Программа формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха
методическая разработка по логопедии на тему

Понарина Ольга Ивановна

     Тренажер позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность, словесное ударение и т.д.) и многие звуки русского языка. При этом обеспечивается возможность отработки, как изолированных звуков, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз, то есть различных речевых единиц.

"ДЭЛЬФА-130" показывает на экране:

- интенсивность голоса (громкость);

- носовой оттенок звучания;

- правильность артикуляции звуков;

- дифтонги и монофтонги;

- длительность произношения звука, слога, слова, фразы;

- ударение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха с помощью компьютерного

тренажера «ДЭЛЬФА-130»

Пояснительная записка

     Тренажер позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность, словесное ударение и т.д.) и многие звуки русского языка. При этом обеспечивается возможность отработки, как изолированных звуков, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз, то есть различных речевых единиц.

"ДЭЛЬФА-130" показывает на экране:

- интенсивность голоса (громкость);

- носовой оттенок звучания;

- правильность артикуляции звуков;

- дифтонги и монофтонги;

- длительность произношения звука, слога, слова, фразы;

- ударение.

Планирование занятий

  Занятия следует тщательно планировать, исхода из общего плана работы над произношением, а также учитывая индивидуальные особенности ученика, возможности тренажера.

Режим занятий — 2 раза в неделю.
Время занятий — 25 минут.
Форма занятий — индивидуальные и подгрупповые занятия от 2 –3 человек.
Структура занятий:
Организационный момент — 2 мин.
Работа за компьютером — 10 мин.
Физкультурная пауза — 2 мин.
Работа за компьютером — 10 мин.
Подведение итогов — 1 мин.
Работа с одним учеником проводится при постановке звуков. При наличии детей, имеющих сходственные речевые нарушения, организовываются групповые занятия. Принципом комплектования групп является выделение

у учащихся в процессе тщательного обследования наиболее характерного для них дефекта, который в наибольшей степени тормозит нормализации речи. Состав групп может меняться. Каждый ученик посещает занятия не реже трех раз в неделю независимо от групповой или индивидуальной формы занятий. Сдвоенные часы не допускаются. В занятия целесообразно включать упражнения, корригирующие различные психические процессы – внимание, память, а также физкультминутки.
Речевой материал должен быть знаком ребенку настолько, чтобы не возникало необходимости пояснять смысл слов, предложений, связных текстов.

