Группа учащихся, имеющих фонетические нарушения речи. ( класс: 1,2)
рабочая программа по логопедии на тему

Морозова Татьяна Игоревна

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКЫ

                                                       

 

       Государственное бюджетное образовательное  учреждение

                                           гимназия №1573

                                                                                                                         

«Утверждаю»

Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.__________________

            Зам директора ГБОУ гимназия №1573,

руководитель структурного подразделения №2 Сухих В.Ф._________________

 

                                                    от______________________   20        г

 

 

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи

 

 

 

Группа учащихся, имеющих  фонетический дефект.

( класс: 1,2)

Нарушение звукопроизношения.

Количество часов в неделю: 3

 

Составлена по книге Н.С.Жуковой

«Формирование у детей правильного произношения»

 

 

 

 

Срок реализации: 2013-2014 учебный год

 

Учитель-логопед: Морозова Татьяна Игоревна

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 часть: Пояснительная записка.

2 часть: Содержание программы.

3 часть: Методическое обеспечение.

 

1 часть

 

         Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:

         1. Диагностических данных учащихся.

         2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.

     - Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по исправлению произношения звуков», Ярославль, 2008 г., изд-во «Академия развития», (одобрено МО РФ).

     - Н.С.Жукова (рекомендовано МО РФ). Азбука правильного произношения, М., 2007 г. «Гном и Д».

     - В.И.Городиломов-ЕФ.Рау (утверждено Министерством Просвещения РСФС). Нарушение произношения у младших школьников. М., Просвещение, 1987 г.

 

Цели: коррекция нарушения звукопроизношения, профилактика дислексии и дисграфии.

 

Задачи: 1. Восстановление поврежденных функций речевого аппарата (борьба с гиперсаливацией, коррекция гипертонуса или гипотонуса языка путем индивидуально подобранных упражнений, преодоление дискоординации речевого аппарата, работа над правильным речевым дыханием).

         2. Постановка правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

         Речевой материал подбирается индивидуально. Пути реализации – специальные упражнения.

         3. Автоматизация правильного произношения (в слогах, словах, предложениях, стихах, пословицах, поговорках, текстах).

         4. Дифференциация звуков (на уровне слогов, слов, предложений, стихотворений-шуток, забавных рассказов).

 

         На последнем этапе особую важность приобретает контроль за связной речью ребенка. Необходим также самоконтроль и самооценка ребенком качества своей речи.

         Работа над коррекцией произношения проводится на занятиях и дома. Домашняя работа должна быть ежедневной. Ребенок должен выполнять упражнения вместе с взрослым членом семьи перед зеркалом ежедневно по 30 минут в день, не менее 2-х раз.

         Длительность занятий зависит от сложности нарушения речи, заинтересованности самого ребенка, от качества выполнения домашнего задания, от контроля за качеством речи ребенка, от регулярности посещения занятий.

 

 

Краткая характеристика учащихся с фонетическим дефектом

 

         Большинство детей имели различные нарушения речи в дошкольном возрасте и посещали логопедические занятия.

        

К моменту поступления в школу нарушения речи частично скорректированы, но дети нуждаются в продолжении занятий с логопедом.

        

Дети с ФД имеют различные нарушения звукопроизношения:

- искажение звуков;

- замены звуков;

- отсутствие звуков.

 

         Ребенок с ФД может иметь неправильное произношение 1, 2, 3 и более звуков, но выделяет данные звуки на слух, правильно определяет местонахождение звуков в слове. Процессы письма и чтения не нарушены.

 

         Многие дети имеют различные дефекты строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, укороченную уздечку. Некоторые дети имеют дефекты произношения в результате черепно-мозговой травмы или травмы лица.

       Часто наблюдается дискоординация речевого аппарата, его плохая переключаемость.

 

Психофизические (неречевые) особенности детей с фонетическим дефектом

 

         Есть дети с наследственными проблемами в развитии речи. Многие дети имеют хронические заболевания (ЛОР-заболевания, нарушения осанки, нарушения зрения, заболевания сердца, почек) и часто болеют. У многих имеет место нестабильное эмоциональное состояние, частая смена настроения. Дети склонны иметь периоды спада и подъема в учебной деятельности. Дети быстро утомляются.

         Многие дети имеют хороший уровень успеваемости и высокую мотивацию в учебной деятельности.

         При планировании занятий с этой группой детей нужно использовать разнообразные виды деятельности, игры, физкультминутки, развивать высшие психические функции. Все игры, задания, физкультминутка должны быть связаны с темой занятия.

 

2 часть

 

СОДЕЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ФД рекомендовано поводить 2-3 раза в неделю в группе по 4-6 человек. Продолжительность занятий – 45 минут.

         Занятия проводятся специально с интервалом в 1-2 дня, чтобы дети успели отработать речевой материал, полученный для домашней подготовки. Это необходимо для закрепления автоматизации навыков произношения звуков.

         Дома ребенок должен вместе с родителями или взрослыми членами семьи отрабатывать упражнения перед зеркалом по 30 мин. 3 раза в день. У взрослого человека, занимающегося с ребенком, не должно быть нарушений произношения звуков. Взрослые члены семьи должны осуществлять тщательный контроль за речью ребенка в семье по мере исправления звукопроизношения, поддерживать логопеда в его требованиях к исправлению речи ребенка.

 

 

Ожидаемый результат

 

 

1.     Развитие правильного речевого дыхания.

2.     Коррекция правильного произношения звуков.

3.     Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

4.     Дифференциация понятий: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

5.     Развитие интереса к языковым явлениям.

6.     Обогащение словаря и уточнение лексики.

7.     Совершенствование грамматического стоя речи.

8.     Повышение личностной самооценки ребенка.

 

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ. ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

№ п/п

Тема занятия

Кол.

час.

Термины

Коррекционно-воспитательная работа

1.

Артикуляционная гимнастика

6

Упражнения. Язык. Артикуляция.

Альвеолы. Напряжение. Губы. Расслабление. Зубы. Массаж. Гимнастика.

Воспитание умения точного выполнения задания, самоконтроля

2.

Постановка звуков.

5

Упражнения. Звук. Гимнастика. Альвеолы. Язык. Губы. Зубы. Напряжение. Расслабление.

Развитие фонематического слуха, внимания.

3.

Автоматизация звуков

 В слогах (открытых, закрытых и со стечением согласных).

В словах (со слогами открытого закрытого типа и со стечением согласных).

В предложениях (с использованием слов, со слогами открытого типа, закрытого типа. Со стечением согласных).

В стихах

В пословицах, поговорках

В текстах, рассказах

 

3

 

 

3

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

3

2

2

Звук. Буква. Слог. Слово. Предложение. Словосочетание. Скороговорки. Чистоговорки. Стихотворения. Рассказ.

Уточнение артикуляции. Развитие фонематического анализа и синтеза. Звукобуквен

ный анализ.

4.

Дифференциация звуков.

1 пара звуков.

3

 

 

Уточнение артикуляции развития фонематического слуха.

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы проверки знаний, умений и навыков

 

- Проверка состояния устной речи ребенка.

- Проверка связной речи ребенка.

- Проверка навыков чтения.

- Успеваемость ребенка по русскому языку и чтению.

- Отзыв учителя.

- Отзыв родителей.

- Динамическое наблюдение за ребенком в течение учебного года.

 

 

 

3 часть

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Н.В.Новотерцева. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки л-ль; р-рь; ш, ж, ч, щ; с, з, ц (одобрено МО РФ). «Академия раз-я», Ярославль, 2008 г.

         2. И.В.Косинова. «Логопедический букварь». Ярославль. «Академия развития». 2007 г.

         3. М.Ф.Фомичева. «Воспитание у детей правильного произношения». 1997 г. НПО Модэк, Воронеж.

         4. Пожиленко. «Артикуляционная гимнастика». С-Петебург, изд-во «Каро», 2007 г.

         5. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. «Автоматизация звуков у детей (свистящих, шипящих, сонорных)». Альбомы № 1, 2, 3, 4.

