Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .
методическая разработка (логопедия) на тему

Коптик Светлана Александровна

     У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового,  зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на - процессы нормализации у них чте­ния и письма, даёт предпосылки  к появлению  дисграфии и дис­лексии различной степени тяжести.

            Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталы­ми логопатами представляет раздел  «Твердость и мягкость согласных». Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела  нами используется таблица,  которая заполня­ется по мере расширения к углубления знаний детей о спосо­бах обозначения твердости к мягкости согласных на письме.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исправление нарушений письменной речи.

Применение таблицы « Твердые  и мягкие  согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

(2-5 классы)

     У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового,  зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на - процессы нормализации у них чте ния и письма, даёт предпосылки  к появлению  дисграфии и дис лексии различной степени тяжести.

           Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталы ми логопатами представляет раздел  «Твердость и мягкость согласных». Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела  нами используется таблица,  которая заполня ется по мере расширения к углубления знаний детей о спосо бах обозначения твердости к мягкости согласных на письме.

Таблица используется, начиная  со 2 класса.

Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б     К     Р

Ш

Ч

А

Я

В     Л     С

Ж

Щ

О

Е

Г     М     Т

Но!!

Но!!

У

Ю

Д     Н     Ф

ШИ

ЧА, ЩА

Э

Е

З     П     Х

ЖИ

ЧУ,  ЩУ

Ы

И

Во 2 классе основное внимание уделяется развитию слу хового восприятия при тренировке произнесения каждой из  15 пар согласных, имеющих твердый  и мягкий вариант произноше ния фонем. Навык закрепляется с помощью различных упражне ний в произношении и письме слогов , слов с твердыми и мягкими согласными. При анализе наличия,  количества и последователь ности звуков в слове, а так же анализе его слогового, звуко вого состава применяются графические схемы.

В 3-4 классах работа, начатая во 2 классе, расширяет ся и усложняется за счет большей самостоятельности при выполнении аналитической работы и большего объема письменных ра бот.

В 5 классе делается упор на самостоятельное выполнение письменных заданий по перфокарточкам». в которых надо допи сать пропущенную букву, практикуется составление ребусов и кроссвордов по теме. Ведется работа с текстом или стихотво рением, где дети находят в предложенном тексте мягкие и твердые согласные, анализируют способы обозначения их мяг кости.

Работа по теме  «Твердые и мягкие согласные»  проводит ся в группе с опорой на таблицу по единому плану, не исклю чая дифференцированного объема задания в каждой группе и индивидуального   подхода  к  каждому  ребенку. Такой учет  «зоны ближайшего развития»  у детей способствует оптимально му усвоению наиболее сложной темы. Различие будет заклю чаться в усложнении лексического материала и постепенном наращивании объема письменных и самостоятельных заданий.

План  работы по таблице  «Твердые и мягкие согласные» во 2 – 5-х  классах.

1. Изучение гласных 2 ряда и их влияние  на твердость и мягкость предыдущей согласной.

2. Восприятие и выделение   согласных, имеющих твер дые и мягкие вариант фонем.

3. Согласные только твердые. Согласные только мяг кие. Прохождение теп идет параллельно.

 Основной  работе по теме "твердые и мягкие согласные" предшествует подготовительный  этап. В нем уточняется пред ставление о звуках, способах их   образования, деление на гласные и согласные.

            Примерные виды заданий при  прохождении темы  «Твердые и мягкие согласные».

1.а) изолированно, услышав твердый звук, назвать его

мягкий  вариант. (Упражнение проводится с пере кидыванием мяча). Например: б-б, в-в, г-г, д-д и т.д.),

б) к мягкому варианту подобрать твердый: т.д.

2.Аналогичная работа со слогами (с перекидыванием мяча)
БА-БЯ.               ФА-ФЯ

ПА-ПЯ            СА-СЯ

КА-КЯ             ВА-ВЯ

ЗА - ЗЯ              ГА-ГЯ

              Эта работа проводится с любой из 15 пар твердых и мягких согласных с гласными «я, е, и, е, ю»

3. Дидактическая игра «Тим-Том»

на доске два рисунка Тома-друга твердых согласных и Тима –друга мягких согласных". Группа делится на 2 команды. Логопед называет слова. Если слышится мягкий звук, то встают друзья Тима, если твердый –встают друзья Тома.

