Организация логопедических занятий в коррекционной школе VIII вида
статья по логопедии (1 класс) по теме

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog2.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.

Учитель —логопед БОУ СМП Специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Сокола

Арсенова Галина Ефремовна- высшая квалификационная категория

Логопедическая работа в коррекционной школе VIII  вида специфична, т. к. обусловлена характером нарушений высшей нервной деятельности и особенностями речевого развития, структурой речевого дефекта. Каковы же особенности логопедической работы в нашей школе:

По внешности эти дети могут выглядеть нормально (кроме болезни Дауна). Но все-таки патологические отклонения имеют место: шестипалость, отсутствие слуха, уменьшенный объем черепа (при микроцефалии), нарушен рост зубов и т. д. Отклонений в неврологическом состоянии может также не быть, но чаще всего это рассеянная неврологическая симптоматика: косоглазие, парез лицевого нерва, опущение верхнего века. Эти дети очень неловкие, их движения неточные, мимика лица «застывшая». Нарушена вегетативная нервная система: потливость, сосудистая дистония, повышены аппетит, жажда. Но самые основные нарушения - это особенности психического состояния. Дети с нарушением интеллекта адекватно воспринимают окружающий мир, но сам процесс малоактивен - как «сквозь мутное стекло». Нечётко представляют окружающий мир, не замечая деталей. Запоминание чисто механическое, очень непрочное. Им трудно найти отличие между предметами, высказать своё суждение. Об этом должны знать и помнить учителя, работающие в коррекционной школе. Кроме всего прочего поведение их носит импульсивный характер, они не могут сдерживать свои чувства, влечения (дисфория, эйфория).

Типичное нарушение для детей с нарушением интеллекта - расстройство речи. В тяжёлых случаях речь отсутствует (таких детей в нашей школе нет). Речевая система их формируется с задержкой. Они слышат педагога, но эта речь для них идёт сплошным потоком, как речь иностранца, из-за недоразвития речевого и звукового анализаторов. Словарь не достигает нормы. Структура слова нарушена: не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Страдает грамматический строй речи. Не понимают речь окружающих или понимают со 2 - 3 раза. Ответы типа: «Чем отличается самолёт от бабочки?» - «Самолёт летает, а бабочка летит» - является нормой. Или: «Назови мебель, которая есть дома» - «Шкаф - большой такой - пепельница, мотоцикл и воду горячую дали».

Какие основные методические принципы соблюдаю в работе:

  • весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • на каждом логопедическом занятии мы работаем над речевой системой в целом (и фонетика, и лексико - грамматическая сторона речи и т. д.);
  • логопедическая работа и формирование речевых действий проходит поэтапно:
  1. с опорой на вспомогательные средства (картинки),
  2. с опорой на речь (произносить слово без вспомогательных средств),
  3. без материальных и речевых опор, по представлению;
  • используются все виды памяти (тактильнось, кинестетика, зрительное восприятие и т. д.);
  • коррекцию нарушений речи связываем с общим моторным развитием, особенно с мелкой моторикой пальцев, с элементами логоритмики;
  • содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка;
  • частая повторяемость логопедических упражнений, т. к . у детей - олигофренов механический вид памяти;
  • усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки исчезают в других ситуациях; поэтому их нужно закреплять в различных ситуациях (пересказ, диалог, разговор по телефону и т.д.);
  • быстрая утомляемость этих детей требует смены деятельности ребёнка;
  • тщательная дозировка речевого материала;
  • небыстрый темп работы, объяснение - в простой доступной форме; (Олигофрены не понимают обращённую к ним речь. Работать с ними очень трудно. Ваша речь для него — это речь иностранца).
  • речевые нарушения носят стойкий характер, поэтому логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки.

Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы - это база, на которой строится всё обучение, это основа дальнейшего развития ученика. Дети с нарушением интеллекта должны приобрести навык достаточно беглого, правильного, осмысленного чтения. Чтение является наиболее трудным разделом обучения языку, поэтому - то такое пристальное внимание к этому вопросу с моей стороны.

Каковы требования к чтению в нашей школе?

1 - 2 классы - это сознательное, правильное, плавное чтение по слогам. К концу 2 года обучения переход к чтению целыми словами; в 3 классе продолжается работа по переводу на слитное чтение (допускается послоговое чтение трудных слов), в 4 классе - чтение правильное, сознательное, выразительное, нормальное по темпу (дети - не читают на скорость). При этом дети отвечают на вопросы по тексту, пересказывают его, соблюдают ударение, паузы, владеют чтением про себя, заучивают наизусть.

Что должен знать педагог, преподающий чтение в нашей школе :

  • урок должен быть интересным для ученика ;
  • главное место на уроке чтения занимают чтение и разбор текста учащимися;

.• разъяснение педагога не должно занимать много времени;

  • работа над словом (через беседу, рассказ, иллюстрации, картины и т. д.);
  • многократное перечитывание текста с определенным заданием, причем

вопросы педагога должны быть понятными, конкретными, простыми;

  • работать над предупреждением речевых ошибок при чтении;
  • каждому занятию по чтению должна сопутствовать работа по развитию

связной устной речи и логического мышления ;

  • обязательным является обучение пересказу ;
  • соблюдать индивидуальность в обучении чтению.

На бледном фоне образованности детей с нарушением интеллекта в речевом отношении дети с дислексией выглядят ещё хуже: как правило, нарушено звукопроизношение, словарь беден (даже активный: будет долго думать, что такое огурец?), неточность в употреблении слов. Они избегают сложных фраз, нарушена связная речь. Причина в несформированности фонематической системы. Отсюда - затруднение в восприятии букв. Труден для них и процесс слияния букв в слоги. Слить звуки в слоги - это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. У этих детей отсутствует представление о звуко - буквенном составе слова, нет чувства языка («белый берёза» - у ученицы        5 класса Рубцовой Т.)

Смысловая догадка отсутствует начисто. Т.е. базы, на которой строится обучение чтению, нет.

Работая с этими детьми , встречаю все виды дисграфии и дислексии: фонематическую, семантическую, мнестическую (с трудностью усвоения всех букв и нарушением речевой памяти), оптическую.

При проверке чтения постоянно повторяющиеся ошибки таковы:

  • замена букв - и согласных, и гласных, их пропуск или добавление (кошка - «коша», дорогие -  «дороге»  др.);
  • искажение звуко - буквенной структуры слова (пропуски буквы при стечении согласных: вскрикнул - «скрикнул», перестановка или пропуск слога: воробей - «вобей»);
  • пропуск слова;
  • отсутствие чувства строки (у всех индивидуальные указки, закладки, учу правильному обращению с книгой),
  • озвончение, оглушение (дуб);
  • нарушение правил орфоэпии:
  • чт - —► «ш» (чтобы, что)
  • ого, - его —► ово, ево (синего),
  • неправильное чтение предлогов (в школу - (фшколу) - читают отдельно, без оглушения),
  • «проглатывают» окончания, возвратные глаголы читают неверно: улыбается —► ца
  • не соблюдают синтаксических, смысловых пауз,
  • темп, обычно, в норме, но встречаются случаи тахилалии и брадилалии,
  • не понимают смысл прочитанного,

* не могут прочитать слово сложного состава или редкоупотребляемое слово (аквариум) , (шлюпка) и т. д.

Основой коррекционной работы по устранению дислексии считаю цепочку: овладение звуко - буквенными обозначениями, послоговое чтение, становление синтетических приёмов чтения, и, наконец, синтетическое чтение.

 1. Все начинается со звука.

Прежде, чем начать изучение буквы, педагог должен убедиться в том, что ребёнок знает, как произносится этот звук, слышит количество звуков, позицию звука в слове.

Есть сотни игр по развитию звукового восприятия у детей.

Есть эти игры и у меня, но тем, кто начинает с нуля, прежде всего нужно

приобрести лото - речевое, звуковое, логопедическое.

  1. Звук и буква.

Чёткое разграничение этих понятий. Звук - слышим и произносим, букву - пишем и видим. Термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» всегда перед глазами детей с достаточным определением. В моём кабинете около 30 видов азбук (большие, маленькие, шуточные, не кубиках, на мяче, разрезные, печатные, прописные и т. д.), - и я твёрдо убеждена, что этого мало. Ведь наша цель - заинтересовать ребят.

Использую все приёмы, чтобы ребёнок запомнил букву: на что похожа? Из чего состоит? Объясните картинку, обведём и раскрасим, «прорисуем», выложим из палочек, из элементов, покажи эту букву сам (физкультминутка), стихи о букве, найди букву З.Слог.

Согласные и гласные, их чёткое разграничение. Вопрос слияния - самый главный. Отрабатываю слияние так:

И прямой, и обратный слоги. Начинать с гласных, а в конце - можно использовать и слоги.

Затем использую слоговую таблицу с соотнесением буквы, только после этого перехожу к общей слоговой таблице. Даю каждому ребёнку специальную карту (есть по каждой букве): по ней проводим анализ от названия буквы до чтения предложения с этой буквой. Вот так мы осваиваем слог.

  1. Слово.

От слова из 3 букв, односложного-► до слова сложного состава. Не забыть

при этом о лексическом значении слова! Не увлечься только «техникой чтения», только «чистым» прочтением слова. Именно работа над лексическим значением слова лучше всего поможет объяснить, чем слог отличается от слова.

Очень помогают в работе над словом игры с деформированным текстом.

