю вам удачи! Придумайте свой натюрморт.

Включает музыку.

Самостоятельно выполняют задание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

Слайд с критериями.

VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: обобщающий диалог

Формулирует вопросы:

Работа подошла к концу. Пришло время ответить на вопросы.

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-А что же такое натюрморт?

Отвечают на вопросы:

- рисовали натюрморт

- это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) (3-5мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы: парная, фронтальная

Словесный метод:  анализ продуктов работы

Организует проверку работ:

Ребята, посмотрите на критерии оценивания работы.

1)аккуратность;

2)оригинальность;

3)завершенность.

И посмотрите на работу своего соседа по парте. Чья пара желает выйти и оценить работу друг друга?

Учащиеся выходят со своими работами сначала в паре. Затем учитель оценивает работы.

Итак, ребята, все вы молодцы, у всех получились работы: разные, но по-своему необычные и очень интересные.

Всем спасибо за урок!

Проводят взаимопроверку.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство оригами" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  подробно демонстрирует реализацию современных методов работы учащихся в группе на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС...

Технологическая карта урока изобразительное искусство УМК "Перспектива" 3 класс "В Жостовском подносе все цветы России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока «В Жостовском подносе все цветы России» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для...

Технологическая карта урока изобразительного искусства " Золотая рыбка" ( 2 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии рыб; навыков практической деятельности в изображении рыб через форму, окраску и узор.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с разнообр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства УМК "Школа России" 2 класс тема "Характер линий"

Цель урока: создание условий для ознакомления с характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании рисунка «Ветка дерева».Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Домики, которые построила природа"

Цель урока: формирование у обучающихся умения наблюдать за природными объектами с точки зрения художника, представление домиков, которые построила природа.Задачи урока:Дидактические: Учить н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Картина-портрет. Портрет друга".

Цель урока: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урока:Дидактические: Учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера П...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Европейские города Средневековья"

Цель урока: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Задачи урока:Дидактические:Сформировать пре...