Конспект интегрированного логопедического занятия "Времена года, круговорот воды в природе и безударные гласные"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Григорьева Надежда Анатольевна

Трудно ли объединить общей идеей то, что на первый взгляд кажется несовместимым? Нет! Нужно только широко глядеть на мир, воспринимать его целостным и неделимым, а главное не бояться перемен!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannyy_urok.zip481.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного логопедического занятия  по теме «Времена года, круговорот воды в природе и безударные гласные» с учащимися 3-их классов общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи, дисорфографией

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Григорьевой  Надеждой  Анатольевной

Форма урока:  урок-исследование

Интегрируемый предмет: окружающий мир

Аудитория: учащиеся 3-их классов общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи, дисорфографией.

Темы: 

Коррекционная:

 «Ударные и безударные гласные»

Грамматическая:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Образовательная:

«Круговорот воды в природе»

Лексическая:

 «Времена года»  

Цель:  Формирование межпредметных связей и целостного представления о мире

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                                                        

 -   учить осмысленно подбирать проверочные слова к слову с безударной гласной;                          

-   формировать умения обосновывать написание слов с безударной гласной в корне слова;

-   развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения;

-   прививать интерес к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке;

-   активизировать и поощрять исследовательскую деятельность и умение делать выводы;

-   учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий.

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую  моторику и зрительные анализаторы;

- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

 

Воспитательные: 
- развивать умение слышать и слушать друг друга;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;
- повышать речевую активность.

Оборудование: индивидуальные исследовательские карты, осенний лист, яблоко, аромалампа, лед, вода, заварочный чайник,  индивидуальные  корточки-таблицы с тренинговыми упражнениями по теме «Безударные гласные», мольберт, кисточки, гуашь, карточки с кроссвордом,  магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация сказки «Снегурочка» в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  1.   Установка на успех.

  1. Основная часть

  1.  Музыкальные загадки. Времена года.
  2. Практическая работа. Три состояния воды.
  3. Творческая работа над сказкой «Снегурочка». Круговорот воды в природе.
  4. Грамматический тренинг.

  1.  Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

  1. Рефлексия.

  Ход урока

Деятельность логопеда

         

Деятельность детей

 

 Оборудование

I. Организация начала урока.

  1. Установка на успех

Здравствуйте ребята! Сегодня наш класс превратится в волшебную научно-творческую лабораторию, где нас ждут удивительные открытия, и эти открытия свершите именно вы. Положите свои руки на мою и повторяйте за мной волшебные слова:

- Сегодня я открою для себя много нового и  интересного. Я хочу сделать это для себя. Я добьюсь успеха в любом деле, потому что я умный, добрый и замечательный человек.

Молодцы!

11. Основная часть

1. Музыкальные загадки

Теперь садитесь за парты. Проверим домашнее задание друг у друга (взаимопроверка).

Вы готовы сделать первое открытие? Тогда, подумайте, почему я принесла в класс эти 4 предмета и  собрала их на одном подносе. Ваши предположения вы выскажите после того, как прослушаете великую музыку П.И. Чайковского. Смотрите на предметы, слушайте и представляйте картины, которые будет рисовать ваше воображение. Уловите взаимосвязь и сделайте вывод.

- Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Какие предметы собраны на подносе и почему?

- Какой вывод вы сделали?

- Итак, вы сделали первое открытие – назовите времена года. Перед вами лежат исследовательские карты, впишите в них название времен года под № 1, поставьте ударение, выделите безударные гласные, подберите проверочные слова по схеме. Вспомним орфограмму.

Замечательно!

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

(дети учатся согласовывать движения с речью)

В гости к нам спешит зима,

Наступили холода,

Как художник Дед Мороз

Нам румянит  щеки, нос.

Следом за зимой пришла

К нам красавица весна,

Во дворе сирень цветет,

А на ней скворец поет.

Море радости и света -

Значит, наступило лето,

В лес по ягоды идем,

Всю малину соберем.