Упражнения

Упражнение "Бабочка" позволит работать над речевым дыханием: правильным, полным вдохом и плавным, экономным выдохом, а также над слитностью речи. Ученик должен обладать достаточно сильным и длительным выдохом, умело согласовывать работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата для того, чтобы отчетливо и слитно произносить слова, словосочетания и небольшие фразы. Если вдох у него очень слабый, выдыхает он очень неэкономно, не может протянуть звук достаточно долго, это означает, что для слитной речи ребенок не имеет базы, и  нужно начать работу, над развитием его речевого дыхания. Данные, полученные при проверке возможностей обычных детей, не страдающих недостатками в области устной речи, говорят о том, что в 3-4 года дети могут непрерывно "звучать" (тянуть какой-либо звук) 6-8 секунд. В 5-7 лет к этому прибавляется еще 2-3 секунды, а к 8 годам ребенок достигает результата в 14 секунд. Известно, что обычный восьмилетний ребенок может сказать слитно, на одном дыхании весьма длинную фразу, поэтому можно принять это время как достаточное и для  учеников с нарушениями слуха. Счетчик, который есть в этом упражнении, поможет определить время, в течение которого ребенок может тянуть звук или слоги. А впоследствии  можно сравнить первоначальный результат с тем,  который покажет ученик после целенаправленной работы. Проследите за тем, как дышит  ученик, стараясь вдохнуть больше воздуха. Если нижняя часть его грудной клетки остается неподвижной, но при этом он приподнимает плечи, то это лишь имитация хорошего вдоха, поскольку набрать достаточное количество воздуха таким образом нельзя. Приложите, не надавливая, свою руку к диафрагме (в области желудка, там, где закончилось схождение ребер) и вдохните. Если вдох сделан правильно, полной грудью, диафрагма выдвинется, и Вы почувствуете это рукой. Чтобы научить ребенка правильному вдоху, приложите его руку к своей диафрагме, пусть он тоже почувствует ее движение при Вашем вдохе. Затем переходите к следующему этапу: одну руку ученик держит на своей диафрагме, а  другую  - на Вашей. Сначала Вы делаете вдох, и ребенок рукой ощущает выдвижение диафрагмы, затем пытается вдохнуть сам, чтобы получить те же ощущения от собственного вдоха. Некоторое время потренируйте его, пусть примером будет Ваш правильный вдох. Затем ребенок может держать руку только в области своей диафрагмы. В том случае, если Вы убедитесь, что ребенок начал вдыхать размеренно, спокойно, опираясь на диафрагму, можно убирать "контролирующую" руку. Только в такой последовательности он научится осознавать разнообразные ощущения, которые помогут ему в овладении правильными произносительными навыками: внятной слитной речью нормального темпа. Рекорды в области речевого дыхания не нужны, поэтому стремиться к очень большим временным результатам не следует. Если в семь лет ребенок может произносить фразы из 4-5 слогов, а в восемь - из 8 - 10, это прекрасно. Взрослея, развиваясь физически, он обязательно достигнет большего. Для слитной речи важно не только сделать правильный вдох. Не менее важно уметь плавно, экономно выдыхать. Покажите ученику, как надо дышать: поднеся его ладош, тыльной (внешней) стороной к своему рту, дайте ему возможность ощутить Ваш спокойный, выдох. Обучайте ребенка постепенно, по этапам, так же, как Вы учили его правильно вдыхать, с "контролирующей" рукой около рта.  При этом не надо ставить других целей, например, хорошо и четко произносить какой-либо звук (звучать может нечто среднее, только не в нос!) или говорить определенное количество слогов. Можно тренировать ребенка и на беззвучном выдохе. Он может ничего не произносить, а только выдыхать в микрофон, стараясь, чтобы воздуха ему хватило надолго. После того, как Вы убедитесь, что дыхание слало спокойным и плавным, можно переходить к другому типу упражнений: наращиванию слогов, подбору слогов, содержащих те звуки, которые ученик уже умеет говорить, но в речи иногда теряет их или говорит не очень качественно. И только после того, как он сможет спокойно и слитно произнести несколько слогов на одном выдохе, следует постепенно убыстрять темп проговаривания того речевого материала, который Вы ему предлагаете. Ваша главная задача на этом этапе - обеспечить базу для слитной речи ребенка, научить его правильно вдохнуть воздух и экономно выдыхать его в процессе говорения. Следует помнить, что при работе над речевым дыханием необходимо избегать чрезмерно глубокого, неправильного вдоха и слишком длинных фраз, предлагаемых для произношения. Переходя к отработке слитности речи, обратите внимание ученика на то, что все люди говорят слитно, и при этом понимают друг друга. Он должен хорошо понять свою задачу: говорить, не разделяя слова на слоги, неотделяя их друг от друга, а произнося их плавно и слитно. Этому содействуют специальные дыхательные упражнения с произнесением звуков. Вот два из них:

1. Протяжное произнесение гласных и некоторых согласных звуков отдельно и в слогах:

а__, о__, у__,па___, по___, пу___, м___, в___,в___,а___,м___а ,с___а, и т.д.

2. Слитное произнесение простейших слогов на одном выдохе:

папаши…, пололо…,   пупупу..., папопу..., шашата..., тотото..., тутуту..., татоту..., ваваеа..., вовово..., мамина... и т.д. Если Ваш ученик страдает открытой гнусавостью, протяжное проговаривание одного гласного звука (изолированное произнесение) может спровоцировать его на дефектное произношение. Тогда вначале следует начать тренировку с беззвучного выдоха, затем произносить звуки и слоги шепотом, с контролем воздушной струи на тыльной стороне ладони, и только потом подключать голос. Часто ребенок не может сказать слитно даже два слога. В этом случае, как всегда, когда поставленная задача слишком трудна, ее надо разделить на части. Попросите его произнести один слог  па, а затем aпa и, наконец, папа. Такую работу полезно сопровождать плавным движением, похожим на дирижирование. Пока Ваша рука движется, ученик тянет звук. Предложите подирижировать и ему самому. Слоговые упражнения являются подготовительными, и не стоит долго заниматься только ими. Как можно быстрее, вводите в Ваши занятия слова, пусть самые простые. Затем на материале слов можно построить короткие фразы, например: Вова^упал. Предложения можно постепенно наращивать: Вова^и^Аня^упали. Подбирайте фразы, помня о том, что если в слове рядом стоят два согласных, первый из которых взрывной (н, т, к), произнести такое слово очень трудно и этому надо специально учить ребенка. Например, в коротенькой фразе (Вот Вова.) рядом оказались звуки [т] и [в]. Можно предположить, что ученик или "разорвет" эти слова и скажет их  не слитно, или при слитном произнесении между этими звуками непроизвольно включит голос. При этом Вы услышите "Ваты (э) Вова". Поэтому работу начинайте с самого простого: на базе легко произносимых звуков - слог, затем - слово, затем - короткая фраза. Например,

ма  мама - мамамама — мама дома - моя^мама^дома. Можно предложить

ученику произнесли несколько раз на одном выдохе одно и то же слово, словосочетание, фразу, например, зима^зима; холодная^зима; наступила^зима; наступила^холодная^зима; можно на одном выдохе посчитать: один^два^три^,…, назвать месяцы, дни недели, имена членов семьи, детей класса, в котором учится ребенок. Другим средством, способствующим автоматизации различных произносительных навыков, служит последовательный переход от несколько замедленного вначале произношения слогов, слов и фраз к умеренно быстрому. Помогут и специальные упражнения с попеременным ускоренным и замедленным проговариванием одного и того же материала. При определенных успехах в развитии речевого дыхания и, соответственно, в слитности речи, можно постепенно усложнять задачу. Эту работу надо связывать с закреплением в слитной речи полученных навыков по автоматизации звуков, выделению словесного ударения, то есть закреплению и применению на практике правил орфоэпии. Вам при этом будет труднее, так как придется очень внимательно прислушиваться к речи ученика и контролировать его произношение, правильность дыхания, слитность произнесения, верность ударения и пр. А ребенок будет наблюдать за движущейся картинкой и, наверняка, так увлечется этим, что не заметит "обмана": ведь изображение на экране зависит только от того, звучит ли речь, а вовсе не оттого, соблюдается ли ударение и правильно ли говорятся звуки.

Упражнение "Бабочка", как, впрочем, и все другие, предоставляет Вам возможность для работы над громкостью голоса. Увеличьте порог чувствительности тренажера, и теперь, чтобы увидеть движущуюся картинку, ребенку придется говорить громче.

Упражнение "Елочка".

Сходные задачи можно решать и с помощью упражнения «Елочка». Если Вы уже определили, сколько времени ученик может тянуть какой-то легкий для произношения звук, и есть ли в соответствии с этим, необходимость в работе над его речевым дыханием, наличие нескольких упражнений для однотипных заданий очень полезно. Ведь, если ребенок некоторое время работает с одной и той же картинкой, она может надоесть ему. Когда изображение на экране изменится, ребенок заинтересуется новой картинкой, и мы сможем продолжать работу. В упражнении "Елочка" установите вначале именно то контрольное время, в течение которого может без напряжения звучать голос ученика. Пусть он посмотрит на то, что происходит на экране, как на елке загораются огоньки, а потом и наконечник. Постепенно, очень понемногу увеличивайте время, постоянно обращая внимание на правильность вдоха и выдоха ребенка. Ученик, стремясь увидеть загорающиеся огоньки и наконечник, наверняка, будет стараться растянуть свой выдох. Таким незаметным для него приемом мы будем продолжать формирование правильного речевого дыхания. Если же речевое дыхание у ребенка хорошее и особо работать над ним не нужно, упражнение "Елочка" можно использовать по-другому. Вы уже знаете, что Ваш ученик некоторые звуки, например, [с], [т], [р] может говорить и правильно, и с ошибками, подготовьте таблички, на которых будут написаны специально подобранные слоги и слова, включающие эти звуки. Вначале произнесите этот речевой материал сами (в темпе, доступном ученику) и заметьте время, которое потребуется для того, чтобы успели зажечься огоньки и наконечник. Установите полученный результат в качестве контрольного времени, и теперь ребенок попробует произнести эти звуки, слова, слоги, уложившись в норматив. Кстати, весь материал он может проговаривать при отведенном микрофоне, а тот звук, над которым Вы ведете работу, пусть скажет непосредственно в микрофон. Чтобы зажечь огоньки и наконечник, ему придется повторить отрабатываемый звук много раз, и мы увеличим, таким образом, время тренировки. Используя "Елочку", Вы сможете провести коррекцию произношения многих звуков. Картинка на экране так нравится детям, что в этот момент мы можем проработать обширный речевой материал. Еще раз напомним, что в этом упражнении компьютер не определяет качество произношения звуков, а только фиксирует время звучания. Правильность произношения должны контролировать Вы.

