Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"
проект по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Людмила Николаевна Махсудова

Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"

Цель и задачи проекта познакомиться с русской национальной культурой , народным творчеством и понять ,как русский народный костюм связан с обычаями и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnyy_kostyum.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская средняя школа №6

научно -практическая конференция «Старт в науку -2023»

проект

народный костюм:от истоков до

наших дней

учебный предмет:изобразительное искусство

Работу выполнила

ученица 3 класса

МБОУ ЯСШ №6

Кабанова Елизавета

Руководитель проекта

учитель начальных классов

Махсудова

Людмила Николаевна

Ярцево

2023

Оглавление

#1040;ннотация к проекту

#1062;ель и задачи проектом

#1062;елевая аудитория,заказчик

#1069;тапы и методы работы над проектом

#1053;еобходимое оборудование

#1054;тзыв руководителя.

#1042;ыводы

#1057;писок литературы

#1055;риложения

#1040;ннотация к проекту.

В современном мире очень важен внешний облик человека. Недаром говорят,что встречают по одежке …

Одежда несёт в себе образную характеристику не только отдельного

человека .но и нации ,народности и даже целой эпохи.

История одежды с древних времён и до наших дней является ,как бы зеркалом ,в котором отражается вся история человечества.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это достояние культуры народа,накопленное веками.

К сожалению,у современных людей, происходит утрачивание национальных традиций. Одежда делает их похожими друг на друга. Учитывая это ,мне стало интересно проследить отражение традиций русского народного костюма в новых образах современной моды. Современная мода ,в свою очередь,проявляет высокий интерес к народной одежде. Такая одежда относится к фольклорному стилю.

Очень многие современные дизайнеры используют этот стиль в разработке своих коллекций в молодёжной моде.

#1062;ель и задачи проекта

-Познакомиться с русской культурой ,народным творчеством .

-Прививать интерес к русской национальной культуре.

-Понять,как русский народный костюм связан с обычаями и традициями нашего народа.

-Организовать поиск информации и провести исследование использования элементов народного костюма в современной одежде.

#1062;елевая аудитория,заказчик.

Работа над проектом предполагает ориентацию на ребят,которым интересна :

-современная мода

-традиции древнерусского костюма и новые образы в современных моделях.

-знакомство с творчеством профессиональных модельеров

-возможность связать свою будущую профессию с миром дизайнеров.

#1069;тапы и методы работы над проектом.

1)Подготовительный этап.

Подготовительный этап работы начался в конце второго класса (март -апрель).Он включал следующее:

-Беседа с обучающимися о влиянии национального костюма на современную моду.

-Рассматривание иллюстраций с изображением старинных нарядов, акцент на основные типы русского народного костюма.

(приложение1)

-Рассматривание иллюстрации с эскизами молодежных платьев, выполненных различными модельерами по мотивам старинного костюма.

(приложение2)

-Определение проблемы проекта.

- Изображение орнаментов по мотивам старинных костюмов

(приложение 3)

-Сбор информации о традициях русского национального костюма. Определение ,как эти традиции отражаются в современной моде.

-Поход в библиотеку и школьный музей.

(приложени4)

-Подбор информации в литературных источниках ,интернет-сайте.

Конспект беседы .

Традиции древнерусского костюма ,их влияние на современную моду.

История одежды с древних времён до наших дней является как бы зеркалом ,в котором отражается вся история человечества.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда .Народный костюм это достояние культуры народа ,накопленное веками .Национальная одежда-русский народный костюм-это часть истории .В одежде отражается душа народа .

Русский костюм удивляет своим разнообразием .У каждого фасона и покроя своя история. Это делает русский костюм уникальным.

По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

На Руси основной одеждой для женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. С верху одевали душегрею.(приложение 5). Часто сорочки шили с очень длинными рукавами и носили их подтянув в мелкую складку .Если рукава опускали ,то сделать какую-нибудь работу было невозможно. Отсюда выражение - « делать что -то спустя рукава»,то есть плохо.

Сарафаны могли быть разного цвета:синие,красные ,коричневые .В то время для ткани использовали только натуральные красители. Например, жёлтый цвет давали берёза,орешник. Зелёный -крапива .Красный-зверобой.

Украшение костюма -не пустая забава. Каждый элемент орнамента имел своё значение и смысл.

Учёные отмечают три значения орнамента :

-Слава божеству! Праздник.

-Просьба плодородия.

-Благодарность Богу за содеянное.(приложение 6)

Вышивка делала костюм богаче и красивее. По народному поверью,она должна была приносить человеку счастье ,оберегать его от всякого зла,беды.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы,прямоугольники квадраты.

