Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (тифлографика) 3 класс (вариант 3.1)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Рипп Инна Валентиновна

АРП по тифлографике содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_3.1_izo.docx64.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           Предмет     тифлографика (вариант 3.1)_____________

          Вариант 3.1______________________________________

          Класс    3________________________________________

          Количество часов по программе   34 ч._______________

          Срок реализации программы    2023-2024 учебный год__

          Учитель   Рипп И.В._______________________________

г. Улан-Удэ

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство (Тифлографика)» для 3 класса (вариант 3.1) составлена на основе  нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) (вариант 3.1 для слепых обучающихся)

2. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся  (вариант 3.1) БОУ СКОШИ № 62 III-IV вида;

3. Положение об адаптированной рабочей программе по ФГОС для детей с ОВЗ (вариант 3.1) ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида;

 4.  Программа Неменского Б.М, Неменской Л.А., Горячевой Н.А., Питерских А.С. «Изобразительное искусство» - М.: Просвещение, 2016, учебника « Изобразительное искусство» 3 класс Неменского Б.М, Неменской Л.А., Горячевой Н.А., Питерских А.С.  - М.: Просвещение, 2017

     Адаптированная рабочая программа по предмету «Тифлографика.» для 3 класса разработана на основе специфических методик обучения слепых детей с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы для развития эстетических чувств школьника; совершенствования представления о многообразии окружающего мира; совершенствования полисенсорного восприятия предметов окружающего мира, создание  возможности воспринимать их форму, фактуру, характерные признаки, различать и классифицировать предметы по группам.

       Преподавание предмета «Изобразительное искусство (Тифлографика)» направлено на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей

Цель преподавания предмета ««Изобразительное искусство (Тифлографика)» состоит в формировании у слепых обучающихся художественной культуры, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала.

                      Коррекционные задачи:

  • Развитие осязательного, зрительно-осязательного (у слепых с остаточным зрением) и слухового восприятия.
  • Повышение уровня избирательности восприятия (умения выделять среди многообразия объектов только определенный объект, на который направлено внимание).
  • Формирование навыков осязательного, зрительно-осязательного (для слепых с остаточным зрением) и слухового анализа. 
  • Развитие произвольного внимания.
  • Развитие и коррекция памяти.
  • Формирование, уточнение или коррекция представлений о предметах и процессах окружающей действительности.
  • Расширение и обогащение предметно-пространственных представлений, накопление сенсорного опыта.
  • Преодоление вербализма знаний.
  • Развитие описательной речи. 
  • Обогащение активного и пассивного словаря.
  • Формирование навыков осязательного, зрительно-осязательного (при наличии остаточного зрения) обследования и восприятия: рельефно-графических изображений предметов, контурных изображений и т.п.
  • Формирование специальных приемов обследования объектов доступными способами.
  • Обучение целенаправленному обследованию и наблюдению предметов с помощью сохранных анализаторов.
  • Формирование умения сравнивать предметы между собой.
  • Развитие понимания формы, строения предметов.
  • Формирование умения читать рельефно-графические изображения и соотносить их с натурой.
  • формирование умений и навыков графического изображения с натуры, по представлению, по памяти.
  • Формирование умения пользоваться рельефно-графическими изображениями в различных видах деятельности.
  • Формирование умения выполнять рельефные построения и рисунки, используя специальные приспособления для рельефного черчения, приборы («Draftsman», «Школьник»), работать с трафаретами (шаблонами).
  • Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы: формирование навыка самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения адекватно обстановке выражать свои чувства.
  • Развитие и коррекция мелкой моторики.
  • Формирование умения ориентироваться в микропространстве.
  • Развитие художественных способностей.
  • Воспитание эстетических чувств и эстетического восприятия, любви к прекрасному. 
  • Приобщение к ценностям мировой художественной культуры, воспитание понимания смысла и значимости видов искусства, доступность которых ограничена в связи с отсутствием или глубокими нарушениями зрения.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство. Тифлографика» входит в образовательную область «Искусство». Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся начальной школы высокое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.

На занятиях обучающиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.

Важнейшим принципом преподавания предмета «Изобразительное искусство (Тифлографика)» является приоритет практической творческой работы с художественными материалами. Однако некоторые уроки и учебные задания могут быть даны и на основе цифровых средств (по выбору учителя и в зависимости от технических условий проведения урока, особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слепых обучающихся).

Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Изобразительное искусство (Тифлографика)» обеспечивает преодоление слепыми обучающимися следующих специфических трудностей:

  • низкое качество отражения окружающей действительности, несформированность чувственных образов и предметно-пространственных представлений;
  • замедление темпов формирования наглядных форм мышления и трудности в развитии творческого воображения, приводящие к значительным ограничениям при выполнении предметно-практических действий на основе чувственных образов и конкретных представлений;
  • быстрая утомляемость, слабая концентрации внимания, рассеянность, низкая скорость запоминания, что приводит к невозможности выполнять задания единовременно; 
  • нарушения общей и мелкой моторики, ограничивающие предметно-практическую деятельность, формирующие у слепого обучающегося пассивность, безынициативность;
  • трудности восприятия графической информации и выполнения любых графических работ, ограниченные возможности в создании построений;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение учебной мотивации;
  • вербализм речи, который оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом и препятствует полноценному общению; 
  • недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания, что негативно сказывается на организации делового общения обучающихся друг с другом и с учителем по вопросам, связанным с изучением учебного материала.

Преодоление указанных трудностей необходимо осуществлять на каждом уроке учителю в процессе специально организованной коррекционной работы.

Задачи модуля «Восприятие произведений искусства» рассматриваются шире: и как эстетическое восприятие окружающего мира, природы, ведь искусство учит эстетически, художественно видеть мир вокруг и «внутри себя».

Значительные возможности знакомства с отечественным и мировым искусством предоставляют виртуальные путешествия по художественным музеям, к историко-архитектурным памятникам. Однако это не заменяет реального посещения музеев и памятных мест (во внеурочное время, но в соответствии с изучаемым материалом).

Содержание предмета «Изобразительное искусство (Тифлографика)» структурировано как система тематических модулей и входит в федеральный учебный план Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся (вариант 3.1 ФАОП НОО)

           Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Тифлографика выполняет важную коррекционную и компенсаторную роль, снижает появление вторичных отклонений в развитии. Обучение слепых обучающихся тифлографической деятельности открывает большие возможности для проведения коррекционной работы по преодолению и ослаблению недостатков в развитии процессов мышления, формированию общих представлений об отдельных видах изобразительного искусства (мелкая пластика, скульптура, архитектура), формирование умения создавать простейшие композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, формирование восприятия произведений, доступных тактильно-осязательному и зрительному (при наличии остаточного форменного зрения) восприятию, различных видов изобразительного искусства.

В рабочей программе предусмотрены следующие формы организации деятельности учащихся:

— групповая; парная; индивидуальная;

— проектная, игровая деятельность;

— самостоятельная, совместная деятельность;

— экскурсия.

Все формы проводятся с использованием комментирования деятельности.

Особенностью предмета является целенаправленное внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.

Отбор содержания учебного предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика» обусловлен:

  • особенностями развития слепых обучающихся, уровнем психофизического развития детей, поступающих в школу, уровнем развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения;
  • степенью выраженности зрительного дефекта, состоянием зрительных функций;
  • обедненностью чувственного опыта, требующего развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта;
  • замедленном темпом овладения слепыми различными движениями и более низком уровнем их развития (снижение объема движений, качества выполнения);
  • нарушением координации движений, снижением уровня развития общей и мелкой моторики.

Психолого-педагогическая характеристика  обучающегося

У обучающегося имеет место обедненность чувственного опыта, снижено качество и  количество восприятия, представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, недостаточной обобщенности, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира.       Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.

У школьника в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение формализма и вербализма знаний.

Имеющее место снижение общей и познавательной активности способствует возникновению трудностей в процессе ее осуществления (трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения, стремление к решению практических задач  в вербальном плане, трудности переноса сформированнных умений на новые условия деятельности и др.). Отмечается         замедленный темп овладения слепым обучающимся различными движениями и более низком уровнем их развития (снижение объема движений, качества выполнения); нарушение координации движений, снижение уровня развития общей и мелкой моторики.

Выбор методик и средств обучения, а также, направлений оказания коррекционной помощи зависит от состояния зрительных функций, общей оценки развития, наличия дополнительных соматических проблем, сформированности навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве, обследования и восприятия предметов, развития коммуникативной функции.

Особые образовательные потребности  обучающихся

Требованиях к организации учебного процесса

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования:

•        чередовать тактильную, слуховую нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;

•        иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;

•        проводить физкультминутки;

•        осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.

- необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

- индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

- целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение всех анализаторов;

- руководство тактильным восприятием;

- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

- развитие познавательной деятельности слепых как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

- систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

- использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

- учет темпа учебной работы слепых обучающихся;

- увеличение времени на выполнение практических работ;

- постановка и реализация на общеобразовательных уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слепого;

- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

- целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

- создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

- повышение коммуникативной активности и компетентности;

- совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся;

- обеспечение доступности учебной информации для зрительного и тактильного восприятия слепыми обучающимися;

- рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

- использование приемов, направленных на снятие физического напряжения;

- использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слепых;

- использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;

- необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых  работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Воспитательный потенциал предмета

            Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

              Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

            В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого   мироотношения.

                 Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение  искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

                 Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

          Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

         Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

                  Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни

                      Место учебного предмета в учебном плане

На обучение предмету «Изобразительное искусство (тифлографика)» выделяются часы учебного плана 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ТИФЛОГРАФИКА)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству (тифлографике) на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно- эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу – обязательные требования к определённым заданиям по программе.

               Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, которые, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слепых обучающихся должны отражать:

 - формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

 - формирование любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;

- приобретение новых знаний и умений;

- наличие ориентации на образец поведения «успешного ученика» как примера для подражания;

- формирование умения ориентироваться в пространственной среде;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

 - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

 - формирование установки на охрану сохранных анализаторов;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Специальные личностные результаты:

  • Умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
  • Способность к дифференциации и осмыслению картины мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Пространственные представления и сенсорные способности: 

характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;

находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;

обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;

передавать обобщенный образ реальности при построении плоской композиции;

соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственных и плоскостных объектах;

выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

 проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;

проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;

использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать электронные образовательные ресурсы; работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;

анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно подготавливать информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в Интернете.

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;

признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Специальные метапредметные результаты:

  • использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
  • применять осязательный и слуховой способы восприятия материала;
  • читать и писать с использованием рельефно-точечной системы Л. Брайля;
  • применять современные средства коммуникации и тифлотехнические средства;
  • осуществлять пространственную и социально-бытовую ориентировку;
  • применять приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • вести самостоятельный поиск информации;
  • преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
  • принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной коммуникации;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Модуль «Графика»

Приобрести представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художников-иллюстраторов.

Владеть доступным опытом создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте.

Знать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе художника над шрифтовой композицией.

Уметь создавать (на доступном уровне, с ассистивной помощью) практическую творческую работу — поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение.

Знать о работе художников над плакатами и афишами. Уметь выполнять (на доступном уровне, с ассистивной помощью) творческую композицию — эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму.

Уметь узнавать (на осязательной, зрительно-осязательной основе, по описанию) основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица.

Приобрести доступный опыт рисования портрета (лица) человека.

Уметь создавать (доступными способами) маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля).

Модуль «Живопись»

Владеть доступными приёмами создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению натуры или по представлению.

Уметь изучать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников.

Приобрести доступный опыт создания творческой живописной работы — натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета».

Уметь изображать (доступными способами, на доступном уовне) портрет человека (или его элементы, доступные для воспроизведения) с опорой на натуру или по представлению.

Уметь создавать (доступными способами, на доступном уровне) пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.

Приобрести представление о деятельности художника в театре.

Уметь создавать (доступными способами) эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.

Знать содержание работы художников по оформлению праздников.

Уметь выполнять (доступными способами) тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению.

Модуль «Скульптура»

Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя).

Уметь создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа».

Знать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).

Приобрести опыт лепки эскиза парковой скульптуры.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Знать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы Гжель и Хохлома.

Знать приёмы исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; владеть простыми кистевыми приёмами, свойственные этим промыслам; уметь выполнять эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла).

Знать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи тканей, стен и др.; уметь рассуждать с опорой на осязательный и зрительно-осязательный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте.

Владеть навыками создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов.

Владеть опытом создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка) (или другого доступного эскиза).

Модуль «Архитектура»

Уметь выполнять (доступными способами) зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города.

Уметь создавать (доступным способом) эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета.

Уметь создавать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство.

Уметь придумывать и рисовать (или выполнять в технике бумагопластики) транспортное средство.

Уметь выполнять творческий рисунок (или иной доступный способ) — создать образ своего города или села, или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа).

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Уметь изучать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких художников детской книги.

Уметь обследовать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности; иметь представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать обследованные и описанные памятники.

Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств: изобразительных видов искусства — живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике.

Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые предметом изображения.

Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях.

Уметь осуществлять (с ассистивной помощью) виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий.

Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях.

Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь представление о коллекциях своих региональных музеев.

Модуль «Азбука цифровой графики»

Владеть (на доступном уровне, с ассистивной помощью педагога) приёмами работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования.

Уметь применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов.

Уметь с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции; уметь осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение мимики лица.

Владеть (на доступном уровне, с ассистивной помощью педагога) приёмами соединения шрифта и векторного изображения при создании поздравительных открыток, афиши и др.

Владеть (на доступном уровне, с ассистивной помощью педагога) приёмами редактирования цифровых фотографий с помощью компьютерной программы Picture Manager (или другой): изменение яркости, контраста и насыщенности цвета; обрезка изображения, поворот, отражение.

Уметь осуществлять (на доступном уровне, с ассистивной помощью педагога) виртуальные путешествия в отечественные художественные музеи и, возможно, знаменитые зарубежные художественные музеи на основе установок и квестов, предложенных учителем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируется, что слепой ученик научится:

  • пользоваться прибором для рисования «Школьник», планшетом для черчения и рисования «Геоборд»;
  • проводить прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные) линии;
  • рисовать с использованием трафарета;
  • читать элементарное рельефное изображение;
  • узнавать основные геометрические фигуры;
  • называть основные цвета спектра, различать цвета и их оттенки (для детей с остаточным зрением и сохранной функцией цветоразличения);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге с помощью учителя;
  • называть пространственное положение предметов на рисунке;
  • пользоваться цветными мелками, раскрашивать изображение, ориентируясь на контур;
  • рисовать с натуры с помощью учителя;
  • устанавливать сходство между формой предмета и известными геометрическими формами;
  • применять в рисунке элементы декоративного рисования;
  • выполнять узоры, состоящие из декоративных форм растительного мира с помощью учителя;
  • использовать навыки чтения рельефных изображений в самостоятельной
  • предметно-практической деятельности при чтении рисунков, простых чертежей, схем;
  • совершенствовать тактильно-осязательное восприятие предметов окружающего
  • мира, ощущать их форму, фактуру, характерные признаки, различать и классифицировать предметы по группам.

        Система оценки достижения планируемых результатов

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, согласованы между собой все компоненты изображения,  выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

                Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «Графика»

Значение и назначение тифлографики для слепого обучающегося.

Значение рельефного рисунка для учебно-практической деятельности. Правила и приемы пользования инструментами для выполнения рельефно-графических изображений. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Ориентировка на приборе. Приемы выполнения изображений. Приемы работы на бумаге, на пластической массе, на пленке.

Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация.

Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката.

Транспорт в городе. Рельефные рисунки реальных или фантастических машин.

Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица.

Эскиз маски для маскарада: изображение лица — маски персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.

Модуль «Живопись»

Понятие формы, величины. Обследование предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам.

Выполнение изображений из готовых форм и фрагментов.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Анализ формы предметов. Сходство и различие форм. Вычленение характерных признаков. Простые геометрические формы. Природные формы.

Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность ученика.

Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении.

Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности с использованием выразительных возможностей композиционного размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию дополнительных предметов.

Модуль «Скульптура»

Восприятие произведений искусства (доступными способами).

Мелкая пластика. Материалы скульптуры и их роль в создании образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры.

Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа путём бумагопластики.

Виды скульптуры (по назначению) и жанры скульптуры (по сюжету изображения).

Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в скульптуре. Работа с пластилином или глиной.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Понятие орнамента, его назначение и использование в быту. Восприятие (на осязательной или зрительно-осязательной основе) орнаментов, анализ построения орнамента. Виды орнаментов. Выделение элементов орнамента. Понятие чередования, ритма, повтора. Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Выполнение простого орнамента в полосе по образцу из готовых форм.

Выполнение замкнутого орнамента по образцу.

Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве. Рассматривание павлово-посадских платков.

Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе: ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов и др.

Модуль «Архитектура»

Зарисовки (доступными способами) исторических памятников и архитектурных достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по памяти, на основе использования фотографий с подробными комментариями педагога и образных представлений.

