Специфика взаимодействия учителя - логопеда с педагогами начальной школы по устранению речевых нарушений
статья по логопедии на тему

Тараненко Елена Викторовна

Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. В работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей, обучающихся в начальной школе. Большую помощь в преодолении недостатков письменной речи учащихся оказывает школьный учитель-логопед. Но осуществление коррекционной работы с ребенком требует комплексного подхода, т.е. привлечения к решению проблемы родителей, учителей, учителя-логопеда. Особое внимание уделяется специфике взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_vzaimodeystviya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика взаимодействия учителя - логопеда с педагогами начальной школы по устранению речевых нарушений

Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. В работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей, обучающихся в начальной школе. Большую помощь в преодолении недостатков письменной речи учащихся оказывает школьный учитель-логопед. Но осуществление коррекционной работы с ребенком требует комплексного подхода, т.е. привлечения к решению проблемы родителей, учителей, учителя-логопеда. Особое внимание уделяется специфике взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку.  

С целью эффективного взаимодействия с учителями я активно использую метод консультативного сопровождения, который помогает учителю в решении проблем ребенка. Специфика метода заключается в разделении ответственности между сторонами учитель-логопед – учитель. Задача учителя-логопеда – устранить речевые нарушения и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит объединение логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Логопедическую работу в 1–4-х классах можно разделить на следующие этапы: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

I этап – диагностический

Задачи этапа:

  • определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;
  • планирование соответствующей коррекционной работы.

В первые две недели сентября мною проводится полное обследование состояния речи учащихся 1–4-х классов, имеющих нарушения устной и письменной речи. По итогам обследования мною составляется список учащихся для зачисления на логопедические занятия.

Дальнейшее обследование учеников и их учебных проблем проводится совместно с учителем по разработанной схеме, где в устной форме учителю предлагается ответить на ряд вопросов:

1. Предмет, по которому ребёнок не успевает.

2. Чему не получается ребёнка обучить.

3. Понял ли ребёнок суть принципа или заучил формулировки.

4. Если ученик не успевает усвоить материал за то же время что и основная масса учащихся, насколько больше ему требуется времени?

5. Требует ли ученик от учителя дополнительного внимания на уроке?

6. По какому предмету ребёнок охотно занимается?

7. В каком окружении ребенок находится в доме? Описание психологической обстановки в семье и др.

Приступая к планированию коррекционной работы, со своей стороны я знакомлюсь с учебной программой и стандартом начального общего образования, методами и приемами.

Кроме того, на данном этапе мною планируются следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;
  • участие в работе методических объединений учителей начальных классов;
  • проведение консультаций для учителей начальных классов и др.

II этап - коррекционный

Задачи этапа:

  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Наиболее тесное взаимодействие с учителями происходит именно на этом этапе. В это время я информирую учителей начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получаю информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

Мои рекомендации для учителей помогают на уроках детям автоматизировать поставленные звуки. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов они напоминают ребенку, какие звуки нужно произносить правильно, и участвуют в воспитании самоконтроля звукопроизношения.

При подборе упражнения, задания, предпочтение отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ученика, т.е. при дифференциации звуков предлагается сначала послушать слова и определить наличие заданных звуков, проанализировать эти слова, составить с ними словосочетания и предложения.

Зная насыщенность и сложность учебной программы, я стараюсь не давать домашних заданий, не перегружать дополнительной информацией.

III этап – оценочный

Задачи этапа:

  • подведение итогов;
  • проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;
  • определение перспективы дальнейшей деятельности.

На данном этапе мною и учителями оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма; анализируются различные виды письменных работ детей и т.д.

 Одно из важнейших условий коррекционной работы выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика. Как показал опыт, практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе.

Задача логопеда, во-первых, научить педагога отличать специфическую ошибку от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителем.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки, т.е. создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормативной отметки.

Итак, самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) одинаково заинтересованы в организации помощи ребенку.

Результатом сотрудничества учителя начальных классов и учителя-логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших  речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг в системе « Учитель–логопед - ученик» в начальной школе

Мониторинг в системе  « Учитель–логопед  -  ученик»  в начальной школе.                  Цель м...

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.С каждым годом среди учащихся...

«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов начальной школы в ГОУ ТШ для обучающихся с ОВЗ №4.»

Автор подчёркивает важность тесного взаимодействия  в работе    учителя - логопеда и педагогов начального звена школы с ОВЗ    так  как, только при...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.

Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с...

ПРОЕКТ по теме: «Взаимосвязь логоритмических занятий и театрализованной деятельности в начальной школе при преодолении речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ »

         Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у обучающихся с ОВЗ отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотн...

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Данная статья поможет учителям начальных классов при работе с родителями...

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы, поэтому, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....