ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Азарина Елена Леонидовна

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического строя речи. Многолетняя практика работы показывает, что несформированность данной стороны речи неизбежно приводит в дальнейшем к возникновению аграмматической дисграфии (при овладении навыками самостоятельного письма) и аграмматической дислексии (на синтетической ступени формировании навыка чтения). Кроме того,  выраженные проявления аграмматизма в устной речи препятствуют развитию у детей коммуникативных навыков, приводят к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Таким образом, своевременное преодоление недоразвития грамматической стороны речи - залог успешности усвоения школьником материала всех учебных предметов, одно из важных условий развития у детей коммуникативных умений и навыков.

  Данная программа направлена на своевременное устранение пробелов в речевом развитии детей, формировании познавательного интереса к речи, обеспечение речевой базы для осознанного изучения в дальнейшем грамматического материала на уроках русского языка.

Цель: восполнение пробелов в развитии  лексико - грамматического строя речи младших школьников.

Задачи:

  1. Диагностика нарушений лексико-грамматического строя речи с целью определения их механизма, вида и степени   выраженности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся.
  3. Формирование и развитие  практических навыков словоизменения и словообразования.
  4. Формирование структуры простого распространённого предложения.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие умения применять усвоенные грамматические конструкции в аналогичных и новых ситуациях, использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
  7. Развитие фонематического восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), слухового и зрительного внимания, памяти.
  8. Формирование коммуникативных умений  и навыков, адекватных учебной деятельности; общеучебных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии  у младших школьников с системным недоразвитием  речи средней степени».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Нарушения речи учащихся коррекционной школы VIII вида носят системный характер. Сниженность общего познавательного интереса к окружающему миру, как следствие нарушенного интеллектуального развития, сказывается на отношении к речи. Сокращённый, из – за более позднего становления речи, срок речевой практики не позволяет детям приобрести необходимый речевой опыт.  В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического строя речи. В устной речи детей данной группы наблюдаются многочисленные нарушения в согласовании слов, искажения падежных окончаний существительных, пропуски и неправильное употребление предлогов, структурная неоформленность предложений, значительно ограничены возможности словообразования.

   Многолетняя практика работы показывает, что несформированность грамматического строя речи неизбежно приводит в дальнейшем к возникновению аграмматической дисграфии (при овладении навыками самостоятельного письма) и аграмматической дислексии (на синтетической ступени формировании навыка чтения). Кроме того,  выраженные проявления аграмматизма в устной речи препятствуют развитию у детей коммуникативных навыков, приводят к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Таким образом, своевременное преодоление недоразвития грамматической стороны речи - залог успешности усвоения школьником материала всех учебных предметов, одно из важных условий развития у детей коммуникативных умений и навыков. 

    Существуют разнообразные методики формирования  грамматического строя речи, но они предназначены для работы с дошкольниками или учащимися массовой школы, следовательно, требуют адаптации для использования в работе с воспитанниками специальной  школы VIII вида, что связано с особенностями их высшей нервной деятельности, психического развития. В целях обеспечения результативности логопедической работы разработана специальная программа по профилактике аграмматической дисграфии у детей с выраженными нарушениями грамматического строя речи, предусматривающая  специфику работы в коррекционной школе;  определены оптимальные психолого-педагогические условия для эффективного внедрения программы.

 Программа направлена на своевременное устранение пробелов в речевом развитии детей, формировании познавательного интереса к речи, обеспечение речевой базы для осознанного изучения в дальнейшем грамматического материала на уроках русского языка.

  В программе  представлена поэтапная система формирования, закрепления

и  автоматизации     навыков     словоизменения    и     словообразования

 существительных, глаголов, прилагательных; развитие структуры простого

распространённого предложения.

   

Цель логопедической работы: коррекция и профилактика речевых расстройств учащихся.

Цель курса: восполнение пробелов в развитии  лексики  и грамматического строя речи младших школьников.

Задачи:

  1. Диагностика нарушений лексико-грамматического строя речи с целью определения их механизма, вида и степени   выраженности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся.
  3. Формирование и развитие  практических навыков словоизменения и словообразования.
  4. Формирование структуры простого распространённого предложения.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие умения применять усвоенные грамматические конструкции в аналогичных и новых ситуациях, использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
  7. Развитие фонематического восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), слухового и зрительного внимания, памяти.
  8. Формирование коммуникативных умений  и навыков, адекватных учебной деятельности; общеучебных умений.

  Программа опирается на следующие принципы коррекционной деятельности:

- патогенетический (учёт механизмов нарушения);

- онтогенетический;

- учёта «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому);

- опоры на сохранное звено нарушенной функции;

- учёта симптоматики и степени выраженности нарушения;

- комплексности (осуществление взаимодействия всех участников  

  коррекционного - образовательного  процесса, направленного на устранение  

  нарушений речи у детей);

- системности (формирование речи как единой функциональной системы);

-  общедидактические (доступности, наглядности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, сознательности и активности).

   Теоретической основой программы является теория Л. С. Выготского,  А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Согласно ей, ведущим механизмом грамматического строя речи является овладение языковыми закономерностями, языковыми обобщениями на основе операций анализа и синтеза речи окружающих.

 Программа базируется на теории  Л. С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребёнка.

   Разработка программы осуществлена с опорой на данные исследований А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, раскрывающих особенности высшей нервной деятельности, психического развития детей с нарушением интеллекта.

 Значимой теоретической идеей являются исследования А.Н. Гвоздева, в которых рассмотрены этапы развития нормальной детской речи, представлена последовательность появления в речи ребёнка различных видов предложений, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления.

        В программе нашли отражение идеи ряда исследователей по проблемам диагностики и коррекции нарушений грамматического строя речи (Н. С. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, А.В. Ястребовой, Г. И. Жаренковой, О. Е. Грибовой, С. Н. Шаховской, В.И. Балаевой, Т.В. Тумановой).  

  Отбор содержания программы осуществлён на основе ряда критериев: частотного и тематического (с учётом наиболее характерных структурных нарушений у детей), а также критерия типичности грамматических явлений, обусловленных закономерностью развития речи ребёнка в норме.

    Программа составлена на основе лексико – грамматического подхода к планированию  коррекционной работы. Это предполагает изучение на одном занятии одной новой грамматической формы с использованием разнообразного лексического материала, так как добиться устранения проявлений аграмматизма  в речи детей возможно только при систематической коррекционной работе, поэтапной отработке наиболее типичных моделей грамматических форм.

   В работе с учащимися коррекционной школы лексико – грамматический подход является наиболее оптимальным, что обусловлено характером нарушений высшей нервной деятельности, особенностями психического и речевого развития  детей с нарушением интеллекта.

Разработка комплексов упражнений по развитию каждой из грамматических

форм и категорий основывалась на принципе  поэтапного формирования

умственных действий:

1) материализация действий с опорой на вспомогательные средства, 2) выполнение в речевом плане, 3) выполнение в умственном плане.

    Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей учащихся с нарушением интеллекта. Новые, более сложные задания даются на простом речевом материале, а по мере автоматизации умственного действия учащимся предлагается его выполнение на более сложном речевом материале.

    Определение последовательности отработки структурных моделей словоформ и  слов осуществлён с учётом закономерностей их формирования в онтогенезе. Формирование навыков словоизменения - при определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывался комплекс таких факторов как: продуктивность флексий, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные), ударное или безударное положение флексии.  В процессе формирования навыков словообразования сначала изучаются модели образования слов без изменения звуковой структуры корня производного слова, а затем с изменениями. Слова с более продуктивными суффиксами отрабатываются ранее слов с менее продуктивными.  

   Таким образом, определена последовательность работы над каждой из

грамматических форм, которая осуществляется:

  1. от конкретного к абстрактному;
  2. от семантически простых форм к семантически более сложным;
  3. от продуктивных к непродуктивным;
  4. от простых по грамматическому оформлению к более сложным.

   Последовательность работы над предложением определена с учётом сложности его структуры, закономерностей появления различных типов предложения в онтогенезе.    

   Содержание программы логопедической работы построено в соответствии с  программой В.В. Воронковой по русскому языку для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Изучение тем (на практическом уровне) на логопедических занятиях предваряет их изучение на уроках русского языка.

   Таким образом, устранение пробелов в формировании практического уровня усвоения языка способствует подготовке детей к овладению знаниями о языковых явлениях в рамках программы по русскому языку.

   Усвоенные грамматические конструкции обеспечивает  учащимся базу для подготовки речевой ситуации и организации высказывания на уроках развития устной речи. В свою очередь, правильные речевые навыки учащихся, формируемые на логопедических занятиях, закрепляются в течение учебного года на всех уроках.

   


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный план занятий

по формированию лексико-грамматических категорий

Блок

Раздел программы

Кол-во часов

Формы контроля

I   Диагности-    

     ческий

Диагностика нарушений грамматического строя речи.

3

Индивидуаль-

ный.

II Коррекцион-  

     ный  

1

Словоизменении и словообразование существительных.

25

Индивидуаль-ный, групповой.

2

Словоизменение и словообразование глаголов.

9

Индивидуаль-ный, групповой, взаимоконтроль

3

Словоизменение и словообразование прилагательных.

14

Индивидуаль-ный, групповой, взаимоконтроль

самоконтроль.

4

Предложение. Грамматическое оформление предложений.

8

Индивидуаль-ный, групповой, взаимоконтроль

 самоконтроль.

5

Связная речь.

11

Групповой, самоконтроль.

III Оценочный  

Оценка результативности коррекционной работы.

2

Индивидуаль-ный.


Учебно-тематический план занятий

по профилактике аграмматической дисграфии

Тема занятия

Лексика

 

Кол-во часов

Контроль

Диагностика нарушений грамматического строя речи - 3 часа

Словоизменении и словообразование существительных – 8 часов

1

Понятие о словах, обозначающих предметы.

Школа.

Учебные вещи.

1

Самостоятельное выполнение

задания: распределение картинок под вопросами кто? что?

2

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что?

Каникулы.

Лес.

1

3

Единственное и

множественное число существительных.

Игрушки.

Одежда.

1

Выполнение

заданий по индивидуальным карточкам.

 

4

Образование  формы множественного

числа существительных.

Фрукты.

Овощи.

Животные.

2

5

Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

Одежда. Обувь.

Посуда.

2

Устное выполнение  заданий по карточкам.

6

Образование слов, обозначающих названия детёнышей животных.

Домашние и дикие животные.

1

Словоизменение и словообразование глаголов   –  9 часов

7

Понятие о словах, обозначающих действия предметов.

Птицы.

Звери.

2

Опрос по вопросам;

взаимопроверка.

Самостоятельное выполнение устных заданий  по

подбору действия к предмету;

8

Согласование существительного и глагола настоящего времени в числе.

Школа.

Семья.

Игры детей.

2

9

Согласование существительного и глагола прошедшего  времени единствен-ного числа в роде.

Насекомые.

Птицы.

Транспорт.

Труд детей.

3

10

Образование приставочных глаголов.

Профессии людей.

2

Словоизменении и словообразование существительных –  17 часов

11

Форма винительного падежа существительных единственного числа.

Лес.

Сад.

Огород.

2

Опрос по вопросам;

выполнение индивидуальных заданий по картинкам;

выполнение устных контрольных упражнений.

Выполнение письменной самостоятельной работы.

12

Форма дательного  падежа существительных единственного числа.

Дикие и домашние животные. Профессии людей.

2

13

Форма родительного падежа существительных единственного числа.

Деревья. Кустарники.

Части предметов.

2

14

Форма творительного падежа существительных единственного числа.

Животные, части тела животных.

Инструменты

2

15

Предлоги.

Предложно – падежные конструкции существительных единственного числа.

Школьная столовая.

Квартира.

Предметы быта. Мебель.

Одежда. По-суда. Обувь.

10

Словоизменение и словообразование прилагательных –  14 часов

16

 Слова, обозначающие признаки предметов

Слова, обозна чающие цвет, вкус.

2

Самостоятельное заполнение таблицы «Цвет, вкус, размер».

17

Согласование прилагательного с существительным.

Овощи, фрук-ты, ягоды.

Одежда.

Обувь.

Зима.

5

18

Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.

Слова, обозна

чающие цвет. Оценочные прилагатель-ные.

2

Опрос по вопросам;

самостоятельное выполнение индивидуальных заданий по картинкам; по карточкам.

Выполнение контрольных упражнений по согласованию прилагательных с существительными.

19

Образование относительных прилагательных.

Продукты питания.

Пища.

Растения.

Одежда. Обувь.

3

20

Образование притяжательных прилагательных.

Лесные животные. Животные жарких стран.

2

 

Предложение. Грамматическое оформление предложений – 8 часов

21

Понятие о предложении.

Школа.

Наш город.

Транспорт.

1

Самостоятельное составление предложений.

22

Закрепление структуры простого распространённого предложения.

Игры и труд детей. Весна.

Спорт. Охра-

на здоровья.

Животный  и растительныймир нашего края.

7

Индивидуальные задания по карточкам.

Связная речь – 11 часов

23

Понятие о рассказе.

«Что такое хорошо и что такое плохо».

1

Опрос по вопросам;

самостоятельная работа по восстановлению последовательнос-ти в серии сюжетных картин.

Самостоятельное составление рассказа – описания животного (предмета) с опорой на символы.

24

Пересказ рассказа цепной организации.

«Ворона».

«Трусишка».

2

25

Пересказ рассказа  с опорой  на серию сюжетных картинок.

 «Мурзик и Петруша». «Хитрая лиса».

2

26

Составление описательного рассказа.

Животные.

2

27

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов.

«Как медведь сам себя на-пугал»  по Н.Сладкову.

(адаптирован-ный вариант).

1

28

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

«Пожар в лесу».

«Случай на реке».

«На рыбалке»

2

29

Составление рассказа-описания времени года.

«Весна».

1

Оценка результативности коррекционной работы – 2 часа

Выявление уровня сформированности грамматического строя речи.

2

Выполнение конт-рольных упражне-ний, устных

тестовых заданий.

Содержание программы

Диагностика нарушений грамматического строя речи

Обследование речи устной и письменной речи учащихся. Выявление нарушений грамматического строя речи, лексики учащихся.

   Количественный и качественный анализ ошибок. Запись образцов речи детей в речевых картах; фиксация результатов (в баллах) в картах «Мониторинг развития речи», определение уровня сформированности   лексико - грамматического  строя  речи   в целом, его  компонентов (%).

Темы 1,2. Понятие о словах, обозначающих предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что?

   Понятие «слово» как часть предложения, его лексическое значение. Графическое изображение слов, обозначающих предметы.

Слова,  обозначающие живые и неживые предметы. Дифференциация вопросов кто? что? Активизация словарного запаса по темам «Школа», «Учебные вещи».

Развитие слухового внимания, мышления. Формирование интереса к занятиям.

Виды работы:

  1. игра «Определи слово» (различение слова и набора звуков»);
  2. фронтальная работа  с предметными картинками, изображающими живые и неживые предметы;
  3. постановка вопросов к словам;
  4. игра «Найди лишнее слово» (ручка, ученик, школа, альбом).
  5. моделирование речевой ситуации «Это моя школа».

Межпредметные связи: 

русский язык - названия предметов; различение слов, обозначающих

названия предметов, по вопросам кто? что?

устная речь - правила речевого общения.

Темы 3,4. Единственное и множественное число существительных. Образование  формы множественного числа существительных.

   Уточнение и закрепление категории числа. Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных. Сначала рассматриваются приёмы образования формы множественного числа с использованием флексий – ы, и, затем – флексии а и флексии –ja. Выделение из группы словоформ общего значения -  множественности, выделение общей морфемы, обозначающей это значение, её соотнесение с буквенным обозначением. Уточнение семантики мотивирующего и производного слов. Формирование практических навыков правильного употребления в речи форм множественного числа существительных.

Активизация словарного запаса по темам «Игрушки», «Одежда», «Животные», «Фрукты», «Овощи».

Развитие фонематического восприятия, устойчивости внимания, мелкой моторики рук.  Формирование положительной учебной мотивации, общеучебных умений.

Виды работы:

  1. фронтальная работа с предметными картинками с изображением одного и нескольких таких же предметов;
  2. сравнение звукового состава пар слов (мотивирующего и производного: кот – коты), составление звукобуквенных схем;
  3. фронтальная работа по опорным таблицам, наглядно фиксирующих различия в словах и предметах;
  4. упражнения в изменении слов по образцу;
  5. работа в парах;
  6. подвижная игра с мячом «Скажи наоборот»;
  7. игра в лото «Один – много»; игра «У кого сколько»;
  8. игра «Магазин» (электронный вариант).

   Межпредметные связи:

русский язык - называние одного и нескольких одинаковых предметов,  отвечающих на вопросы кто? что?; различение слов, называющих предметы;

устная речь: подготовка речевой ситуации «Я покупатель».

Тема 5. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

   Образование уменьшительно-ласкательная форма существительных при помощи суффиксов  ик, чик, ок,  ечк, очк. Выделение из группы слов общего значения, определение общей морфемы, обозначающей это значение, её соотнесение с буквенным обозначением. Формирование умения различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких предметов. Активизация словарного запаса по темам «Одежда», «Обувь», «Посуда».  Развитие фонематического восприятия, активного произвольного внимания к речи, мышления. Формирование коммуникативных навыков.

Виды работы:

  1. фронтальная работа с предметными картинками, сравнение названий больших и маленьких предметов; игра «В гостях у гнома и гномика».
  2. игра «Найди пару»;
  3. отгадывание ребусов: например, предметная картинка (шкаф), письменное обозначение аффиксов;
  4. выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из текстов детских песен и стихов;
  5. игра «Угадай кличку животных»: картинки (шар, огонь, пух, снег), карточки с письменными обозначениями аффиксов -ик, - ёк, - ок;
  6. игра «Волчок»: стрелка показывает на основу слова, необходимо из двух аффиксов чик и ок выбрать подходящий, составить слово;
  7. игра «Путаница» (домчик – шкафик,  грибик – мячок);

Межпредметные связи:

русский язык - подбор слов с ласкательным и уменьшительным значением.

Тема 6. Образование слов, обозначающих названия детёнышей животных.

   Практические навыки правильного употребления в речи слов, означающих названия детёнышей животных. Образование существительных со значением названия детенышей животных (сначала без изменения, а затем изменением звуковой структуры корня производного слова).

  Активизация словарного запаса по темам «Дикие животные», «Домашние животные». Развитие познавательной активности, произвольного внимания. Формирование  внимания к речевым явлениям.

Виды работы:

  1. фронтальная работа с предметными картинками с изображением животных и их детёнышей (электронное приложение);
  2. образование  слов по образцу;
  3. игра в лото «Большие и маленькие»;
  4. работа в парах;
  5. игра «Путаница» (электронный вариант).

Межпредметные связи:

русский язык -  расширение круга слов, обозначающих названия животных.

устная речь – речевая ситуация «В зоопарке у зверей».

Тема 7. Понятие о словах, обозначающих действия предметов.

  Различение слов, обозначающих действие предмета. Постановка вопросов к словам – действиям.  Закрепление структуры двусоставного предложения.

Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению.

Активизация словарного запаса по темам «Птицы», «Звери». Развитие фонематического слуха, произвольности внимания, памяти. Формирование коммуникативных навыков.

Виды работы:

  1. выполнение действий по инструкции, их называние;
  2. игра «Кто что делает?»; «Кто как ест?»;
  3. игры «Кто как передвигается?»;
  4. отгадывание  загадок (назвать предмет по перечисленным действиям);
  5. работа в парах: придумывание загадок (с перечислением действий).

Межпредметные связи:

русский язык -названия действий; различение слов,  обозначающих действия

по вопросам что делает? что делают?; внеклассная работа –«Книга загадок».

Тема 8. Согласование существительного и глагола настоящего времени в числе.

   Закрепление категории числа. Формирование практических навыков согласования глаголов с существительными единственного и множественного числа. Закрепление структуры двусоставного предложения. Активизация словарного запаса по темам «Школа», «Семья», «Игры детей». Развитие фонематического  восприятия, мышления, слуховой памяти, мелкой моторики рук. Формирование положительной учебной мотивации.

 Виды работы:

  1. составление предложений по сюжетным картинкам с изображением одинаковых действий, выполняемых одним и несколькими лицами.

(Птица летит. Птицы летят);

  1. сравнение звучание вопросов что делает? что делают? и слов, обозначающих действия, произносительный акцент на элементах, являющихся носителем грамматического значения (-ит, -ят и т.д);
  2. замена пары предложений одним по образцу (Ласточка летит. Воробей летит. – Птицы летят.)
  1. работа в парах (электронное приложение);
  1. редактирование в игровой форме (детям предлагается помочь Буратино исправить ошибки: «Петя поют. Девочки поёт»);
  1. игра «Кто как голос подаёт?» (Собака лает. Собаки лают.).

Межпредметные связи:

русский язык - согласование слов, обозначающих действия, с названиями

предметов; отгадывание названий предметов по названиям действий;

внеклассная работа – проект «Книга загадок».

Тема 9. Согласование существительного и глагола прошедшего  времени в роде.

  Закрепление категории рода. Формирование практических навыков согласования глагола прошедшего времени с существительными сначала

женского и мужского, затем – среднего рода.  Автоматизация  умения употреблять  форму глагола прошедшего времени, соответствующую роду действующего лица. Активизация словарного запаса по темам «Насекомые», «Птицы», «Транспорт», «Труд детей». Развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, устойчивости внимания. Формирование коммуникативных навыков, общеучебных умений.

Виды работы:

  1. составления предложений после демонстрации действий детьми (по вопросам: Миша что делал? Маша что делала? Дети что делали?);
  2.  составление предложений по сюжетной картинке «Лето» с помощью

          вопросов: что делала бабочка? (летала), что делал кузнечик? (скакал),

что делало солнышко? (светило), что делали дети? (играли).

  1. составление предложений по паре сюжетных картинок:

(Что делал автобус? (Он ехал.) Что делала машина? (Она ехала.)

         Что они делали? (ехали).

  1. дополнение предложений, изменяя форму глагола по вопросам. Кошка                          

 (что делала?)… . Кот (что делал?)… Котята (что делали?) …. . (играл)                                         

  1. добавление в предложения слов, употребляемых в нужной грамматической форме;
  2. придумывание загадок (с перечислением действий).
  3. составление предложений по вопросам;
  4. составление предложений по сюжетным картинкам.

Межпредметные связи:

русский язык - согласование слов, обозначающих действия, с названиями

предметов; подбор к названиям предметов нескольких названий действий;

внеклассная работа – проект «Книга загадок».

Тема 10. Образование приставочных глаголов.

Правильное употребление в речи приставочных глаголов. Формирования практических навыков образования слов с помощью приставок (на-, вы-, по-,

при-, у-). Уточнение семантики приставочных глаголов. Активизация словарного запаса по теме «Профессии людей». Развитие фонематического восприятия, мышления, активного произвольного внимания к языковым явлениям. Формирование положительной учебной мотивации.  

   Виды работы:

  1. выполнение действий по инструкции, называние этих действий;
  2. составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам;
  3. беседа о значении маленькой части слова (приставки), выяснение значения образованного слова;
  4. составление предложений по двум картинкам (например, врач – лекарство, садовник – цветы, папа – вода: наливает, поливает, выливает);
  5. игра «Исправь ошибки» (Маша поливает суп.);
  6. игра «Составь слово» (электронное приложение);
  7. выделение из текста (стихотворений) действий, обозначаемых приставочными глаголами, на слух.

Межпредметные связи:

русский язык – подбор названий действий по вопросам.

Темы 11-14.  Форма винительного, дательного, родительного и творительного падежа существительного единственном числа.

 Формирование практических навыков употребления падежных форм

существительных без предлога. Наблюдение за изменением формы слова, окончания (без термина). Закрепление представлений о связях значения и звучания формообразующих аффиксов. Сравнения звукового состава мотивирующего и производного слова. Активизация словарного запаса по темам «Лес», «Сад», «Огород»; «Дикие и домашние животные», «Профессии людей»; «Деревья»,  «Кустарники»,  «Инструменты»;  слов, обозначающих части предметов, части тела животных.

Развитие фонематического восприятия, мышления, слухового внимания и памяти, воображения. Формирование приёмов взаимоконтроля.

Виды работы:

  1. фронтальная работа с картинками; изменение слов по образцу;
  2. составление звукобуквенных схем пар слов (мотивирующего и производного);
  3. игра «Художник» (что нарисовал художник);
  4. игра «Фотограф (кого фотограф фотографировал  в лесу?)
  5. игра «Я леплю из пластилина» (электронный вариант);
  6.  игра «На что (кого) похожи облака?»
  7. игра «Доктор Айболит» (по  картинкам с изображением животных дети составляют предложения,  отвечая на вопрос: «Кому помог Доктор Айболит?»;
  1. игра «Подарки» (ответы на вопрос: чему обрадовался Володя?);
  2. игра «День рождения слонёнка» (кому именинник приготовил угощенье: сыр – мышке, косточка – собаке, гриб - белке);
  3. игра «Кому нужны эти вещи?» (электронный вариант);
  4. сравнение двух сюжетных картинок (чего не стало?);
  5. дополнение предложения по предметной картинке: лошадь ниже (жираф);
  6. игра «Кого испугался трусишка?» (дети по картинкам  составляют предложения по  образцу: «Трусишка испугался комара»);
  7. беседа о профессиях, игра «Кем ты хочешь стать?»;
  1.  игра «Кто чем защищается?» (носорог защищается рогом);
  1. Игра «Кто чем управляет?» (шофёр управляет машиной, автобусом);
  2. преобразование деформированной фразы (электронное приложение);
  3. дополнение предложений по предметным картинкам;
  1. составление предложений по сюжетным картинкам;
  2. чтение предложений, текстов с картинками.

Межпредметные связи:

русский язык – названия действий;

устная речь – речевая ситуация «В гости на день рождения».

Тема 15. Предлоги. Предложно – падежные конструкции существительных единственного числа.

Предлоги в, на, к, от, по, над, под, о. Дифференциация предлогов в-на, к-от, на-над. Практическое усвоение семантической и синтаксической роли предлогов. Формирование практических навыков употребления в устной речи предложно - падежных конструкций существительных (правильное использование предлогов и оформление падежных окончаний). Формирование структуры простого распространённого предложения.

   Активизация словарного запаса по темам «Школьная столовая», «Квартира», «Предметы быта», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь». Развитие фонематического слуха, зрительной памяти, мышления, пространственного восприятия.

Виды работы:

  1. выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом;
  2. ответы на вопрос и показ соответствующих картинок с различным пространственным расположением предметов;
  3. выполнение действий с предметами в соответствии с инструкцией;
  4. придумывание предложений на основе выполненного действия;
  5. придумывание предложений по сюжетной картинке;
  6. графическое изображение предлогов; составление конструкций и предложений с использованием символики;
  7. составление предложений по двум предметным картинкам и предлогу;
  8. ответы на вопросы «Где хранятся эти предметы?»;
  9. ответы на вопросы (где растут грибы, клюква, огурцы, васильки?);
  10. игра «Путешественники» (на чём отправимся в путешествие?);
  11. игра «Кто где живёт?»;
  12. игра «Угадай, что от чего?» (рукав от рубашки, ножка от стола);
  13. игра «Непослушный котёнок» (дети отвечают, что делает котёнок: бегает по полу, по столу;  подбежал к шкафу, к парте, к стене…);
  14. составление предложений по двум предметным картинкам (люстра, стол – люстра над столом; мяч, диван – мяч под диваном);
  15. игра «Новоселье» (электронный вариант: куда что поставим? где что положим?);
  16. игра «Прятки» (электронный вариант: «Кто где спрятался?»);
  17. игра «Солнечный зайчик»;
  18. чтение предложений, ответы на вопросы «О чём говориться в предложении?»;
  19. игра «Мечты» (Я мечтаю о …. );
  20. определение предлогов на слух (стихотворения, поговорки, пословицы).

Межпредметные связи:

русский язык – предлоги к, от, по, над, под, их пространственное значение.

Темы 16, 17. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

   Постановка вопросов и выделение слов, обозначающих признаки. Формирование практических навыков подбора признаков к предметам.  

Уточнение и закрепление категории рода. Формирование практических навыков  согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Рассмотрение  ряда прилагательных каждой модели, определение формального признака данной формы путём сравнения и выявления общего между вопросом и прилагательным, отвечающим на этот вопрос, составление  графических схем. Закрепление  алгоритма изменения прилагательного в зависимости от существительного. Распространение простого предложения определением. Активизация лексики по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Одежда», «Обувь», «Зима». Усвоение антонимических отношений между словами (прилагательные, обозначающие величину, высоту, длину, толщину). Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, мышления. Формирование положительной учебной мотивации.

Виды работы:

  1. фронтальная работа с предметными картинками, схемами;
  2. упражнения в подборе к данному существительному ряда прилагательных; ряда существительных к данному прилагательному;
  3. работа по опорной таблице «цвет, форма, вкус»;
  4. игра в лото «Какого цвета?», «Какой формы предмет?».
  5. игра «Магазин»: ученик - покупатель описывает, какой овощ ему нужен (например, жёлтый, круглый, горький), а ученик – продавец должен угадать (лук);
  6. отгадывание  загадок (назвать предмет по перечисленным признакам);
  7. работа в парах: придумывание загадок (с перечислением признаков);
  8. упражнения в сравнении двух предметов по их качествам (ответы на вопросы: какие по величине, по толщине, по высоте, по длине?);
  9. упражнения с заданием вставить в предложение подходящее по смыслу слово (с помощью вопроса, без вопроса);
  10. составление предложений из слов (электронное приложение);
  11. составление предложений по картинке;
  12. игра «Кто нашёл собаку?» (ребёнок исполняет роль диктора, описывает приметы пропавшей собаки, дети по своим картинкам с изображением разных собак должны определить, кто из них нашёл собаку),  возможно использование опорной таблицы с вопросами.
  13. составление рассказа – описания предмета.
  14. игра – сказка «Братья - карандаши».

   Межпредметные связи:

русский язык  - названия признаков предмета, названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, вкус.

Тема 18. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. 

   Правильное употребление в речи уменьшительно – ласкательной формы прилагательных. Закрепление практических навыков  согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Активизация употребления в речи слов, обозначающих цвет; оценочных прилагательных.

Развитие фонематического восприятия, мышления, слуховой памяти. Формирование коммуникативных навыков.

Виды работы:

  1. фронтальная работа с предметными картинками, сравнение названий больших и маленьких предметов их признаков;
  2. образование слов по образцу;
  3. игра «Мария и Машенька»;
  4. игра «Скажи ласково»;

Межпредметные связи:

русский язык  -  определение признака по вопросам какая? какой? какое? какие?

Тема 19, 20. Образование относительных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных.

  Формирование практических навыков образования прилагательных от существительных. Правильное употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Распространение простого предложения определением.  Активизация словарного запаса по темам «Продукты питания», «Одежда», «Обувь», «Растения», «Лесные животные», «Животные жарких стран». Развитие фонематического восприятия, мышления, произвольного внимания к языковым явлениям. Формирование навыков самоконтроля.

Виды работы:

  1. фронтальная работа по демонстрации способов образования слов; образование прилагательных по образцу (электронное приложение);
  2. игра «Готовим сами» (каждый ученик получает картинки  с изображением продуктов,  карточку с названиями блюд, образует слова по образцу: суп из рыбы (какой?) рыбный);
  3. игра «День сладкоежки» (электронный вариант);
  4. работа в парах по опорной таблице «цвет, размер, материал»;
  5. игры в лото «Из чего сделано?», игра «Ателье»;
  1. игра - сказка «Три поросёнка»;
  2. игра «Фанты» (Чей это карандаш?  Это Колин карандаш.);
  3. игра «Теремок» (чья голова видна в окошке?) (электронный вариант);
  4. игра «Помоги ослику найти свой хвост»;
  5. игра «Сказочные звери» (чья голова у этого зверя?  чей хвост? чьи

лапы?);

  1. игра «Что лишнее?» (картинки: медвежья голова, медвежьи лапы, лисий хвост).

Межпредметные связи:

русский язык -  характеристика признаков данных предметов по цвету, форме,

вкусу, величине, материалу;

устная речь - совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных

диалогах;

внеклассная работа  - коллективный проект «Книга загадок».

Тема 21, 22. Понятие о предложении. Закрепление структуры простого распространённого предложения.

  Выделение предложения из текста. Смысловая и интонационная законченность предложения. Практическая  отработка правила  оформления предложения на письме и в устной речи (понижение голоса на точке, пауза между предложениями).  Связь слов в предложении. Правильное употребление в устной речи усвоенных грамматических форм и конструкций. Графическое изображение предложения.

Активизация словарного запаса по темам «Школа», «Наш город», «Транспорт». Развитие мышления, внимания к языковым явлениям. Формирование коммуникативных навыков.

Виды работы:

  1. сравнения предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложения.
  2. составление предложений по сюжетной картинке;
  3. составление предложений по предметной картинке;
  4. ответы на вопросы;
  5. игра «Помоги Буратино» (электронное приложение: поставь слова в предложении по порядку);
  6. распространение предложения по картинкам и вопросам, сравнение исходного и составленного предложения;
  7. составление схем предложений;
  8. подбор предложений к заданной схеме;  
  9. придумывание предложений по данной графической схеме;
  10. придумывание предложений по двум данным словам (кролик, морковка);
  11. самостоятельное составление предложений по данной теме;
  12. игра «Пограничники» (определение границ предложения).

Межпредметные связи:

русский язык - выделение предложений из текста;  практическая отработка

правила оформления предложения на письме (большая буква  в  начале предложения, точка в конце); распространение предложения по картинкам и вопросам;

устная речь - моделирование речевой ситуации «Я пешеход».

Тема 23. Понятие о рассказе. Закрепление в речи усвоенных грамматических форм и конструкций.  

  Ознакомление детей с термином «рассказ». Формирование ориентировки в образцах связной речи. Определение характеристик рассказа в доступной форме. Наглядная демонстрация правил организации рассказа.

 Поэтапное обучение составлению описательного и повествовательного рассказов.

Развитие мышления, произвольного внимания к языковым явлениям, памяти. Формирование коммуникативных навыков.

Виды работы:

  1. беседа по услышанному рассказу (вывод: рассказ – это когда есть какой-то случай, событие);
  2. сравнение рассказа и совокупности изолированных предложений (введений карточек – символов: есть случай – рассказ; нет случая – нет рассказа);
  3. сравнение правильного текста и с пропущенными смысловыми

звеньями (введение карточек – символов: части рассказа стоят по порядку – рассказ, порядок нарушен – нет рассказа);

  1. сравнение правильного текста и искаженного текста (введение карточек – символов: предложения связаны друг с другом, «дружат» - рассказ, не связаны – нет рассказа);
  2. упражнения в анализе образцов речи (по предложенному сенсорно-графическому плану).

Межпредметные связи

русский язык: различение рассказа и набора предложений (не рассказа);

 

Тема 24. Пересказ рассказа цепной организации.

Пересказ текстов цепной организации (рассказов, в которых каждое последующее предложение  начинается с того же слова, которым закончилось

предыдущее).

Наглядная демонстрация правил смысловой и синтаксической связи предложений в рассказе. Развитие мышления, зрительного и слухового внимания. Развитие умения применять знания в новых ситуациях.

Виды работы:

  1. слушание рассказа (предъявляются карточки  со структурами предложений (по их количеству в тексте);
  2. отбор предметных картинок, подходящих к данному рассказу;
  3. беседа по структуре первого предложения (Какие картинки подходят к предложению? Кто это? Что он сделал? Куда он отправился?);
  4. проговаривание первого предложения по выставленным картинкам;
  5. рассмотрение всех структур рассказа;
  6. выделение повторяющихся слов, сначала в двух первых структурах,

затем в остальных;

  1. самостоятельный пересказ (сначала по частям, затем – полностью);
  2. введение фишки «запрета на повтор слова» (там, где она выставляется, используется не повтор слова, а другие средства (указательные и личные местоимения и др.)

Межпредметные связи

русский язык:  правильное использование местоимений вместо

существительного.

Тема 25. Пересказ рассказа  с опорой  на серию сюжетных картинок.

  Пересказ текста с опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, являющихся зрительным планом изложения. Развитие логического мышления, устойчивости внимания.  Формирование коммуникативных навыков, общеучебных умений.

Виды работы:

  1. рассматривание серии сюжетных картинок (объяснение содержания);
  2. слушание рассказа детьми;
  3. словарная работа;
  4. беседа по содержанию рассказа (отработка различных вариантов ответов); соотнесение части рассказа с сюжетной картинкой;
  5. повторное чтение текста логопедом с установкой на пересказ;
  6. самостоятельный пересказ рассказа по плану в виде серии сюжетных картинок.

Межпредметные связи

русский язык:  определение, о ком или о чём рассказ;

чтение: пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на

картинный план.

Тема  26.Составление описательного рассказа предмета.

  Составление развёрнутых описательных  рассказов о животных (предметах)

с использованием плана – схемы.  Закрепление навыков самоконтроля за

произношением в самостоятельной речи. Активизация лексического запаса в рамках темы рассказа. Развитие мышления, устойчивости внимания. Формирование положительной учебной мотивации.

Виды работы:

  1. беседа о животных (предметах);
  2. беседа по схеме для составления описания животного (предмета), обозначение каждого символа;
  3. выбор каждым учащимся картинки с изображением одного из животных (предметов);
  4. работа в парах (рассказы учащихся в соответствии с каждым пунктом схемы);
  5. запись рассказов на магнитофон.

Межпредметные связи:

русский язык - описание предмета по плану.

Тема 27. Пересказ рассказа  с использованием опорных сигналов.

   Пересказ повествовательного текста с использованием в качестве плана высказывания схематических картинок (опорных сигналов).  Формирование умения устанавливать причинно – следственные связи. Развитие логического мышления, слухового внимания, памяти. Формирование коммуникативных навыков.

   Виды работы:

  1. слушание рассказа;
  2. словарная работа (выяснение смысла слов, предложений; подбор синонимов);
  3. выяснение причинно- следственных связей, беседа по вопросам;
  4. выяснение логических связей (получился бы рассказ, если бы…, почему рассказ не получился бы?
  5. выяснение последовательности происходящих  в рассказе событий (ответы на вопросы: Что сделал(а)? с указанием на соответствующую схематическую карточку с изображением действующего лица);
  6. называние слов – действий по сигнальным опорам;
  7. восстановление текста с опорой на последовательность глаголов;
  8. пересказ  текста с опорой на схематические картинки.

Межпредметные связи

русский язык:  определение, о ком или о чём рассказ;

чтение: пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на

картинный план.

Тема 28. Составление рассказа- описания времени года.

 Составление описательных рассказов о времени года с использованием в качестве плана  карточек – символов. Активизация словарного запаса по данной теме. Развитие произвольного внимания, мышления, памяти.

   Виды работы:

  1. составление предложений по опорным словам (в рамках данной темы),
  1. повторение цепочки слов;
  2. беседа о признаках времени года; подбор определений;
  3. установление причинно-следственных зависимостей; составление соответствующих предложений;
  4. хоровое проговаривание выбранных предложений, их последовательное соотнесение с символами;
  5. расположение карточек с символами  в нужной последовательности;
  6. рассказ «цепочкой», по частям.
  7. самостоятельный рассказ  с опорой на карточки-символы.

Межпредметные связи

русский язык:  описание времени года по плану; коллективный подбор заглавия к рассказу.

Тема 29. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

 

 Составление повествовательных текстов с опорой на план в виде серии сюжетных картин. Смысловое программирование текста. Закрепление усвоенных грамматических форм и конструкций. Активизация словарного запаса в рамках тематики рассказа. Развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти.

Виды работы:

  1. беседа по содержанию, установка причинно-следственных отношений;
  2. восстановление последовательности сюжетных картинок по памяти;
  3. подбор предметных картинок  к данной серии сюжетных;
  4. определение места картинки среди других;
  5. расположение сюжетных картинок в определённой последовательности;
  6. найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
  7. определение ошибки в последовательности картинок после прочтения текста логопедом;
  8. рассказывание «цепочкой»;
  9. придумывание названия рассказа;
  10. распределение сюжетных картинок по двум смысловым группам;

Межпредметные связи

русский язык:  коллективное составление рассказа по серии сюжетных картин; коллективный подбор заглавия к рассказу.

 « Оценка результативности коррекционной работы»

   Обследование речи учащихся с целью определения эффективности коррекционной работы. Осуществляется по тем же параметрам, как первичное обследование грамматического строя речи, лексики.

   Результаты фиксируются в речевых картах (качественный анализ), в картах «Мониторинг развития речи» (количественный анализ).

  В конце полугодия, учебного года оценивается общий уровень сформированности (сохранности) грамматического строя речи, учитывается динамика его развития. Тестовая методика предусматривает фиксирование ответов учащихся в баллах: «0» - умение образовывать новые слова и словоформы данного вида не сформировано; «1» - выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовывать лишь отдельные слова и словоформы; «2» - ошибки в образовании слов и словоформ, большая часть которых исправляется с помощью логопеда; «3» - выполнение задания с ошибками, большинство которых самостоятельно исправляется после замечаний логопеда; «4» - правильное и быстрое выполнение задания.

 Сравнивая результаты, полученные при обследовании в начале и в конце учебного года, определяем динамику развития грамматического строя речи.  

Планируемые результаты

- устранение проявлений аграмматизма в устной речи (при выраженном

  недоразвитии грамматического строя речи – их значительное уменьшение);

- повышение уровня сформированности коммуникативных навыков,

  адекватных учебной деятельности;

- возникновение критичного отношения к собственной речи и речи других

  людей, являющегося показателем появления интереса к осмыслению

  языковых особенностей;

- повышение уровня сформированности общеучебных умений;  

- усвоение программы по русскому языку.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО – КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Ведущие методы, приёмы

   Коррекция нарушений грамматического строя речи осуществляется различными методами (практическими, наглядными, словесными). Выбор методов и приёмов определяется задачами и содержанием коррекционного воздействия, характером речевых нарушений, этапом работы, возрастом детей. Также одним из значимых критериев является учёт как присущих всем учащимся коррекционной школы особенностей высшей нервной деятельности, так  и индивидуальных проявлений психофизического развития каждого ребёнка.   

   Такой метод логопедического воздействия, как игра, позволяет эффективно решать коррекционные, познавательные и воспитательные задачи. Игровые действия делают сложную мыслительную деятельность более интересной, что способствует преодолению ребёнком неуверенности в себе, страха дать неправильный ответ. Игры применяются как при закреплении речевых навыков, так и на этапе подготовки к усвоению нового материала. Используются различные игры: дидактические, творческие, игры -  драматизации, моделирование реальных ситуаций конструктивного общения.

    Важное значение в работе по коррекции нарушений грамматического строя речи имеет применение  такого практического метода, как моделирование.  Навыки словоизменения и словообразования формируются у детей путём создания устойчивых  моделей слов и словоформ  на значительной лексической базе; при формировании структуры  простого распространённого предложения используется знаково – символическое моделирование – графические схемы.

   Одним из эффективных практических методов коррекции нарушений грамматического строя речи является метод упражнений. Используются речевые и некоторые виды языковых упражнений: фонетические (например, звукобуквенный анализ выделенной в слове флексии, обозначающей определённое грамматическое значение); словообразовательные (подбор «слов – родственников», образование одной части речи от другой по образцу или вопросам); морфологические (образование формы множественного числа, падежных форм существительных, глагольных форм с опорой на наглядные средства, образец); синтаксические (составление простых предложений различной конструкции).  В процессе формирования структуры простого предложения  используются конструктивные упражнения, предполагающие некоторые изменения, которые учащиеся должны внести в готовый или частично готовый речевой материал (вставка пропущенного в предложении слова по вопросу, распространение предложения, замена формы слова или одного слова другим, ответы на вопросы, работа с деформированным предложением). Творческие упражнения требуют большей  самостоятельности учащихся, используются при введении в речь уже отработанных конструкций (составление словосочетаний и предложений по картинке, опорному слову, по теме, на основе собственного опыта, работа с диалогом, ответы на вопросы или постановка вопросов к ответам). Используемая вариативность упражнений позволяет ребёнку прочно закрепить навыки владения речевым материалом.

   Повышению познавательной и речевой активности способствует применение наглядных методов обучения, так как опора на чувственные образы делает усвоение речевых навыков более конкретным, осознанным. Интерес к занятиям, положительный эмоциональный настрой у детей вызывает демонстрация электронных пособий. В сочетании с практическими и наглядными используются словесные методы, словесные приёмы (показ образца речи, пояснение, объяснение, педагогическая оценка).

Оптимальное сочетание вышеперечисленных методов и приёмов позволяет

 на каждом занятии решать познавательные и коммуникативные задачи с

 опорой на сознательную деятельность учащихся.  

Организационные формы обучения

  Коррекционный процесс организован  в форме групповых логопедических занятий.  Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 40 минут. Курс составляет 72 часа, обследование речи – 5 часов, занятия- 68 часов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Научно-методическое оснащение программы:

  1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –М.: «Владос», 1998.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи. (формирование лексики и грамматического     строя речи). – С – Пб: «Союз», 1999.
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной  3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. (Главы II - III).  
  4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  5. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. «Дефектология», №4, 2001.
  6. Тестовая диагностика выявления уровня сформированности грамматического строя речи;
  7. Речевой материал с учётом формирования грамматического строя речи в онтогенезе;
  8. Методический материал для консультирования педагогов и родителей по вопросам развития лексико – грамматического строя речи.

Учебное и дидактическое оснащения программы:

  1. Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.
  2. Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. Тексты и упражнения для коррекции грамматических отношений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Астрель», 2005
  3. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – С-Пб: «Корона принт», 2004.
  4. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – С-Пб: «Корона принт», 2011.
  5. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2008
  6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – С-Пб: «Детство – ПРЕСС», 1999.
  7. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. С-Пб.: «Каро», 2005
  8. Альбом с речевым  и иллюстративным материалом для диагностики нарушений грамматического строя речи у школьников;
  9. Авторские «Сборники упражнений по формированию навыков изменения и образования слов» (I часть – существительные, II часть – глаголы, прилагательные).
  10. Комплексы игр и игровых упражнений по автоматизации навыков словоизменения и словообразования;
  11. Графические схемы (демонстрационные, индивидуальные) для моделирования слов и словоформ, предложений; опорные сигналы для рассказов, схемы для составления рассказов;
  12. Электронные иллюстративные приложения (программы Microsoft PowerPoint, Macintosh) к занятиям.
  13. Опорные таблицы по словообразованию и словоизменению;
  14. Предметным и сюжетные картинки по перечисленным в содержании лексическим темам; серии сюжетных картин.

Материально-техническое  оснащение программы:

  1. Компьютер (программы Microsoft Office  2007,  Macintosh);  
  2. Проектор, экран;
  3. Мультимедийные игры: «Гарлфид первоклассникам: основы грамматики», «Весёлая грамматика»; «Гарлфид первоклассникам: основы лексики», ИИСС «Говори правильно» (раздел «Развитие связной речи», задания 1-5);
  1. «Музыкально-логопедические рифмовки» (согласование прилагательных с существительными), электронное приложение к журналу «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №1, 2011
  2. Программно-методический комплекс «Семейный наставник». Русский язык. 2 класс, НП ООО «Инис-Софт, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Как преодолеть трудности младших школьников при переходе в среднюю школу

Статья с рекомендациями опытного педагога для родителей учащихся 4-х классов для лучшей адаптации при переходе в среднюю школу....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    Провести диагност...

Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"

Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...

Логопедическая работа по развитию грамматического строя речи у школьников с ЗПР в аспекте профилактики аграмматической дисграфии

В статье даётся характеристика логопедической работы по развитию грамматического строя речи у школьников с ЗПР в аспекте профилактики аграмматической дисграфии. Раскрываются основные направления и сод...