Как помочь ребенку-дисграфику, консультация для родителей.
консультация по логопедии по теме

Долотова Анна Юрьевна

Консультациядля родителей. Может выдаваться в виде памяток для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya.kak_pomoch_rebenku_sovety_roditelyam.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку-дисграфику 

Составила учитель-логопед МБОУСОШ №7 г.Североморск Мурманской обл.

Долотова Анна Юрьевна

(рекомендации для родителей младших школьников)

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая;
  • Оптическая;
  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
  • Акустическая;
  • Аграмматическая.

На то, что у Вашего ребенка могут возникнуть те или иные трудности при освоении письма, могут указать некоторые факторы.

На что нужно обратить внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные  р-л,  й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Несколько  советов  о  помощи  в  приготовлении  домашнего  задания:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у детей с нарушением письма выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться.

Красивому почерку научить можно. Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени(обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради  в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Хитрости в выборе канцелярских принадлежностей

  1. Место «хватки» ручки или карандаша должно быть покрыто рёбрышками или пупырышками.
  2. Корпус ручки должен быть трёхгранным, карандаша – шестигранным.
  3. Предпочтительнее пользоваться гелевыми ручками (можно и перьевыми).

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

КАК  ПИСАТЬ  ПОД  ДИКТОВКУ

  1. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объёмом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у ребёнка должно затрачиваться не менее часа времени.
  2. Текст прочитывается целиком. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

ЧЕГО  ДЕЛАТЬ  НЕЛЬЗЯ

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь школьнику готовить домашние задания"

В материале даны рекомендации для родителей по организации помощи ребёнку в подготовке домашних заданий....

Консультация для родителей на тему: "Злой и гиперактивный ребёнок. Как ему помочь?"

Предложены методические рекомендации по организации работы с данными детьми и выбора стиля общения....

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя

(Памятка для работы всех учителей)Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия ...

Консультация для родителей: "Как помочь ребёнку выучить стихотворение".

Эта памятка поможет родителям выстроить свою работу с ребёнком по заучиванию стихотворения наизусть....

Консультация для родителей на тему "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков"

Данный  материал будет полезен как педагогам, так и родителям....

Консультация для родителей "Трудные дети: как помочь им преодолеть трудности?

В консультации даны рекомендации родителям по воспитанию "трудных" детей, установлению с ними добрых, доверительных отношений  для их преодоления....

Консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться"

Данный буклет-консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться" оформлена по материалам учебно-методического пособия "Организация занятий в специа...