Составление по рельефному рисунку представления о предмете или явлении, отработка навыков обследования и сравнение величины и формы предметов в натуральном виде и изображенных на рельефном рисунке.

Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально).

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг.

Восприятие объектов окружающего мира — архитектура, улицы города или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире.

Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и Санкт-Петербурге (обзор памятников по выбору учителя).

Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (по выбору учителя с подробными комментариями). Осознание значимости и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом.

Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей.

Жанры в изобразительном искусстве — в живописи, графике, скульптуре — определяются предметом изображения; классификация и сравнение содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи и др.).

Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского и др.

Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и др.

Модуль «Азбука цифровой графики»

Знакомство со способами и приобретение доступного опыта построения в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и т. д.) (с ассистивной помощью педагога). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др.

Работа в графическом редакторе с помощью брайлевского дисплея и ассистивной помощи педагога, создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента.

Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи местные (по выбору учителя с подробными комментариями).

Контрольно-измерительные материалы по данному учебному предмету не предусмотрены.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Модуль «Графика»

7 ч.

Начать осваивать выразительные возможности шрифта.

Создать рисунок буквицы к выбранной сказке. Создать (доступным способом) поздравительную открытку, совмещая в ней рисунок с коротким текстом.

Изучать и объяснять построение и оформление книги как художественное произведение.

Приобретать опыт изучения детских книг разного построения.

Обсуждать, анализировать построение любимых книг и их иллюстрации.

Нарисовать (доступным способом) иллюстрацию к выбранному сюжету детской книги.

Придумать и создать (доступным способом) эскиз детской книжки-игрушки на выбранный сюжет.

Наблюдать и исследовать композицию, совмещение текста и изображения в плакатах и афишах известных отечественных художников.

Выполнить (доступным способом) эскиз плаката для спектакля на выбранный сюжет из репертуара детских театров. Осваивать строение и пропорциональные отношения лица человека на основе схемы лица.

Выполнить в технике аппликации или в виде рисунка маску для сказочного персонажа.

Модуль «Живопись»

6 ч.

Осваивать приёмы композиции натюрморта по наблюдению натуры или по представлению.

Изучать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение, выраженное в натюрмортах известных отечественных художников.

Выполнить (доступным способом) творческую работу на тему «Натюрморт» с ярко выраженным настроением: радостный, грустный, тихий натюрморт или «Натюрморт-автопортрет».

Обследовать, эстетически анализировать знаменитые пейзажи отечественных пейзажистов, передающие разные состояния в природе.

Создать (доступным способом) творческую композицию на тему «Пейзаж».

Обследовать, эстетически анализировать образ человека и средства его выражения в портретах известных художников.

Обсуждать характер, душевный строй изображённого на портрете человека, отношение к нему художника-автора и художественные средства выражения.

Узнавать (на осязательной, зрительно-осязательной основе, по описанию) портреты кисти В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова, А. Г. Венецианова, З. Е. Серебряковой (и других художников по выбору учителя).

Знакомиться с портретами, созданными великими западноевропейскими художниками: Рембрандтом, Рафаэлем, Леонардо да Винчи, художниками раннего и Северного Возрождения.

Выполнить (доступным способом) творческую работу — портрет товарища или автопортрет.

Знакомиться с деятельностью и ролью художника в театре.

Выполнить (доступным способом) эскиз театрального занавеса или декораций по выбранному сюжету.

Узнавать (на осязательной, зрительно-осязательной основе, по описанию) и объяснять работу художников по оформлению праздников.

Выполнить (доступным способом) тематическую композицию «Праздник в городе» (на основе наблюдений, по памяти и по представлению).

Модуль «Скульптура»

4 ч.

Выполнить (доступным способом) творческую работу — лепку образа персонажа (или создание образа в технике бумагопластики) с ярко выраженным характером (из выбранной сказки). Работа может быть коллективной: совмещение в общей композиции разных персонажей сказки.

Учиться осознавать, что художественный образ (игрушка, кукла) может быть создан художником из любого подручного материала путём добавления некоторых деталей для придания характера, увиденного в предмете («одушевление»).

Выполнять несложные игрушки из подручного (различных упаковок и др.) или природного материала.

Узнавать о разных видах скульптуры (скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф разных видов).

Выполнить лепку эскиза парковой скульптуры

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

5 ч.

Узнать о создании глиняной и деревянной посуды, о Гжели, Хохломе — народных художественных промыслах.

Выполнять (доступным способом, в том числе рельефом, красками) некоторые кистевые приёмы создания орнамента.

Выполнять (доступным способом) эскизы орнамента, украшающего посуду (по мотивам выбранного художественного промысла).

Стараться увидеть красоту, анализировать композицию, особенности применения сетчатых орнаментов (а также модульных орнаментов).

Рассуждать о проявлениях симметрии и её видах в сетчатом орнаменте.

Осваивать техники печатных штампов или трафаретов для создания раппорта (повторения элемента узора) в орнаменте. Наблюдать и эстетически анализировать виды композиции павлово посадских платков.

Узнавать о видах композиции, построении орнамента в квадрате.

Выполнить (доступным способом) авторский эскиз праздничного платка в виде орнамента в квадрате (или эскиз другого орнамента).

Модуль «Архитектура»

5 ч.

Выполнить (доступным способом) зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города (села).

Познакомиться с особенностями творческой деятельности ландшафтных дизайнеров.

Создать проект образа парка в виде макета или рисунка (или аппликации).

Создать эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство (в виде рисунков, аппликаций из цветной бумаги, путём вырезания и макетирования — по выбору учителя).

Узнать о работе художника-дизайнера по разработке формы автомобилей и других видов транспорта.

Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное средство.

Выполнить (доступным способом) творческий рисунок — создать графический (рельефно-графический) образ своего города или села (его некоторых элементов, доступных для воспроизведения) (или участвовать в коллективной работе).

Модуль «Восприятие произведений искусства»

4 ч

Обследовать, изучать и обсуждать иллюстрации известных отечественных художников детских книг.

Обследовать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их особенности.

Обследовать и обсуждать структурные компоненты и архитектурные особенности классических произведений архитектуры.

Узнавать (на осязательной, зрительно-осязательной основе, по описанию) и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств.

 Перечислять виды собственно изобразительных искусств: живопись, графику, скульптуру.

Объяснять смысл термина «жанр» в изобразительном искусстве.

Получать представления о наиболее знаменитых картинах и знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов. Получать представления о наиболее знаменитых картинах и знать имена крупнейших отечественных художников-портретистов.

Узнавать (на осязательной, зрительно-осязательной основе, по описанию) некоторые произведения этих художников и рассуждать об их содержании. Осуществлять (с ассистивной помощью педагога) виртуальные (интерактивные) путешествия в художественные музеи (по выбору учителя).

Обсуждать впечатления от виртуальных путешествий, осуществлять исследовательские квесты. Узнавать названия ведущих отечественных художественных музеев, а также где они находятся и чему посвящены их коллекции.

Рассуждать о значении художественных музеев в жизни людей, выражать своё отношение к музеям.

Модуль «Азбука цифровой графики»

2

Осваивать (с ассистивной помощью педагога и использованием тифлоинформационных технологий, на доступном уровне) приёмы работы в графическом редакторе.

Исследовать (с ассистивной помощью педагога и использованием тифлоинформационных технологий) изменения содержания произведения в зависимости от изменения положения и ритма пятен в плоскости изображения (экрана).

Построить и передать (с ассистивной помощью педагога и использованием тифлоинформационных технологий) ритм движения машинок на улице города: машинки едут быстро, догоняют друг друга; или, наоборот, машинки едут спокойно, не спешат (то же задание может быть дано на сюжет «Полёт птиц»).

Учиться понимать, осваивать правила композиции.

Наблюдать и анализировать, как изменяется рисунок орнамента в зависимости от различных повторений и поворотов первичного элемента.

Осуществлять (с ассистивной помощью педагога и использованием тифлоинформационных технологий) виртуальные путешествия в отечественные художественные музеи и, возможно, знаменитые зарубежные художественные музеи на основе установок и квестов, предложенных учителем.

Итого

34 ч.

Календарно-тематическое планирование уроков по тифлографики (34 ч)

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел «Графика» - 7 часов

1

Что такое графика?

1

2-3

Поздравительная открытка. Открытка-пожелание

2

4

Эскиз обложки к детской книге сказок

1

5

Изображение лица человека

1

6

Эскиз маски для маскарада

1

7

Транспорт в городе. Рельефный рисунок

1

Раздел «Живопись» - 6 часов

8

Натюрморт из простых предметов  натуры. Лепим осенние плоды.

1

9

Пейзаж в живописи. Осень.

1

10

Сюжетная композиция «В цирке»

1

11

Эскиз занавеса для детского спектакля

1

12

Тематическая композиция «Праздник в городе»

1

13

Портрет человека по памяти

1

Раздел «Скульптура» - 4 часа

14

Лепим сказочного персонажа

1

15

Игрушка из нехудожественного материала

1

16

Эскиз парковой скульптуры.

1

17

Эскиз паркового фонтана

1

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» - 5 часов

18-19

Посуда из глины в традициях художественных промыслов

2

20

Орнамент для росписи ткани

1

21

Раппорт. Создание узора при помощи печаток, штампов

1

22

Орнамент для росписи платка.

1

Раздел «Архитектура» - 5 часов

23

Архитектура города.

1

24

Проектируем садово-парковое пространство

1

25-26

Эскиз малых архитектурных форм. Фонарь. Беседка. Ограда парка.

2

27-28

Рельефный рисунок здания, элементов городского пространства

1

Раздел «Восприятие произведений искусства» - 4 часа

29

Иллюстрация в детской книге. Дизайн детской книги

1

30-31

Виртуальное путешествие: памятники Москвы и Санкт-Петербурга

2

32

Жанры в изобразительном искусстве. Произведения крупнейших отечественных художников-пейзажистов.

1

Раздел «Азбука цифровой графики» - 2 часа

33

Графический рисунок. Графический редактор.

1

34

Элементы орнамента в графическом редакторе

1

Учебно-методическое

и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Методические пособия для учителя

  1. Рабочие  программы. 1-4 классы. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.   М.: Просвещение, 2016.
  2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 3 класс. – М.: ВАКО, 2017.
  3. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
  4. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2015.
  6. Степанчук З.А., Степанчук О.А. изобразительное искусство 1-8 классы. Опыт творческой деятельности школьников. - Волгоград: Учитель, 2016.
  7. Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 2017.
  8. Федотова И. В. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2017.
  9. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.
  10. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку //Методические рекомендации. – М., 2016.

                                  Дидактические материалы

  1. Гербарий растений.
  2. Макеты, трафареты «Животные».
  3. Макеты, трафареты «Рыбы».
  4. Макеты, трафареты «Птицы».
  5. Макеты, трафареты «Насекомые».
  6. Трафареты «Деревья».
  7. Трафареты «Цветы».
  8. Рельефные иллюстрации к сказкам.
  9. Загадки об овощах и фруктах.
  10. Инструкции по технике безопасной работы с различными инструментами и материалами.
  11. Образцы аппликаций по темам.

Учебно-практическое оборудование

  1. Набор инструментов для работы с различными материалами:
  • ножницы,
  • ластик,
  • кисточки,
  • баночка,
  • стеки,
  • доски для лепки.
  1. Наборы материалов:
  • альбом,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры,
  • краски,
  • палитра,
  • пластилин,
  • подкладная клеёнка,
  • клей,
  • бумажные салфетки,
  • цветная бумага,
  • картон,
  • листья.
  1. Наборы шаблонов для изготовления изделий.
  2. Стилизованные игрушки.
  3. Новогодние игрушки (шарики, колокольчики, сосульки).
  4. Наборы муляжей «Овощи и фрукты».
  5. Натуральный букет из листьев.
  6. Натуральные предметы (фрукты и овощи).
  7. Натуральные предметы (платки, кувшины, полотенца, варежки, кружева, вышивки).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы).

Технические, специальные и оптические тифлосредства

реабилитации слепых обучающихся

  1. Ноутбук с программным обеспечением «JAWS».
  2. Тифломагнитофон.
  3. Принтер Брайля.
  4. Прибор для рельефного рисования «Школьник».
  5. Комплект пленок к прибору «Школьник».
  6. Прибор «Графика».
  7. Грифель для письма по Брайлю.

Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru

2. Видеоуроки; тесты; презентации; поурочные планы.

http://videouroki.net/

3.Школа онлайн России. Методические материалы; презентации, разработки уроков и внеклассных мероприятий; рефераты; каталог сайтов учителей, учеников и образовательных учреждений России.
http://shkolaonlain.ru

4. Я - учитель: интернет-сообщество педагогов.

Методические материалы, разработки уроков, тематическое планирование, рабочие программы, тесты, задачи, контрольные работы, презентации, задания олимпиад, развивающие игры:

http://ya-uchitel.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Изобразительное искусство. 1-...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (вариант 7.2) для 4 класса.

Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Данная программа  создана с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного,  культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ....