ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Мартыненко Наталья Владимировна

В плане прописаны этапы и содержание коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_korrektsionnoy_raboty_uchitelya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ

ГРУППЫ: дети 1 класс с общим недоразвитием речи, не резко выраженным общим недоразвитием речи (1 год обучения)

дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием.

ЦЕЛИ: 1. Преодоление нарушений в звуковой стороне речи (звукопроизношение, фонетическое восприятие, фонематический анализ и синтез)

  1. Формирование речевых предпосылок к овладению грамотой у детей с нарушением речи.
  2. Профилактика нарушений чтения и письма у первоклассников.

ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ:

1- ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ:

  • развитие и совершенствование анализаторов зрительного, слухового, двигательного, речеслухового и речедвигательного;
  • формирование нормативного объема зрительной и слуховой памяти;
  • развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
  • формирование и развитие мыслительных операций (обобщения, классификации, исключения, сравнения, выделение главного прич.-следственных связей);
  • формирование внимания как умственного действия контроля.
  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
  • формирование представлений о схеме тела;
  • обучение ориентировке в пространстве (большом, малом, на листе бумаги);
  • формирование умения понимать пространственные отношения, выраженные предлогами и наречиями;
  • формирование основных пространственных понятий, значимых для письма (клетка, строчка, поля, ряд, столбец);
  • формирование понятий о линейном ряде;
  • формирование основных временных представлений (времена года, дни недели, время суток, раньше - позже, старше - младше, вчера, сегодня, завтра, до, после).
  1. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,
  • развитие и совершенствование артикулярного праксиса;
  • постановка отсутствующих, или искаженных звуков на базе совершенствования артикуляционной маторики (выработка точных, дифференцированных движений органов речи);
  • уточнение произношения всех звуков речи;
  • формирование навыка осознанного контроля за работой артикуляционных органов на основы развития кинестетических ощущений как предпосылки для овладения грамматическими понятиями «звук», «гласный звук», «твердый и

мягкий согласный», «звонкий и глухой согласный», «ударный и безударный гласный».

  • дифференциация звуков в произношении.
  1. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ (БОСПРРИЯТИЕ СЛУХА.

ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА)

  • формирование умения осознавать фонемную и слоговую структуру слова на слух (с опорой на схему, числовой ряд);
  • дать представление о слове как линейной последовательности слогов и фонем;
  • научить определять место звука в слове, проводить количественный, порядковый и позиционный фонематический анализ;
  • дифференцировать на слух и с опорой на кинестетические ощущения;
  1. Согласные и гласные.
  2. Твердые и мягкие согласные.
  3. Звонкие и глухие согласные

Согласные, сходные по артикуляционным признакам (свистящие-шипящие,

африкаты, заднеязычные, сонорные и тотированные звуки).

  1. ФОРМИРОВАНИЕ        БУКВЕННОГО АНАЛИЗА - СИНТЕЗА
  • научить опознавать графемы русского алфавита и соотносить их с соответствующими звуками;
  • развивать графомоторные функции;
  • научить определять количество и порядок слов в предложении;
  • формировать первичный орфографический навык записи предложения (большая буква, точка)

К концу коррекционного обучения у учащегося должны быть:

  • сформирована направленность на звуковую сторону речи;
  • поставлены и отдифференцированы на слух и в произношении все звуки;
  • сформированы навыки звукового анализа и синтеза (количество, порядок звуков в слове) слогового анализа и синтеза, преобразования слов путем замены звуков и букв;
  • сформировано умение определять акустические и артикулярные характеристики звуков (гласный-согласный, звонкий -глухой согласный, твердый мягкий согласный, ударный -безударный гласный), введены в активный словарный запас соответствующие грамматические термины.

Распределение тем по часам (группы с ОНР, НВ, ОНР, 90 часов в год)

Подготовительный период -12 ч.

Гласные звуки и буквы -6 ч.

Согласные звонкие и глухие -39 ч.

Сонорные согласные - 9ч.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда и мягким знаком -15 ч.

Согласные - африкаты и [ щ ] - 9ч.

Распределение тем по часам ( группы ФФН, ФН, 60 часов в год.)

Подготовительный период -8 ч. Гласные звуки и буквы -4 ч. Звонкие - глухие согласные - 26 ч. Сонорные согласные -6 ч.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда с ь - 10ч. Согласные - африкаты и [ Щ ] - 6 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....