Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) по теме

Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_fonem_b-p_v_slovah.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе

по теме

«Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»

Учитель-логопед

Босовская Зоя Владимировна

Состав группы:

2 ученика

Общность дефекта:

ОНР III ур.


Цель: научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме.

Задачи:

Образовательные:

- Тренировать детей в различении звонких и глухих согласных;

- Учить дифференцировать звуки Б и П;

- Учить дифференцировать на письме буквы Б и П.

Коррекционные:

- корригировать переключение внимания путем выполнения различных заданий;

- корригировать и развивать связную устную речь путем развернутых ответов на вопросы;

- корригировать и развивать фонематический слух;

- корригировать  и развивать  мыслительную  деятельность (операций анализа и синтеза);

- корригировать  и развивать  мелкую  и общую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать умение работать в парах.

Здоровьесберегающие:

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

- следить за правильной посадкой детей.

Оборудование:

Карточки с буквами Б и П.

Картинки: платье, грибы, плита, баранка, сапоги, забор.

Схемы слов.

Карточка со словами: бок, пол, суп, зубы, блины, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, пальто, бантик, топор, обои, яблоко.


Этапы

занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока

Речевой материал

I. Оргмомент

Установка на занятие.



Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. А теперь садитесь ровно, спинки выпрямили. Ручки положили перед собой. Отвечаем громко, четко и выразительно.






1. Организовать детей.

2. Настроить детей на занятие.







II. Основной

II.1 Актуализация знаний
























Отгадывание загадок.














Беседа.










Задание 1

Ребята, отгадайте загадки:

 

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето


На ветках -
плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.



Назовите первый звук в словах отгадках.

Правильно. Дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.

А как эти звуки отличаются друг от друга по звучанию.








Какой буквой мы обозначаем звук [Б]? Соберите ее из элементов.


Какой буквой мы обозначаем звук [П]?

Соберите ее из элементов.


Правильно. Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?


Учащиеся отвечают:


Бочка






Почка






[Б], [П].


[Б] – согласный, твердый, звонкий.

[П] – согласный, твердый, глухой.

Когда произносим звук [Б], то горлышко дрожит и есть голос.

Когда произносим звук [П], то горлышко не дрожит и нет голоса.


Буквой Б.


Ребенок собирает на доске букву Б.


Буквой П.


Ребенок собирает на доске букву Б.


Если дети затрудняются ответить, то учитель формулирует тему сам.


Привлечь внимание  и вызвать интерес детей к занятию.















Уточнить

знания детей о звонких и глухих согласных.










Отгадывание загадок.














Произнесение согласных.








II.2 Изучение нового материала

Объяснение материала.






Упражнение.


Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Б-П] и буквы, которые их обозначают, в словах.


Задание 2

У вас на столах лежат карточки с буквами Б и П. Если в слове есть звук [Б] или [П] - поднимите соответствующую букву.

Учитель произносит слова.








Дети поднимают карточки с буквами Б и П.









Развивать фонематический слух.









Помощь, сапоги, баловник, плакат, пуговица, бумага, платок, будильник, особый, забота, посуда, бегать.

II.3 Закрепление изученного материала


Упражнение.











Беседа.













Упражнение.



Задание 3

У вас на столах в конверте № 1 лежат картинки. Назовите их. Вам нужно разложить их на две группы. В одну вы кладете картинки, в названии которых есть звук [Б], в другую – звук [П].


Имя ребенка, назови картинки, в названии которых есть звук [Б]. А ты, имя ребенка, проверяй, такие же картинки лежат у тебя в этой группе?


Теперь имя ребенка назовет нам слова со звуком [П].


Задание 4

Возьмите конверт № 2 и достаньте из него схемы. К каким словам подходят схемы № 1, 2 и 3.


Дети называют картинки, затем делят их на две группы.









Один ребенок называет слова со звуком [Б], другой проверяет.




Второй ребенок называет слова со звуком [Б], другой проверяет.


Дети подбирают схемы к словам.


Упражнять в умении диф-вать звуки [Б] и [П].


























Закреплять навык звукового анализа и синтеза.


Платье, грибы, плита, баранка, сапоги, забор.












Грибы, баранка, забор.







Платье, плита, сапоги.




Грибы, плита, забор.

Физкультминутка (Пальчиковая гимнастика)


Правая рука пила,

левая - молоток.

Одновременно постучали – попилили.

Меняем руки.

Опять постучали – попилили.

Дети ставят ладонь правой руки ребром на стол и начинают ею «пилить», двигая: ею вперед-назад.

Левую руку сжимают в кулак и стучат им по столу.

Выполняют упр-ние двумя руками  одновременно.

Затем меняют руки: правая – молоток, левая – пила.

Развивать мелкую моторику.

II.3 Закрепление изученного материала


Работа в тетради и у доски.








Взаимопроверка.




Задание 5

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

Имя ребенка идет к доске и записывает слова, в которых есть буква Б. Имя ребенка работаешь в тетради.


Проверь, правильно ли имя ребенка записал на доске. У тебя в тетради записано также?


То же с буквой П.





Один ребенок работает у доски, другой записывает в тетради. Затем дети меняются местами.










Учить диф-вать на письме буквы Б и П.






грибы         платье

баранка      плита

забор          сапоги


Физкультминутка


Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле.

О.Дриз

Дети выполняют соответствующие движения руками.

Способствовать снятию общего утомления.

II.4 Контроль знаний и умений.


Самостоятельная работа.









Взаимопроверка.










Упражнение.

Задание 6

Логопед раздает карточки со словами.

В этих словах пропущены буква Б или П.

А теперь, ребята, вам нужно вставить букву, чтобы получилось слово.


Ребята, слушайте внимательно друг друга и проверяйте.

Имя ребенка читает слова первого столбика.

Имя ребенка читает слова второго столбика.


Задание 7

Хорошо. Возьмите зеленую ручку и подчеркните букву Б одной чертой, а букву П – двумя.


Дети работают с карточками.









Дети читают слова, которые у них получились, и проверяют друг друга.







Дети подчеркивают буквы.


Контро-

лировать

уровень

усвоения изученного материала.


Бок, пол, суп, зубы, блины, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, пальто, бантик, топор, обои, яблоко.

III. Итог занятия

Опрос.













Оценивание.

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?




Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?

Какое задание было для вас самым трудным?


Как вы оцениваете свою работу?


Молодцы, вы хорошо поработали!

Мы сегодня учились различать звуки [Б-П] и буквы, которые их обозначают.


Дети дают свои ответы.






Дети оценивают свою работу.

Подвести итог работы на занятии.













Оценить деятельность  детей.

Список литературы:

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. - М.: Владос, 2006. - 335 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет. - М.: Гном, 2012.

Используемый материал:

Схемы слов: грибы, плита, забор.

Вставь букву: 

. ОК

. УДКА

. ОЛ

КА . ЛИ

СУ .

ХЛО . ОК

ЗУ . Ы

. ЛАТОК

О . ОИ

. АЛЬТО

. ЛИНЫ

. АНТИК

ТА . ОЧКИ

ТО . ОР

. ОЛЬШОЙ

Я . ЛОКО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необх...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Коррекция аккустической дисграфии. Дифференциация фонем | т-д | в словах.

В цели занятия включены современные образовательные технологии и применяются в занятии. Использованы материалы  ЭОР , которые очень интересны детям  и легко использовать на занятии с п...

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»Цели:1. Коррекционно-образовательные:• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, сло...

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация Б-П

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии.Дифференциация б-п...

Коррекция акустической дисграфии. Практический материал. Дифференциация д-т.

Последовательная работа для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация д-т на уровне слога, слова, предложения....