Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
методическая разработка по логопедии по теме

Шуманкова Ольга Викторовна

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

 

Гимнастика для губ и щек:

  1. Надувание обоих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой(хоботком), а затем возвращаются в
    нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда
    зубов.
  6. Чередование: оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для челюстей

  1. Опускание и поднимание нижней челюсти.
  2. Движение нижней челюсти вправо.
  3. Движение нижней челюсти влево.
  4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Гимнастика для языка

1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом пя-пя-пя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и или улыбнуться.

  1. Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, предлагают просунуть
    кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем
    или карандашом, двигать кончик языка вправо и влево.
  2. Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».
  3. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем «жалом».
  4. Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его
    вглубь ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.
  5. Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).
  6. Круговое облизывание губ кончиком языка (слизать варенье с губ).
  7. Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).
  8. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.

 

  1. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать
    орешки).
  2. Посчитать зубки с внутренней стороны.

РАЗВИТИЕ РИТМА

Вначале    тренируют    детей    на    восприятие    и    правильное воспроизведение

звеньев из одинакового количества ударов (... ,       ). Далее даются сочетания звеньев.

состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками: .._,..._,

развитие ДЫХАНИЯ

В начальный период предварительного этапа проводится работа, прежде всего, над развитием длительного выдоха без участия речи. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений дети не поднимали плечи, не напрягали излишне мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание.

Можно использовать следующие игровые упражнения.

«Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

«Погреться на морозе»

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

«Листья шелестят»

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» — дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Бабочки»

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что продвинуть бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу. «Красная бабочка полетела» — дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из легкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки полетели».

«Задуть свечу»

Логопед зажигает свечу и по очереди подносит к детям. По сигналу: «Тихий ветерок» -дети медленно и длительно выдыхают, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу: «Сильный ветерок» — дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

«Покатать карандаш»

Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

«Костер»

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу: «У Саши чайник закипел» — один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции ошибок согласования прилагательных с существительными у младших школьников с нарушениями письменной речи.

В работе приведены основные направления и виды работ на логопедических занятиях по коррекции нарушений согласования прилагательных и существительных у учащихся начальной школы....

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

особенности логопедической работы при коррекции нарушений чтения у учащихся с ЗПР

АннотацияПроблема нарушения чтения у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний уча...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Система логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с ЗПР

Нарушение письма (дисграфия) является самой распространенной формой  речевой патологии у младших школьников с ЗПР.  В  письменных работах учащихся начальных классов с ЗПР наблюдаются ди...