Конспект логопедического занятия для 2 класса по теме Дифференциация звуков [С]- [Ц] и букв С, Ц изолированно, в словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Павлова Наталья Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aist_tsaplya_sam_posl.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект логопедического занятия для 2 класса по теме           дифференциация звуков [С]- [Ц] и букв С, Ц изолированно, в словах.

Цель: Научить детей различать звуки [С]- [Ц] изолированно, в слогах, в словах на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • Закреплять знания о согласных с, Ц.
  • Учить различать звуки ц- с изолированно, в слогах, в словах на слух и правильно обозначать их на письме.

коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие,
  • Звукобуквенный анализ и синтез слов;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать зрительную и слуховую память;
  • развивать общую моторику (синхронизировать движения с речью).
  • Обогащение словарного запаса

коррекционно-воспитательные:

  •  прививать  любовь к  устному  народному творчеству.
  •  воспитывать культуру поведения;
  • формировать гуманистические ценности
  • развивать умение слышать и слушать друг друга;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 1. Орг.момент

Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в путешествие в сказку. Но без билетов  путешествовать нельзя. У вас на столах лежат билеты, но они пока пустые и не действительны. Кто сможет их правильно  заполнить тот сможет отправиться в путь.  Для этого нужно очень внимательно слушать слова которые я назову и находить указанные буквы; из этих букв надо составить новое слово  и записать его в билете .  

И так, приступим:

В 1-ой клеточке запишите последнюю букву слова палец

Во 2-ой клеточке запишите первую букву слова адрес

В 3-ей клеточке запишите вторую букву слова апрель

В 4-ой клеточке запишите третью букву слова пила

В 5-ой клеточке запишите первую  букву слова яблоко

Прочитайте какое слово у вас получилось. Правильно, цапля.   Значит все верно заполнили билеты и можем отправляться в путешествие.

2. Основная часть.

1)Цапля это героиня нашей сказки.

А какие сказки вы знаете где одна из героинь   цапля ( Цапля и журавль , Сорока, лиса и цапля)

Молодцы ! А наша сказка называется «Как аист к цапле сватался». Это Латышская сказка.

 Объявление темы

 С какого звука начинается слово цапля? – Ц . А в слове аист есть этот звук? Правильно нет. Зато в слове аист есть звук который  похож на звук ц. (Давайте произнесём слова и послушаем.) Правильно это звук с.

 Сегодня нам в путешествии будут помогать эти звуки. мы будем говорить о цапле и аисте сравнивать их и конечно сравнивать звуки [с] - [ц] .

Давайте построим домики аисту и цапле и сравним  их  (звуки [с] - [ц])

Аисты обычно крупнее цапель, живут на болоте, далеко от воды (а цапли -- водные птицы), а в полете вытягивают шею в отличие от цапель, которые всегда складывают ее.

с

ц

согласный

согласный

глухой

глухой

Губы улыбаются

Губы улыбаются

Кончик языка лежит внизу, упираясь в нижние передние зубы

Кончик языка  упирается в нижние передние зубы

Воздушная струя длительная холодная

Воздушная струя быстрая холодная

твердый

твердый

Простой звук

Сложный звук состоит и звуков т и с

Таблица записывается в тетрадь. Отличия обводим в красную рамку

И так, домики у наших героев  есть. Давайте теперь узнаем, что же с ними происходило. Слушайте внимательно.

2)Жил на краю болота аист, а по другую сторону болота жила цапля. Подумал аист, что скучно жить одному, и решил он к цапле посвататься.

– Жениться хочу. Пойдешь за меня? А цапля ему в ответ:

– Что-то ноги у тебя больно длинные да штаны короткие, и бегаешь ты неважно. Не пойду я за тебя, пожалуй, ты меня и прокормить-то не сможешь.

Вздохнул аист и поплелся восвояси. Только он ушел, цапля подумала, что и вправду скучно жить одной, не надо бы аисту отказывать.

На другой день потащилась цапля через болото к аисту. Приходит она и говорит:

– Аист, голубчик, женись на мне. Пойду за тебя, если ты не против.

– Да нет, – отвечает аист, – раздумал я жениться.

И  запел аист свою песню давайте споём вместе с ним С- СА- СУ-СЫ-СО-СЭ  (Читаем, пропевая слоговую таблицу)

 А потом запела цапля    и мы вместе с ней Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ

Затем они запели дуэтом (Кто знает, что такое дуэт ?   Дуэт это  совместное выступление 2-х исполнителей ) Помогайте нашим героям:

са-ца   со-цо  су-цу  сы-цы  аца-аса  ацо-асо  ацу-асу  ацы-асы  аце-асэ  цос – соц  цус- суц цес-сэц

3).Физминутка: А теперь давайте прогуляемся вместе с цаплей по болоту, все встали:

По болоту тут и там ходит важная мадам

Цап лягушку,

цап квакушку

Проглотила  хохотушку

Не зевай «лупатая»!

Цапля тут носатая!

Делаем «перекрестные шаги» (правым локтем касаемся левого колена, левым локтем  - правого колена; каждое слово соответствует одному движению)

Пальцами правой руки захватываем мочку левого уха и быстро растираем её

Пальцами левой  руки захватываем мочку правого  уха и  растираем её

Руки кладем на щеки, покачиваем головой, делаем пальцами круговые движения -  растирание щёк,

Грозим указательными пальцами обеих рук(руки вытянуты вперед)

Ритмично постукиваем пальцами по носу

4)Я хочу вам напомнить что  мы путешествуем в сказку. А сказка это всегда волшебство. И поэтому  диктант, который сейчас  предстоит нам выполнить тоже будет волшебным.  И будем мы его не писать, а рисовать.

Инструкция: Я буду диктовать слова, ваша задача нарисовать  место слов значки: если в слове есть звук с  - прямоугольник,  если в слове есть звук ц – косую линию - /, если в слове  есть оба звука,  то рисуем по порядку два значка.  

Царь, смелый, птицы, птенцы, сцена, серая, царапаться,   коса,  солить, кость, ценить, восклицательный.

Проверяем.

3.Итог урока

Что же было дальше?  Как вы думаете чем закончилась сказка ?  (Предположения  детей)

А  оказывается, цапля и аист   ходят через болото друг к другу по сию пору да все сватаются, а пожениться никак не могут. То аист откажется жениться, то цапля. Как вы думаете почему так происходит. Как нужно разговаривать друг с другом? Какие черты характера мешают нашим героям?  

Конечно, именно уважение друг к другу и доброта помогают нам общаться и жить вместе в любом коллективе.  

А давайте поможем цапле и аисту. Мы  подарим им подарки .   Ведь наверное если бы они ходили друг другу с добрыми словами и с подарками все бы закончилось хорошо.

Инструкция: Найдите подарки для аиста (в названиях которых есть звук С и определите какой он по порядку),  и для цапли (в названиях которых есть звук Ц и определите какой он по порядку).

Для этого  вспомним все свойства каждого из звуков.  

Выпишите слова в два столбика Сыр, свеча, цепочка, простыня, кольцо, цветочек, щипцы,  косынка,   платьице, голубцы, слива,

Проверяем.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цель:Закрепление знаний о звуках и буквах в-ф.Задачи:Образовательные- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков в-ф;- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;- дифференциация  звук...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц и Чч в соответствии с ФГОС.

Конспект подгруппового логопедического занятияпо теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц  и Ччв соответствии  с ФГОС.(подгруппа 2 А класса) Цель: различать в устн...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р\'], [Л]-[Л\']. Буквы Р, Л»

Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 1 классана тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р'], [Л]-[Л']. Буквы Р, Л»...

Открытое логопедическое занятие для 1 класса по теме "Дифференциация звуков и букв ж-ш"

Открытое логопедическое занятие было дано на логопедической группе общеобразовательного 1 класса. В группе восемь учащихся, почти все освоили слоговое чтение, четверо учащихся на этапе автоматизации з...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...

Логопедическое занятие для 2 класса на тему : "Дифференциация звуков С-З в словах и словосочетаниях".

Занятие по коррекции дисграфии, направленное на развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза....