Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"
статья по логопедии (1 класс)

Глушакова Ирина Вячеславовна

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР

Слуховое восприятие – важная особенность человека, без которой нельзя научится слышать и понимать речь, а следовательно, правильно говорить. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Развитие фонематического восприятия осуществляется на самых первых этапах логопедической работы. Сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания, т.е.  умения сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует. А затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Важно с самых первых занятий проводить параллельную  работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволит добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). И т. д. Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.

Далее проводятся игры, например, логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

Варианты игр. 1. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши". Затем он произносит: "Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом" и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: "Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака". И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3—4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда).

4 этап - дифференциация слогов.

Вариант игры.    Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

5 этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, уууу, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

-     логопед произносит звуки кратко;

-     детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый - звуку о, зеленый - звуку у;

-     в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например, о, ы, з, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ау, уи,уа,аи, затем по три: ayи, аиy, уиa, yаи, иуа, ивy. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук.

        

Варианты игр на развитие фонематического слуха.

Какой звук чаще чаще всего слышим?

Логопед произносит стихотворение, а ученики называют звук, который они чаще всего слышали.

У кого хороший слух?

Логопед показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах логопед молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.

Цепочка

Один из учеников (или логопед) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик из и т.д.

Подбери рифму

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.

Выбери имя

Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных.

ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА ТАНЯ -- ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ

Варианты игр на развитие слуховой памяти.

1. Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

2. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти "Каскад слов"

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1. Огонь

2. Дом, молоко

3. Конь, гриб, игла

4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. Крыша, пень, вода, свеча, школа

6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7.Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз,

памятник.

То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Технологии развития слухового восприятия текстами у неслышащих и слабослышащих школьников

В данной статье отражены теория и практика развития слухового восприятия текстами у неслышащих и слабослышащих школьников...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье даны некоторые рекомендации родителям по работе с детьми младших классов. Также приведены примеры упражнений для коррекции и развития внимания и памяти у учащихся начальной школы....

Развитие слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста

Материал содержит теоретический материал по данной теме и презентацию с упражнениями на развитие слуховой памяти....

«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР»

Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К с...

Развитие слухового внимания и восприятия звуков

Развитие слухового внимания и восприятия звуков...

Упражнения, направленные на развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти у младших школьников с нарушением интеллекта

Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и дальнейшем воспроизведении информации. Основные процессы памяти - зап...