Вот и осень, нам пора

В школу поспешить с утра.

Так природа круглый год

По своим часам живет.

ИГРА «ЧЕТЫРЕ ПОРТРЕТА»

Каждому ученику предлагается нарисовать портрет времен года цветовыми пятнами. Каждый мазок должен сопровождаться, характеризующим время года словом.

Педагог записывает эти слова на доске, затем дети проверяют безударные гласные и определяют какой частью речи они являются.

  1. Практическая работа.

Три состояния воды.

 В таблицу вписано еще одно слово. Подберите и запишите проверочные слова по схеме.

Как вы думаете, какое отношение имеет вода к временам года.

- Что происходит в природе с водой в разные времена года?

- Проведем научный опыт.

-Какой научный вывод можно сделать на основании нашего эксперимента?

- Молодцы, вы сделали второе научное открытие. Запишите его в исследовательские карты под № 2

- Как вы думаете, от чего зависит состояние воды в природе?

- Проведем еще один опыт - измерим температуру льда, горячей и холодной воды. Запишем температуру в наши исследовательские карты и сделаем вывод.

- Вот и третье открытие, которое вы сделали сами! Запишите его под № 3

Молодцы! Давайте решим кроссворд.

В этом кроссворде слова с безударными гласными, которые нужно проверить.


 ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

В различных местах нашего класса расположены таблицы с изображением воды в природе: река, озеро, море, пруд, ключ  и одно изображение с фонтаном (водоем созданный человеком). Дети глазами должны найти картинки назвать их и подобрать проверочное слово, если есть безударные гласные. Какой водоем создан человеком?

  1. Творческая работа над сказкой «Снегурочка». Круговорот воды в природе.

- Эта сказка о девочке, которую слепили из снега бабушка и дедушка. Догадались? Но сегодня эта сказка зазвучит по-новому.

- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили сказку о Снегурочке?

- На примере этой сказки мы с вами поняли один очень важный природный процесс – круговорот воды в природе.

- Соединим сказку и науку в одно целое.

- Из чего слепили Снегурочку?

- Что случилось со Снегурочкой, когда она прыгала через костер?

- Что произошло со снегурочкой весной и летом?

- Как Снегурочка попала на землю зимой?

- Почему процесс преобразования воды в природе называется круговоротом?

  1. Грамматический тренинг

- В карточках, которые лежат перед вами, написаны слова с безударными гласными. Как избежать ошибок в этих словах? Правильно! Теперь вам будет легко справиться с заданиями, выполняйте их по образцу.

111. Подведение итогов

- Ребята, на сегодня наша исследовательская работа закончена, но впереди еще много новых открытий. Давайте подведем итоги нашего занятия, а помогут нам в этом наши исследовательские карты.

- Вспомним времена года и месяцы.

- Какие состояния воды бывают в природе и от чего это зависит?

- Какая сказка помогла нам понять процесс круговорота воды в природе?

- Молодцы!

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам нарисовать схему круговорота воды в природе и решить ребусы.

1V. Рефлексия

- Понравилось ли вам наше занятие?

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Мы все побывали сегодня в роли настоящих ученых, и вы в этой роли были очень убедительны. Надеюсь, новые открытия помогут вам и дальше увлеченно познавать этот удивительный мир во всем его многообразии.

Урок окончен.Спасибо!

 

Дети здороваются, выполняют задания логопеда.

Домашнее задание ученики выполняли в тетрадях, используя карточки с заданием по теме «Безударные гласные»

Дети выполняют указания логопеда, отвечают на вопросы, делают вывод,

озвучивают лексическую тему занятия.  

ЛЕТО

ОСЕНЬ-ОСЕННИЙ

ЗИМА-ЗИМНИЙ

ВЕСНА-ВЁСНЫ

Безударные гласные можно проверить, если подобрать проверочное однокоренное слово,  в котором безударная гласная станет ударной.

Дети повторяют за логопедом движения

Ученики рисуют портреты времен года по очереди, по одному мазку.

Характеризуют их прилагательными. Подбирают проверочные слова.

ВОДА-ВОДЫ-ВОДНЫЙ

-Зимой вода замерзает, весной лед и снег тает .

Дети под руководством логопеда проводят опыт, преобразуя воду из твердого в жидкое и парообразное состояние.

- Вода может быть твердой, жидкой, газообразной

- От температуры

- Когда холодно, вода превращается в лед, а когда очень жарко вода превращается в пар.

Дети решают кроссворд

Дети выполняют указания логопеда

РЕКА-РЕКИ-РЕЧЕНЬКА

ОЗЕРО-ОЗЁРА-ОЗЁРНАЯ

МОРЯ-МОРЕ-ПРИМОРСКИЙ

- Снегурочка.

- Дети высказывают свое мнение.

- Дети отвечают на вопросы.

- Нужно подобрать проверочное слово, в котором безударная гласная становится ударной.

Ученики выполняют тренинговые задания.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

Звучат музыкальные отрывки «Времена года» П.И Чайковского

На подносе: осенний лист, кусочки льда, яблоко, ветка вербы.

Индивидуальные исследовательские карты

Мольберт, чистые листы, гуашь, кисти

Лед, чайник с горячей водой, стакан воды, аромалампа

Термометр

Кроссворд на доске

Картинки с изображением природных водоемов

Презентация

Схема круговорота воды в природе

Карточки с заданиями

Исследовательские карты

Карточки с ребусами

                                             К А Р Т А   И С С Л Е Д О В А Н И Я

№ 1

ВРЕМЕНА ГОДА

МНОЖЕСТВ.

ЧИСЛО

КАКОЙ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Л Е Т О

О С Е Н Ь

З И М А

В Е С Н А

№ 2

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

КАКОЙ?

В О Д А

В О Д А  Б Ы В А Е Т (СОСТОЯНИЕ ВОДЫ)

№ 3

СОСТОЯНИЯ  ВОДЫ

ТЕМПЕРАТУРА

ВРЕМЯ ГОДА

ЛЁД

ВОДА

ПАР

Г Р А М М А Т И Ч Е С К И Й    Т Р Е Н И Н Г

Задание № 1 (обязательное)

Слово с безударной гласной

Что?

Кто?

существительное

Множеств.

число

Какой?

Какая?

прилагательное

Что делает?

глагол

Уменьшительно-

ласкательное

слово

Полоса

Молоток

Золотой

Трещал

Нарядил

Терпеливый

Зеленеть

Задание № 2 (дополнительное)

Слово с безударной гласной

Проверочное слово

Слово с безударной гласной

Проверочное слово

Тяжелый

тяжесть

молоток

молот-молотит

г.в.рливый

ст.рик

м.л.дой

б.ец

х.л.дная

в.да

в.с.лые

г.л.са

 Пояснительная записка к уроку

     Данная методическая разработка интегрированного урока рассчитана на  учащихся 3-4-х классов.

     В ходе урока прослеживаются межпредметные связи («Русский язык» и «Окружающий мир»), параллельно решаются логопедические коррекционные задачи: активизация речевой активности, коррекция дисорфографии, расширение словарного запаса.

     К моменту проведения этого урока обучающимся было знакомо понятие орфограмма “Безударные гласные в корне слова”. В третьем классе отрабатывается умение писать слова с безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов, слов с двумя безударными гласными в корне).

    На данном уроке учащиеся в ходе различных упражнений демонстрировали свои умения пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

    Лексическая тема «Времена года» и тема «Круговорот воды в природе» базируются на частично уже известном материале и изучаются в процессе исследовательской деятельности учащихся. Знания, полученные в ходе практической работы,  являются более долгосрочными и результативными.

    Домашнее задание было задано в виде карточки с ребусами по теме “Безударные гласные в корне слова”с использованием слов соответствующих лексической теме. Такое домашнее задание даёт возможность оживить опрос и активизировать работу учащихся на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.

На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...