Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).

Задачи

Коррекционно-обучающие:

  1. Учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях.

2.  Учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме.

3.  Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].

4.  Закреплять зрительный образ букв С-Ц.

5.  Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.

6.  Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц].
  2. Формировать навык самопроверки.

Воспитательные:

1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса (КРО)

по теме:

"Дифференциация звуков и букв С–Ц

в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).

Задачи

Коррекционно-обучающие:

  1. Учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях.

2.  Учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме.

3.  Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].

4.  Закреплять зрительный образ букв С-Ц.

5.  Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.

6.  Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц].
  2. Формировать навык самопроверки.

Воспитательные:

1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.

Ход занятия:

  1. Вступительная часть
  1. Отчет дежурного
  • Число
  • День недели
  • Месяц
  • Время года
  • Настроение
  1. Упражнение на восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (прослушать сочетание хлопков и повторить).
  1. Основная часть
  1. Сообщение  темы занятия.

Загадки

Быстро в небе проплывает,                

Обгоняя птиц полёт. 

Человек им управляет.

Что такое?..

В маленькой резной избушке

Весело живут подружки.

Умножают, вычитают,

Знают правильный ответ.

(самолет, цифры)

- Какой первый звук в слове самолет?

-Какой первый звук в слове цифры?

- Ребята, вы поняли, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?

Сегодня мы будем с вами изучать звуки [с]-[ц] и буквы с-ц.

  1. Сравнительная характеристика звуков [с]-[ц].

Звук [с] - согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости - звук [c'] ("сь"). Парный по звонкости-глухости - звук [з].

Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) - согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.

  • Повторение артикуляции и характеристики звука [c].

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?

Ученики: Губы улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?

Ученики: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?

Ученики: Язык находится за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?

Ученики: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [c] гласный или согласный?

Ученики: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученики: Твердый.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученики: Глухой.

Повторение артикуляции и характеристики звука [ц].

Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?

Ученики: В этих словах есть звук [ц].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].

Работа с зеркалами.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?

Ученики: Губы немного улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?

Ученики: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?

Ученики: Сначала язык  стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?

Ученики: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?

Ученики: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученики: Твердый.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученики: Глухой.

Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?

Ученики: Это согласные, твердые, глухие звуки.

Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?

Ученики: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с]  кончик языка сразу находится за нижними зубами.

Логопед: Какими буквам обозначаются звуки [с]-[ц]?

  1. Развитие фонематического слуха.  Упражнение «Будь внимателен». 

Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны потрясти ладонями, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.

Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.

  1. Упражнение « Добавь слог- СА или -ЦА»:

сини-(ца),  голо-(са), лиси-(ца), небе-(са), сестри-(ца), поло- (са), ко-(са), столи-(ца).

  1. Работа в тетрадях с индивидуальными карточками. 

Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.

https://urok.1sept.ru/articles/681471/3.JPG

Логопед: Все ли слова вам понятны?

Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.

Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно

Ученики записывают слова в тетрадь.

  1. Физминутка.

  1. Чтение чистоговорок с доски

ца-са-ца-са - это цапля и лиса

со-цо-со-цо - это Сонино лицо

 сы-цы-сы-цы - это сыр и огурцы

  1. Вставь в слова буквы С или Ц, прочитай что получилось. Написать слова в два столбика

Коль_о,   поя_,  автобу_, пале_,  дворе_,  ов__а, полотен_е, о_а.

  1. Итог занятия.

- Какие звуки отрабатывали?

- Какими буквами они обозначаются?

-Чем они похожи? Чем отличают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация оптически схожих строчных букв п-т в словах, предложениях, тексте. (Бинарное занятие)"

Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии смешиваемых на письме оптически и кинетически сходных строчных букв п-т. Задания предполагают развите внимания к элементам смешиваемых бук...

Конспект логопедического занятия по коррекции на тему: «Артикуляция гласных [а-я].Дифференциация в слогах, словах»

Задачи :       1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных  а –я. 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах;3. развивать навыки...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»

Конспект логопедического занятия. Цель занятия: закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи....