Развитие слухового внимания.
материал по логопедии по теме

Развитие слухового внимания является одним из видов работы по формированию общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Работу необходимо проводить как в дошкольном учреждении, так и дома. Проводимые занятия помогают предупредить у дошкольников отклонения в речевом развитии, сформировать внимательное отношение к речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_sluhovogo_vnimaniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового внимания.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

 Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые и речевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений, в процессе которых у детей формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти.

Где позвонили?

 Цель.

 Определение направления звука.

 Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

 Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

 Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

 Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко!

 Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

 Оборудование. Бубен, тамбурин.

 Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся – становятся в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята

 Цель. Закрепление понятий о количестве. Развитие фонематического слуха и восприятия.

 Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

 Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребёнок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное количество цыплят.

 Каждый ребёнок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребёнок, у которого на карточке три цыплёнка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

 Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

 Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

 Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

 Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

 Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

 Описание игры. Один ребёнок продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырёх – пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает в коробку, встряхивает и даёт возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

 Цель. Развитие координации движений.

 Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

 Описание игры.

 Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок уходит из комнаты, или отходит в сторону и оторачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

 Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребёнок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала

Вова, Вова, поищи.

Как найдёшь её, то смело

С нашей Таней попляши.

 Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

 Ребёнок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой

 Цель. Развитие ориентации в пространстве.

 Оборудование. Повязка на глаза.

 Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой и игра начинается сначала.

Где звенит?

 Цель. Развитие ориентации в пространстве.

 Оборудование. Колокольчик или погремушка.

 Описание игры. Педагог даёт одному ребёнку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

 Цель. Развитие пространственной ориентировки.

 Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

 Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них даёт палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет её за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку. Если он её находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить, если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

 Цель. Развитие ориентации в пространстве.

 Оборудование. Колокольчик, повязки.

 Описание игры.

 Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребёнок с колокольчиком.

 Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребёнка с колокольчиком и дотронуться до него, тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

 Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

 Вариант 3. Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в середину круга. Завязать водящему глаза косынкой, несколько раз повернуть на месте. Дать в руки какому-нибудь ребёнку колокольчик. Предложить детям сказать хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!». Водящий должен найти ребёнка, который звенит колокольчиком. Найденный ребёнок становится водящим. Игру повторить 2 – 3 раза.

Жмурки с голосом

 Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

 Оборудование. Повязки.

 Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-то из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

 Цель. Развитие слухового внимания.

 Оборудование. Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

 Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка – шапочку с длинными ушами, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придёт с погремушкой, Петрушка – с барабаном, а зайка – с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идёт. Прежде чем выйти к детям, звери подают голос за ширмой, каждый на своём инструменте. Дети должны угадать, кто идёт. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

 Цель. Развитие координации движений.

 Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнёзда).

 Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер – и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнёзд и порхать.

 Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдёт на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передаётся новому победителю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ и ПАМЯТИ.

Уважаемые посетители сайта, предлагаю вам  задания на развитие слухового внимания, мышления и памяти. Надеюсь, что задания будут для вас интересны и полезны....

Игра на развитие слухового внимания "Угадай, кто тебя позвал"

Правила игры (два варианта), свёрстанные для разрезания и вклеивания в тетради.Игра "Угадай, кто тебя позвал" развивает слуховое внимание и фонематическое восприятие.В эту игру играют в комп...

Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.

Статья предназначена для педагогов работающих с глухими детьми....

«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР»

Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К с...

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....