Упражнение "Громкость".

Упражнение "Громкость" - это колобок, широко открывающий рот. С помощью этого упражнения Вы можете дать ребенку представление о шепотной речи, нормальном и громком голосе, устранить в речи призвуки, тренировать навыки выделения словесного ударения. Нет нужды особо говорить о необходимости говорить голосом нормальной громкости. Однако полезна и шепотная речь. Владение этим навыком очень важно, так как именно шепотом люди говорят, либо, не желая кого-то обеспокоить, либо просто по секрету в присутствии посторонних. Кроме того, шепотная речь помогает научиться плавному выдоху через рот и, благодаря этому, исправлять открытую гнусавость. Сначала научите ребенка произносить определенные гласные звуки и слоги в разных режимах (шепотом, нормальным голосом, громко). Следите при этом за тем, чтобы шепот был именно беззвучной речью, сохраняющей свою разборчивость. Типичной ошибкой является задержка дыхания, когда ученик правильно располагает во рту язык, укладывает губы, но выдох при этом отсутствует и никакого звучания не происходит. Покажите ему, как Вы произносите шепотом этот звук или слог, а в это время поднесите к своему рту его ладонь тыльной стороной, чтобы он ощутил воздушную струю. Попросите его сделать то же самое, и пусть он контролирует свой выдох. Далее следует научить ребенка выделять громкостью какой-либо слог. Таким образом,  мы готовим его к выделению ударного слога более громким и долгим его произнесением. Эту работу тоже можно сопровождать спокойным и плавным дирижированием.

Упражнения для изменения силы и длительности звучания строятся на разнообразном звуковом материале, на словах и фразах, типа: пА   па, вА,  ва,  мА___ма, шАпка, бАбушка, упАл (ударные слоги произносятся чуть громче и чуть длительнее). При этом обязательно следите за тем, чтобы громкий голос не срывался на крик. Теперь переходите к следующему этапу работы, при котором на определенный ритмический рисунок можно наложить произнесение каких-либо слов, например, тАта - вАта, тапА - водА, татАта - лопАта и т.д. Потренируйте ученика на слогосочетаниях разного ритма. Можно предложить ему самому подобрать и произнести слово, повторяющее заданный ритм.

Упражнение "Колобок".

С помощью упражнения "Колобок" хорошо работать над устранением призвуков, которые сильно деформируют речь. Сущность этого дефекта состоит в том, что при произнесении звуков [п], [т], [к] конце слов (слогов) или перед глухими согласными ребенок включает голос и слышится гласный, напоминающий [а],[ э] или[ ы] . Например, "сук--э", "к-э-то", "мак-э", "шап-э-ка", "коф-э-та". Коррекционную работу начнем с произнесения обратных слотов: оп, ит, эк.  При правильном произношении слога колобок откроет рот только один раз. В том же случае, если ученик после согласного опять включит голос, герой на экране вновь придет в движение. Зрительный контроль полезно подкрепить тактильно-вибрационным. Учитель, приложив руку ученика к своей гортани, попеременно произносит "уп-э уп", несколько преувеличивая силу и длительность призвука. Ощущая движение гортани учителя, и сопоставляя тактильно-вибрационные ощущения со зрительными, ученик оценивает верное и неверное произношение. Затем предлагаем произнести этот слог, а затем и слово суп без призвука. Таким же образом проводится работа над остальными специально подобранными словами.

 Упражнение "Вертолет".

Упражнение «Вертолет» очень помогает в устранении такого распространенного дефекта, как открытая гнусавость. Правильно произнося звуки, мы выдыхаем воздух через нос только при произнесении двух из них

м и н.  Во всех остальных случаях выдыхаемый воздух идет через рот. Если  небная занавеска, которая отделяет носовую и ротовую полости, работает вяло или совсем не работает, воздух попадает  в носовую полость, и в речи слышится носовой оттенок (назализация). Страдают при этом гласные звуки, а также согласные: [в] и [л ]. Иногда назализация возникает намеренно. Но в обычной речи наших учеников, и так не всегда внятной, носовой оттенок - большая помеха. Как устранить его? Поднесите ладонь ученика ко рту и предложите беззвучно сказать па___. Пусть он ощутит струю воздуха. Затем к беззвучному (шепотному)  попросите прибавить голос. Таким же образом поработайте над всеми гласными. Можно усилить контроль: приложите (не придавливайте!) палец к крыльям носа и произнесите [м], [н].  Вы почувствуете вибрацию. Если у Вашего ученика открытая гнусавость, такая же вибрация будет ощущаться при произнесении звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [л], причем страдать могут и отдельные звуки, и все вместе. Начните работать над одним звуком, затем поочередно над теми, которые ребенок говорит неправильно. Предлагайте для произнесения последовательно звук - слог - слово - фразу.

Иногда помогает и такой прием. Сверните из плотной бумаги трубочку, не очень длинную.  Пусть ученик говорит в нее как в микрофон, а с другой стороны поднесет свою ладонь. При этом усиливается ощущение воздушной струи, и контролировать себя ему будет гораздо легче. Если ученик почему-то стесняется такого задания, помогите ему, рассказав о том, что в специальных школах некоторые дети даже на уроках сидят с такими трубочками и говорят только в них. Ведь чем тщательнее контроль, тем быстрее можно избавиться от недостатка. А теперь обратимся к компьютерному тренажеру. Вначале установим значение громкости: 10 - для отработки гласных звуков и для различных игр, 30 - для исправления гнусавости. Вертолет на экране чутко реагирует на воздушную струю. В том случае, когда при произнесении звука выдох производится через рот, он поднимается достаточно высоко. Но как только на том же звуке воздушная струя начнет проходить и через рот, и через нос, или только через нос, она становится значительно слабее. Вертолет при этом теряет высоту.

Упражнение "Космический стрелок".

Прежде всего, "поиграть" в нее полезно тем детям, которые  страдают открытой гнусавостью. Поскольку выстрел происходит при точном произнесении звука, слога или короткого слова, дети практически сразу осознают связь между изображением на экране и произношением. Но для наибольшей эффективности упражнения очень важен правильный выбор речевого материала. Подберите такие слова, которые, ребенок будет отрабатывать: вот, там, тут, дай, и обратные, закрытые слоги: aп, aт, ак и т.д. Это упражнение можно использовать и для закрепления постановки некоторых звуков.  Например, Вы отрабатываете новый звук [в].  Подберите слоги и слова, в которых есть этот звук, и договоритесь с учеником, что "стрелять" можно только ими. "Космический стрелок" разнообразит Вашу работу по развитию речевого дыхания и слитности речи. Выберите большую скорость полета мишеней, и пусть ученик поражает их не одиночными выстрелами, а с помощью ряда слогов, проговариваемых достаточно быстро, Слоги нужно подобрать индивидуально.

Упражнение "Пароход".

Поможет в работе над некоторыми традиционно трудными для произношения звуками: [с], [т], [х], [ф]. Начните с постановки их обычными приемами. Когда же ученик сможет хоть иногда неплохо произносить их, переходите к работе с тренажером. Стремясь поднять и удержать на нужной высоте облачко, Ваш ученик будет успешно закреплять правильное произношение изолированного звука. Сложнее ему будет тогда, когда отрабатываемый звук будет находиться внутри слова. Ведь для того, чтобы компьютер успел "услышать" и проанализировать звук, отреагировав передвижением на экране облачка пароходного дыма, требуется некоторое время. Поэтому при произнесении слова нужный нам звук надо немного потянуть. Пусть на первых порах такой прием кажется неестественным. Для младших школьников это вполне допустимо. Только не задерживайтесь здесь дольше, чем необходимо, и после правильного, хотя и чуть замедленного произнесения речевого материала с контролем речи с помощью тренажера, предложите ученику произнести то же слово, фразу в нормальном темпе без зрительной опоры на экран. Используйте это упражнение и для различения звуков, которые ученик путает в речи. Подобрав такие слоги и слова, в которых есть, например, звуки [с], [ш] или, попросив ученика сделать это самому, предложите ему произнести их несколько раз. Когда они будут усвоены достаточно хорошо, определите с помощью тренажера, насколько стабильно закрепилось правильное произношение, сопоставив количество попыток и число удачных и неудачных произнесений.

Упражнение «Речевая волна».

Упражнение "Речевая волна" требует особенно чуткого подхода. Долго использовать его за один прием нельзя, так как работа с графиками сложна для учеников младшего возраста. Но применять его очень полезно, так как оно поможет увидеть на экране слитность произнесения слогов, слов и фраз, окажется эффективным средством при закреплении навыка громкой и тихой речи. Поскольку на экране хорошо видно количество слогов в слове и ударный слог, можно поработать и над словесным ударением. Подбирая речевой материал, необходимо  помнить о простоте его произнесения, постепенно усложняя задания. Необходимо написать на табличке тот материал, над которым собираетесь работать. Сначала произносит его педагог для того, чтобы ребенок послушал речь и увидел на экране образец. Надо объяснить, как именно надо говорить: спокойно, слитно, с ударением. Покажите на рисунке место ударения, повторите это слово, пусть ученик еще раз послушает его, а после этого попытается проговорить этот же материал, стараясь повторить рисунок Вашего образца. При установленном значении громкости 10, это упражнение поможет также в тех случаях, когда ученик имеет в произношении такие тяжелые дефекты, как щелканье, призвуки. Можно поработать и над коррекцией фрикативного (глуховатого) [р] , гнусавого [в]. Сравнивая рисунки речевых волн с образцом, ученик сможет на материале слогов и слов увидеть на экране дефект своего произношения. Произношение звуков - вещь очень индивидуальная и, прежде чем работать над закреплением верного произношения, надо выбрать пуль, оптимальный для конкретного ученика. Компьютер фиксирует самые тонкие различия в произношении одного и того же звука разными людьми, поэтому добиться полного соответствия рисунков Вам вряд ли удастся. В том случае если ученик никак не может "вписаться" в Ваш образец, можно предложить иной вариант работы. Попросите его произнести нужный звук и запишите в верхнее поле самую удачную попытку. Пусть она будет образцом для последующих тренировок с элементами игры. Ведь теперь повторить графическое изображение в нижнем поле будет гораздо проще.

 Упражнение "Спектр".

Упражнение "Спектр" - прекрасное подспорье в работе над исправлением тех звуков, которые ребенок не всегда, но часто произносит с ошибками. Так же, как в предыдущем упражнении, в одних случаях лучше создать образец, в других - предложить сделать это ученику.

Начинайте с произнесения изолированного звука, затем переходите к слогам и словам, причем ученик проговаривает в микрофон только тот звук, над которым  работаете. После каждой попытки  можно обсудить результаты и узнать, насколько спектр нижнего экрана похож на образец, то есть, насколько удачно ученик произнес отрабатываемый звук. Не требуйте точного соответствия образцу. Главная задача в том, чтобы от занятия к занятию ученик улучшал свое произношение, а его рисунки на экране все точнее приближались к образцовым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"

Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...

Формирование навыков учебного труда у детей с нарушениями слуха

Данный материал описывает навыки трудовой деятельности на уроках труда в период школьного обучения детей. Для чего используются уроки труда, каковы трудовые умения, какой процесс происходит мужду учит...

Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.

Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...

статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и формирование познавательной активности у детей с нарушенным слухом»

Формирование познавательной активности  является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для  слабослышащих детей  нару...

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

Процесс формирование графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, мышц...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта»

Представлен инновационный педагогический опыт работы в ГБОУ РМ СОШ для детей с ОВЗ...