Конспект открытого занятия по теме: "«Слова, обозначающие признак предмета»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Бушуева Ирина Витальевна

В данном файте представлен конспект коррекционного логопедического фронтального занятия в 1 классе по теме "Слова, обозначающие признак предмета".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_logopedii_v_1_klasse.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия

 в 1 классе «А» по теме

«Слова, обозначающие признак предмета»

Логопед Бушуева И.В.

Тема урока: « Слова, обозначающие признак предмета»

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

- Сформировать новое понятие о словах, обозначающих признак предмета;

-Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам;

-Учить графически обозначать слова, обозначающие признаки предмета;

- Учить дифференцировать слова-признаки от слов-предметов и слов-действий;

- Воспитание гуманного отношения к животным;

-Развивать воображение, слуховое внимание и память;

- Развивать мелкую моторику рук.

Личностные УУД:

- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

- Формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

- Наблюдение

- Слушание

Коммуникативные УУД:

- Вступать в диалог;

- Участвовать в коллективном обсуждении;

- Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

- Корректировать поведение;

- Осуществлять контроль.

Оборудование: Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко, помидор; карточки с графическим изображением слов-признаков, рабочие тетради, карандаши.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Логопед и дети приветствуют друг друга:

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

П. Повторение материала предыдущих занятий.

 Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего ученики занимают свои места.

Логопед: «Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.

Летит, жужжит — ... . Мычит, жует — ... . Скачет, ржет — ... . Лакает, мяукает—... . Сторожит, лает — ... . Плавает, молчит — . . . . Блеет, жует — . . . . Хрюкает, чавкает — . . .

III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко,помидор. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, помидор спрашивает их:

«Какой по форме, цвету , на вкус?» (Овальный, зеленый, вкусный.)

«Какая по форме, цвету, на вкус?» (Круглая, желтая, вкусная.)

«Какое по форме, цвету, на вкус?» (Круглое, красное, сладкое.)

Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.

Логопед : «Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко,помидор. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.»

Затем логопед дает задания ученикам:

1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждого ученика.)

2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Логопед следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)

3) ) Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Образец: березка белоствольная, кудрявая, русская, молодая — к а к а я ?

Ветер ... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг ... (преданный, верный, надежный, большой, любимый).

Настроение ... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение ... (хорошее, примерное, отличное).

Погода ... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

4) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой ? какая ? какое?

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой  ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

 Мы  попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

 Стоп. Немного отдохнём.

 И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

5. Графическое изображение слов.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображаются волнистой линией. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый, смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое большое, голубое.

6. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1)Из услышанного ряда слов поднимите карточку с графическим изображением признака предмета на соответствующее слово: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш, вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный.

2) Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы: Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Слон.

Слон был огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хвост длинный. Голова большая, шишковатая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.

(По Л. И. Куприну.)

Вопросы:

« Вы видели когда-нибудь слона? Где? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза?» (Ученики называют только слова, обозначающие признаки.) Кого вы еще видели в зоопарке? Как нужно относиться к животным?

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед: «С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали? Что у вас вызвало затруднение? Нарисуйте в тетради то личико, которое соответствует вашему настроению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 6 классе на тему: «Слова, обозначающие признак предмета – имена прилагательные. Антонимы».

Цель: учить находить, подбирать и использовать в речи антонимы.Задачи:Учебные - закрепление понятия антонимы, развитие умения подбирать антонимы, выделять их из предложений.Коррекционные – разви...

Конспект подгруппового занятия по теме: «Слова-предметы» (1класс с ОВЗ),

Цели:коррекционно-образовательные:·              закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы;·...

Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...

Конспект открытого урока по теме "Слова-синонимы"

Слова – синонимы 2 класс. Урок – открытие новых знаний.Орг. Момент= Здравствуйте, ребята! Мы с вами начинаем урок русского языка, и я предлагаю вам провести его в форме философского клуба ...

Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета" (4 класс)

Закрепление представлений о словах, обозначающих названия предметов, действий и признаков предмета, навыка их практического употребления, различения, а также активизация словаря по теме "Зима&quo...