Вышивки исполнялись различными нитками :льняными,шерстяными , шелковыми. Иногда вышивку дополняли блёстками, бисером,жемчугом,

Современные художники широко используют богатое наследие прошлого :

рисунки,узоры,способы вышивания. Кроме того ,они разрабатывают новые композиции ,новые мотивы ,прочно связанные с русским народным орнаментом.

Обязательным элементом костюма был передник. Помимо прямого назначения-защиты одежды от загрязнения,он выполнял и декоративную функцию.

Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Пояс нёс большую смысловую нагрузку в разных обрядах,например ,в свадебном ритуале-связывание жениха и невесты поясом. Пояса были плетёными, ткаными.

В былые времена одежда не только грела и украшала,но и говорила о происхождении человека .Беден он или богат. Естественно ,что царские и боярские уборы отличались крестьянских. Головной убор завершал весь ансамбль .Для всей территории России характерны два вида головных уборов

девичьи-предполагали открытые волосы,делались в форме обруча или повязки .Женские—полностью скрывали волосы. Женские головные уборы северных губерний имеют общее название -кокошники.

(приложение 7).

Любили крестьянки шёлковые,шерстяные ,тканые платки и шали,которые покупались на ярмарках.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью-лаптями. Их плели из лыка и бересты.

Крестьяне шили одежду из простых тканей -льна,шерсти. А вельможи костюмы украшали драгоценными камнями ,бисером,вышивали золотом и серебром.

На Руси ,по обычаю ,только жена могла шить одежду мужу. Так оберегались счастье и любовь в доме. Мужской костюм состоял из рубахи -косоворотки и нешироких штанов -портов. Рубаху подпоясывали длинным поясом-кушаком.

Дети до 7 лет и мальчики,и девочки носили одинаковую одежду -длинные рубахи ,сшитые из одежды родителей. Считалось,что это защитит ребёнка от несчастий .

Девочкам только с 5 лет разрешали носить недорогие украшения -бусы и серьги из сухих ягод или косточек плодов ,цветные ленточки .(приложение8)

Русский народный костюм -это яркое ,красочное зрелище!Это носитель нашей культуры!

В результате подготовительного этапа работы над проектом предполагаемый результат был достигнут ,а именно:

-произведен сбор информации о традициях русского народного костюма

-сделаны наблюдения ,как эти традиции отражены в современной моде.

-изучены и изображены орнаменты учащимися второго класса на уроке изобразительного искусства.

2)Основной этап

Основной этап работы начался в начале третьего класса (сентябрь -октябрь).

После того,как мои одноклассники прослушали сообщение на тему «Русский народный костюм»,мы приступили к осуществлению практической части проекта. На уроке изобразительного искусства ,после посещения школьного музея ,ребята побывали в роли модельеров .Они изобразили русский народный костюм(приложение 9).Это творческая часть была очень интересной и увлекательной.

Основной задачей было определить, в более полном объёме , традиции русского национального костюма.

Далее ,был проведён поиск и исследование журналов с моделями современной одежды .Выделение элементов народного костюма (конструкция,декор,цветовое сочетание)для использования в моделировании современной одежды.

Учащиеся вырезали из журналов ,понравившиеся современные костюмные ансамбли,оформляли на листах и производили зарисовку элементов традиционного русского костюма.

В следствии чего,ребята проявили творческую активность и художественный вкус.

В результате основного этапа проектной работы были достигнуты следующие результаты:

-на уроке изобразительного искусства обучающиеся проявили творческую активность ,побывали в роли модельеров.

- создан проектный продукт -изображение народного костюма

- была проведена исследовательская деятельность ,в результате которой изучены элементы народного костюма для использования в моделировании современной одежды.

3)Заключительный этап

Заключительный этап -октябрь.

В итоге,были сделаны выводы,что современная мода проявляет высокий интерес к народной одежде. Рассмотрев модели одежды ,в принесенных учениками журналах мод ,очень часто прослеживались народные мотивы. Дети отметили,что в их гардеробе и в гардеробе членов семьи имеется одежда с русскими народными элементами. Например,русская шаль,пояса,рубахи с пышными рукавами и многое другое.

Многие уже были знакомы с таким элементами рукоделия ,как вышивка,в частности ,гладью и крестиком.

Но хотелось обратить внимание на то,что включать в свой гардероб вещи этого направления нужно с особой осторожностью .

Лучше воспользоваться советом человека,которому вы доверяете,особенно, если ваш вкус еще недостаточно развит.

И разнообразить свою одежду отдельными вещами или аксессуарами :красивыми шалями и платками ,оригинальными головными уборами,украшениями ,плетёными сумками и обувью .Главное -соблюсти меру.

