Звук [Ч’] и буква Ч. (Ткани)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Попова Елена Михайловна

Логопедическое занятие по коррекции ФФНР и развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_ch_i_bukva_ch._tkani.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Ч’] и буква Ч. (Ткани)

Цели:

1. Учить учащихся слышать и различать мягкое звучание согласного изолированно, в слогах, словах и предложениях. Обучение звуковому анализу слогов и слов. Активизация словаря и расширение семантического поля слова по теме «Ткани», знакомство с новыми словами. Актуализация словаря. Закрепление умения определять количество слов в предложении. Формирование навыка согласования существительного и прилагательного. Формирование умения образовывать слова при помощи уменьшительных суффиксов.

2. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, всех видов памяти, зрительно-пространственной ориентации, артикуляционной, общей и мелкой моторики, физиологического и речевого дыхания, просодики, интонационной выразительности речи, фонематического восприятия и слуха. Развитие у детей наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

3. Воспитание интереса к окружающим предметам, профессии ткача. Воспитание коммуникативных способностей, умение ценить своё и чужое время. Воспитание аккуратности, умения слушать.  

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами будем:

Слушать внимательно,

Работать старательно,

Трудиться совместно,

Чтобы было интересно! 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- Посмотрите внимательно на картинку несколько секунд. А теперь попробуйте вспомнить предметы, которые вы на ней заметили. (за правильный ответ выдаются пуговицы, дети нанизывают их на нить)

Развитие зрительно-пространственной ориентации и моторики: 

- А сейчас я попрошу вас выйти ко мне и встать в кружочек. Возьмите по мячику, покатайте им по правой щёчке, только не роняйте! А теперь по левой щёчке. А теперь по лбу. Возьмите мячики в левую руку и положите в ведёрко.

- Сейчас я подброшу вверх мячики, ваша задача – их поймать, или собрать с полу, но, ВНИМАНИЕ, мальчики ловят только оттенки синего цвета!

- Покатайте мячики в руках. А теперь жёлтый и красный мячики положите в ведёрко справа, а остальные – в ведёрко слева от вас. И тихо сядьте за парты.

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти:

- А теперь поработаем с шумовыми коробочками.

Развитие артикуляционной моторики: (зеркала)

- Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и логоритмики:

Солнышко лучистое улыбнулось весело,

Потому что мамочке мы пропели песенку

Лопата копала, копала, копала.

Потом улеглась, видно очень устала.

А теперь язык накажем – поколотим, постучим.

Спрячем в рот и помолчим.

С горки покатался и проголодался

Просто объеденье – вкусное варенье! 

В руки кисточку возьми, потолочек побели

Объявление темы с пальчиковой гимнастикой: 

- Перед вами волшебные карточки. Аккуратно отклейте кусочки бумаги с синими флажками. А теперь посыпьте песочек одного цвета, можно аккуратно прижать песочек пальцами. А теперь отклейте кусочки с жёлтыми флажками и посыпьте песок другого цвета.  

- Правда, красивые картинки? Что у кого получилось (полным ответом)?

- На какой звук начинаются все эти слова?

- А как же мы произносим этот звук, давайте разберёмся. (Анализ артикуляции). (зеркала)

- Какой это звук? (согласный, мягкий)

- Какой буквой он обозначается? Попробуйте найти её наощупь в ваших мешочках.

- А кто скажет, из чего сшиты ваши мешочки? (из ткани) 

- Вот сегодня мы с вами ещё немного поговорим и о тканях.

Развитие фонематического слуха. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов:

ЧА, ТЯ, ЩУ, ЧУ, ЧЕ, АЧ, АТЬ, ЯЧ, ЮЩ, ЮЧ, ЧКА, ШКА, ЧКИ, ЧОК

(чайка, чайник, чашка, час, удача, мычать, чудо, чуб, чум, чугун, научу, чей, чепуха, чемодан, качели, печенье, ученик, ткач, плач, мяч, ключ, дочка, девочка, удочка, очки, колючки, сачок, бычок)

Ач-ач-ач — ач-ач-ач — Танечке купили мяч,

Оч-оч-оч — оч-оч-оч — мама очень любит дочь,

Уч-уч-уч — уч-уч-уч — солнце светит из-за туч,

Еч-еч-еч — еч-еч-еч — в доме натопили печь.

Физминутка:

Девочки и мальчики

Скачут, точно мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Работа со словами. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью:

- Послушайте, как интересно: предмет становится меньше, а слово, которое его обозначает – длиннее.

БЫК – БЫЧОК – БЫЧОЧЕК

- Давайте и мы с вами попробуем «уменьшить» предметы при помощи таких же частей слова с нашим звуком Ч:

ЗНАК, БОК, КРЮК, ВОЛК, ВНУК, БАК

 - Мы с вами уже графически записывали слог ЧОК, а теперь, используя его, запишем слово БЫЧОК.

Развитие мимики, дыхания и голоса:

- Положите голову на руки, закройте глазки, будто спите. Представьте, что вам снится что очень хорошее… А теперь – будто вы едите лимон. Проснулись… Потянулись, как вы потягиваетесь дома, когда просыпаетесь утром.

- Встаньте, положите руку на живот, подышим так, чтобы на вдох рука двигалась вперёд, а на выдох – назад.

Чистоговорки:

Ткёт ткач ткани на платок Тане

Обогащение словаря, развитие сенсорного восприятия:

- Давайте и мы с вами узнаем, какие же бывают ткани. (рассматривают, ощупывают кусочки тканей, называют названия – словарные слова – складывают кусочки в мешочки.

Работа над предложением, текстом:   (семантическое поле слова «Ткани»)

- Давайте вместе попробуем рассказать по картинке всё, что мы знаем о тканях (показать ткацкие станки)

Итог занятия:

- Какой звук вы сегодня учились слышать и различать?

- А какой буквой обозначается этот звук?

- С какими новыми словами вы познакомились на уроке?

- Найдите наощупь в мешочке кусочки тканей.

- Вспомните картинку, которую рассматривали в самом начале урока, кто из вас сможет назвать на ней слово с нашим звуком Ч?

- Как вы думаете, хорошо ли вы сегодня работали на уроке? Какую оценку вы бы поставили себе за урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....