Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Седлецкая Виктория Юрьевна

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия

по коррекции звукопроизношения.

« Автоматизация звука «Л».

Цели:

Образовательная:

-уточнение движения органов артикуляции для звука «Л»;

-закрепление навыка правильного произношения данного звука в закрытых слогах и словах с закрытыми слогами.

Воспитательная: - воспитание навыка самоконтроля за органами артикуляции, за своей речью.

Коррекционная: - развитие силы голоса, воспитание навыка правильного дыхания;

-развитие слухового и зрительного восприятия, внимания; фонематического слуха и мелкой моторики;

-формирование навыка соблюдения последовательность событий.

Оборудование:

-макет колобка из папье-маше с языком-варежкой из красной ткани;

-силуэты и картинки героев сказки « Колобок»;

-индивидуальные лоточки для звуко-буквенного анализа;

-палочки, цепочка, пластмассовые буквы «Л», веточка в виде буквы «Л»;

-таблицы-схемы;

-материал для развития дыхания, вата, спирт.

Ход занятия:

Оргмомент:

Приветствие детей:

- Здравствуйте, Виктория Юрьевна! На занятие пришел ..........

Настраиваемся на работу: сядем ровно, спинка прямая, руки на столе.

Нацеливание:

На прошлом занятии мы научились правильно произносить звук «Л».

Сегодня мы закрепим произношение этого звука в слогах и словах.

Мне помогут в этом герои известной сказки.

Возьмите первый звук из названий картинок, соедините эти звуки в слово и вы узнаете, из какой.

Предлагаются картинки: кот, обруч, лопата, осы, барабан, облако, кит.

- Верно, эта сказка – «Колобок».

А вот и главный герой сказки к нам выкатился (показ макета Колобка).

Гимнастика для мимических мышц:

Какой у нас Колобок? (румяный, круглый, веселый)

Но он не всегда такой. Колобок захватил с собой несколько своих портретов.

На каком портрете Колобок улыбается, грустит, сердится,    и. т. д.?

Попробуем и мы сделать так, как Колобок: улыбнемся, удивимся, рассмеемся, погрустим.

Работа над дыханием:

- Отработка длительности выдоха:

Вдохни поглубже и выдыхай,

 пока ведешь Колобка

 по дорожке от дома к  лесу.

- Отработка целенаправленности выдоха:

А в лесу чудесные цветы, свежий воздух.

Подышим ртом и носом по схеме:  

        -вдох и выдох через нос;

-вдох через нос, выдох через рот;

-вдох и выдох через рот;

-вдох через рот, выдох через нос.

-Выработка бокового выдоха:

Над цветами порхают бабочки.

Закусить кончик языка передними зубами, поднести пособие сбоку и сдуть с цветка бабочку.

Развитие силы голоса:

По дороге Колобок заблудился в лесу, стал громко кричать: А-А-А-У-У-У!!! 

А эхо тихо отвечает: а-а-а-у-у-у-у!

Покричим с Колобком громко, повторим с эхом тихо.

Вот выкатился Колобок на поляну, сел на пенек .

Пора нам выполнить артикуляционную гимнастику, а поможет нам в этом Колобок и таблица.

Артикуляционная гимнастика:

Логопед берет в руки макет Колобка, надевает на кисть левой руки красный «язычок» и выполняет им упражнения.

- растянем губы в «улыбке»; - «почистим зубы» вверху; - «побелим  потолочек»;

- «накажем язычок» губами, зубами; - закусим язычок.

Только закончили мы гимнастику, как на дорогу выскочил, узнайте по силуэту, кто?

- Колобок, Колобок, я тебя съем, если не поможешь!

Расскажи, как правильно поставить губы, зубы и язык для звука «Л»?

Давай вместе с Колобком объясним зайцу.

Разбор артикуляции звука по схеме:

Губы – в улыбке;

зубы – сближены;

язык кончиком упирается в передние верхние зубы или их десны, боковые края языка не смыкаются с зубами;

воздушная струя идет с двух боков;

голосовые связки работают.

Важно! Губы не должны выдвигаться вперед, работать вместо языка, язык не должен опускаться вниз.

Установим органы артикуляции (можно кончик языка прикусить передними зубами) и произнесем звук «Л».

        

 Характеристика звука: 

                                                       

Дадим характеристику звука по схеме:

Звук «Л» - согласный (есть преграда),

звонкий (голосовые связки работают - проверим  на горлышке тыльной стороной                                                                    ладони),                                                                                                                                                    твердый.                                                               

                                                             

Связь графемы с фонемой:

Ушел Колобок от зайца, катится по дорожке, видит – веточка интересная на дереве.

На какую букву она похожа? - на букву «Л».

Какой звук обозначает эта буква? - звук «Л».

Развитие зрительного восприятия:                                                                    

На таблице найди все буквы «Л»

 и правильно произнеси этот звук.

Развитие мелкой моторики:

-выложите букву «Л» из цепочки;

-сложить букву из деталей.

Автоматизация звука в слогах:

Катится Колобок, а навстречу ему (силуэт волка)

-Колобок, Колобок, я тебя съем, если не поможешь мне – запутался я в этих

дорожках!  

При отработке закрытых слогов длительно произносим гласный звук (пока идем по дорожке), в это время готовим органы артикуляции для произношения звука «Л».

Развитие фонематического слуха:

-выложить в ряд буквы «Л», если услышите слоги со звуком «Л».

ОЛ      УЛ      УС     ОТ     ЫЛ       ЕЛ       ЕН      ЫК      ИЛ     и т. д.

Ответил Колобок волку: (отраженное проговаривание детьми за логопедом)

- Я от дедушки ушел,

  Я от бабушки ушел,

  Я от зайца ушел,

  А от волка и подавно уйду!

Звуко - буквенный анализ слова:

А чтобы от него уйти, нужно сделать  звуко - буквенный анализ слова «волк»

на наборном полотне.

- В слове «волк» один слог, один гласный звук;

три согласных: два звонких и один глухой;

звук «Л» стоит в середине слова.

                                                                    В           О          Л         К

Автоматизация звука в словах:

Катится Колобок, а навстречу ему (силуэт медведя).

 -Колобок, Колобок, я тебя съем, если не поможешь мне!

Так и быть, отпущу, но ты назови мне  все слова со звуком «Л», которые                                         увидишь на этой картине.

Поможем Колобку отыскать эти слова.

(На наборном полотне картинки, в названии которых есть звук «Л» в закрытых слогах: белка, полка, стол, мел, и т.п.).

Автоматизация в предложении:

Покатился Колобок, а навстречу ему (силуэт лисы).

Спрашивает она Колобка:

-Как ты в лесу очутился?

Прочитай рассказ Колобка:

                

Лежал                на                                 .

Надоело ему лежать.

Спрыгнул     он   со                на                 .

Да покатился по    .                  

Лиса просит: Спой мне песенку, Колобок!

Колобок и запел:

ОЛ-ОЛ- ОЛ     Я ОТ БАБУШКИ УШЕЛ,

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ       ДЕД МНЕ НАДОЕЛ,

АЛ-АЛ-АЛ      ОТ ЗАЙЦА УБЕЖАЛ,

ИЛ-ИЛ-ИЛ      ВОЛКА ОБХИТРИЛ,

УЛ-УЛ-УЛ      МИШКУ ОБМАНУЛ,

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ    СЛЕД УЖ МОЙ ПРОСТЫЛ!

Не успела лиса оглянуться, как убежал, укатился Колобок.

Итог:

Найди и прочитай, с кем мы сегодня встретились на занятии.

-От зайца мы узнали, как произносится звук «Л», покажите и вы.

Анаграмма:    ЛВКО

-Волку помогли произнести этот звук в слогах.

Повторим:  АЛ   ОЛ  УЛ   ЫЛ   ЕЛ  ИЛ.

- Медведю отыскали слова со звуком «Л», вспомните, какие?

-Лисе спели песенку - чистоговорку.

Дома проговаривать эту чистоговорку четко и правильно.

Оценки:

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ш] в предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц и Чч в соответствии с ФГОС.

Конспект подгруппового логопедического занятияпо теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц  и Ччв соответствии  с ФГОС.(подгруппа 2 А класса) Цель: различать в устн...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука С в слогах".

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Л в слогах"

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Л в слогах"...

План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах. (1 класс).

Тема: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах.  (1 класс). Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные: закрепить...