Заключительный этап работы был в основном направлен на подведение итогов проектной работы ,на сколько были достигнуты цели и задачи,поставленные в начале проекта.(приложение10)

#1053;еобходимое оборудование.

-Таблицы с изображением русского народного костюма .

-Рисунки ,плакаты по теме.

-Журналы с моделями современной одежды.

-Комплект художественных материалов.

-Музейные экспонаты

#1054;тзыв руководителя.

В данной проектной работе были достигнуты все цели и задачи,поставленные в начале. На всех этапах проекта ,была проведена соответствующая работа .Начиная с подготовительного этапа,где осуществлялся сбор информации .Далее ,практическая часть работы-основной этап. И заключительный,где были сделаны выводы,по теме проекта.

В следствии чего,дети научились выбирать главное в большом объёме информации ,получили новые знания по стилю одежды ,её выбору, ,декорированию и использованию традиций русского народного костюма при создании современной одежды.

Каждый участник проекта был задействован в его осуществлении. Дети с огромном интересом принимали участие на всех этапах работы. Проявляли большую активность,творческий подход и целеустремленность в достижении конечного результата.

Данный проект показал ,как важно помнить свою историю и традиции своего народа. В частности, изучение истории русского народного костюма имеет большие перспективы в мире современной моды. Тема проекта «Народный костюм :от истоков до нашего времени» полностью себя оправдала. Прогресс в дальнейшем развитии данной темы очевиден. История не стоит на месте и вклад каждого человека в ее становление очень важен.

#1042;ыводы

Итак,знакомство с русским народным костюмом свидетельствует о том ,что это явление очень интересное и сложное. В костюме как бы зашифрована информация,хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас, как через изобразительный момент,так и через композицию костюма. Вы никогда не встретите одинаково украшенных рубах,передников или головных уборов. Можно лишь восхищаться тонким вкусом ,чувством меры ,умением черпать вдохновение из окружающей природы.

Традиции русского народного костюма ,сегодня,широко используются художниками -модельерами при создании современной одежды.

Каждая страна ,каждый народ в отдельные периоды своего развития налагает свой отпечаток на одежду людей .Россия -не является исключением. В наши дни дизайнеры одежды всё чаще обращаются к народным традициям.

Использование. при создании современного костюма,народных традиций придаёт ему многообразие моделей,живость и нарядность.

В результате самоанализа данной проектной работы ,можно сказать,что в основном все поставленные цели были достигнуты. Мне удалось заинтересовать ребят темой проекта и той исследовательской деятельностью,которая на начальном этапе привела к достижению поставленной цели. Обучающиеся проявили большой интерес и творческий подход ,в результате которого был создан конечный проектный продукт -русский народный костюм. А так же использование его элементов в современной одежде.

Источником успеха явилась большая заинтересованность ребят и их активность на всех этапах проекта.

#1057;писок литературы.

1,Журналы «Юный художник», «Маленький художник».

#1048;зобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского /авт.-сост. О.В. Свиридова .- Волгоград:Учитель,2010.

#1050;остюм России XVIII-нач.ХХвв./Сост.Т.Коршунова Л.,1979.

#1054;рлова Л.В. «Азбука моды»-М.:Просвещение ,1988.

#1056;усский народный костюм.Альбом ./Сост.Л.Ефимова.М.,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 3 классе «От первой летописи, до наших дней». «Храмы».

Интегрированный урок: окружающий мир+основы православия. Представлены конспект урока +презентация "Храмы"...

Герб России: от истоков до наших дней

Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Непреходящее значение патриотического воспитания вытекает из двух основополагающих компонентов – потребностей развития ...

Игровая программа к 23 февраля " Путешествие от пещерного человека до наших дней"

Игровая программа к 23 февраля проводится в форме соревнования между командами мальчиков - можно между классами, можно  с мальчиками из разных школ.Мы проводили эту игровую программу   ...

Научно-практическая работа: "Керамика: от Адама до наших дней:

Работа предназначена для обучающихся начальных классов. Представлен интересный материал по истории развитиякерамики в разных странах мира. Использованы научные материалы и личный опыт обучающейся....

Презентация на тему "Олимпиада. С древних времен до наших дней"

С помощью данной презентации ученики знакомятся с историей основания Олимпийских игр, особенностями их проведения в древности, а также с символикой и ее значением. По окончании презентации предлагаетс...

Презентация к классному часу "Чечня- от истоков до наших дней"

Данная презентация поможет учителям начальных классов в работе над проектом "Россия- наш дом"....