Технику чтения отрабатываю по следующей системе:

  1. Чтение прямого слога;
  2. Обратный слог;
  3. Прямой слог с наращиванием согласного;
  4. Обратный слог с наращиванием согласного;
  5. Прямой - обратный слоги;
  6. Односложные слова;
  7. 8. Слова из 2 слогов;

9,10. Слова из 2 слогов с усложнением (открытый слог + закрытый слог и наоборот). Звуко - буквенный анализ.

  1. Аналогичное задание, но закрытый слог + закрытый слог.
  2. Прямой слог + слог со стечением согласных;
  3. Слова со стечением согласных:

а/ открытый слог + открытый слог,

  1. б/ закрытый слог + открытый слог,
  2. в/ открытый слог + закрытый слог,

закрытый слог + закрытый слог;

  1. Слова с мягким знаком.
  2. Слова из 3 открытых слогов.
  3. 19. Слова из 3 слогов с усложнением.
  1. Звуко - буквенный, слоговой анализ слова.
  2. Слова из 4 слогов.
  3. Слова сложного состава, редкоупотребляемые слова.
  4. Анализ часто встречающихся ошибок при чтении. 5. Работа с текстом.

Использую приёмы:

  • выборное чтение по вопросам;
  • выборное чтение по вопросам, которые ученики задают друг другу;
  • чтение по картинкам («подпиши» картинки словами текста или «оживи»);
  • чтение вопросов под текстом и ответы на них (можно словами текста);
  • чтение по частям + заголовок к каждой части;
  • чтение той части рассказа, которая больше всего понравилась;
  • чтение по частям - с предварительным распределением этих частей;
  • хоровое чтение трудного отрывка с повторным чтением слабыми учащимися;
  • чтение с постановкой точки над словом, где сосед допустил ошибку;
  • чтение по эстафете, 1-го называет учитель, следующего - читающий;
  • чтение всего текста (или отрывка) - как образец;
  • чтение по частям - с изменением силы голоса (шёпот, громкая речь, спокойная речь), с различной интонацией. Учитель при этом даёт образец чтения;
  • диалоговое чтение с использованием атрибутики, драматизации (на дом: пересказ по ролям);
  • чтение при себя с заданием (можно задание написать на полосках бумаги);
  • чтение с учётом знаков препинания, образец чтения даёт учитель;
  • пересказ текста (подробный, рассказ по плану, по картинкам, выборочный, по опорным словам, по эстафете);
  • словесное иллюстрирование: это опосредованный пересказ.

Основными направлениями моей работы являются:

  1. Диагностическая деятельность (это индивидуальное обследование детей).
  2. Коррекционно -развивающая деятельность (тематическое

 планирование, выработка рекомендаций по коррекционной работе).

  1. Организационная деятельность (планирование и проведение логопедических занятий).
  2. Консультативная деятельность (проведение консультаций для участников образовательного процесса).
  3. Методическое обеспечение (методическая работа).  

                               

Работать с этими детьми трудно, они живут в собственном мире, их поведение неадекватно, коррекция движений нарушена + букет физических недугов + часто полная социальная запущенность. Поэтому не представляю свою работу без взаимосвязи с учителями нашей школы:

 

Данная учебная программа составлена на основе типовой программы для специальных общеобразовательных учреждений VIII под редакцией В.В. Воронковой.

Главное направление логопедической работы - коррекция устной и письменной речи учащихся, повышение уровня их познавательной деятельности. Логопед помогает учащимся в усвоении программы, не дублируя при этом работу педагогов начальных классов. Программа рассчитана на проведение 2-х групповых занятий в неделю (остальное время распределено на индивидуальные и подгрупповые занятия, что более приемлемо для занятий с детьми с нарушением интеллекта). С периодичностью в 3 занятия проводится урок по развитию речи. Данная учебная программа включает в себя :

  • тему логопедического занятия с указанием количества часов, используемых на изучение данной темы        <
  • указание тем, которые изучаются параллельно по чтению и русскому языку в данном классе.

Цель работы логопеда на групповых занятиях - коррекция устной и письменной речи учащихся, развитие фразовой речи, обогащение словаря, в первом классе - работа над звуко -буквенном анализом слова, изучение грамоты, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, памяти, коррекция звукопроизношения. Одновременно ведется работа над выразительностью речи, над обучением пересказа и умением составлять рассказать.

Индикативными показателями моей работы являются- улучшение устной речи ребенка, грамотное письмо, правильное чтение.

Что -то получается, что —то нет. Но любую работу оценивают по результату. А они есть. По последним данным из 93 обучающихся школы 53 на проверке техники чтения прочитали на «4 и 5» .        

Когда ребенок, поступивший в школу, начинает читать и писать правильно – это радость глазах ученика и счастье в душе педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...

Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....

ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 4 класс

календарно-тематическое планирование логопедических занятий в специальной коррекционной школе 8 вида...

Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс.

Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс....