Мир на кончиках пальцев
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Данный мастер-класс показывает возможности нетрадиционных пальчиковых игр, их влияние на речевое развитие обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_na_konchikakh_paltsev.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер-класс «Мир на кончиках пальцев»

Цель мастер-класса: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

Оборудование: деревянные палочки (карандаши), крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, су-джок тренажеры, два чудесных мешочка (с крупой и без), буквы, природный материал, картинки для штриховки, маркеры.

Ход:

- Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги. Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр. Хочу спросить вас, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).

- Да, правильно. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Цель: формирование речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И.Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму.

- У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками - мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. 

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. С нашими детками мы используем всевозможные виды игр от пластмассовых бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, скрипеть, катать).

Пальчиковая игра «Крышки»

Пальчики обули (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)

Смело в них вперёд шагнули (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

И пошли по переулку,

на весёлую прогулку (пальчики шагают)

Игра с палочками

Также можно использовать небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать)

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики. (поочерёдно шагаем палочками по коленам)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху в низ и ставим на колени).

Одной ножкой топ-топ (шагаем правой палочкой), другой ножкой топ-топ (левой)

На головку сели песенку запели (Ставим палочки на голову стучим друг об дружку) 

 

Игра с мячиками

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику). Предварительно можно скатать шарики, например, из пластилина.

Игра с гладким мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

Игра с мячиком-ёжиком.

Маленький колючий ёж

До чего же ты хорош! (катаем мячик ёжик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой).

Игра «Чудесный мешочек»

а) Ребенок засовывает руку в мешочек и на ощупь определяет, что за игрушку он трогает.

б) Ребенок засовывает руку в мешочек, в котором крупа, и на ощупь определяет, что за букву он нащупал.

Игра «Построй букву»

Из подручного материала ребенок строит букву.

Штриховка.

Ребенку предлагается картинка, которую нужно заштриховать в определенном направлении.

Самомассаж.

Самомассаж  - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 - 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей, сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Су-джок терапия

В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

Используя пальчиковые игры, в своей работе с детьми я заметила, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ум на кончиках пальцев"

Статья о развитии мелокой моторики у детей...

Презентация "Алфавит на кончиках пальцев"

Данная презентация предназначена для учителей английского языка начальной школы...

"Ум ребёнка на кончиках пальцев"

В презентации представлены упражнения для младших школьников по профилактике нарушений чтения и письма....

Исследовательская работа по теме:"Сказка на кончиках пальцев".

Занятия рисованием влияют на развитие творческих способностей, мышления, воображения, эстетического вкуса и просто улучшают настроение.                  ...

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов , через занятие в кружке "Очумклые ручки"...

Консультация на тему: «Речь на кончиках пальцев»

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень разви...

"Ум- на кончиках пальцев"

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук . Достигается скоординированным функционирование...