"Ум на кончиках пальцев"
статья на тему

Серёжкина Наталия Сергеевна

Статья о развитии мелокой моторики у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_um_na_konchikah_paltsev.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

«Ум находится на кончиках пальцев».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике рук и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? 

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Кроме того, ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга.

Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют низкий уровень развития мелкой и крупной моторики. Они не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при копировании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая "дрожащая линия"), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги.

У детей  при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточное развитие движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией! Родителям детей в возрасте 6 – 7 месяцев необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук: ежедневный  массаж кисти рук, разминание и поглаживание пальчиков в течение 2 – 3 минут.

Родители должны знать!

Детям в возрасте 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук: катание пальчиками круглых предметов различного  диаметра. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать карандаши, пуговки, спички.

В полуторогодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка обуви и одежды. Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, так называемая «пальчиковая гимнастика».

Для детей в возрасте от 5 лет и старше можно предложить графические упражнения, которые подготовят руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы эти задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для выбираются такие объекты как волна, радуга, клубы дыма, чешуйки  рыб. Здесь можно взять задания  на дорисовывание недостающих деталей предметов, штриховка и раскрашивание контурных изображений.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание и конструирование из мелких деталей. Постарайтесь ограничить использование в рисовании предметов, которые не потребуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными в рисовании должны быть простые и цветные карандаши.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир на кончиках пальцев

Данный мастер-класс показывает возможности нетрадиционных пальчиковых игр, их влияние на речевое развитие обучающихся....

Презентация "Алфавит на кончиках пальцев"

Данная презентация предназначена для учителей английского языка начальной школы...

"Ум ребёнка на кончиках пальцев"

В презентации представлены упражнения для младших школьников по профилактике нарушений чтения и письма....

Исследовательская работа по теме:"Сказка на кончиках пальцев".

Занятия рисованием влияют на развитие творческих способностей, мышления, воображения, эстетического вкуса и просто улучшают настроение.                  ...

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов , через занятие в кружке "Очумклые ручки"...

Консультация на тему: «Речь на кончиках пальцев»

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень разви...

"Ум- на кончиках пальцев"

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук . Достигается скоординированным функционирование...