(булка,белка,бензин,болт,бинт,беседа)

4.Дидактическая игра «Слоговой аукцион»

Придумать слова, начинающиеся со слога  «ба»

              Ба…(-ня, -нан, -ран)

Придумать слова, начинающиеся со слога «бу»

               (бумага,булавка,букашка,бутон,Буратино)

5.Слоговое лото

составить слова со слогами: -ба, бо, бу,бы, бин, ки,ты,га,ма)

                 Эти виды упражнений улучшают слуховое восприятие и их лучше применять во 2-3 классах.

6.Выборочный диктант слогов

  Записать слоги, содержащие мягкие или твердые согласные исходя из цели занятия.

(  са ,ся ,ра, ря ,ма ,мя, на, ня, ба, бя , гру , мня и т.д.)

7. Прочитать слова. Уточнить звучание первого звука- твердый или мягкий. Объяснить разницу в написании слов. Подчеркнуть буквы, которыми отличаются эти слова» Сопоставить слова по значению:

нос - нёс,        мал - мял,        мол - мёл»

8. Списать слова, вставляя пропущенную» букву   0-Е

      Написать их парами:

а)        Подчеркнуть согласную перед вставленными гласными синим или зелёным карандашом:

к.ша        гн.зда , м.шка,   в.сла,в .дра,  к.чка   , св.кла

б)        Списать слова, вставить пропущенный слог  со или се
        -  ли..нок, но..чек        , вы..кий,   гу..нок,  ве..лый,  ку..чек

9. Работа со словосочетаниями.

а)  Списать словосочетания» Подчеркнуть букву ё  вместе с согласной стоящей впереди,

         Полёт птиц, ведёт козу, зеленый лен,  зёрна пшеницы, несёт сумку,  быстрый самолёт, подмёл пол, везёт дрова.

 б) Внимательно прочитать словосочетания. Найти в них ошибку. Записать словосочетания.

плывот  no реке

большой посолок

дорни за кольцо        

несом пирог      

10. Работа с предложением:

а)        Списать предложение. Вместо точек вставить пропущенную букву.

Вол.дя  поёт вес.лую песню. У слон.нка  длинный  хобот. Отец прив. з  два  в.за др.в. Кошел. к  ле жит на спинке дивана. На вер.вке висят м.крые пел.нки.

б)        Из данных слов составить и написать предложе ние. Подчеркнуть слоги с буквами  о-е:


          корова, мы, услышали, рёв

привёз,  воз, брат, сена

у, новые, галоши, Алёши

 в, светло, от, роще, берёз.

11. Проверочные диктанты на дифференциацию твердых и мягких согласных»

Указанные виды работ  используется на протяжении всего периода прохождения темы "Твердые в мягкие согласные". Рече вой материал подбирается к каждой изучаемой букве с учетом дифференцированного подхода и  индивидуальных особенностей учащихся.        

         К изучению  данного материала по теме  «Твердые и мяг кие согласные»  приступаем после ознакомления с гласными  I-II  ряда  и их дифференциацией.



Предварительный просмотр:

Примерные конспекты логопе дических занятий по разделу: "Дифференциация твердых и мягких согласных" во 2-5 классах»

«Дифференциация гласных звуков 1-2 ряда»

(занятие во 2 классе)

Цель: Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство в различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).

Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных.

Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных 2 ряда.

  1. Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, осматривая горло? (аа -аа - аа)

Что говорит девочка, когда у нее болят зубы? (о-о-о)

Что говорят, когда рыба срывается с крючка?  ( уу-х)

Как гудит паровоз? ( Ууу-ууу)

Как поет пароход? (Ыы-ыыы)

Как кричат хвастуны? (Я-я-я-я)

2.Артикуляционно-фонетическая дифференциация гласных А-Я

             Приступая к объяснению, логопед вывешивает (или показывает слайд) таблицу «Твердые и мягкие согласные», которая в этом случае выглядит так:

Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б     К     Р

А

Я

В     Л     С

О

Е

Г     М     Т

У

Ю

Д     Н     Ф

Э

Е

З     П     Х

Ы

И

Ь

Можно ли считать парными звуки У и Я? Какие звуки называются парными и почему?

Назвать парный звук  к  гласной А,  отметить сходство речедвигательных ощущений: при произнесении звуков А-Я  у нас широко открывается рот. Выделить отличие ( с опорой на слуховое восприятие) гласных А-Я :гласный А произносится длительно, а гласный Я нужно произносить быстро, т.к.он может спрятаться за гласную А.

Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): А-  ,Я-  ,Я  - ,А  -)

Мы вспомнили с вами гласные звуки, а какие еще у нас есть звуки?

Называют согласные, читая таблицу  и выделяют их основное отличие от гласных (при произнесении согласных во рту имеется преграда, а при произнесении  гласных  нет).

3.Далее следует примерно такое объяснение.

Давайте возьмем из этой таблицы любой согласный звук, например - М. оказывается, это не простой звук. Когда он встречается с гласными Я-А ,он и произносится по-разному.

Задание:

-прочитать прямые слоги, сочетая  гласный  М последовательно с гласными  первого и второго ряда А – Я.

-при повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласного того или другого  ряда.

4. Упражнения в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких вариантов звука М.

-Изолированно - услышав твердый вариант, назвать мягкий и, наоборот (с перекидыванием мяча).

-В слогах (с перекидыванием мяча) ма-мя, мя-ма, ма-мя, мя-ма.

-Слоговой аукцион :придумать слова со слогом  Ма, МЯ.

                            Мама, мак, машина, мяч, мясо.

-Выборочный диктант слогов (из ряда слогов записать только слог МА).

ка, ра, са, ма, та, ма, да.

В тетради эта запись будет выглядеть так:

-  , - , - ,ма, -, ма, -.

Аналогичная работа проводится со слогом МЯ.

5.Прочитать пары слов. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий) Объяснить разницу в написании слов. Сопоставить слова по значению.

Мал-мял, сад-сядь ,рад-ряд.

6.Устно составить предложения со словами предыдущего задания.

К концу занятия подводим детей к двум выводам:

Перед гласной  А  нужно говорить твердую согласную, а перед гласной Я – мягкую.  Если гласная А  встанет после согласной М или другой согласной по таблице, то согласный звук будет звучать твердо, а если гласная Я встанет после согласных звуков, то они будут звучать мягко.

7. Итог занятия.

Тема: «Согласные только твердые, закрепление правописания ЖИ-ШИ».

                                                                                     (занятие в 4 классе)

Цель: Дать понятие о твердости согласных  Ж и Ш.

Тренировать в различении твердых согласных.

  Закреплять навык правописания ЖИ-ШИ.

1.Краткое повторение по таблице «Твердые и мягкие согласные»

Включение в таблицу букв Ж и Ш.

Логопед, задает  ребятам  вопрос "Все ли согласные буквы включены в таблицу? Оказывается, не все.  Нет Ш,  Ж, Ц,  Щ, Ч. Почему? Останавливаясь пока на буквах  Ж и Ш , логопед предлагаёт ученикам послушать, как они звучат в слогах  и словах:

а)        Прочитать слоги:   жа, жо, жу, ша, шо, шу.

б)        Дидактическая игра « Доскажи словечко»

 Жа …(жаба, жаворонок). Жу…(жук, журнал), ша…(шапка,шар).

    Выясняется, что звуки Ж и Ш  звучат  только твердо.

Вот  почему они не могут быть вместе с буквами, читаемыми

и  твердо и  мягко. для Ш и Ж  нужна отдельная графа. Ш и Ж только твердые,, Значит, по общему правилу  после них следует писать буквы  А, О, У, Ы. (Случаи написания Е после Ш и Ж не оговариваются), но Ы не пишут, а только И . Почему? Когда-то  Ж и Ш  были только мягкими и после них пи сали буквы,  показывающие мягкость согласных. Потом  Ж и Ш отвердели, но как с тех.давних пор люди привыкли  писать после Ж и Ш   И так и пишут сейчас ЖИ, ШИ,  хотя читаем мы  Ж и Ш в этих слогах твердо.

