Герб России: от истоков до наших дней
классный час (3 класс) по теме

Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Непреходящее значение патриотического воспитания вытекает из двух основополагающих компонентов – потребностей развития индивидуума, личности ребенка и потребностей социума, государства. Для детей младшего школьного возраста важно любить свой родной город, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами, которые являются частью истории и культуры страны. При ознакомлении с государственной символикой у учащихся начальных классов развиваются патриотические, дружеские, коллективистские чувства, формируются гуманистические представления, социальные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

У: Среди множества государств на земле есть одна большая и красивая страна – наша Родина. Послушайте, как замечательно написал о ней поэт М.В. Исаковский:

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

У: Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

У: Россия – страна необыкновенная. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь, а на западе еще только вечер. На севере уже наступили холода, выпал снег, а на юге плещется теплое море, цветут южные растения.

У: Как называют жителей нашей страны? (Россияне).

У: В России живут люди разных национальностей – русские, чуваши, татары, якуты. Все они и мы с вами – россияне, мы – граждане России. Нас много, мы все разные, но у нас у всех одна Родина. Это нас объединяет.

А еще нас объединяет закон, действующий на территории всей страны.

У: Как называется этот закон? (Конституция РФ).

У: Мы с вами уже знакомились с некоторыми статьями Конституции РФ. Сегодня я хочу зачитать вам статью № 70

У: Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране. И сегодня мы познакомимся с вами с гербом России, с историей его возникновения.

Я предлагаю вам совершить путешествие на машине времени. Итак, в путь.

Учитель предлагает учащимся занять свои места.

У: Место нашей первой остановки нам подскажут загадки. Нам нужно правильно отгадать их.

  1. Красная девица по небу ходит (Солнце)
  2. Встану я рано, бело да румяно. Умоюсь росой, расчешу золотые косы (Солнце)

Дети находят среди картинок, развешенных на стенах, изображение солнца. На обратной стороне надпись – Древняя Русь.

У: Мы оказались с вами в далеком-далеком прошлом, у истоков возникновения нашего государства. Это время, когда собирались воедино разные племена и народы в одно государство. В это время наша страна только рождалась и такого важного символа, как герб, еще не было. Вы спросите, зачем же мы совершили нашу первую остановку именно здесь? Все дело в том, что Государственный герб нашей страны России своими древними истоками связан с этими временами. И связан с солнцем. Не случайно наша первая подсказка была – солнце.

Послушайте одно древнее сказание.

На доску вывешивается картина с изображением колесницы. Поселился Царь – Солнце за морем, на востоке, в волшебном царстве. В том самом, где текут молочные и медовые реки в кисельных берегах, где растут диковинные, невиданные деревья и травы. У берез кора позолоченная, ветви серебряные, трава мурава шелковая, на каждой на травинке по цветочку цветет, на каждом на цветочке по жемчужинке висит. Днем Царь – Солнце путешествует по небу на колеснице, запряженной двумя золотыми орлами. Они летят так близко-близко друг к другу, что кажутся одним целым. Две сказочные птицы повернули головы в разные стороны, чтобы лучше видеть все вокруг.

Люди очень уважали и почитали солнце. Почему, как вы думаете?

Образы солнца, солнечной колесницы в старину вышивали на полотенцах, рубахах, головных уборах. А сколько придумано сказок, пословиц, поговорок.

Задание: собрать поговорки о солнце.

  1. солнце встает, так и день настает
  2. солнце на лето, зима на мороз

Прообразом золотого двуглавого орла являлась солнечная колесница, та самая, на которой путешествовал Царь – Солнце, да и сама птица – орел – символ солнца. А еще изображение орла означает – единство.

У: А мы отправляемся дальше. И следующая подсказка.

 (Москва)

Дети находят изображение Москвы. На обороте надпись – Великое Княжество Московское.

У: Шло время, сменялись исторические эпохи.

Государство духом живо

И единением сильно,

Под общий стяг миролюбиво

Века сбирается оно.

Растут единство, сила, слава,

Мужает гордый дух страны!

Единый клич – стечется лава

На подвиг мира иль войны.

У: Страна продолжает жить и крепнуть, изменялись названия страны – Великое Княжество Московское, Московская Русь, Московия.

Как вы думаете почему?

Как вы думаете, был ли у Великого Княжества Московского свой герб в 14 и 15 веках? Так изображали святого Георгия, которого московские князья почитали как защитника, заступника, покровителя. Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света с тьмой.

А мы с вами в 15 веке – наступает царствование Ивана 3.

Великий князь продолжил объединение земель вокруг Москвы, добился полного освобождения от иноземного ига. В это время появляется первый официальный герб нашей страны. В качестве герба в то время выступала личная печать царя. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, на оборотной – двуглавый орел.

У: Мы отправляемся дальше. И следующая подсказка.

Дети находят изображение короны.

У: Мы в 18 веке. И вновь большие изменения произошли в стране.

И эти изменения связаны с именем Петра Первого – великого преобразователя. Наша страна стала называться – Российская империя. Вся власть принадлежит императору. Первый российский император Петр сам разрабатывал рисунки гербов.

На крыльях орла изображены гербы областей России. В лапах орел сжимает знаки царской императорской власти – скипетр (жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями) и державу (золотой шар с крестом наверху, символизирующий мир людей, которыми правит государь).

И в это же не только государство, но и многие города стали обретать свои гербы.

У: Ребята, мы познакомились с двумя вариантами герба. Оба эти изображения представлены в черно-белом варианте. Однако всегда и во все времена гербы были цветными. И это не случайно. Эта традиция идет из глубины веков. Посмотрите внимательно на изображение гербов города Ярославль и города Суздаль. Медведь и сокол расположены на щитах, которые окрашены в разные цвета. И это не случайно. Эта традиция тоже идет из глубины веков, из времен рыцарства. В древности щиты чаще всего были деревянными, для прочности и красоты их обтягивали шкурами животных, оковывали металлом. Военачальники и короли для украшения своих щитов использовали золото, серебро и яркие, разноцветные эмали. В наши дни при создании гербов используют металлы и эмали – цветные краски. Цвет имеет большое символическое значение. Цвета могут отражать явления природы, качества человеческой души, характера человека и даже сложные философские понятия. А изображения людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов. Гербы могут рассказать о природе края, о его истории, труде людей, человеческих качествах жителей. Давайте посмотрим на герб нашей страны и, опираясь на таблицу, попытаемся охарактеризовать людей, живущих в России, какие они? (миролюбивые, отважные, правдивые).

Задание: дайте характеристику городов, чьи гербы представлены.

                                       

Медведь – означает мудрость и силу

Голубь – символизирует мир и чистоту

Сокол – красоту, храбрость и ум

Пчела – трудолюбие

Орел – символ власти, силы, превосходства

Дуб – означает силу и стойкость

Лавровые ветви – славу, победу

Цвет в геральдике

Цвета

Символическое значение

Явление природы

Качества

Желтый

Солнце

Великодушие, щедрость

Белый

Луна, вода, снег

Чистота

Красный

Огонь

Храбрость, мужество, отвага

Синий

Небо

Верность, преданность

Зеленый

Зелень

Молодость, радость

Черный

Земля

Образованность, скромность

Фиолетовый

-

Благородство, достоинство

У: В течение двух столетий основные черты герба Российской империи оставались неизменными. Существенно герб России изменился только после события, произошедшего в начале 20 века.

И мы отправляемся дальше.

Подсказка: октябрь (осенний лист).

У: 25 октября, по старому стилю, в 1917 году произошла Октябрьская революция. Власть перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Изменилось название страны – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

А с 1923 года страна обрела новое название – Союз Советских Социалистических Республик и новый герб. Главными символами новых гербов стали серп и молот – символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках, заводах, в полях.

Герб, который мы знаем, который мы видим на паспорте, на свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, дипломах, денежных знаках, был окончательно утвержден в конце декабря 2001 года.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в веке 21. а мне хочется еще раз обратиться к символу, с которого мы начинали наше путешествие – это солнце. И я предлагаю вам на лучах солнца записать ответы на вопросы кроссворда, это позволит вам мысленно еще раз совершить путешествие в далекое прошлое и вспомнить о чем мы говорили.

  1. Главное изображение на гербе России (орел).
  2. На чем совершал путешествие по небу Царь-Солнце (колесница).
  3. Как звали Царя Всея Руси, при котором впервые появился официальный герб (Иван 3).
  4. Что обозначает изображение орла на гербе (единство).
  5. Оружие, предмет, изображенный на гербе России (копье).
  6. Герой, побеждающий чудовище (Георгий).

Современный Государственный герб России имеет общие черты со всеми предыдущими гербами, что говорит о преемственности в историческом развитии нашей страны: Московской Руси, Российской империи, РСФСР, СССР, РФ.

И я надеюсь, что вы будете бережно относиться к наследию наших предков и гордиться символами государства, в котором мы живем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 3 классе «От первой летописи, до наших дней». «Храмы».

Интегрированный урок: окружающий мир+основы православия. Представлены конспект урока +презентация "Храмы"...

Игровая программа к 23 февраля " Путешествие от пещерного человека до наших дней"

Игровая программа к 23 февраля проводится в форме соревнования между командами мальчиков - можно между классами, можно  с мальчиками из разных школ.Мы проводили эту игровую программу   ...

Научно-практическая работа: "Керамика: от Адама до наших дней:

Работа предназначена для обучающихся начальных классов. Представлен интересный материал по истории развитиякерамики в разных странах мира. Использованы научные материалы и личный опыт обучающейся....

Презентация на тему "Олимпиада. С древних времен до наших дней"

С помощью данной презентации ученики знакомятся с историей основания Олимпийских игр, особенностями их проведения в древности, а также с символикой и ее значением. По окончании презентации предлагаетс...

Презентация к классному часу "Чечня- от истоков до наших дней"

Данная презентация поможет учителям начальных классов в работе над проектом "Россия- наш дом"....

Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"

Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"Цель и задачи проекта познакомиться с русской н...