Общий годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии по теме

Антонова Валентина Геннадьевна

Общий головой план коррекционно-методической работы составлен для работы учителя-логопеда с различными категориями участников образовательного ппроцесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchiy_godovoy_plan_korrektsionno.docx916.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

Цель работы логопедической службы: оказание помощи учащимся начальных классов, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

 Задачи логопедического пункта: 

1. Своевременное выявление учащихся с дефектами устной и письменной речи и коррекция речевых нарушений.

 2. Повышение эффективности логопедического обслуживания.

 3.. Обеспечение чёткой преемственности между коррекционными программами и программами начальной школы.

4. Пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей (законных представителей) с целью профилактики нарушений развития речи.

5. Консультативно-методическая работа с учителями начальных классов, родителями, воспитателями ГПД.

6. Оснащение логопедического пункта.

 7. Повышение собственной квалификации

 Направления коррекционной работы:

 1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи:

а) коррекция звукопроизношения,

б) совершенствование фонематического слуха,

в) совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов

2. Развитие лексико-грамматической стороны речи: 

а) актуализация и расширение словаря, уточнение значений слов,

б) работа над формированием грамматического строя речи (уточнение грамматического значения слова, формирование системы словоизменения и словообразования).

3. Совершенствование навыков чтения. 

Развитие словесно-логического мышления, работа над пониманием текстов со скрытым смыслом. Совершенствование навыков письменной речи.

4. Развитие связной речи.

                               Содержание деятельности учителя-логопеда

Направление деятельности и     формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

                                                         

                                                          1. Диагностико-проектная деятельность

1

Обследование устной речи учащихся 1-х классов, письменной речи учащихся 2-4 классов.

Выявление нарушений устной и письменной речи.

1 – 15 сентября

15 – 25 мая

2

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.

Уточнение этиологии характера речевых нарушений.

1 – 15 сентября

3

Комплектование групп и подгрупп учащихся с учетом возраста и однородности речевого дефекта.

Заполнение речевых карт, составление  рабочих программ

1 – 15 сентября

                                                     

                                                    2. Коррекционно-развивающая деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи согласно расписанию.

Коррекция нарушений звукопроизношения: постановка звуков, их автоматизация и дифференциация.

Развитие фонематического восприятия

Формирование навыков языкового анализа и синтеза.

Обогащение, закрепление и активизация словаря.

Формирование грамматически правильной связной речи.

Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Развитие различных видов мышления.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Коррекция речевых нарушений учащихся.

В течение года

     

3. Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности

1

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом. Изучение передового опыта логопедов города. Выступление на МО учителей начальных классов: «Приемы логопедической работы с применением здоровьесберегающих технологий»

Выступление на МО логопедов города на тему:

« Применение метода проектов в логопедической работе»

Повышение профессиональной компетентности.

Систематически

Январь

2

Систематическое знакомство с новыми теоретическими и методическими публикациями.

Систематически

3

Изучение инструктивно-методических документов.

Систематически

4

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов работы на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи детей.

Систематически

5

Планирование методической работы на год.

Август

6

Составление рабочих программ коррекционных занятий с учащимися.

1 – 15 сентября

7

Сотрудничество с д/с № 49

 « Настенька «Выступление на родительских собраниях и МО

В течение года по плану работы

4.организация и проведение профилактической и просветительской работы с различными категориями участников образовательного процесса

Цель: оказание помощи родителям (законным представителям), учителям и администрации школы по вопросам устранения существующих речевых недостатков учащихся-логопатов и предупреждения вторичных нарушений (чтения и письма), которые мешают учащимся полноценно овладеть учебным материалом в рамках школьной программы обучения

Задачи:

-Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;

-Предупреждение перегрузок младших школьников;

-Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с отклонениями в развитии;

-Предоставление профессиональной помощи родителям и учащимся в решении существующих проблем;

-Привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции недостатков звукопроизношения, в процесс коррекции письменной речи.

Содержание профилактической и просветительской деятельности

Название мероприятия

Категории участников образовательного процесса

Сроки проведения

1.

Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявление запросов, пожеланий

Родители

Февраль, август

2.

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей

Педагоги, дети, психолог, социальный педагог, медицинский работник

1-15 сентября

15-30 мая

3

Обсуждение результатов обследования совместно с участниками коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы детей

учителя, родители психолог, медицинский работник, социальный педагог

Сентябрь

4

Беседа с родителями «Итоги диагностики»

Родители

Сентябрь

5.

Логопедическое сопровождение адаптации учащихся1  классов

Родители, учителя, дети

В течение года

6

Индивидуальное и групповое консультирование родителей:

«Неуспеваемость по русскому языку

в начальных классах.»

-«Развиваем пальчики».

«Взаимодействие учителя логопеда и родителей по автоматизации звуков.

«Пропуски букв

-проблема для школьного обучения»

Родители

В течение года

В течение года

7

Открытые логопедические занятия для родителей

Родители, дети

В течение года

8

Практикумы и тренинги логопедической направленности для родителей

Родители

9

Участие в классных родительских собраниях

Родители, учителя

В течение года

( по запросу)

10

Участие в родительском собрании будущих первоклассников.

«Речевая готовность ребенка к школе» - советы и рекомендации родителям будущих учеников

Родители, учителя

Январь

11

Логопедическое сопровождение «Школы будущего первоклассника»: консультации для родителей, занятия с детьми.

Родители, учителя, дети

Февраль-март

12

Оформление стендов, папок-передвижек, памяток для родителей с рекомендациями:

 «Подготовка леворукого ребенка к школе»; «Развиваем речь дома», «Что такое нарушение речи?», «Дисграфия и специфические ошибки»

В течение года

13

 Индивидуальное консультирование учителей.

Учителя

В течение учебного

года

14

Участие в работе МО учителей начальных классов.

Выступления, презентации:

 «Приемы логопедической работы с применением здоровьесберегающих технологий»

«Предупреждение и коррекция оптической дисграфии у младших школьников».

Учителя

По плану работы школы

15

Сотрудничество с МБДОУ

«Детский сад №49» Настенька

Выступление на родительском собрании МБДОУ» Детский сад №49» Настенька:

Презентация. «Речевая готовность в период дошкольного возраста»

Воспитатели, родители

Май

План преемственности детского сада и школы

5. Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета

Проверка состояния оборудования логопедического кабинета, освещения, необходимой мебели.

 Осмотр

наглядных и учебно - методических пособий и приведение их в рабочее состояние.

Изготовление и приобретение методических пособий.

Обновление информационного стенда для родителей и для учащихся. Подготовка леворукого ребенка к школе»; «Развиваем речь дома», «Что такое нарушение речи?», «Дисграфия и специфические ошибки» 

Приобретение речевых игр на тему: «Преобразование притяжательных прилагательных»,

«Учимся правильно употреблять предлоги в речи».

Повышение эффективности коррекционной работы.

Июнь, август

Июнь, август

Систематически

Систематически

Во время каникул

Приобретение методической литературы.

Систематически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....

Годовой план работы учителя-логопеда

Предлагаю Вашему вниманию годовой план работы школьного учителя-логопеда....

Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год

Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год...

Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда

Планируемые мероприятия на учебный год логопеда...

Годовой план коррекционно-методической работы логопеда.

Годовой план коррекционно-методической работы логопеда....