 После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные» выглядит так:  

Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б     К     Р

Ш

А

Я

В     Л     С

Ж

О

Е

Г     М     Т

Но!!

У

Ю

Д     Н     Ф

ШИ

Э

Е

З     П     Х

ЖИ

Ы

И

Ь

3.Тренировка в написании ЖИ,ШИ:

  1. Вставить пропущенное сочетание ЖИ  или ШИ:

Пру..на,вер..на,о..бка,мА..на,пу..нка,сне..нка,сме..нка,на..вка,кру..на.

Напиши слова, подчеркни ЖИ, ШИ.

  1. Подбери подходящее по смыслу слово и напиши по образцу.                 Образец: летучие мыши.  

Душистые ……..,колючие    ………..,проворные    ………,цветные         ………, густые             ……….,длинные    ………..

Слова для справок: Еж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.

  1. Прочитай или прослушай вопросы. Ответь, одним словом  и напиши это слово. Подчеркни сочетание жи-ши.
  1. Как называется африканское животное с длинной шеей?
  2. Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?
  3. Как называется дикая роза?
  4. Как называют форменное платье у военных?

                      (жираф, шило, шиповник, шинель).

  1. Графический диктант.

         Запиши предложение графической схемой, выделяя в словах сочетания    

           ЖИ, ШИ.

Тишина в лесу.                                        ____ ШИ___      _      ______.                               

 Легко скользят лыжи.                            ______      _______        __ ЖИ.

В воздухе пушистые снежинки.       _   _________     _____ШИ___     ____ЖИ___.

  1. Зрительный диктант.

     Прочитал, спиши и выдели сочетание ЖИ, ШИ.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. (В.Суриков)

Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА,ЩА,ЧУ.ЩУ».

( занятие в 5 классе)

Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

(занятие в 5 классе)

Цель :Дать понятие о мягких согласных Ч, Щ.;

Тренировать детей в различении этих согласных.

Закрепление правил написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

  1. Краткое повторение твердых и мягких согласных.
  2. Знакомство с ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Ход объяснения подобен предыдущему, выясняем, что Ч, Щ только мягкие, что написание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ является исключением из общего правила и не соответствует произношению. Правописание этих слогов следует запомнить.

После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные»  выглядит так:

Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б     К     Р

Ш

Ч

В     Л     С

Ж

Щ

Г     М     Т

Но!!

Но!!

Д     Н     Ф

ШИ

ЧА, ЩА

З     П     Х

ЖИ

ЧУ,  ЩУ

3. Тренировка в написании ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

  1. Спиши слова в два столбика: в левый слова с сочетаниями ЧА, ЩА, в правый- с сочетаниями, ЧУ,ЩУ.

(счастье, чучело, щука, чайка, чулан, щавель, чулок, часть, частушка, чудовище, чуткость).

б) Измени словосочетания по образцу:

Образец: поймать кого? (лещ)- поймать леща.

Решать что? (задача)

Позвонить кому? (врач)

Зайти к кому? (к товарищ)

Сложить как? (в куча)

Надеяться на что? (на встреча)

в) К данным словам допиши слова, которые обозначают детенышей. Подчеркни сочетание ЧА.

Волк - ……….                               Индюшка -…………..

Заяц -  ………..                              Утка -………………..

Медведь -……..                              Кролик -…………….

Галка -,,,,,,,,,,,,,                             Белка -,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

г) Спиши, вставляя пропущенные буквы:

                      Полезные советы.

Ешь молч..  .  Ч..ще проветривай комнату.  Дыш..   глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ..м . Активно уч..ствуй  в  ж..зни  класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)

Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...

ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 4 класс

календарно-тематическое планирование логопедических занятий в специальной коррекционной школе 8 вида...

Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс.

Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс....