особенности логопедической работы при коррекции нарушений чтения у учащихся с ЗПР
опыты и эксперименты по логопедии (2 класс) на тему

Аннотация

Проблема нарушения чтения у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития имеет свои особенности, это сложный процесс и задача его в том, чтобы научить учащихся слушать слово. В данной работе представлены основные направления логопедической работы при коррекции нарушений чтения у детей с ЗПР, а также описаны виды упражнений  направленные  на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon методическая разработка2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности логопедической работы при коррекции нарушения чтения у учащихся с задержкой психического развития Учитель – логопед : Анисимова Л.В МБОУ СОШ № 5

Слайд 2

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера .

Слайд 3

Фонематическая дислексия – связана с недоразвитием функций фонематической системы. Аграмматическая дислексия – обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Семантическая дислексия - проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Оптическая дислексия –связана с недоразвитием зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико – пространственных представлений. Мнестическая дислексия – проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах, нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Классификация дислексий

Слайд 4

Замены и смешения звуков при чтении : страдают фонетически близкие звуки (звонкие и глухие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав) графически сходные буквы (Х – Ж, П – Н, З – В) Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. Буквы называются поочерёдно, («бухштабируются», нанизываются одна на другую: Р, А, М, А). Искажения звуко- слоговой структуры слова: а) пропусках согласных при стечении; б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения; в) добавлениях звуков; г) перестановках звуков; д) пропусках, перестановках слогов. Ошибки при чтении у детей с ЗПР

Слайд 5

Нарушения понимания прочитанного. Проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения. Аграмматизмы при чтении. Проявляется на аналитико-синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др. Ошибки при чтении у детей с ЗПР

Слайд 6

Опознание буквы в ее связи с фонемой. Слияние двух букв в слог. Слияние нескольких слогов в слово. Интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание. Операции чтения

Слайд 7

1. Аналитический – слоговое чтение. Плохо развита смысловая догадка. 2. Синтетический, т.е. чтение словами. Смысловая догадка будет способствовать беглости чтения. 3. Этап автоматизированного чтения – единицей чтения является целое предложение. Овладение навыками беглого чтения. Этапы

Слайд 8

1) побуквенное ; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным ; прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Основные способы чтения ( В.Г.Горецкий; Л.И. Тикунов).

Слайд 9

- обучение слогослиянию; - усвоение знаков препинания; - развитие смыслового чтения; - работа над выразительностью чтения; - развитие понимания и осмысления текста; -нахождение информации, фактов, заданных в тексте: числовых данных, время и место событий, пространственно – временных зависимостей; - деление на смысловые части; - вычленение основных событий и установление их последовательности ; - умение подробно и сжато пересказывать текст. Коррекция нарушения чтения

Слайд 10

Ф в о ж о н л ц т н я б ю ц й я т ч м т ч й ш ц ч с Виды упражнений при коррекции нарушения чтения

Слайд 11

1 класс: двухсложные слова состоящие из открытых слогов ( бусы, лиса). 2 класс: трёхсложные слова состоящие из открытых слогов ( машина, лопата). 3 класс односложные слова, состоящие из закрытого слога ( кот, дом). 4 класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом ( лимон, диван). 5 класс двусложные слова со стечением согласных в середине слова ( лампа, юбка). 6 класс: двусложные слова из закрытых слогов ( зонтик, медведь). 7 класс: трёхсложные слова с закрытым слогом ( телефон, самолёт). Чтение слов по слогам, потом целиком ( классификация слоговой структуры по А.К.МАРКОВОЙ)

Слайд 12

8 класс: трёхсложные слова со стечением согласных ( лягушка, подушка). 9 класс: трёхсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом ( автобус, художник). 10 класс: трёхсложные слова с двумя стечениями согласных ( снежинка, матрёшка). 11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова ( хлеб, слон). 12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова ( бант, волк). 13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных ( скалка, спичка). 14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами ( черепаха, балерина).

Слайд 13

Плачет бедный серый кот, У него болит жи_________! В болоте тонет и ревёт, Неуклюжий беге_______ Эту птицу угадай-ка, Над волной парила чай_____ На поляне стоит домик, Кто хозяин в доме? гно_____ А у папы для красы Под носом пышные у_________ Меня лижет прямо в лобик Мой щенок весёлый Бо_____ Восстанови слова, доскажи словечко.

Слайд 14

ЭСКАЛАТОР – ЭСКАВАТОР ВЕЛОСИПЕД – ВЕЛОСИПЕДИСТ МОТОЦИКЛ – МОТОЦИКЛИСТ ЭКСКУРСИЯ - ЭКСКУРСОВОД Чтение слов, фраз и текстов наоборот – справа налево; чтение сходных слов

Слайд 15

Чтение текстов, написанных разным шрифтом или разным цветом. В в жаркой какой то степи момент были друзья две поспорили криницы и Они один наполнялись из водой них из дал источника, пощёчину который другому протекает Последний где-то чувствуя под боль, землёй написал

Слайд 16

Картинки вместо слов

Слайд 17

Поиск слов среди букв.

Слайд 18

м ука г орка х обот т анец б илет гре н ка с п елый м алина ко ж ура Замени подчёркнутую букву на другую

Слайд 19

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи; 2. дали каши Маше манной нашей; 3. рыбу на ловят рыбаки рыбалке; 4. ко мне друзья пришли мои на праздник; 5. любимое дерево мое белая береза Корректировка деформированных предложений

Слайд 20

Инсценировки

Слайд 21

Снежинка Снежодом дом домик домище дома надомник Подбор однокоренных слов

Слайд 22

Кроссворды

Слайд 23

Работа с синонимами, антонимами

Слайд 24

Компьютерные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи Гимнастика для губ и щек:Надувание обоих щек одновременно.Надувание щек попеременно.Втягивание щек в ротовую полость.Сомкнутые губы вытягиваются ...

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Коррекция нарушения чтения у учащихся с нарушениями зрения

Упражнения  по  коррекции  дислексии....

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Система логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с ЗПР

Нарушение письма (дисграфия) является самой распространенной формой  речевой патологии у младших школьников с ЗПР.  В  письменных работах учащихся начальных классов с ЗПР наблюдаются ди...