         6. В.И.Городилова-Е.Ф.Рау. Нарушение произношения у младших школьников». М., Просвещение. 1987 (утверждено Министерством Просвещения РСФСР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasovano.1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКЫ

                                                        

        

                Государственное бюджетное образовательное  учреждение

                                           гимназия №1573

                                                                                                                       

«Утверждаю»

Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.__________________

            Зам директора ГБОУ гимназия №1573,

руководитель структурного подразделения №2 Сухих В.Ф._________________

                                              от______________________   20        г

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи

Группа учащихся, имеющих  фонетический дефект.

( класс: 1,2)

Нарушение звукопроизношения.

Количество часов в неделю: 3

Составлена по книге Н.С.Жуковой

«Формирование у детей правильного произношения»

Срок реализации: 2013-2014 учебный год

Учитель-логопед: Морозова Татьяна Игоревна

Москва 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 часть: Пояснительная записка.

2 часть: Содержание программы.

3 часть: Методическое обеспечение.

1 часть

        Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:

        1. Диагностических данных учащихся.

        2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.

     - Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по исправлению произношения звуков», Ярославль, 2008 г., изд-во «Академия развития», (одобрено МО РФ).

     - Н.С.Жукова (рекомендовано МО РФ). Азбука правильного произношения, М., 2007 г. «Гном и Д».

     - В.И.Городиломов-ЕФ.Рау (утверждено Министерством Просвещения РСФС). Нарушение произношения у младших школьников. М., Просвещение, 1987 г.

Цели: коррекция нарушения звукопроизношения, профилактика дислексии и дисграфии.

Задачи: 1. Восстановление поврежденных функций речевого аппарата (борьба с гиперсаливацией, коррекция гипертонуса или гипотонуса языка путем индивидуально подобранных упражнений, преодоление дискоординации речевого аппарата, работа над правильным речевым дыханием).

        2. Постановка правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

        Речевой материал подбирается индивидуально. Пути реализации – специальные упражнения.

        3. Автоматизация правильного произношения (в слогах, словах, предложениях, стихах, пословицах, поговорках, текстах).

        4. Дифференциация звуков (на уровне слогов, слов, предложений, стихотворений-шуток, забавных рассказов).

        На последнем этапе особую важность приобретает контроль за связной речью ребенка. Необходим также самоконтроль и самооценка ребенком качества своей речи.

        Работа над коррекцией произношения проводится на занятиях и дома. Домашняя работа должна быть ежедневной. Ребенок должен выполнять упражнения вместе с взрослым членом семьи перед зеркалом ежедневно по 30 минут в день, не менее 2-х раз.

        Длительность занятий зависит от сложности нарушения речи, заинтересованности самого ребенка, от качества выполнения домашнего задания, от контроля за качеством речи ребенка, от регулярности посещения занятий.

Краткая характеристика учащихся с фонетическим дефектом

        Большинство детей имели различные нарушения речи в дошкольном возрасте и посещали логопедические занятия.

        

К моменту поступления в школу нарушения речи частично скорректированы, но дети нуждаются в продолжении занятий с логопедом.

        

Дети с ФД имеют различные нарушения звукопроизношения:

- искажение звуков;

- замены звуков;

- отсутствие звуков.

        Ребенок с ФД может иметь неправильное произношение 1, 2, 3 и более звуков, но выделяет данные звуки на слух, правильно определяет местонахождение звуков в слове. Процессы письма и чтения не нарушены.

        Многие дети имеют различные дефекты строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, укороченную уздечку. Некоторые дети имеют дефекты произношения в результате черепно-мозговой травмы или травмы лица.

       Часто наблюдается дискоординация речевого аппарата, его плохая переключаемость.

Психофизические (неречевые) особенности детей с фонетическим дефектом

        Есть дети с наследственными проблемами в развитии речи. Многие дети имеют хронические заболевания (ЛОР-заболевания, нарушения осанки, нарушения зрения, заболевания сердца, почек) и часто болеют. У многих имеет место нестабильное эмоциональное состояние, частая смена настроения. Дети склонны иметь периоды спада и подъема в учебной деятельности. Дети быстро утомляются.

        Многие дети имеют хороший уровень успеваемости и высокую мотивацию в учебной деятельности.

        При планировании занятий с этой группой детей нужно использовать разнообразные виды деятельности, игры, физкультминутки, развивать высшие психические функции. Все игры, задания, физкультминутка должны быть связаны с темой занятия.

2 часть

СОДЕЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ФД рекомендовано поводить 2-3 раза в неделю в группе по 4-6 человек. Продолжительность занятий – 45 минут.

        Занятия проводятся специально с интервалом в 1-2 дня, чтобы дети успели отработать речевой материал, полученный для домашней подготовки. Это необходимо для закрепления автоматизации навыков произношения звуков.

        Дома ребенок должен вместе с родителями или взрослыми членами семьи отрабатывать упражнения перед зеркалом по 30 мин. 3 раза в день. У взрослого человека, занимающегося с ребенком, не должно быть нарушений произношения звуков. Взрослые члены семьи должны осуществлять тщательный контроль за речью ребенка в семье по мере исправления звукопроизношения, поддерживать логопеда в его требованиях к исправлению речи ребенка.

Ожидаемый результат

  1. Развитие правильного речевого дыхания.
  2. Коррекция правильного произношения звуков.
  3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
  4. Дифференциация понятий: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
  5. Развитие интереса к языковым явлениям.
  6. Обогащение словаря и уточнение лексики.
  7. Совершенствование грамматического стоя речи.
  8. Повышение личностной самооценки ребенка.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ. ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Тема занятия

Кол.

час.

Термины

Коррекционно-воспитательная работа

1.

Артикуляционная гимнастика

6

Упражнения. Язык. Артикуляция.

Альвеолы. Напряжение. Губы. Расслабление. Зубы. Массаж. Гимнастика.

Воспитание умения точного выполнения задания, самоконтроля

2.

Постановка звуков.

5

Упражнения. Звук. Гимнастика. Альвеолы. Язык. Губы. Зубы. Напряжение. Расслабление.

Развитие фонематического слуха, внимания.

3.

Автоматизация звуков

 В слогах (открытых, закрытых и со стечением согласных).

В словах (со слогами открытого закрытого типа и со стечением согласных).

В предложениях (с использованием слов, со слогами открытого типа, закрытого типа. Со стечением согласных).

В стихах

В пословицах, поговорках

В текстах, рассказах

3

3

3

3

2

2

Звук. Буква. Слог. Слово. Предложение. Словосочетание. Скороговорки. Чистоговорки. Стихотворения. Рассказ.

Уточнение артикуляции. Развитие фонематического анализа и синтеза. Звукобуквен

ный анализ.

4.

Дифференциация звуков.

1 пара звуков.

3

Уточнение артикуляции развития фонематического слуха.

30

Способы проверки знаний, умений и навыков

- Проверка состояния устной речи ребенка.

- Проверка связной речи ребенка.

- Проверка навыков чтения.

- Успеваемость ребенка по русскому языку и чтению.

- Отзыв учителя.

- Отзыв родителей.

- Динамическое наблюдение за ребенком в течение учебного года.

3 часть

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Н.В.Новотерцева. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки л-ль; р-рь; ш, ж, ч, щ; с, з, ц (одобрено МО РФ). «Академия раз-я», Ярославль, 2008 г.

        2. И.В.Косинова. «Логопедический букварь». Ярославль. «Академия развития». 2007 г.

        3. М.Ф.Фомичева. «Воспитание у детей правильного произношения». 1997 г. НПО Модэк, Воронеж.

        4. Пожиленко. «Артикуляционная гимнастика». С-Петебург, изд-во «Каро», 2007 г.

        5. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. «Автоматизация звуков у детей (свистящих, шипящих, сонорных)». Альбомы № 1, 2, 3, 4.

        6. В.И.Городилова-Е.Ф.Рау. Нарушение произношения у младших школьников». М., Просвещение. 1987 (утверждено Министерством Просвещения РСФСР).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...

Обучение грамоте в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи

В связи с недоразвитием фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение зв...

Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"

Цель мастер-класса - поделиться опытом  планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...

Программа учителя-логопеда 1-2 класс для детей, имеющих тяжелые нарушения речи

Данная программа составлена на основе АОП по ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа будет полезна учителям -дефектологам и логопедам. Последние время в школу поступает много детей с...

Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.  В последнее время учителя-логопеды  все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими  комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...

Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...

Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...