Методическая система учителя-логопеда Шуманковой Ольги Викторовны апробированная в профессиональном сообществе .
методическая разработка по логопедии по теме

Шуманкова Ольга Викторовна

 Методическая система учителя-логопеда апробированная в профессиональном  сообществе .

 В  своей  деятельности  руководствуюсь :

1.Законом  РОССИЙСКОЙ  Федерации «Об  образовании ( В редакции Федеральных законов  от  13.01.96 № 12-ФЗ,  от 16.11.97 № 144-ФЗ).

2.Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное  письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000, №2).

3.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.  Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при  общеобразовательной школе.- М.: Когито-Центр,  1996. (Издание осуществлено по заказу  Министерства общего  и профессионального образования  РФ).

4.Об  учителях- логопедах и педагогах – психологах учреждений образования (Письмо  Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98. № 20-58-07 ин/20-4).

5.О психолого- медико –педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения  (Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6).

В данный момент особенно актуальным считаю проект «Информационные технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы».

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.

Методологическую основу проекта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев);  деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев  и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

Работаю по программе  «Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся общеобразовательных школ»   Данная программа была представлена в номинации

Цели:

1 Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи,  в освоении ими общеобразовательных программ..

2.Повышение профессиональной компетенции .

 

При работе над этим проектом я поставила перед собой следующие задачи:

1.      исследовать  рынок компьютерных  обучающих  и коррекционных программ и технологий;

2.      отобрать программы,  наиболее приемлемые в логопедической работе;

3.      разработать   демонстрационные материалы  для использования  в  коррекционных программах;

4.      создать базу данных речевого развития  учащихся начальной школы;

5.      разработать контрольно-измерительные  материалы для  мониторинга   развития навыков письма и чтения.

image6 Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными нарушениями речевого развития;

image7..Определение наиболее грубых дефектов, которые мешают успешному обучению детей.

-Выявление первичных нарушений и причин дефектов речи для более успешной коррекционной работы.

-Непосредственная коррекция наиболее грубых нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся 1-4 классов.

8.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;

9.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными нарушениями речевого развития;

10.Создание условий, способствующих освоению детьми с речевой патологией основной образовательной программы начального общего образования;

11.Осуществление индивидуально ориентированной логопедической помощи учащимся  с речевыми нарушениями с учётом особенностей психического развития, индивидуальных возможностей  детей;

12.Оказание  консультативной и методической помощи, разъяснение специальных знаний по логопедии среди  родителей , педагогов.

13.Развитие  личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование, гибкости мышления.

14.Изучение  и внедрение в коррекционно -образовательный процесс современных   коррекционно-образовательных технологий.

15.Выявление, обобщение и распространение  инновационного  педагогического опыта.

Принципы:

-Соблюдение интересов учащихся.Решаю проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство  диагностики, коррекции и развития.

-Непрерывность помощи до полного решения проблемы.

-Создание  вариативных условий для получения образования учащихся, имеющими различные недостатки физическом развитии.

Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат

Направление  работы.

Диагностическая работа –своевременное выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи ( см. в Приложении  №), изучение развития эмоционально- волевой сферы и личностных  особенностей  обучающихся, анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа-  осуществляется  с использованием современных педтехнологих:

Специфика логопедической работы проявляется в планировании.   Логопедическое  занятия строятся  с учётом постепенного введения трудностей.

Процесс логопедической работы  направлен на формирование  мыслительных операций анализа, синтеза,  сравнения, абстрагирования, обобщения.

При устранении нарушений звукопроизношения  большое место отводится дифференциации  фонетически близких звуков. Произношение каждого звука анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. С учётом характера  нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений  не только  фонетико- фонематической  но и лексико- грамматической стороны речи.

Существенно место отводится развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики. (упражнения представлены в Приложении №) Условием эффективной коррекционной работы  моей является создание условий, вызывающих положительные эмоции. Переживание  маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении, включает  ребёнка в занятие, что является основным условием успеха.. Обучая  младших школьников , используем более 5 видов разнообразных материалов, для закрепления пройденного материала. Также используется во время занятий пальчиковая гимнастика. Гимнастику  проводим в начале урока –для разминки, используем тенисные шарики,  вращая  шарик между пальцами проговариваем в медленном темпе скороговорки, потешки, стихотворения), так как они создают богатую почву для размышления, вдохновения, делают человека мудрее.

Конструирование букв с помощью пальцев, хорошо проходит для мобилизации внимания, вызывает у учащихся ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.    Так же конструирование  и составление  с помощью пальцев слов и предложений, помогает обыграть,  почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение. В процессе совместной деятельности  речь учащихся активизируется,  обогащается словарный  запас, т.е. учащиеся проговаривают последовательность своей работы.

Способность учеников к лепке позволяет решить задачи  развития  двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсорики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения построения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения , развития связной речи.  Учащиеся первых классов закрепляют с помощью пластилина образы букв, а вторые и третьи словарные  слова, предлоги, приставки. Работы учащихся логопедической группы опубликованы  на сайте. (свидетельство).

В своей коррекционной работе использую   здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех по степени их влияния на здоровье учащихся. Их главный отличительный признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся непосредственно в учебной деятельности. К сожалению по статистике около 70% детей при поступлении в школу могут считаться относительно здоровыми, но уже всего лишь 10% учеников можно признать таковыми по окончании школы. Остальные же 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней — искривление позвоночника, гастрит и т.п., но в первую очередь — болезни, связанные со зрением. Для воспитания здоровых детей в нашей школе применяются здоровьесберегающие технологии: проведение физминуток на уроке, организация динамической паузы в первых классах, организации горячего питания, так необходимого для школьников, проведение спортивных мероприятий!На мой взгляд, родители и школа должны действовать сообща, чтобы получить положительный результат!
   Состояние здоровья и работоспособность школьников в значительной степени зависит от среды, в которой осуществляется учебно-воспитательный процесс. Строгое соблюдение физиолого-гигиенических нормативов и стандартов позволяет оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм ребенка, предотвращать негативные последствия. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.  В  настоящее  время  у  значительной  части детей наблюдается  слабость  развития  зрительно-двигательных и  слуховых  связей, недостаточное  развитие  мелкой  моторики, графического  навыка.   Поэтому  коррекционная  работа  проводится по нескольким   направлениям:
•    развитие сенсорных и моторных функций;
•    формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
•    развитие мимической мускулатуры;
•    развитие интеллектуальных функций;
•    развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
•    формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Итак,  рассмотрим  методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.
Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
•    Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
•    Занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» Затем следуют релаксационные упражнения: «представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.
•    Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
•    Элементы психофизической гимнастики используются, например, так: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
    Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар». Дети  очень  любят  артикуляционные  упражнения, например, «Часики», где  мы  вводим  движения, так  это  упражнение сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
    Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения
артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.  Основные задачи физминутки – это:
•    снять усталость и напряжение;
•    внести эмоциональный заряд;
•    совершенствовать общую моторику;
•    выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
    Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Предлагаю еще одну методику, она позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
•    В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
•    В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс   в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
•    Кинезиологические упражнения  дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
     Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
    Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
    Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
    Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
    Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Вашему вниманию предлагаю примеры некоторых упражнений.
1.    Растяжки
«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево»  Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы  подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
2.    Дыхательные упражнения
«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом» Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
3. Телесные упражнения
«Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
«Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Маршировка» Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
4. Упражнения на релаксацию
«Дирижер» Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – ни будь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
5. Упражнения для развития мелкой моторики
«Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
6. Глазодвигательные упражнения
«Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.
«Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
7. Массаж
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.
б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

8. «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой и успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!
На базе МОУ «СОШ № 54» городского методического сообщества учителей-логопедов общеобразовательных учреждений  представила опыт  работы по развитию костно-мышечного ощущения, мелкой  моторики (творческие работы учащихся логопедической группы_).Работы с этим материалом способствует развитию навыков художественного  конструктирования пальчиковой моторики.

Таким образом в коррекционной работе  использование  ручной умелости, пальчиковой  гимнастики, лепки , показывает что планомерная работа по развитию  моторики рук  на занятии и при выполнении творческих работ в домашних условиях дало положительную динамику:

    У учащихся снизилась утомляемость, повысилась  работоспособность, активизируются  мыслительные, психические процессы. Дети становятся боле  открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Следовательно,  художественный ручной  труд, это  важный элемент гармоничного развития учащихся.

В рамках проводимого занятия использовались  разные  виды деятельности, методов и приёмов, а также обязательное обращалось  внимания на формирование умений у учащихся работать в макро и микрогруппе, в паре, уметь и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решалась  триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.

«Источники творческих способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев.   От пальцев ,образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,  тем умнее ребёнок»-так говорил В.А.Сухомлинский. Ряд исследований доказано (М.И.Кольцова, Е.И.Исениина,  А.В.Антакова-Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева).

Дж.Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками. Художественный ручной труд- это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка. Он способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая  младших школьников , используем более 5 видов разнообразных материалов, для закрепления пройденного материала. Также используется во время занятий пальчиковая гимнастика. Гимнастику  проводим в начале урока –для разминки, используем тенисные шарики,  вращая  шарик между пальцами проговариваем в медленном темпе скороговорки, потешки, стихотворения), так как они создают богатую почву для размышления, вдохновения, делают человека мудрее.

Также используем игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

Игры с кубиками, шнурками, карандашом, шишками, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.

Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушек пальцев. С помощью  прищепок выкладывают учащиеся  буквы, слоги, слова.

Используем в работе спички, палочки ,заключающиеся в выкладывании букв, слов, предложений. Таким приёмом способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определённом порядке, развивает логическое мышление ,фантазию.

Конструирование букв с помощью пальцев, хорошо проходит для мобилизации внимания, вызывает у учащихся ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.    Так же конструирование  и составление  с помощью пальцев слов и предложений, помогает обыграть,  почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение. В процессе совместной деятельности  речь учащихся активизируется,  обогащается словарный  запас, т.е. учащиеся проговаривают последовательность своей работы.

Способность учеников к лепке позволяет решить задачи  развития  двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсорики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения построения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения , развития связной речи.  Учащиеся первых классов закрепляют с помощью пластилина образы букв, а вторые и третьи словарные  слова, предлоги, приставки. Работы учащихся логопедической группы опубликованы  на сайте. (свидетельство).

Гречневая, перловая крупы, горох из них получаются замечательные творческие  работы. Работы с этим материалом способствует развитию навыков художественного  конструктирования пальчиковой моторики.

Таким образом в коррекционной работе  использование  ручной умелости, пальчиковой  гимнастики, лепки , показывает что планомерная работа по развитию  моторики рук  на занятии и при выполнении творческих работ в домашних условиях дало положительную динамику:

-закрепление положительных эмоций;

-возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

-развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

    У учащихся снизилась утомляемость, повысилась  работоспособность, активизируются  мыслительные, психические процессы. Дети становятся боле  открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Следовательно,  художественный ручной  труд, это  важный элемент гармоничного развития учащихся.

В рамках проводимого занятия использовались  разные  виды деятельности, методов и приёмов, а также обязательное обращалось  внимания на формирование умений у учащихся работать в макро и микрогруппе, в паре, уметь и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решалась  триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.

Комплексная коррекционная  работа проводилась эффективно ,у учащихся  уровень ,всех компонентов речевой системы  существенно повысился. что подтверждается  результатами заключительной диагностики. По  всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям

 

Комплексная коррекционная  работа проводилась эффективно ,у учащихся  уровень ,всех компонентов речевой системы  существенно повысился. что подтверждается  результатами заключительной диагностики. По  всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям

Консультативная работа: Регулярно в течение года провожу  индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, участвую  в семинарах, выступления на методических объединениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы. Консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы;  консультативная помощь родителям в вопросах  выбора стратегии воспитания и приёмов  коррекционного  обучения.

Информация о консультационно – методической помощи учителям начальных классов.

В целях повышения качества обучения младших школьников с речевой патологией тесно сотрудничаю с учителями начальных классов и педагогом-психологом школы.

Главными задачами является:

ü своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

ü устранение  речевых дефектов и развитие устной и письменной речи ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе;

ü   выработка с учителями начальных классов единых требований к учащимся с речевой патологией;

ü   закрепление накопленного речевого опыта у данной категории учащихся в процессе учебной деятельности на уроках.

Использую следующие формы взаимодействия с учителями начальных классов:

ü консультации;

ü участие в работе методического объединения учителей начальных классов;

ü участие в работе ПМПК.

Тесное сотрудничество с учителями  начинается уже в сентябре, когда происходит обследование речи учащихся и продолжается в течение всего учебного года. Довожу результаты обследования до учителей и обсуждаю  кандидатуры для зачисления на логопедический пункт, посещаю уроки  с целью изучения психологических особенностей младших школьников, а также с целью  ознакомления с программой и технологиями, которые использует учитель.

На каникулах изучаю письменные работы учащихся, обращаю внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок, отслеживаю динамику развития ребенка; информирую учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получаю информацию об их успеваемости.

На заседаниях методического объединения выступаю с докладами, провожу дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Совместно с  учителями  начальных классов участвую  в ПМПК по вопросам адаптации первоклассников к школьной жизни и  пятиклассников  к новым условиям обучения.

По окончании учебного года провожу анализ коррекционно - развивающей  работы,  знакомлю учителей начальных классов с результатами диагностики, совместно определяем перспективы дальнейшей деятельности.

Работа с родителями.

В целях повышения качества коррекционной работы осуществляю тесное сотрудничество с родителями учащихся, имеющих речевую патологию. Совместно с родителями определяем следующие задачи:

ü своевременное выявление детей с речевой патологией;

ü формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;

ü систематическая помощь детям и контроль со стороны родителей за посещением логопедических занятий;

ü логопедическое просвещение родителей.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Охват консультативной помощью родителей составляет 100 %.

На мой взгляд, задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.

Наиболее эффективными  формами взаимодействия являются:

ü открытые логопедические занятия для родителей;

ü круглые столы по проблемам оказания помощи детям с речевой патологией со стороны родителей;

ü родительские собрания;

ü индивидуальные консультации;

ü методические рекомендации (буклеты, памятки, стенды и т.д.).

  В результате взаимодействия логопеда  с родителями у большинства детей отмечается высокая мотивация к логопедическим занятиям, повышается качество проводимой коррекционно-развивающей работы, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития.

Объединение усилий специалистов разных профилей, в том числе взаимодействие с родителями  создаёт для каждого ребёнка единую систему коррекционного воздействия, общения и развития, осуществляя при этом индивидуальный подход в коррекции речи и становлении личности ученика, его социальной адаптации.

4. Для обеспечения качества организации образовательного и воспитательного процесса систематически знакомлюсь с передовым опытом  учителей по применению современных технологий обучения. Стремлюсь оптимально использовать  следующие образовательные технологии:

ü технологию коррекции недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ (А. Я. Ястребова, Т. П. Бессонова) в сочетании с

ü личностно-ориентированной;

ü информационно – коммуникационной;

ü здоровьесберегающей;

ü игровой;

ü и технологией проблемного обучения.

 

Использование данных технологий позволяет обеспечивать комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала.

          Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

ü принцип развития динамичности восприятия. Даю задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует  развитию динамичности восприятия;

ü принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) на моих  занятиях реализую  через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций;

ü принцип параллельного развития и коррекции устной и письменной речи;

ü принцип мотивации к учебной деятельности  стараюсь  реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка к логопедическим занятиям,  когда активно работают ВПФ.

       Углубляю теоретические знания в области педагогики, психологии, нейролингвистике, психолингвистике и логопедии. Слежу за новинками психолого-педагогической, специальной и методической литературы. Изучила работы Мисаренко Г. Г. «Коррекционно – развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы», Лагузиной  С. Л. «Информационные технологии в обучении младших школьников», изучила технологию современного открытого урока по книге    М. М. Поташника, М. В. Левина «Как подготовить открытый урок».

В своей работе опираюсь на основы теории педагогики, возрастной психологии. Для повышения эффективности учебных  занятий  применяю аудиовизуальные средства, Интернет.  

 

Информационно- просветительная работа:  тематические выступления для педагогов и родителей ; дополнительная  информация на сайте,  информационном стенде., выставки- творческие работы учащихся, развиваем костно-мышечные ощущения, развиваем мелкую моторику, закрепляем пройденные темы.  Активно веду работу по распространению собственного педагогического опыта в форме семинаров,  через интернет.

Повышение квалификации и самообразования:

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путём участия в семинарах различного уровня, методобъединениях. Прохождения курсов повышения квалификации, изучение передового  логопедического опыта и внедрение его в практику работы начальной школы, участие в городских и областных  семинарах, пополнение и обновление  раздела «Школьный учитель-логопед» на сайте школы.

Информационное обеспечение:

Создание информационной образовательной среды, системы широкого доступа учащихся, родителей, педагогов к сетевым источникам информации,   наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, мультимедийных, аудио- и

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....

Мониторинг в системе « Учитель–логопед - ученик» в начальной школе

Мониторинг в системе  « Учитель–логопед  -  ученик»  в начальной школе.                  Цель м...

Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда

Планируемые мероприятия на учебный год логопеда...

Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью

В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....

Общий годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда

Общий головой план коррекционно-методической работы составлен для работы учителя-логопеда с различными категориями участников образовательного ппроцесса....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ учителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯучителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)...

План методической работы учителя – логопеда

План методической работы учителя -логопеда на учебный год...


 

Комментарии

Спасибо за материал, многое провожу на своих занятиях ка дефектолог, но знаете занимаюсь немного часной практикой как логопед, а вот при выполнении артикуляционной гимнастики движение руки не ипользовала, возьму на заметку. Но всегда стараюсь учить стихи с детьми, сопровождая их пальчиковыми упражнениями, которые придумываю сама к тексту.